(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.

Леонид Жуков

Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.

30.06.02. PHI-СЛОВАРЬ. МОМЕНТ.

Момент - точка во времени, на "временной оси"; но и - элемент системы, позиция, элемент мировоззрения, точка зрения, точка как позиция в мире, как вариант дискурса мира, в том числе геометрического; теоретико-практический дискурс (и есть, и нет одновременно), например, "момент жизни"; пересечение логики и эффективности.

28.06.02. PHI-СЛОВАРЬ. ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ.

Философия - это теоретический дискурс разума; психология - практический. Философия базируется на логике, психология - на эффективности. Существенные моменты и того, и другого формулируются в словах, т.е. по форме - теоретически, но смысл словам в психологии придает практика (иначе говоря, эффективность реализации тех или иных методов и идей), а в философии - логика, т.е. доказательность и очевидность, основанные на интуитивной убедительности ("синтетическом суждении a priori" по Канту?).

27.06.02. PHI. КОГДА "ВРЕМЕНИ НЕТ"

Если, следуя Канту, считать время внутренним чувством, то ощущение "отсутствия времени", очевидно, следует считать сигналом того, что что-то не в порядке внутри меня (в сознании, психике, мировоззрении, планировании, устройстве дел?…)

26.06.02. PSY-PHI. ВРЕМЯ И ИНФОРМАЦИЯ

   - Кто владеет информацией, владеет миром.
Правильней сказать:
   - Кто владеет временем, владеет миром.
Ибо информация суть опредмеченное время. Время,
вынесенное "во вне" - в область "внешнего чувства"
- в пространство (в системе Канта). Информация
экономит время. Сила информации в спрессованном
в ней времени. Информация, которая принадлежит
мне - фактически или юридически - позволяет
сделать… что-то; открывает возможность действия
(время как таковое) и, далее, позволяет ускорить его.

21.06.02. PHI. МАКСИМА. САМОЕ ГЛАВНОЕ

Я не настолько богат, чтобы тратить хоть одно свое мгновение на что-либо иное, кроме самого главного дела жизни.

20.06.02. PHI. ПОЛИФИЛЕТИЧНОСТЬ (ОКОЛО ХАБЕРМАСА?)

Мир полифилетичен и полифоничен. Вместе с тем, этот взгляд не противоречит не монистическому, ни холистическому, ни мифическому, ни какому-либо иному подходу. Причем может, как включаться в них (например, быть частью монистического подхода на более низких иерархических уровнях организации), так и, напротив, - включать в себя другие взгляды, каковы бы они не были.

Здесь же можно говорить о взгляде отдельного человека, или общественной парадигме применительно к той или иной, большей или меньшей общественной структуре, равно, как - об истинности, реальности или иллюзорности рассматриваемых вещей.

В этом подходе позиция сумасшедшего уравновешена с позицией, так называемого, "нормального" человека. И если в "нормальном" мире сумасшедший сидит в желтом доме, в клетке, то почему в сумасшедшем мире не посадить в оную клетку "нормального" человека? Это будет только справедливо; и в некотором роде именно об этом речь идет в сумасшедшей реальности Булгакова и Пелевина.

Основа этого подхода - кантовские "вещи такие, как они есть сами по себе".

19.06.02. АД - ЭТО МЕРТВАЯ ЖИЗНЬ

Ад - это бессильное или просто слабое сознание, осознающее свою слабость на фоне возможного потенциала. Жизнь в смерти. Мертвая жизнь. Ощущение без горизонта действия.

18.06.02. PHI. ПОСТМОДЕРНИЗМ. СМЫСЛ ИСТОРИИ

В человеческой истории ровно столько смысла, сколько ей приписывают исследователи - историки и философы. И этот смысл оказывается в той мере объективным и истинным, в какой воспринят общественным сознанием (в том числе и массовым). Таким образом, история фрагментарна и эпизодична в горизонте аспектов ее рассмотрения и моносемантична, монолитна в горизонте смысла любого из аспектов.

17.06.02. PSY. "НЕВРОЗ РЕФЛЕКСИИ"

Гриндер и Бендлер, основатели НЛП, критикуют технику гуманитарной психотерапии за то, что она производит неаутотентичных личностей, людей оторванных от подлинной жизни, неспособных к спонтанному действию; людей, которые говорят: "Я думаю, что я сержусь на Вас" или "Посмотрите, как я Вас люблю" и т.д. Это человек, который неспособен чувствовать и по-настоящему переживать, поскольку он постоянно уходит в позицию рефлексии над своими эмоциями и чувствами. Однако стоит заметить, что в данном случае это не подлинная рефлексия, но "невроз рефлексии" - автоматическая реакция, рефлекс в ситуации опасности, защита от требования открытости. Подлинная рефлексия это теоретическое мышление (чистый разум по Канту), которое естественно для человека.
   - Таким образом: критика гуманитарных психотерапевтов,
страдающих "неврозом рефлексии" - да; критика
гуманитарной психотерапии - нет.

16.06.02. ДНЕВНИК. ПРАВИЛА ЖИЗНИ: НЕ БЛАГОДАРНОСТЬ, НО УДОВОЛЬСТВИЕ

   - Добро суть удовольствие другого. Жди не
благодарности, но удовольствия.
Нужно не только "принести на тарелочке с голубой
каемочкой", но и с этой тарелочки взять и "положить
в рот", и, более того, - еще и "разжевать". Только
тогда, пожалуй, твой дар будет стоящим чего-либо
для другого человека. И, притом, проделать все
это - принести, положить, разжевать - так, чтобы
человек, которому ты все это делаешь, ничего не
заметил, точнее сказать, - принял твои действия
за должное. (Т.е. вполне эгоистично - не чувствуя,
что он что-либо теряет, принимая…) Легче все это
удается делать с детьми и домашними животными,
поэтому мы их и любим больше, чем "взрослых" людей.

15.06.02. PSY-PHI. МОУДЕЕВСКАЯ "СМЕРТЬ"

С научной точки зрения "жизнь после смерти" (Моуди) естественней интерпретировать как галлюцинацию, возникающую в момент выхода из состояния клинической смерти. Увы. "Темный туннель" в этой картинке - память о "входе в смерть" - о потере восприятия и сознания; "выход к свету" - восстановление жизни, сначала пик обостренной чувствительности ("встреча со светящимся существом") и затем постепенное "возвращение в тело". Правда тут может пойти разговор о получении информации, которой человек никак не мог бы получить, не выходя из тела, но и на это есть естественные ("научные") ответы - вроде смекалки, предвидения, прогнозирования, живого воображения и пр.

Эффект, аналогичный моудеевской "смерти", в части повышения жизненного тонуса, переоценке и новому ощущению ценности жизни, может дать какое-нибудь упражнение экзистенциальной психотерапии (на переживание конечности бытия и смерти). Например, у Ирвина Ялома: нарисовать отрезок линии, как изображение своей жизни, и поставить на ней точку - место, где ты сейчас находишься; и поразмышлять над этим фактом минут десять. "Удивительно, - пишет Ялом, - на скольких людей и как надолго это упражнение произвело глубокое впечатление, - люди помнили его через десятки лет".

14.06.02. PHI-PSY. "КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ?…"

Лечь спать вечером, может быть, даже труднее, чем встать рано утром - потому, как нечувствительно это - действие бездействия, сила остановки по сравнению с энергией движения. Окончанию надо придать тот же смысловой статус, что и началу, если только не "падать замертво", останавливаясь автоматически, без всякого своего волевого решения.

Закончить дело, может быть, даже труднее, чем начать его. Ибо конец есть конец. Как наделить хаос, разрушение тем же значением, что и созидание? "Куда ж нам плыть?.." (Пушкин). Новая парадигма должна уничтожить старую. Новая жизнь перечеркивает старую. В варварстве есть смысл.

13.06.02. PSY. НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ОБИДЫ

Обида, злость, гнев - непроизвольные реакции. Я замечаю их только, когда они уже случились. Когда я уже внутри переживания. Но может ли быть иначе? - Не обидевшись, не увидишь этого своего состояния. Вопрос не в том, обижаюсь я или нет, а в том - по каким ничтожным поводам это происходит! Ведь, что такое, в сущности, обида? - Это уничтожение иллюзий, которые ты почитаешь за полновесную реальность. Как, оказывается, мало тебя ценят другие люди, обижающие тебя чем-либо! Ведь они даже и не замечают, что обижают тебя?! И как ничтожны поводы для обиды?! - Не заметили, обделили, не услужили, задели и т.д., и т.п. Твоя жизнь оказывается дешевле той мелочи, которую тебе могли бы сделать другие люди, но сделали. И особенно больно ранит невнимание близких и друзей.

Вывод: не хочешь обижаться, умеряй свои желания и потребности; умеряй себя. Обида - лучший индикатор для работы над собой.

12.06.02. ДНЕВНИК. ПРАВИЛА ЖИЗНИ

1. Не мешай! 
2. Помогай!

Вместе оба эти правила образуют формулу: "Помогай незаметно!". В этой системе моя позиция находится "над" плоскостью человеческих взаимоотношений. Меня нет среди людей, поскольку я "над" ними, но я с ними, поскольку участвую в их жизни. Надо полагать, что эта позиция идеальна, практически недостижима - ведь в сфере "над" нет и моей жизни (а не только других людей), т.е. я должен отказаться от своей жизни, своих интересов, интенций… а это весьма болезненный процесс, это жертва. Остаться уйдя.

Но в какой-то мере, эпизодически, как тенденция, постоянное усилие в этом направлении, эта позиция - незаметное участие, отсутствующее участие - вполне осуществима.

11.06.02. PHI-СЛОВАРЬ: ДИСКУРС, ТЕЛОС

Дискурс - это структурированный мир, который может быть, как идеальным (теоретическим), так и реальным (практическим, физическим, материальным). Его структура суть его логика, законы, причинно-следственные связи, необходимости. Дискурс предметен, дан, его можно изучать как реально существующую вещь. Если говорить о концептуальной части научной парадигмы мира, то можно обозначить схему (как структуру) этой концепции и говорить о "научном дискурсе" (как теории, идеальном представлении о мире); но можно говорить и о "научном дискурсе" как практике научной деятельности, в которой концепция лишь один из элементов схемы. Что угодно можно представить в качестве дискурса - политический дискурс, этический дискурс (область индивидуальной жизни человека), экономический дискурс…

Телос - от "тела", поле, объем, пространство. Реальное (данное, физическое, материальное) измерение вещи. Можно говорить о топографии телоса - описании локальных форм и их связи; а если находиться в контексте материальных представлений - о массе, весе, энергии, веществе, заполняющем его формы. Телос и поле - почти тождественные понятия, но первое тяготеет к экзистенции, второе - к физике.

10.06.02. PSY. ОКОЛО ШОПЕНГАУЭРА. АЛЬТРУИЗМ КАК ПРИЧИНА ВОЛИ

Больше смысла и значения в альтруистической ("для других") позиции, чем в эгоистической ("для себя"), поскольку так я становлюсь "над" собой и другими, становлюсь на позицию общества - одной из его форм жизни, которую я почему-либо выбрал. Альтруистическая позиция - это позиция расширенного сознания, включающего в себя и меня, и других, и мир. Таким образом, занимая альтруистическую позицию, я полагаю причину моей воли (по Шопенгауэру), ее сущность, основу в некоей общественной установке, идее. То есть моя воля происходит от общества.

Но, двигаясь далее в логике этого рассуждения, я должен перейти к сверхобщественному существу - к Богу. И здесь высшее проявление моей воли смыкается с низшим; сознание - с инстинктом; дух - с природой. Мир целостен и закольцован сам на себя.

08.06.02. PSY-PHI. МЕЛОДИЯ СТРАШНОГО СУДА

Что такое Страшный Суд? - Это мелодия "не успевания" сделать то, что хочешь (планируешь, делаешь); это мелодия категорического отсутствия времени. И Евангелие напоминает, что ты никогда ничего не успеешь сделать в "этом" мире и поэтому - будь готов всегда, в каждую минуту, бросить свои дела при звуке Трубы - что бы ты не делал и где бы ты ни был, в поле, дома, в дороге - и поспешить предстать перед Всевышним, на Суд!

Это мелодия разрушения - разрушающих ударов молота, набата, после которых не остается ничего - время прекращается, движение останавливается, тленный мир разрушается, рассыпается в прах. Это общий для всех гнетущий звук, ввергающий человека в депрессивное состояние и смерть.

В отличие от мелодии Созидания, которая у каждого человека своя, и которая в любое мгновение может быть новой. Гармония Небесных Сфер. Хрустальный звон. Мелодия Творения, со-творения.

Но в любой момент времени одно способно переходить в другое: гармония - в набат; труба - в переливы покоя.

07.06.02. PSY. ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Термин (понятие, слово) "энергия" завораживает, как хрустальный шар в руках гипнотизера. Но, в сущности, значит не более этого шара, которого может и не быть.

07.06.02. ДНЕВНИК. "ХРАНИТЕЛЬ МЕСТА И ВРЕМЕНИ" - SIMPLY DO IT!

Алексей, может быть, самый эффективный из работников Института. Давеча он говорит:
- Давай я буду "хранителем места и времени"
семинара на Пречистенке?
   - Но ведь через месяц-два нам оттуда съезжать,
- отвечаю я.
   - Тогда договорись в МДМ.
   - Но если я договорюсь в МДМ, то тогда, какой
же ты хранитель? - Ты на меня же возлагаешь те функции,
исполнения которых я жду от тебя как хранителя.
Хранитель - это тот, кто предоставит мне место
и время и будет за них отвечать. Кто придет и скажет:
вот есть такое-то место, годится? И т.д. В противном
случае речь может идти лишь о
должности, а не о существе дела.
А потом я подумал, почему не сделать человеку приятное, если он так хочет быть хранителем? - Организовать все, а потом предоставить ему должность с минимальной функцией ответственности? Впрочем, в таком случае нет смысла объявлять о поиске "хранителя" - проще сделать это (simply do it).

06.06.02. PHI. ИЛЛЮЗИИ МИРА

   - Не ты имеешь деньги, а деньги тебя имеют.
   - Не ты владеешь знаниями, а знания владеют тобой.
   - Не ты живешь, как хочешь, а ты хочешь, как живешь.
Впрочем, в норме, справедливо обратное. Так называемая реальность, иллюзии мира. Интенция человеческой жизни - разомкнуть конечность своего существования. "Желание быть Богом" (по Сартру).

06.06.02. PHI-СЛОВАРЬ

Смысл это значение плюс переживание.

05.06.02. PSY. ИНТЕПРЕТАЦИЯ ВМЕСТО СУБЛИМАЦИИ

Противовесом фрейдовской сублимации я бы назвал интерпретацию. Сублимация - претворение, превращение либидо, сексуальной энергии, во что-то другое, например, в творчество. Интерпретация - другое осознание той же самой действующей силы; осознание другого смысла, или аспекта; другой сущности в смысле глубины явленного. Но, может быть, речь идет об уровне целостности, об объеме охвата явлений…

05.06.02. PHI. ШОПЕНГАУЭР. ЦИТАТА. "О СВОБОДЕ ВОЛИ"

Представим себе человека, который, стоя, например, на улице, сказал себе самому: "Теперь 6 часов вечера, дневной труд окончен. Я могу теперь прогуляться или пойти в клуб; могу также подняться на башню посмотреть на заход солнца; могу также отправиться в театр; могу также навестить того, а равным образом и этого друга; могу выбраться за городские ворота в большой мир и никогда не возвращаться назад. Все это зависит исключительно от меня; у меня для этого полная свобода. Однако я не делаю ничего подобного, а точно так же добровольно иду домой, к своей жене". Это совершенно все равно, как если бы вода сказала: "Я могу вздыматься высокими волнами (да - в море при буре), могу быстро катиться вниз (да - по ложу реки), могу низвергаться с пеной и кипением (да - в водопаде), могу свободной стрелой подниматься в воздух (да - в фонтане), могу, наконец, даже выкипать и исчезать (да - при 80? тепла), но я не делаю теперь ничего такого, а добровольно остаюсь спокойной и ясной в зеркальном пруду". Как вода все это может исполнить в том лишь случае, если появятся причины, определяющие ее к тому или другому, точно так же и наш человек может сделать то, что он мнит для себя возможным, не иначе как при том же самом условии.

(Артур Шопенгауэр. Свобода воли и нравственность. Изд. "Республика", Москва, 1992, с.75)

04.06.02. ДНЕВНИК. ЖИВАЯ ДУША

Живая душа находит новизну и удивляется даже ожидаемому событию.

В отличие от болеющей, которая не замечает новизны; или мертвой души - предпочитающей не замечать...

04.06.02. PHI. ДУША

Душа - это мимолетность.
- Не более того, но и не менее.

04.06.02. PSY-PHI. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

Не тело, но впечатление от тела. Не предмет, но образ движения предмета - чистое движение; колебание предметности; рябь на поверхности зеркального пруда. Мгновение. Мимолетность. Явление, но не физическое, а культурное. Художественное впечатление. Не мысль, но замысел.

04.06.02. Андрей ПОПКОВ

Сегодня, 04.06.02, у нас в гостях на очном семинаре - Андрей ПОПКОВ, автор и руководитель тренинга по АПГ (антистрессовая пластическая гимнастика).

Комфортность процесса. Социальный аспект. Тезисы доклада ( в институте философии РАН) Стабильность процесса является краеугольным понятием, объединяющим всю совокупность условий стабильности системы, включая сюда и устойчивость самого носителя информации - человека.

Принцип стабилизации основан на использовании природного принципа комфортности, как интегрального показателя достигнутого равновесия. Жизнеспособность, как устойчивость в долговременной перспективе составляет основу подхода к любой системе и потому неотделима от понятия комфортности. Полагая понятие процесса в качестве правомочного применительно к высшим принципам человека, можно построить всю иерархическую связь процессов, принимая за основу их стабилизации реализацию моральных принципов во всем спектре жизненных проявлений. Комфортность прикладываемых усилий определяется качеством соответствующего стимула. Сама же стимуляция напрямую зависит от величины и масштабности используемой для этого идеи, ее соответствия принципу расширения в сферу синтеза своих возможностей или принципа любви. Таким образом, принцип ненасилия предполагает отнюдь не уменьшение прикладываемых усилий, а их увеличение при одновременном продвижении в сферу синтеза или комфортности.

Совершенствование или рождение нового качества неотделимо от принципа комфортности, единственно позволяющего сохранить и приумножить достигнутое равновесие. Генерация нового стимула рождает соответствующие возможности для его реализации, и такое единство представляет собой самосогласованный процесс, обладающий собственным запасом устойчивости и, соответственно, жизнеспособности.

Жизнеспособность политического процесса прямо зависит от качества его стимуляции, что в конечном итоге предопределяет общие возможности социальной сферы. В случае несоответствия социальный дискомфорт требует своего разрешения в виде торможения социальных процессов ("застой") и в форме генерации импульса перемен.

Обе стадии взаимодополняющи, и их чередование является лишь вопросом запаса устойчивости в развитии социума. Длительность фазы накопления и величина выплеска определяются всем ходом предваряющей истории развития, но главное в ней - качество стимуляции или степень развития способности к духовному поиску.

Эту же идею применительно к морали и долгу высказал Президент ("удовольствие от процесса").' Таким образом, и физиологический, и моральный аспекты одной идеи нашли свое подтверждение, что позволяет считать ее дееспособной применительно к самому широкому кругу решаемых проблем.

03.06.02. PSY. ОТДЫХ

Что такое отдых? - Это нечто естественное в отличие от неестественного; нечто восстанавливающее в отличие от разрушающего. Отдых - это не работа. Соответственно, работа суть то, что искусственно, неестественно и разрушающе. Все это, я полагаю, должно звучать странно для человека, считающего себя успешным - лидером (в западном понимании). Ибо для лидера, в рамках перечисленных определений, работа и есть отдых - нечто естественное, восстанавливающее, заряжающее и т.д., поскольку только работа, а отнюдь не отдых, позволяет реализоваться его лидерской природе. Отдых, напротив, уничтожает, расходует плоды труда. Установка на отдых - деструктивна. Отдых - это ничто, хаос, перепутье, междометие; время неопределенности, становления, чистой спонтанности; время перехода от одного к другому, от одной определенности к другой, от одного дела (работы) к другому. Таким образом, может быть, единственный смысл отдыха для лидера - это, так называемая, "смена обстановки" - утверждение, или попытка, возможности "быть другим"; например, не успешным, не лидером…

В отдыхе, конечно, есть смысл, но, прежде всего тот, что вкладывают в него люди, занимающиеся "индустрией отдыха".

02.06.02. PSY. УДОВОЛЬСТВИЕ ДЕЙСТВИЯ

И действие, и бездействие (так называемый, отдых) доставляют удовольствие. Но первое коренным образом отличается от второго. Первое требует переступить через себя, ведет к духовному росту, в то время как второе представляет собой чистую потерю человеческого потенциала. В витальном удовольствии нет духовной составляющей.

   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru