(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.

Леонид Жуков

Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.

31.05.03. PSY. МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ

Конечно, пациент может сделать что-либо по части своего изменения только сам – в этом правиле проявляется самая сердцевина человеческой сущности – “я” как свободы. Что же делает психотерапевт? – Он создает некую идеальную область (если угодно, назовем ее “безопасное пространство”), в которой, собственно, и происходит психическое движение человека (клиента). Итак, представим себе некую комнату со многими дверями (разными возможными направлениями движения, которые видят и клиент и психотерапевт, или кто-нибудь один из них), которые все заперты и одну дверь открытую – ту, куда психотерапевт и предлагает двигаться. Комната – пространство, которое создает психотерапевт. Часть дверей (или, может быть, все) – возможные направления движения… Комнату можно уменьшать чуть ли не до размеров тела человека – так что будет оставаться очень мало возможностей для движения, кроме открытой двери – тогда мы будем иметь дело с директивным подходом. И т.д.

 

30.05.03. HPI. НАРЦИССИЗМ СОЗНАНИЯ

Науки и другие сферы деятельности человека следует (можно) рассматривать как аспекты бытия человеческого разума, каждый из которых может быть представлен как отражение любого другого; в частности, как отражение представлений об устройстве сознания и механизмах мышления (отражение психологии). Физика (как и математика) не обосновывает и не объясняет на низшем уровне существование сознания, но в своей сфере, своим языком описывает, объясняет его полностью (в том числе, все законы его функционирования; отсюда изучение математики или физики может привести к открытиям в психологии). То есть, по сути, с точки зрения других интересов сознания (сфер деятельности, мышления), мы говорим не об устройстве объективного мира, но об устройстве сознания – субъекта, наблюдателя (физически); свидетеля, деятеля (философски). То же и математика, демонстрирующая алгоритмическую структуру мышления (бесконечной сложности) и пр. Рассматривать же что-либо с точки зрения иных сфер, кроме сознания, просто неинтересно, ибо сознанию неинтересно ничто, кроме него самого. Да и непонятно, как это можно сделать безотносительно к сознанию?

 

29.05.03. PR-HPI. ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ? ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ.

Что такое деньги? – Деньги это власть; это эквивалент власти в сфере экономики (сфере материальных и, более грубо, - физических отношений существ, наделенных сознанием). Деньги символизируют и олицетворяют принадлежность чего-либо (кого-либо) кому либо. Деньги это телесный (в общем случае, - предметный) символ права собственности, которая утверждена каким-либо способом – либо посредством силы, либо хитрости, либо стечением обстоятельств, либо законами природы, государственными уложениями и пр.

Итак, имея что-либо, мы можем выразить это свое право обладания в деньгах. Вопрос, в каком их количестве? – Ответ зависит от взаимодействия субъективных и объективных сил “я” и “другого”. Таким образом, деньги как бы находятся на границе субъективного и объективного, показывая баланс сил или энергий субъективного и объективного.

  • Деньги – одна из характеристик границы контакта (см. гештальт подход) “я” и “другого” – в соотнесении с капиталами взаимодействующих субъектов более или менее приближенная к одной из сторон.
  • Максимум приближения – при религиозном контакте, когда Учитель говорит юноше: “Раздай все нищим и присоединяйся ко мне”.

 

28.05.03. HPI. ВОЛНОВАЯ ФУНКЦИЯ ЧИСЛА

Бесконечность это волновая функция идеального объекта. Например, бесконечность действительный чисел – каждое число конкретно и конечно, но лишь после акта наблюдения – называния его.

 

26.05.03. HPI. РАЗМНОЖЕНИЕ МИРОВ (ВАРИАНТ ТЕЛЕОЛОГИИ)

Почему не построить следующую телеологию: цель развития каждого индивидуального человеческого сознания – стать Богом, в буквальном, физическом смысле – творцом новой вселенной, нового мира. Причем здесь можно проследить как общечеловеческую, так и индивидуальную историю.

  1. Общечеловеческая история идет к этой цели путем развития науки и техники – путем овладевания и преобразования природы (“когда мильоны новых поколений наполнят этот мир сверканием чудес и довершат строение природы”, - Н. Заболоцкий), создавая для каждого человека все большие физические возможности, но и требуя все большей ответственности, большего напряжения смысла жизни.
  2. Индивидуальная история реализует эту цель естественным путем, - что называется “за гробом”.
  • Таким образом, философия и наука в далекой (бесконечной?) перспективе сливаются друг с другом – наука в будущем, физически, дает то, что философская практика, духовно, дает в настоящем.
  • В вечности все живы и едины; но во времени разделены более безнадежно, чем разные миры (как “вещи в себе”). В одной из представимых модификаций – как варианты наблюдаемых (сбывшихся) альтернатив в квантовой “линейной суперпозиции”.
  • Как это происходит? – показывает метафизика души или духа – например, через цепь воплощений, если надо, или другим способом, если надо – как угодно, как надо!
  • Далее, развивая предложенную теологию, можно наметить ступени развития человека – от единства с природой и людьми до осознания миссии одиночества – миссии творца мира (ср. с “изоляцией”, как экзистенциальной данностью бытия в экзистенциальной психотерапии).
  • Стать Богом, чтобы создать мир – размножение миров.

25.05.03. HPI. ВОЛЯ КАК ЖЕЛАНИЕ В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

…желание быть, побуждаемое, понуждаемое условиями естественного отбора, который и выводит, в конце концов, это новое бытие на авансцену естественной истории.

  • Т.е. кроме механики – естественного отбора – в процессе эволюции мы имеем дело с теологией (или мистикой) – желанием.

 

25.05.03. HPI. ПРОБЛЕМА ЭВОЛЮЦИИ: ВОПРОС ТРИВИАЛЬНЫЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЕНОГО-ЕСТЕСТВЕННИКА, НО, НАВЕРНОЕ, ВАЖНЫЙ ФИЛОСОФСКИ

Проблема дарвиновской теории эволюции та же, что и проблема происхождения жизни – проблема “яйца и курицы”, проблема “первоначального толчка” и т.д. – откуда взялись начальные условия естественного отбора? Или можем ли мы составить себе представление о конечных условиях?

  • Отбор – отбирает (выбирает), но как возник он сам? Откуда он взялся? Почему именно существует этот, а не другой отбор – именно эти, а не другие условия отбора?
  • Почему наш мир таков, каков он есть?

 

24.05.03. HPI. МЕХАНИЗМ МЫШЛЕНИЯ

Альтернатива логике (или алгоритмичности) в механизме мышления – спонтанность.

Мне представляется почти очевидным, что мышление происходит не посредством передачи неких сигналов по цепям или сетям (т.е. алгоритмически), но посредством смены глобальных состояний всего мозга в целом (по крайней мере, такой подход интереснее алгоритмического); которые, в свою очередь, действительно могут рассматриваться как некая последовательная цепь – наподобие цепи человеческого существования во времени, но, с другой стороны, почему не представить эту “цепь”, как бергсоновскую “длительность”.

  • Это близко идеям Пенроуза о неалгоритмичности (квантовом механизме) работы мозга.

 

24.05.03. HPI. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ

Квантовая “линейная суперпозиция”, по сути, и есть проект множественности миров, существующих в одной точке. (Философия на языке квантовой физики).

 

24.05.03. HPI. ПСИХИКА В ЗЕРКАЛЕ ФИЗИКИ

Мое отражение в зеркале принципиально отлично от моего отражения в “наблюдателе”:

  • Мое отражение в зеркале есть мое отражение.
  • Мое отражение в “наблюдателе” есть отражение моего “я”.

 

23.05.03. HPI. “СУБЪЕКТИВНАЯ АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА”

Воля – спонтанность – “бессознательный ум” – интуиция (как вид логики) – “непосредственное усмотрение истины”…

  • Философские идеи бессмертия основаны на разделении воли и сознания. Как воля, я бесконечен и непрерывен (в т.ч. бессмертен); как сознание – дискретен.

 

22.05.03. PR. ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В БОЛЬШОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Как можно сделать двухуровневую систему управления в большой организации, сохраняя при этом ее иерархическую структуру? – Динамически, локально во времени – нарушая (тактически, но не стратегически) принцип единоначалия. Говоря языком квантовой механики, - создавая фазовое пространство в системе. Т.е. давая возможность высшему руководству – в определенных ситуациях (по сути, новых системах) – руководить напрямую низшими звеньями, вплоть до самого низкого уровня. Эта технология управления локально используется, например, в технологии проведения совещаний, в которых наравне с топ-менеджерами участвуют и руководители отделов, и рабочие, и пр.

 

21.05.03. HPI. НЕВЕРОЯТНОСТЬ

Мою “воображаемую” математику следует назвать “невероятной”, изучающей то, чего нет и, по-определению, и быть не может. В отличие от вероятностностной – в смысле, имеющей отношение к тому, что есть с точки зрения логики или каких-либо еще точек зрения.

 

21.05.03. PR. ИЗ НЕДАВНЕЙ ИСТОРИИ. ДИССИДЕНТСКОЕ “СУМАСШЕСТВИЕ”

В некотором смысле “советские диссиденты” действительно были сумасшедшими (за коих их держали сотрудники спецслужб), т.к. не могли найти естественного для себя способа вписаться в имеющееся общество – способа, в рамках которого они могли бы реализовать те же цели, что и за пределами советского режима.

  • А многие люди, включая, в конце концов, и генсека ЦК КПСС, сумели это сделать.

 

20.05.03. HPI. ПРАВИЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Так называемая “правильная” физическая теория никогда не будет построена, потому что всегда будет сохраняться “парадокс границы” - логически неразрешимое противоречие на границе двух взаимосвязанных, но противоположных качеств мира, каковы бы они не были – дискретности и непрерывности, сознания и материи, бытия и ничто и т.д. Этот же парадокс всегда будет прокладывать путь к дальнейшему, более детальному и более всеобъемлющему познанию мира, порождая варианты все новых и новых экспериментов, не укладывающихся в систему уже существующего знания, каким бы совершенным оно не казалось. И это прекрасно, как прекрасно чудо существования мира и свободы воли человека, имеющего право…

 

19.05.03. HPI. WHAT IS PARADISE? (НАДЕЖНОСТЬ РАЯ)

Если почитать описания физиков об устройстве солнечной системы, о том необычайно хрупком, поистине уникальном физическом балансе, в первую очередь между солнцем и землей, который создает условия существования жизни и который весьма скоро (по геологическим меркам) прекратится, то становится ясно, что мы живем в Раю.

  • Проблемы физического выживания более фундаментальны, чем проблемы моральной гармонии. Между тем, вне рамок второго первое бессмысленного, а вне рамок первого второе несущественно.
  • Неужели и вся вселенная столь же уникально сбалансирована? Это мне напоминает циркового эквилибриста, уверенно стоящего на горке из десятка цилиндров положенных крест-накрест друг на друга.

 

17.05.03. PSY-HPI. ОБЪЕМ ИГРЫ

Отличие жизни от игры в том, что в жизни все происходит один раз, в то время как в игре (или в научном эксперименте) мы можем повторять одну и ту же ситуация многократно. В частности, на психологический тренинг можно посмотреть как на “игру в жизнь”, или “игру в социальный институт”, “проект социального института”. Далее, в свою очередь, на социальный институт так же можно посмотреть как на игру – моделирующую и защищающую от более грубых, неокультуренных, нецивилизованных форм поведения (более биологических; более биологически жизненных). И т.д.

  • В “воображаемой математике” заведомое нарушение правил интересно лишь один раз. Например, сказать “2*2=5” интересно, а “2*2=6” - нет. При этом любое из этих утверждений можно считать единственным (и, следовательно, интересным), если оно является системообразующим, то есть первым по отношению ко всем другим, аналогичным.
  • Всю “реальную математику” я бы дополнил такой же по объему воображаемой (а, может, даже большей, ибо реальность – частный случай фантазии; не правда ли?)

16.05.03. HPI. КВАНТОР ЧУДА

Проблема начала бытия (или физически, - Большого взрыва) это проблема дискретности и непрерывности; образно говоря, – задача квадратуры круга. Мы не можем ее решить в теории, что, для некоторых формулировок, доказывается математически; но мы постоянно решаем ее в жизни (на практике). Ибо жизнь есть – несмотря на все парадоксы сознания; в действительности “Ахилл всегда догоняет черепаху”. Это явление, или, если угодно парадокс, “чуда бытия”.

  • Математикам следовало бы обзавестись “квантором чуда”. Ведь оно есть!

 

15.05.03. HPI. ПРАВИЛО БЫСТРОДЕЙСТВИЯ

Чем быстрее вы будете действовать, тем быстрее столкнетесь с проблемами; хотя, действуя точно так же, но медленнее, вы избегнете их.

  • Полностью беспроблемна смерть – полная остановка действия. Таким образом, скорость – это жизнь.
  • А ускорение – жизнь в квадрате – вдохновение. Отсюда девиз: “Сквозь тернии к звездам!”

 

14.05.03. HPI. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАХА

Страх это доказательство “от противного”.

 

13.05.03. ДНЕВНИК. АФОРИЗМ. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ

Я счастлив, что я живу во время, когда была доказана Великая теорема Ферма.

  • (Что-то в этом заявлении есть…).

 

13.05.03. Lvd. МЕТОДОЛОГИЯ – НОВАЯ СИСТЕМНОСТЬ

Стилистика XIX века системна. Стилистика XX века методологична. Гений первого – Пушкин и романисты (Достоевский, Толстой; а во Франции – энциклопедисты, Бальзак и пр.); гений второго Велемир Хлебников и импрессионисты.

  • Не обязательно прорисовывать всю систему – достаточно показать способ, как ее строить.

 

13.05.03. PSY. ЧУВСТВО ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Что значит знать историю? – Это значит иметь возможность войти в какое-либо время – год, век, тысячелетие – как в свою комнату, где все привычно и известно, ясно, что, где лежит, стоит лишь протянуть руку.

 

12.05.03. HPI. БЫТЬ СОСЧИТАННЫМ

Понятно, что разницы между дискретностью и непрерывностью нет – одно является условием существования другого.

  • В квантово-волновой логике я бы сказал: “Я буду жить, пока Господь Бог меня не сосчитает”.

 

 

 

 

 

11.05.03. HPI. ВОВЛЕКАЯСЬ В ПЕНРОУЗА. МНИМАЯ ИСТИНА

  • Правильней сказать “воображаемая истина”.

Математическое доказательство истинности. Создадим новый логический квантор: “здесь есть рыба”, который означает наличие истины в некоторой области – “пруду”. Но ловить мне ее неинтересно – мне достаточно сказать (а в частном случае, - знать), что она (истина) там (в пруду) есть.

  • Возьмем пример Бауэра (с.103; основоположника интуитивизма в математике) с двадцатью семерками в числе “π”. Сегодня неизвестно, существует ли в дробной части числа “π” область, где идет двадцать семерок подряд (3,14152…77777777777777777777…)? Но они уже есть в нашем воображении – как вопрос и, тем самым, уже существуют (по принципу – “если назван, значит есть”). И, вообще говоря, этого достаточно для доказательства того, что это есть, по крайней мере, в некоей воображаемой – “мнимой” – области. Даже если когда-либо впоследствии будет доказано обратное. Ведь “мнимую” – воображаемую – конструкцию тоже надо назвать! Сотворить.
  • И, действительно, правильнее говорить о воображаемой области, поскольку она шире мнимой (заведомо неправильной, ложной по определению).
  • Казалось бы такого рода действия – выдумывание чего угодно – очень просты. Но сколько можно насочинять таких “мнимых истин”, чтобы все они были интересны?!

 

10.05.03. HPI. УСПЕХ САЛЬЕРИ

Чем жизнь отличается от тренинга? – Бессмысленностью. В жизни, как правило, ни цель не поставлена, ни анализа результатов не происходит. У всех. Но успешнее те, у кого эта бессмысленность выражена в меньшей мере – кто думает, т.е. время от времени ставит себе задачи и анализирует результаты; у кого жизнь в большей мере приближена к тренингу – игре.

  • Как правило, Сальери успешнее Моцартов.

 

09.05.03. HPI. ЧИТАЯ ПЕНРОУЗА. БЕСКОНЕЧНАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ИСТИНЫ

Формальному определению истины противостоят понятия бесконечности и непрерывности (почти одно и то же), однако границы посреди этой бесконечности могут быть настолько невообразимо фантастичными!...

  • Всякая конечная величина может быть представлена как бесконечность. И, наоборот, всякое бесконечное множество – как конечное число.
  • Бесконечность направлена во вне, непрерывность – внутрь(?)

 

07.05.03. PSY-HPI. КОНЦЕПЦИЯ МЕДИЦИНЫ

Жизнь это эволюция отдельно взятого организма (тела) в рамках срока его существования.

  • Или прогресс (усложнение, устойчивость, повышение уровня порядка), или регресс, или стабилизация (задержанный регресс, остановка перед крахом).
  • Кроме того, имеется сценарий эволюции (сценарий жизни, сценарий здоровья) человека, согласно которому тенденция (сила) прогресса сменяется тенденцией регресса с большим или меньшим плато стабилизации между ними (время взрослой жизни).

 

07.05.03. HPI. ЧИТАЯ ПЕНРОУЗА. РЕАЛЬНОСТЬ МАТЕМАТИКИ

Удивительно, что не только в физике, но и в математике не существует идеальных объектов (экспериментальных систем). Например, математическая точка – вещь, которой не существует в природе.

  • Говоря точно, по определению, - сознания нет. Осознание парадоксально, антиномично.
  • Реальность это “бытие ничто”. Осознаваемая реальность.

 

06.05.03. HPI. АНТИНОМИЧНОСТЬ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА

Замешательство – это ситуация парадокса, “бытие ничто”, некая невозможная по природе своей вещь (и тем не менее, существующая); говоря программистски “зависание сознания”, ибо ощущение парадокса, в отличие от осмысления, останавливает мыслительную деятельность (в сознательной ее части). Упражнения в традиции дзен как раз и нацелены на такого рода ситуации, например, “на минутку побыть учителем, будучи учеником”. Аналогично устроена техника эриксоновского гипноза, выводящая на сцену “сознательное бессознательное”.

 

05.05.03. PSY. ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО И ПАУЗА

Замешательство принципиально отличается от паузы. Замешательство это остановка, наполненная тревогой, неизвестностью, желанием действовать, но незнанием как… и т.д. Пауза, напротив, являет полноту спокойствия.

  • Мудрый живет в паузе.
  • Замешательство – это искусственная пауза. Вопрос в том, что лежит в основе человеческой личности – спонтанность или представление – естественная или искусственная вещь.

 

04.05.03. ОПЫТЫ. ДРУГАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Если вы хотите посмотреть, как выглядит другая Вселенная, загляните в глаза другого человека.

03.05.03. HPI. НОВАЯ НАУКА

Физика становления – это физика процесса, а не динамики (Ньютон) или статики (Аристотель). Становление так же неотъемлемо присуще физическому миру, как и движение, и бытие. Один из процессов становления – объективация и в этой точке Старая наука связана с Новой. Если в данном случае речь и идет о новой научной парадигме, то в каком-то очень глубоком, архетипическом, смысле – как о новом способе, или стиле мышления, о новой эпохе мысли.

  • Синергетика, междисциплинарные исследования, типология и т.д. – все это аспекты новой науки. (И здесь же квантовая механика и, возможно, общая теория относительности).

 

03.05.03. HPI. УЧЕНСТВУЮЩИЙ ФИЛОСОФ

Философствующий ученый говорит языком притчи эксперимента (языком мысленного эксперимента), в то время как ученствующий философ ведет себя просто непрофессионально – как слепой, взявшийся рассуждать о различении цветов.

  • Если только не путать философа с культурологом.

 

03.05.03. HPI. ОКОЛО ПЕНРОУЗА. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ

Задача математики как науки (фундаментальной математики или философии математики) – исследовать алгоритмические пределы мышления, или, иначе говоря, – исследовать возможности мышления быть алгоритмизируемым. Но поскольку эта задача невыполнима по определению (поскольку мышление алгоритмизируется в момент своего становления, т.е. алгоритмично и неалгоритмично одновременно), на сцену выходит задача прикладной математики (высших ее разделов) – алгоритмизировать все мышление человека как таковое, сплошь (задача беспредельная по своему объему).

  • Математика суть алгоритмизация мышления – инструмент создания знаний “a priori”. Именно создания, а не открытия.

(Пенроуз Роджер. Новый ум короля: О компьтерах, мышлении и законах физики: Пер.с англ. / Общ.ред. В.О. Малышенко. – М.: Едиториал УРСС, 2003)

 

02.05.03. PR. РЕПЛИКА. “КРАСНАЯ ПАСХА”

Так называемый праздник “Весны и труда” – 1 Мая – по сути, следовало бы назвать “Коммунистической Пасхой”.

  • Говорят, Бог создал обезьяну, чтобы поиздеваться над человеком.

 

02.05.03. HPI. ИЕРАРХИЯ ЖЕСТКОСТИ ПРАВИЛ

Правила фундаментальной науки (например, физика) более жесткие, чем правила практической науки (например, медицины), которые, в свою очередь, более жестки, чем правила народных практик (например, народной медицины; или, может быть, так называемых, духовных практик), которые, в свою очередь жестче правил профессионального поведения и т.д.… - правил бытового поведения, правил мышления, воображения и т.д. Впрочем, иерархию жесткости правил имеет смысл строить в рамках одного класса видов деятельности.

  • Как я уже говорил, жесткость правил являет собой, в частности, интегральную характеристику целостности группы. В этом контексте сообщество ученых представляет высоко целостную группу; которая, в России, по крайней мере, пересекается (дополнена) целостностью статусной – Академией Наук.

 

01.05.03. ДНЕВНИК. PSY. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Для меня нормальное, комфортное, состояние – состояние неопределенности. Отсюда все проблемы – и на работе, и дома.

 

01.05.03. ДНЕВНИК. ПРО МАМУ

Мы с женой приехали из Питера и привезли сувенир – антиквариат – маленькую серебряную ложечку для сахара. Как сейчас помню, она стоила 20 000 рублей (кажется, это был 1994 год; кажется, это соответствовало $20?)

  • Боже мой, - сказала моя мама, глядя на эту ложечку, - это же две машины навоза!

 

30.04.03. PSY. ЖИЗНЬ МИРА

Вот, как изобразил Джон Энрайт свою концепцию устройства жизни и человеческого сознания: “Я представил себе это как образ большого устойчивого слона, который мощно и спокойно бродит по своим делам, в то время как на его спине вверх и вниз прыгает обезьяна. У обезьяны создалась иллюзия, что она управляет слоном, что слон для того и существует, чтобы возить ее туда – сюда, хотя иногда он не слушается”.

И далее: “Чувство, которое я пытаюсь выразить этой басней, - догадка, что жизнь обладает неимоверно большей глубиной, чем повседневное сознание может постичь”.

(Джон Энрайт. “Заметки о гештальт-терапии”, СПб, 2000, с.110).

Таким образом “жизнь” Энрайта аналог подсознания (Фрейд), бессознательного (Эриксон), синхронизации (Юнг).

Я бы сказал, что в таком контексте “жизнь” и “мир” одно и то же.

 

29.04.03. PSY. КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

Привыкание к реальности – нонсенс, поскольку реальность всегда нова, непредсказуема и удивительна – по определению. Это детское чувство “впервости”. Если же что-то вы воспринимаете как нечто привычное, значит вы воспринимаете не реальность, но свое представление о ней.

  • Да и вообще обыденное восприятие не ваше, а “вашего образа”; в тяжелых случаях – не личности, а “невротической личности”; в патологиях – не восприятие, а автоматическая реакция на возбудитель.
  • У нормального человека есть и первое, и второе, и третье в разные моменты в разных пропорциях – и “я”, и “образ я”, и автоматическая реакция – поскольку все это “мой мир”.
  • Психотерапия этот опыт познания реальности, опытное познание реальности совместно с терапевтом.

27.04.03. PSY. СЕНСИТИВНОСТЬ

Как бы хорошо я не чувствовал другого человека, я знаю, что мое восприятие – это моя догадка. Я ничего не знаю о субъективном мире другого. И только спросив у него, я могу что-то узнать. По сути, мой вопрос и его ответ – это договор, который мы заключаем по поводу его восприятия – как нам следует называть то или иное его состояние, выработка языка общения.

  • Я не знаю Другого. И никогда не буду знать его полностью. – Вот мое исходное положение, основа сенситивности.
  • А вот “образ я”, “эго” можно изучить (познать) объективно и досконально, правда, не до конца, а на уровне “верхушки айсберга” – предела объективного исследования.

 

26.04.03. PSY. УСТАЛОСТЬ

  • Ты будешь заниматься не своим делом до тех пор, пока будешь думать, что можно “передохнуть по пути”.

 

26.04.03. МАКСИМЫ. МУДРОСТЬ

  • Мудрость незаметна как воздух.

 

25.04.03. HPI. ЛЮБАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ ВЕРНА

Любая философская идея верна, если посредством нее человек достигает поставленной цели. Хотя бы один единственный раз. Но есть “счастливые” идеи, которые используются многократно и многими людьми.

  • Вопрос в том, что есть цель? С какого момента я сознаю цель как цель?

 

24.04.03. HPI. ОКОЛО ПЕНРОУЗА. УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ ПОНИМАНИЕ

С помощью теста Тьюринга (тест на обнаружение феномена сознания) невозможно исследовать явление “понимания”, т.к. оно по сути своей неоперационалистично (а тест построен на операционалистическом критерии истины). Понимание – почти то же самое, что и становление, суть понятия одного ряда.

 

22.04.03. HPI. ОКОЛО ПЕНРОУЗА. СОЗНАНИЕ КАК ВЗРЫВ

Феномен сознания мы можем изучать так же, как Большой взрыв (я говорю о научном, объективном, физическом исследовании) – с момента, когда уже все произошло – задачи поставлены, ресурсы активированы. Правда, изучая, этот момент (Большого взрыва) можно отодвигать как угодно далеко “вглубь” – к идеальной, никогда недостижимой “точке начала”. Отличие этой идеальной точки от математической в том, что мы не знаем, что она есть такое по своей идее (замыслу, содержанию, концептуальной наполненности; например, действительно ли суть точка, или число, или вектор, или – гуманитарная категория – слово, мысль, идея и т.д.)

  • Таким образом, возможны разные теории Большого взрыва – так же как разные вероисповедания.

 

21.04.03. HPI. ОКОЛО ГУССЕРЛЯ. СИСТЕМА КАК КУЧА

Система знания отличается от единичного знания (например, знания отдельного факта) так же, как отдельное пшеничное зерно отличается от кучи пшена.

 

21.04.03. HPI. “ПРОЦЕССНАЯ НАУКА”

Настало время процессной науки. Вслед за статической (Аристотель), динамической (Ньютон и, может быть, Эйнштейн) идет наука, базовой парадигмой которой является понятие процесса (в частности, сюда следует отнести квантовую физику; этот этап ассоциируется с именем Бора). Основные понятия процессной науки: состояние, сложность, порядок, функция, технология, эффект синергетики. В методе место классификации занимает типология (каждый тип содержит в себе весь спектр известных и возможных классификаций).

  • Следствие. Изменение основного закона термодинамики. Закон сохранения энергии действует в идеальных системах – “закрытых” (по-определению). Этот закон выполняет роль критерия правильности построения такой – закрытой – системы. Если он соблюдается, значит эксперимент проведен (система построена) правильно, но это идеальная система! В реальных – открытых – системах он не работает.
  • Реальная наука интересней идеальной; процесс полнее движения.

   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru