(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

29.10.02. РЕПЛИКА. ПО СЛЕДАМ ТЕРАКТА В МОСКВЕ. АССИМЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Самым сильным моментом (и необычным) в разворачивании противостояния террористам было, на мой взгляд, уличное выступление участников спектакля - короткая, прозвучавшая в телеэфире, песня в поддержку находящихся в зале заложников. Искреннее выражение лица ребенка на первом плане и нелепые слова песни - "и свою свинью-копилку мы с любовью пронесем через года…" Все это так разительно не вяжется с требованиями "сильных людей", боевиков, - политическими, амбициозными, неважно какими… - неживыми!

   - Фактически уже эта песня поставила
смысловую точку в происходящих событиях.
Ибо стал до очевидности ясен тривиальный
факт,  что жизнь и смерть - вещи несовместные.
И, что можно противопоставить жизни, кроме жизни?!
Если говорить по существу каких бы то ни
было требований.
   - Ничего подобного, сколько мне известно,
не было в других мировых актах захватов заложников.
Но сходные вещи происходили в противостоянии ГКЧП.
   - Вместе с тем, глядя на лидера боевиков,
Мовсара Бараева, я не мог отделаться от впечатления,
что это неуверенный в себе, испуганный мальчишка,
играющий роль взрослого мужчины, нервный,
закомплексованный, невротичный, боящийся показать
свою слабость - действующий автоматически,
говорящий автоматически - "ничего личного - только бизнес".
   - Война кончилась, - началась болезнь.

20.10.02. LVD. БРОДСКИЙ. ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Стихи Бродского объективны, если это слово вообще применимо к стихам. Смыслы и оценки его образов амбивалентны. Или, я бы сказал, - антиномичны.

20.10.02. PSY. СТРУКТУРА ПСИХИКИ

В структуре личности достаточно четко выделяются центры эгоизма и альтруизма. До тех пор, пока они представляют собой, по внутренним ощущениям, дихотомию - два противостоящих друг другу полюса, как в магните, до тех пор я говорю о "проблемной личности" - человеке потенциально или актуально больном (от слабых форм внутренней дисгармонии вроде угнетенного или депрессивного состояния до различных степеней психического или физического заболеваний). Но в тот момент, когда эти полюсы сливаются друг с другом, и сфера альтруизма объемлет ядро (сферу) эгоизма, можно говорить о "гармонизированной личности"; или, по терминологии Маслоу, об "актуализированной личности" - о нормальном состоянии человека. При этом происходит уничтожение различного рода дихотомий и амбивалентных чувств, а вернее сказать, - не уничтожение, но преобразование их в единство, целостность. И человек становится "целостной личностью" (еще одно определение нормы).

   - В структуре "целостной личности" эго
суть подсознание. А всевозможного рода отрицательные
эмоции и чувства (в том числе, угнетение, подавленность,
депрессия боль и пр.) воспринимаются как благо;
как очень интересное явление; как путь. Ибо это "дано мне"
вне моего осознанного, рационального усилия.
Или, правильней, - как непредвиденное дополнение к моим
сознательным усилиям. Благо быть живым.
   - Вопрос в том, в каких случаях имеет смысл использовать
силовой способ решения проблем (официальную медицину),
а в каком - развивающий, преобразующий проблемы в достоинства?

19.10.02. РЕПЛИКА. PR. ИМПЕРИЯ ЗЛА

Проблема США в том, что они все еще продолжают воевать с СССР. Впустую.

19.10.02. PSY. ОПОРА НА СЕБЯ

Стоит мне отнестись к себе, к своей телесно-предметной данности, как к "точке опоры", как мир принципиально изменится, ибо на опору опираются, от опоры отталкиваются, но не существуют в ней, как существуют в том, что дано, - что бытийствует в себе, само по себе. Опираясь на себя, я отказываюсь от себя, то есть осуществляю процесс, называемый "личностным ростом".

19.10.02. PHI. СВОБОДА КАК ВЫБОР

Свобода это не просто выбор, но весь объем всевозможных выборов и сверх того - вера; более того, - спонтанный выбор; более того, - творческий, созидающий…

18.10.02. РЕПЛИКА. ПОЧЕМУ-ТО…

Почему Никиту Михалкова никто не любит? А ведь он все делает правильно.

18.10.02. PSY. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ

Если вникнуть, то можно ощутить, что страх перед какими-либо естественными причинами - скажем, болезнью, физической опасностью, темнотой, дикими животными, гадами, пауками и пр. - значительно менее велик, чем страх перед другими людьми, которые по каким-либо причинам могут причинить вам зло или уничтожить вас. Иначе говоря, социальный страх качественно сильнее натурального. Естественный страх и страхом-то считать нельзя - скорее, это просто возбуждение перед лицом опасности. Страх же иррационален и источником его может быть только столь же иррациональная воля другого человека.

   - Даже страх темноты (естественный!) подразумевает,
что в ней таится злодей - человек с ножом.
   - Страх это нечто человеческое.

10.11.02. PHI. ФИЗИЧЕСКИЙ ДУАЛИЗМ

Дихотомия "дух-тело" ничем не отличается от квантово-волнового дуализма и, надо полагать, математически описывается последним (в своем физическом аспекте). Таким образом, мое действие соприродно любому физическому явлению - падению камня под действием земного притяжения, ядерному распаду, моменту образования вселенной (первоначальному взрыву).
   - За пределами наличного знания - в возможности науки
будущего - лежит в полном смысле слова "другой мир",
хотя и "тот же самый".
   - Физика дает нам математическую метафору духа.
Дуализм возможного и имеющегося - из того разряда,
что и квантово-волновой дуализм.

09.11.02. PSY-PHI. ПРЕДМЕТНОСТЬ СПОНТАННОСТИ

Спонтанность это экстравертность, проявленность моего духа в физическом плане.

08.11.02. PSY-PHI. "МОМЕНТ ДО"

Что происходит в момент перед принятием решения (в "момент до")? - В этот момент все составляющие для решения уже имеются в наличии. И в той мере, в какой они реальны, а не иллюзорны, назревающее решение мы можем считать просчитанным, обоснованным, гарантированным по результату. Речь идет не только о рациональном расчете, но и об интуиции (в том числе, о бессознательном, спонтанном учете всех обстоятельств, спонтанном действии) - об уверенности в том, что я могу "сделать это" и, более того, - об уверенности в получении планируемого результата. Степень "просчитанности" решения зависит от характера человека - более или менее спонтанного.
   - Итак, в момент принятия решения происходит превращение
всех его составляющих в единое целое, где я нахожусь либо в центре
- полностью управляю событиями, либо на периферии (не в центре) -
контролирую ситуацию лишь с некоторой долей вероятности, лишь
частично. То есть мой мир либо полностью, либо частично реален.
И, как правило, "мой мир" - частью реален, частью иллюзорен,
гипотетичен - в зависимости от элементов составляющих мое решение
в "момент до" (непосредственно перед его принятием).
   - Принимая решения, я создаю "свой мир". И в него нет доступа
никому другому - разве что этот "другой" будет действовать под
маской моих иллюзий, но и в этом случае он останется предметом
"моего мира", не опознанным мною до поры, до времени.

07.11.02. PHI. НАУКА В ШИРЬ И В ГЛУБЬ

Всякое представление мы можем развивать, как "в ширь", так и "в глубь". Развиваемое "в глубь", оно очень быстро доходит до своего отрицания и противоположности. Это, как я понимаю, называют диалектикой. В лучшем случае, перешагнув за пределы данного представления как такового, мы окажемся в замешательстве, или, иначе говоря, - в сфере "ничто".

Развиваемое же "в ширь", оно будет насыщаться логическими, а затем и фактическими подтверждениями пока не обретет облик системы, объясняющей все. Это путь "нормальной науки" по Куну; соответственно "в глубь" - путь революции в науке.

07.11.02. PHI. СНОВА О ВРЕМЕНИ, - ВЕРНЕЕ О ЕГО ОТСУТСТВИИ

Время, которого не хватает, это уже не время, а предмет, которого не хватает. И если мы присмотримся, то обнаружим, что это и самом деле предмет, который хотелось бы иметь, но которого нет - клиент, деньги, отремонтированный шкаф (жизнь, в конце концов) - Бог знает что!..
   - На самом деле, времени хватает всегда.
Но мы об этом не знаем.

07.11.02. РЕПЛИКА. PHI. ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ЗНАНИЯ

Всякое знание философ тотчас должен сдать ученому.

06.11.02. PR. К КЛАССИФИКАЦИИ PR.

Я бы выделили два смысла понятия VIP-PR: как высший уровень профессионализма и как коллекцию приемов, ориентированных на обслуживание VIP-клиентов.
1. VIP-PR - "высший PR" - подразумевает работу высшего уровня сложности и ответственности - разработку концепций и стратегий. Речь идет о работе на уровне партнера высшего руководства организации (хозяев). При этом характеристики PR объекта - имидж, статус, общественное значение и др. - могут и не быть "виповскими", т.е. характеризующими объект PR-обсуживания как элемент элитарного общества.
2. VIP-PR - как элитный PR.

05.11.02. PHI. К феноменологии "я"

По аналогии со всем остальным предметным миром, мы автоматически воспринимаем человека как предмет, который можно двигать, которым можно манипулировать. Мы бессознательно думаем, что на других людей можно воздействовать так же, как на физические вещи. Однако, это не так. Более того, справедлива в точности обратная ситуация, - даже с привычными, как старые тапочки, вещами надо "договариваться", чтобы достичь нужного результата. Ничто не гарантировано. По большому счету, вещи так же своевольны и своенравны, как люди, и так же непостижимы.
   - Даже самому себе я не принадлежу на сто процентов.
   - Могу ли я вообще сказать, что мое сознание
"я" в чистом виде в данный момент времени мое?
   - Вместе с тем, эта позиция, доведенная до
своей противоположности, дает надежду...

01.11.02. PHI. ОКОЛО БЕРГСОНА. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Рост есть индивидуализация (индивидуация) за границами данности - становление личности. Причем личность здесь можно рассматривать в широком, метафорическом смысле, - говоря о любой целостности - вселенной или человеческом обществе, в том числе, группах…

29.10.02. РЕПЛИКА. ПО СЛЕДАМ ТЕРАКТА В МОСКВЕ. АССИМЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Самым сильным моментом (и необычным) в разворачивании противостояния террористам было, на мой взгляд, уличное выступление участников спектакля - короткая, прозвучавшая в телеэфире, песня в поддержку находящихся в зале заложников. Искреннее выражение лица ребенка на первом плане и нелепые слова песни - "и свою свинью-копилку мы с любовью пронесем через года…" Все это так разительно не вяжется с требованиями "сильных людей", боевиков, - политическими, амбициозными, неважно какими… - неживыми!
   - Фактически уже эта песня поставила смысловую точку
в происходящих событиях. Ибо стал до очевидности
ясен тривиальный факт,  что жизнь и смерть - вещи
несовместные. И, что можно противопоставить жизни,
кроме жизни?! Если говорить по существу каких бы
то ни было требований.
   - Ничего подобного, сколько мне известно, не
было в других мировых актах захватов заложников.
Но сходные вещи происходили в противостоянии ГКЧП.
   - Вместе с тем, глядя на лидера боевиков,
Мовсара Бараева, я не мог отделаться от впечатления,
что это неуверенный в себе, испуганный мальчишка,
играющий роль взрослого мужчины, нервный,
закомплексованный, невротичный, боящийся показать
свою слабость - действующий автоматически, говорящий
автоматически - "ничего личного - только бизнес".
   - Война кончилась, - началась болезнь.

20.10.02. LVD. БРОДСКИЙ. ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Стихи Бродского объективны, если это слово вообще применимо к стихам. Смыслы и оценки его образов амбивалентны. Или, я бы сказал, - антиномичны.

20.10.02. PSY. СТРУКТУРА ПСИХИКИ

В структуре личности достаточно четко выделяются центры эгоизма и альтруизма. До тех пор, пока они представляют собой, по внутренним ощущениям, дихотомию - два противостоящих друг другу полюса, как в магните, до тех пор я говорю о "проблемной личности" - человеке потенциально или актуально больном (от слабых форм внутренней дисгармонии вроде угнетенного или депрессивного состояния до различных степеней психического или физического заболеваний). Но в тот момент, когда эти полюсы сливаются друг с другом, и сфера альтруизма объемлет ядро (сферу) эгоизма, можно говорить о "гармонизированной личности"; или, по терминологии Маслоу, об "актуализированной личности" - о нормальном состоянии человека. При этом происходит уничтожение различного рода дихотомий и амбивалентных чувств, а вернее сказать, - не уничтожение, но преобразование их в единство, целостность. И человек становится "целостной личностью" (еще одно определение нормы).
   - В структуре "целостной личности" эго суть подсознание.
А всевозможного рода отрицательные эмоции и чувства
(в том числе, угнетение, подавленность, депрессия боль и пр.)
воспринимаются как благо; как очень интересное явление; как путь.
Ибо это "дано мне" вне моего осознанного, рационального усилия.
Или, правильней,    - как непредвиденное дополнение к моим
сознательным усилиям. Благо быть живым.
   - Вопрос в том, в каких случаях имеет смысл использовать
силовой способ решения проблем (официальную медицину),
а в каком - развивающий, преобразующий проблемы в достоинства?

19.10.02. РЕПЛИКА. PR. ИМПЕРИЯ ЗЛА

Проблема США в том, что они все еще продолжают воевать с СССР. Впустую.

19.10.02. PSY. ОПОРА НА СЕБЯ

Стоит мне отнестись к себе, к своей телесно-предметной данности, как к "точке опоры", как мир принципиально изменится, ибо на опору опираются, от опоры отталкиваются, но не существуют в ней, как существуют в том, что дано, - что бытийствует в себе, само по себе. Опираясь на себя, я отказываюсь от себя, то есть осуществляю процесс, называемый "личностным ростом".

19.10.02. PHI. СВОБОДА КАК ВЫБОР

Свобода это не просто выбор, но весь объем всевозможных выборов и сверх того - вера; более того, - спонтанный выбор; более того, - творческий, созидающий…

18.10.02. РЕПЛИКА. ПОЧЕМУ-ТО…

Почему Никиту Михалкова никто не любит? А ведь он все делает правильно.

18.10.02. PSY. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ

Если вникнуть, то можно ощутить, что страх перед какими-либо естественными причинами - скажем, болезнью, физической опасностью, темнотой, дикими животными, гадами, пауками и пр. - значительно менее велик, чем страх перед другими людьми, которые по каким-либо причинам могут причинить вам зло или уничтожить вас. Иначе говоря, социальный страх качественно сильнее натурального. Естественный страх и страхом-то считать нельзя - скорее, это просто возбуждение перед лицом опасности. Страх же иррационален и источником его может быть только столь же иррациональная воля другого человека.
   - Даже страх темноты (естественный!) подразумевает,
что в ней таится злодей - человек с ножом.
   - Страх это нечто человеческое.

17.10.02. PSY-LVD. ЛЕВ ТОЛСТОЙ. ВЛАСТЬ МИРА

Даже отрубленный палец не спас схимника в известном рассказе Толстого ("Отец Сергий") от грехопадения. Что ж в таком случае делать с миллионами простых смертных, увлекаемых потоками порно или современной индустрии развлечений. Надо полагать, что нижние этажи человеческой психики работают на 100% автоматически. И этим, в частности, объясняется случай с героем толстовского рассказа. Отсюда, единственный способ для него избегнуть греха не внутренний (рубя себе палец), а внешний - изолируя себя от искушения. Для того монастыри и возводят свои стены. Однако нет таких высоких стен, которые могли бы на 100% отгородить человека от мира, - не пройдя извне, он проникнет изнутри. Остается только принять мир таким, каков он есть. Таким образом, Сиддхартха у Гессе становится лодочным перевозчиком, а схимник Толстого бросает свое отшельничество.
   - Человек не Бог. Как бы уверенно он не чувствовал себя
в чем бы то ни было, всегда найдется способ разрушить эту
уверенность. Более того, этот способ всегда реализуется!

15.10.02. PSY-LVD. БРОДСКИЙ. ЧЕЛОВЕК КАК ВЕЩЬ

У Бродского ("Натюрмот") Христос говорит матери:
- Мертвый или живой
Разницы, жено, нет
Сын или Бог. Я твой.
То есть другой человек (Другой) принадлежит мне только как вещь;
либо как "вещь в себе" (вообще неизвестно что). Единственный
способ отношений с другими людьми: "Пойти туда, неизвестно куда,
принести то, неизвестно что". Мои отношения с Другим могут быть
выстроены только как "вещные", поэтому мне действительно все-равно
- "мертвый он или живой", - "он мой".

- Другого человека можно "сдвинуть" так же, как я сдвигаю самого
себя - начиная с механического (физического) движения (например,
упражнения), и заканчивая - мировоззренческим (внутренним,
сущностным, субъективным). Если… он сам идет мне навстречу
- сдвигается сам.

14.10.02. PHI-PSY. ГУМАНИТАРНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИИ

Психология - это наука предположений, которые становятся реальностью силой воли человека. Причем здесь есть, как минимуму две стороны, - "оператор" ("психолог") и индуктор (другой человек, люди, мир). В психологии достаточно "принять решение" для того, чтобы гипотеза стала истиной. И это роднит ее со всем спектром гуманитарный наук, имеющими дело с вещами и текстами (или с культурными вещами, или вещами как текстами и пр.); поскольку здесь мы имеем дело с единством объективной и субъективной реальности. Если сам по себе документ и объективен, то его содержание, смысл может быть в высшей степени субъективным.

13.10.02. PHI. ВАЖНО НЕ ВРЕМЯ, А ЕГО КОЛИЧЕСТВО

Времени не хватает как такового, поскольку сознание шире бытия, - человек всегда хочет больше, чем имеет. Пока жив.

11.10.02. PSY. СМЕРТЬ БУДДЫ

Детская реакция (обида, радость) остается - только она уходит вглубь, глубоко в бессознательное; так глубоко, что проявляется снова во вне - как боль, как физическая болезнь. А если и ее не замечают - как смерть. Не замечают - то есть принимают как физическую данность этого мира, который таков, каков есть. И делать с ним ничего не надо. Надо лишь служить - делать то, что считаешь должным делать. Будда - это вещь, которая есть, и которой нет.

11.10.02. PSY. II. ПАРТНЕРСТВО ВО ИМЯ СЛУЖЕНИЯ

Однако возможность совместного действия все же существует. И все мы знаем об этом, - знаем на уровне опыта, на уровне соответствующих переживаний (детских и юношеских, в первую очередь; инфантильных, как правило).

Это путь служения - совершения действия как такового. Действия в контексте Единого и Целостного Бытия. Или, на худой конец, просто запланированного, ожидаемого, механического, - то есть могут быть и какие угодно другие контексты, но вторичные.

Действия эффективной команды - ритуальны, даже если совершаются один раз. Это выполнение принятого совместно правила поведения, совместного обещания - неважно по каким причинам, кто его принимал - главное принял так, что подписался выполнить; в любом случае - в контексте и на уровне своего ощущения единства команды.

10.10.02. PSY. I. ПАРТНЕРСТВО

В любой ситуации человеку естественно занимать первую позицию. И никакую другую, кроме первой. Это естественно. Таким образом, никакого партнерства между людьми быть не может, ибо двух единиц в одном ряду не бывает (разве что антагонистичных). Два человека не могут быть в одном и том же деле, одновременно первыми. Я говорю о сущностном единстве (партнерстве), а не о механическом взаимодействии (которое как раз возможно и необходимо). - Мне не какого положиться, кроме как на самого себя.

09.10.02. LVD. БРОДСКИЙ. ВРЕМЯ

Время Бродского - это календарь, вещь. Слово "календарь" частый гость его стихов.

09.10.02. PSY. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ СМЫСЛА

Усталость бессмысленна; смысл - в удовольствии, но не во всяком, а лишь в продуктивном, созидающем, развивающем…

09.10.02. PSY. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ

По аналогии с феноменологической редукцией. Удовольствие можно редуцировать до полной бессмысленности. Усталости. Сна. (Смерти?)

08.10.02. PSY. НЕ все ли равно…

Не все ли равно, говорить о подсознании, бессознательном, гипнозе, "раздвоении" личности и т.д. или об информационно-энергетических полях и пр., если и то, и другое, и третье работает? Или, наоборот, - эффективность, вне личности оператора оказывается весьма сомнительной? Впору сказать афоризм в духе Козьмы Пруткова: "Работает все, что работает".

07.10.02. ДНЕВНИК. ВЫХОДНЫЕ

Я люблю субботу и воскресенье за то, что они считаются выходными днями.

06.10.02. PHI. EXISTENCE

Кажется удивительным не то, что экзистенциализм считают философией пессимизма, а то, что он создан пессимистами - Шопенгауэром, Кьеркегором… поскольку, что кроме экзистенции может служить основанием для оптимизма? - Нет света сверх света, какая бы мгла не объяла его. - "И свет в ночи светит, и мрак не объял его…"

05.10.02. PHI. ФИЛОСОФИЯ СЛОВ

Философия - это искусство балансировки между сознательным и бессознательным. Великие философы, как, например, Кант, обладают в этом смысле абсолютным чувством. Смысл каждого их слова (сфера сознания) точен для того контекста (сфера бессознательного), в котором они произносятся (граница). В некотором роде это философия слов как таковых - данных такими, какие они есть сами по себе; в некотором роде бессмысленная вещь.

03.10.02. PHI. ВНЕ…

Природа сознания внеположна бытию.

01.10.02. PHI. "НАУКА-XXI: НОВЫЕ ПРАВИЛА?"

   - Всегда следует помнить, что с какими бы твердо
установленными, объективными фактами мы не имели дело,
они всегда могут оказаться не более чем "каналами на
Марсе"; правда, лишь на фоне новой, более правдоподобной,
"более объективной" гипотезы.
   - Результаты работы "черного ящика" можно расценивать
как объективное знание. Вопрос лишь в том, помещать внутрь
этого "ящика" людей, работающих с ним (тогда мы имеем дело
с псевдонаукой, лженаукой, не наукой, а чем-то иным и пр.),
или оставлять их вне "ящика", причислять их к коллективу
людей традиционной науки, - в этом случае мы попадаем в сферу
психологии и прочих гуманитарных наук.
   - С "черными ящиками" работают гуманитарии; доступна
ли эта технология физикам? - Как аномальный результат
в ходе обычного процесса "нормальной науки"?

01.10.02. ДНЕВНИК. FUTURE. "СПОРЫ РАЗУМА"

"Споры разума" - название для фантастической повести. Идея повести - постепенная эволюция человека (по мере развития человеческой культуры и, соответственно, человека как такового, как существа "имеющего место быть") по направлению к, так называемым, экзистенциальным данностям бытия, - в частности, к одиночеству. Хотя человек по природе своей и коллективное существо, как какой-нибудь муравей или пчела, и становится человеком лишь благодаря своему социальному окружению, но при этом каждый отдельно взятый человек сам в себе уже и есть коллектив; личность представляет собой все человечество. Таким образом, на определенной стадии развития, с определенного момента времени - там, глубоко в будущем, где человек овладеет фундаментальными законами мира, научится творить новые вселенные, - он, отдельное человеческое существо сможет полностью оторваться от породившего его человечества, попасть в одиночество более глубокое, чем одиночество Робинзона Крузо на необитаемом острове, поскольку надежды на воссоединение с людьми здесь уже не будет. Не будет по принципиальным причинам, по причинам сознательного отказа от этого воссоединения. Причем речь идет не о разрыве отношений с человечеством, ибо мы помним, что человек существо социальное, но о развитии этих отношений до стадии "раздельного существования".

Итак, идея повести заключается в том, что с определенного момента времени человеческие существа разлетаются по вселенной, как "споры разума", одушевляя и творя новые миры. Если сначала я принимаю ответственность за самого себя, потом за близких мне людей, потом за всех людей вообще, потом за зверей, птиц и всю живую природу, то, в конце концов, я должен принять на себя ответственность и за весь физический мир как таковой. Это субъективная история, онтология развития человеческого духа, моей человеческой сущности - человечности; то, что я реализую в индивидуальной истории своей жизни. Но в объективной истории - это филогенез человечества, о чем и рассказывается в описываемой фантастической истории.

Однако, в этом названии - "Споры разума" - содержится определенная двусмысленность. "Споры" здесь логично понимать не только как "семена или зародыши", а как "споры оппонентов", или, скажем, споры разума самого с собой. И в действительности, пиша обозначенную здесь фантастическую повесть, имеет смысл реализовать и этот пласт идеи - на фоне фантастического, а значит, в известной мере иллюзорного пространства повести, провести действительный философский диалог на тему, которую я выразил бы как, - "во ржи над пропастью одиночества". Я полагаю, такая философская подкладка как раз и может придать действительную художественную ценность более или менее примитивной, выдуманной картинке будущего.


   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru