(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.

Леонид Жуков

Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.

17.08.03. PSY. СОЗДАТЬ МОНАСТЫРЬ

Задача сознания – помогать внутренним потребностям (желаниям) роста – создавать для них благоприятные условия. В противовес естественному стремлению к удовольствиям, повышающим энтропию системы (организма, духа), приближающему к смерти (безразличию, усталости, скуке).

  • Сознание – это монастырь для бессознательного.
  • Сознание искусственным, волевым, дискомфортным способом создает условия и ставит цели для бессознательного; например, лишает курева, выпивки, развлечений и пр. – не путем самостоятельного отказа, но путем принуждения. Инструмент сознания – кнут. И за это его порицают.

31.08.03. PHI. ЦЕЛОСТНОСТЬ СОЦИУМА

Если по аналогии с человеком, мир социума, мир общественных организмов разделить на внешний и внутренний, то внутрь попадет теория, а во вне – опыт. Таким образом, “чистый разум” – область внутреннего мира социума – не результативная, не эффективная, область гипотетического опыта или иллюзии, теории – более или менее правдоподобной в соответствии со степенью предсказуемости опыта. С другой стороны, при таком подходе, опыт – это степень социального статуирования теории. Опыт – это область внешнего мира социальных существ, ни на чем, по большому счету, не основанный (ибо теория, иллюзия не может служить основанием), но, тем не менее, в каждый момент времени “имеющий место быть”.

  • Итак, речь идет, во-первых, о признании со стороны “самого себя” – спонтанном бытии как таковом; а, во-вторых, - об общественном признании. Сложение этих двух составляющих и дают нам личность.

 

30.08.03. PHI. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПК (ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА)

  • Софт (Soft) – повышение “разумности”, создание программ типа “искусственного интеллекта” (вернее, - “искусственного разума”) для бытового применения.
  • Хард (Hard) – повышение “телесности”, интеграция “железа” в человеческое тело (организм), вплоть до его включения в структуру мозга, приближение системы управления компьютером к “управлению мыслью”; ликвидация промежуточных “моторных инстанций” вплоть до планирования включения искусственных (дополнительных) органов на уровне индивидуального развития организма.

 

28.08.03. PSY. ЕЩЕ ПРО ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО: ОПИСАНИЕ-ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Замешательство – это состояние, порожденное внезапным исчезновением цели; исчезновением незапланированным, неожиданным, лежащим вне “пространства постановки целей”, т.е. нахождение “где-то неизвестно, где”. Это состояние пограничное между гипнотическим и сознательным. (Первоначально, чтобы попасть в состояние гипноза надо пройти через состояние замешательства).

В нормальном состоянии (сознательном, полном – т.е. включающем в себя весь объем состояний – и подсознательные и бессознательные) – это область тревоги.

  • Замешательство противоположно полному расслаблению (релаксации) – это определенность без цели в отличие от цели неопределенности (цели быть полностью неопределенным, бесформенным).

 

27.08.03. PSY. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Структурируя бессознательное в форме “личностей”, я бы выделил два типа их:

  1. “Временные личности” - последовательность “личностей” человека во времени (“я” вчерашний, позавчерашний, десяти лет, шести лет и пр.)
  2. “Состояния личности”, представленные как спектр “личностей” в одном времени (варианты возможных “я”, каким я могу быть сейчас).
  • “Темпоральные” (бессознательные, - по Эриксону) личности и “трансактные” (по Берну) личности.

 

26.08.03. PSY. МУДРОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

“Эго” порождает “образы я” - как последовательно во времени, так и “здесь и сейчас”. Эти бессознательные личности мудры так же, как мудра жизнь; по сути, это биологические регуляторы, поддерживающие состояние гомеостазиса личности и организма (биологической личности); это система биологической саморегуляции личности; это система биологической саморегуляции на уровне личности.

  • “Биологическая личность” мудра так же, как мудра жизнь, - разумеется, исключая те случаи, где эта мудрость ограничена “мудростью смерти”; иначе говоря, кроме тех случаев, где смерть действует во имя жизни – “смертью смерть поправ”.
  • “Эго” ограничено “альтер-эго”. “Альтер-эго” это бессмертие “эго”.
  • Метод Эриксона: раскапывать “бессознательные личности” до тех пор, пока не будет найдена именно та личность, которая, способна исправить положение (вылечить пациента), либо создать новую – безвредную – бессознательную личность в качестве некоего дома на окраине, где незаметно будет жить болезнь и т.д.

 

22.08.03. PSY. ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

Телесность это в том числе быт: режим дня, вкусы, привычки, рефлексы, окружающие предметы и люди, стиль…

 

22.08.03. PR-PSY. ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ

У нас никогда нет достаточных оснований для тех или иных действий, реализации того или иного плана, потому что цель (задача) никогда не бывает сформулирована до конца, потому что цель – это “я”, потому что “я” никогда не завершено. И, значит, любая цель несовершенна, неполна.

  • Достаточных оснований для разумных действий нет. Творческая жизнь авантюрна по определению. Художник это всегда маргинал. Но все это относится и к традициям, и к жизни вообще (биологической жизни), и в целом ко вселенной, которая, в сущности, случайна.
  • Мир как таковой маргинален.

 

20.08.03. PHI. МЕТАФИЗИКА: “СМЫСЛ ЖИЗНИ”

Цель каждого человека – создать мир, новую вселенную и, таким образом, реализовать свою самость, которая есть не что иное, как сила или некая первопричина, основание кантовской “вещи такой, какая она есть сама по себе”.

  • Кантовская “вещь в себе” это “я” каждого отдельно взятого человека, понятое, как исток мироздания, – Бог. Таким образом, я говорю о “многобожии” (в нетрадиционном смысле), множественности миров и единственности вселенной, существующей как квантовая “линейная суперпозиция” возможных вариантов бытия.

 

19.08.03. PHI. будильник как монастырь

Обычный будильник, если им пользуешься ради блага окружающих (например, чтобы встать пораньше и сделать небольшую уборку в доме) и в то же время для собственного усовершенствования (например, чтобы разобраться со своим сном), ничем не отличается от какого-либо правила монастырской жизни.

  • Монастырь, как физическое сооружение и как свод формальных правил жизни, это инструмент жертвы, это инструмент отказа от эго ради альтер-эго, это инструмент замещения физической, плотской субстанции духовной; это инструмент воспитания духа.
  • Монастырь – это будильник.

 

18.08.03. PHI-PSY. В СВЯЗИ С ВИННИКОТОМ. ФИЛОСОФИЯ – МЕТАФИЗИКА – НАУКА – (ПСИХОЛОГИЯ)

  • Философия это деятельность по порождению метафизик (метафизических систем).
  • Метафизика это среда становления науки; среда, в которой происходит, в которой только и может происходить, научное творчество.
  • Метафизика, таким образом, следуя за Винникотом, как любимый “плюшевый мишка” исследователя, представляет собой иллюзорно-реальную вещь (“переходный объект”), которая нужна для сепарации – превращения гештальта в объект. Превращения некоего внутреннего предмета – “части меня” – во внешний объект – отделенный от меня, независимый от меня, фрустрирующий меня.
  • Однако, надо полагать, представление о “переходном объекте” не более истинно, чем любая другая психологическая концепция (например, гештальт-подход), с которой оно может стыковаться, не стыковаться, противоречить и пр.

 

14.08.03. PSY. “ДЕТСКОЕ ЧУВСТВО”

“Детское чувство” (ощущение новизны, открытия) прямое следствие “детства” – проявления новой психической сущности, личностного роста.

  • Вопрос, как с детским чувством связана тревога? – Тревога творческая? Тревога переживания остроты жизни (онтологическая)?
  • Тревога = энергия (Хорни, Фрейд).

 

14.08.03. PR-PSY. “ИГРА В БИСЕР”

Избавить от скуки, когда все витальные и проч. потребности удовлетворены, может только культура. А культура это игра профессионалов – “игра в бисер”.

  • Культура создает новые сущности, способные быть живыми, т.е. доставлять детское чувство удивления миром.
  • Мудрость – удивление профессионала.

 

13.08.03. PSY. КАЧЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

Теория в психологии это способ систематизации своих знаний таким образом, чтобы все они все время были “под рукой”. Ибо времени искать нужный инструмент (опыт, знание) в ходе психотерапевтического сеанса нет.

 

12.08.03. PSY. БОГ КАК ИНСТРУМЕНТ

Бог – это идеал “я”. Или, если угодно, - идея “я”.

  • В системах, где Бога нет (атеистических), его роль выполняет “я”, но при этом оно становится непознаваемым – недостижимым абсолютным знанием, к которому приближается относительное.
  • В системах, где Бог есть, “я” вполне познаваемо, но неинтересно, поскольку лишено тайны, свободы.
  • Я бы сказал, что каждый нормальный человек отчасти атеист, отчасти верующий. Ибо ему нужны вместе и “мир”, чтобы действовать “во вне” (познаваемый, предсказуемый и потому лишенный свободы), и Бог, чтобы действовать “внутри себя” (парадоксально свободный).
  • “На Бога надейся, но сам не плошай!” Вот в том самом месте, где “не плошаешь”, ты атеист.

11.08.03. PSY. ГЕШТАЛЬТСЕССИЯ. ЛОГИКА ТРЕНИНГА (СМЫСЛ И СТРУКТУРА УПРАЖНЕНИЙ)

Все упражнения и игры можно поделить на мировоззренческие (нацеленные на “эго” или “альтер-эго” - эгоистические или альтруистические переживания) и инструментальные (дающие новый опыт восприятия и, соответственно, новые “инструменты” или органы действия).

Вообще же тренинг – это знакомство, осуществляемое до определенного предела, положенного целью тренинга. Это знакомство происходит посредством создания – творения – целей и правил, которые, в свою очередь, работают на все большую целостность группы. То есть углубление знакомства осуществляется через все возрастающую целостность группы. Ибо понимание, взаимопонимание, любовь, по сути, и есть ощущение своей связности с другими людьми, целостности с другими.

И, наконец, на определенном этапе группа превращается в команду, которая осуществляет некую цель, и затем, после реализации командной цели, - просто в некую общность, онтологическую целостность людей; скажем просто – в дружеский круг.

 

10.08.03. PSY. ЧИТАЯ ВИННИКОТА

Психоанализ хорош своим вниманием к мелочам.

  • И в этом же его слабость, поскольку в мелочах тонет общее – теория.

 

10.08.03. HPI. “КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ”

Кантовский “категорический императив” = идея = идеал = предел бесконечного множества (матем.)

 

10.08.03. PSY. УРОВЕНЬ АРХЕТИПА

Если оценивать архетип по его уровню, то следует признать, что наибольшей глубиной обладает архетип Бога. Аналоги (тождества): единица (число) Пифагора, идея Платона, точка Евклида, мандала Юнга…

 

10.08.03. PSY. БОГ КАК БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Бог – это идеал подсознания, идеальное представление о бессознательном, предел бессознательности. Бессознательное – это Бог.

Бог – это идея личности, предельное представление о личности; по аналогии с такими математическими идеями как точка (идея пространства), число (идея меры).

  • Искусный психотерапевт общается с Богом в душе пациента.
  • Обратная аналогия: капля – идея океана.

 

08.08.03. PR. ПРОЦЕСС КАК ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Понятие “процесса” в консалтинге эквивалентно, если не тождественно, понятию “длительности” Бергсона.

  • Реализация человеком или организацией одной и той же функции много раз приводит, в конце концов (если не каждый раз, - на микроуровне), к новому (незапланированному, неожиданному, противоположному и пр.) результату.

 

07.08.03. PSY. ТЕОРИЯ ТРЕНИНГА: МЕТАПОДХОД

Поскольку тренинг делается для изменения жизни, служит жизни и значит так или иначе диктуется жизнью, можно сделать обратный ход и представить жизнь как тренинг – построить теорию жизни как тренинга. Но следующий ход, поскольку нас все же интересует тренинг, а не жизнь – на основе теории жизни как тренинга построить теорию тренинга. Таким образом, мы получим естественную (жизненную) теорию тренинга.

  • Теории тренинга не существует, поскольку не понятно, на чем основывается выбор определенных упражнений из нескольких однородных? Этот выбор объясним лишь в контексте того или иного сюжета тренинга, а еще лучше – в контексте определенных тренинговых ситуаций.

 

06.08.03. PSY. РЯД ФЕНОМЕНОВ “ОТСУТСТВИЯ”, “БЕЗДЕЙСТВИЯ”

  • Замешательство.
  • Пауза.
  • Остановка.

Внешне каждый из этих феноменов выглядит одинаково, однако содержание, смысл каждого из них различен. Остановку можно рассматривать как вариант сумасшествия, поскольку это действие наперекор кому-либо, в предельном случае – наперекор обществу; соответственно, происходит выпадение человека из социума. Вариант остановки – кататония.

 

05.08.03. HPI. ДИАЛОГИ В ПУСТОТЕ. СМЫСЛ ФАНАТИЗМА

  • Знаешь, каким образом вообще можно сделать что-либо? – Только упершись. Только действуя в какой-то очень важный момент полностью бессмысленно, механически – но последовательно, но действуя! Поскольку ясно, что в любой вещи, которая реализуется посредством действия, в каком-то аспекте ее существования “смысла нет”. И в этот самый момент можно существовать только бессмысленно. Таким образом, для достижения полноты, для завершения целостности необходимо, в том числе, пройти через бессмысленность, ибо бессмысленность часть смысла.
  • Либо в этот момент – бессмысленный период времени – обладать фанатичным смыслом.
  • Но, не так ли ведет себя сумасшедший, или признанный таковым?

08.09.03. (01.04.03). PHI. ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ

Проблема математики в том, что существует бесконечность типов бесконечности. Или не существует? И то, и другое недоказуемо. Более того, недоказуема сама недоказуемость данного обстоятельства.

 

05.09.03. (01.04.03). PSY. ГИПНОЗ КАК МЕТАФИЗИКА

Классификация технологий в контексте “гипноза”:

  1. Директивный гипноз (классический)
  2. Ситуативный (эриксоновский)
  3. Экстрасенсорный
  • Ниже: медицина – как философия механицизма.
  • Выше: психотерапия – как философия свободы.

 

03.09.03. (31.03.03). Lvd. СТИХИ О.М.

Вначале стихи Мандельштама показались мне слишком напыщенными, вычурными, слишком сладкими на вкус, приторными. Навороченными, как сказали бы теперь. Но потом именно эта приторность соблазнила меня. И, надо сказать, хотя впоследствии я обнаружил и удивительную – уникальную! – простоту его стихов (“Мы с тобой на кухне посидим”), все же в моем восприятии так и сохранился некий пласт сложности его творчества, как некий фон, сценическая декорация:

Золотистого меда струя из бутылки текла

Так спокойно и долго, что молвить хозяйка успела:

“Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла…”

 

01.09.03. (31.03.03). PSY. ПРОСТРАНСТВО ГИПНОЗА

Гипноз находится в пространстве между функцией и процессом. Например, между моими планами делать что-либо и моим желанием (вернее, - нежеланием) делать это, когда настает время действий. В сущности, на этом основан прием введения человека в транс, когда какую-то его функцию (например, рукопожатие) неожиданно прерывают. В этот момент – между функцией и процессом, между целью и планом – кто угодно – мир! – владеет тобою безраздельно. В этом смысле, перефразируя Сковороду, “мир все время ловит нас”. Его формула – “мир ловил меня, но не поймал” – такая же идеализация, как представление о душе или сознании.

  • Проблема субъективности в том, что она реальна, но не объективна. В противовес чему мир и объективен и реален. Но не субъективен!
  • Субъективность это смысл, это идея, это культура.
  • Объективно мое тело, мой мозг, формулировки мои идей; но не душа, не сознание. Первое – предмет изучения естественных наук, второе – гуманитарных. При этом философия и психология находятся на стыке этих наук, причем первая обращена к гуманитарной сфере, а вторая к естественнонаучной.
  • Гуманитарные науки создают музей, естественные – лабораторию.

   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru