(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.

Леонид Жуков

Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.

31.05.02. PHI. ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Замыкая вселенную в капсулу скорости, Эйнштейн возвращает вещам субъективность. В отличие от классического рационализма, разбирающего свои объекты на части и рассеивающего их в бесконечной и бездушной каузальности мира. Живая = субъективная. Субъективность - замкнутость, ограниченность.

31.05.02. PHI-PSY. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО СРОИТЕЛЬСТВА

Как строить общество? Что работает в обществе и что не работает? - Возьмем от вещей (в том числе, от человеческих отношений) только их эффективность - внешнюю сторону, а субъективность - внутреннюю сторону - предоставим самой себе. То есть, постулируем, что процедура важнее смысла. Протокол важнее события. Таким образом, создадим "социальную форму жизни". Ее воспроизводство, далее, создаст традицию и т.д.

30.05.02. PHI. ЧИСТОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Сказано уже, что Дух Святой это воздух, вздох, пламя … а я говорю, что это мимолетность, мимолетное касание, чистое впечатление, растянутое на протяжении двух-трех слогов слова, - впечатление, которое мы едва ли успеваем запомнить, но для воспроизводства которого по памяти нам не хватит многих страниц текста, как например, их не хватает, когда мы движемся вместе с Прустом "по направлению к Свану". Это чистое впечатление, чистая субъективность.

(Ничего личного - только философия).

29.05.02. PSY. МАНИПУЛЯЦИЯ И ОПЕРАЦИЯ

Понятие противоположное манипуляции (позиция "я в Мире") - операция (позиция "мир во Мне"). Я либо оперирую внутренними сущностями, либо манипулирую - внешними. В последнем случае, при манипуляции, результат моих действий не гарантирован, статистичен. В первом - абсолютно надежен (с Божьей поддержкой, разумеется).

28.05.02. PSY-PHI. ЧИСТЫЙ МАНИПУЛЯТОР

Чистое сознание - это чистый манипулятор, так как у него нет никакой своей силы, своей энергии; значит, оно должно пользоваться для достижения своих целей чужой силой, чужой энергией. Например, силой инстинкта, влечения, веры (если ее расценить как форму рефлекса). Однако как манипулятор сознание неподражаемо - есть высшая способность, высшая инстанция разума ("законодатель", по Канту).

В отличие от чистой эмоциональности, аффекта, например, где сознание выступает лишь в качестве зрителя. Вопрос к клинике, может ли сознание, наблюдающее за "неуправляемым аффектом" выйти на сцену и взять управление ходом действия в свои руки? - Полагаю, что при поддержке Другого (врача, психотерапевта, друга) может. Но самостоятельно, в закрытой, герметичной ситуации? - Надо думать, лишь опираясь на веру - т.е. снова на Другого, в качестве коего на сей раз выступает Господь Бог. Или играя? - Если игра сравнима с верой...

28.05.02. PHI. МАКСИМА. СВОБОДА

Свобода несерьезна.

27.05.02. PSY-PHI. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ МИФА

Зачем нужен миф? - Миф это плацебо - безвредная вещь, но с вполне выраженным, явным и сильным эффектом. Таким образом, если говорить о лечебном мифе, - кого-то лечат пришельцы из космоса, кого-то маги и астрологи, а кого-то - врачи. Впрочем, в последнем случае речь идет, надо полагать, все же не о мифе, а о социальной механике. Миф, как некое значение вне контекста социальной механики (официальной практики и науки), представляет собой, я бы сказал, социальную силу - социальную основу Духа (как рационального мышления) или фрейдовского "суперэго". И в этом смысле он так же механистичен и эффективен, как социальная механика, но не легализован в форме тех или иных социальных институтов, поддерживаемых государством.

Однако граница между мифом и социальным институтом размыта. Предельный случай мифа - личный миф, индивидуальное творчество; предельный случай социального института - бюрократическая процедура, лишенная всякого смысла.

24.05.02. PSY. НА КОНЧИКЕ ЯЗЫКА. \

Если присмотреться, вчувствоваться, - субъективно слово ощущается как некий объем в некоей форме, которая, собственно, и есть значение слова, точнее нюансы значений, переходящих одно в другое. Но значение - это лишь форма, что-то внешнее, безжизненное. Жизнь слова появляется в звучании, которое суть плотность и тяжесть, его "виноградное мясо" как писал Мандельштам.

В этом смысле, я думаю, Арсений Тарковский говорил о "воздушных массах стихов". Ощущение единства значения и звучания, их взаимоперехода, и есть то, что называется, по большому счету, "владением языком".

Отсюда и клинические варианты, когда это "чувство слова" дано в явном виде - раньше, "до", его рационального значения, которое скрывает собственно чувственную сторону - ощущение "знаю, но не могу сказать" (одно из возможных последствий инсульта) или, как говорят, "вертится на кончике языка, а не дается".

23.05.02. PSY. "ДРУГОЙ ЭТО РАЙ"

Практически любого результата в части возвышения Духа над своей природой (естественными желаниями тела и души) можно достичь путем упражнений - определенных действий, которые либо сразу, либо небольшими, практически незаметными шагами, приводят к нужному результату. Эти упражнения я могу изобретать сам по мере надобности, либо взять их у кого-либо. В основе действия лежит решение. Таким образом, Дух оказывается непоколебим в своем решении (независимо от того имеет это решение какую-либо причину или нет) как начальной - "из ниоткуда" - основе самого себя, и всевластен в мире, которым он овладевает посредством действий.

Я могу все. Воля это действующий дух; сознательное решение, претворяемое в действие. Однако действие суть объективация, опредмечивание моего внутреннего содержания - смысла. И в момент своего проявления оно смысл теряет. Ибо в предмете, в объекте смысла нет - есть знание, есть информация и пр. Действие - это Другой. Другой - это социум, общество, общественный организм, группа. Действие как предмет, как элемент технологии, функциональный акт - часть общества, элемент связи (коммуникации) и форма жизни (традиция). Таким образом, основой, энергетикой, материальной составляющей моей духовной способности, моего Духа, является социум - человечество, некая человеческая общность, которая дается мне через мои социальные роли - мое участие в тех или иных традиционных форм жизни (имеющих место быть в обществе).

Я создаю - и воссоздаю! - социум, действуя так или иначе (сознательно или неосознанно, активно или пассивно), и социум, в свою очередь, создает меня, предоставляя мне те или иные возможности действия. Я создаю мир, и мир творит меня.

В обществе смысла нет, в Другом смысла нет, в мире смысла нет, потому что во всех этих вещах нет меня. Но и мир, и Другой, и общество внутри меня наделены огромным смыслом, поскольку, в сущности, становятся основоположением моего Духа, смыслообразующим источником. Реализуя же свой Дух, возвышая его над естественной, смертной, природой, я становлюсь свободным существом - человеком, - тем, чьей природой является свобода. Дух это реализация свободы.

Дух, душа и тело - философское триединство, которому в теологии соответствует Троица - Бог Отец, Иисус Христос и Дух Святой. Другой внутри меня, как мое основание моего бытия, основоположение смысла, энергии, как чистое "я", чистая имманентность суть исключительно положительная интенция, удовольствие свершения. В этом смысле Другой - это рай. И я нахожу Другого в каждом аспекте триединства. И в этот самый момент он становится четвертым элементом троицы, превращая ее в четверицу. Он становится внешним по отношению ко мне - Другим. И этот "Внешний Другой" заставляет делать меня нечто бессмысленное, не мое, не нужное мне. При том, что я же сам себе это создал. Отсюда: "Другой это ад" - экзистенциальная формула. Впрочем, возможный лишь вместе с раем, лишь на фоне его.

Спасти может только вера - вера в то, что то, что я делаю это Благо. Что может либо быть подтверждено свыше каким-либо случаем, либо нет. Спасти здесь означает довести дело до конца (осуществить задуманное, реализовать решение).

22.05.02. PSY-PHI. СТАНДАРТЫ СМЫСЛА

В обществе побеждают стандарты. Гуманитарные технологии - это комплексы стандартов, сложные стандарты. В стандартизированных процедурах нет никакого внутреннего смысла, но они эффективны с точки зрения существования общественного организма (групп). Они, в сущности, и есть внешние характеристики групп и их же движущие силы. Вот почему "город философов" Плотина может существовать лишь как прекрасная идея, в то время как христианские монастыри существуют реально. Так же, как коммунистическое общество в сравнении с тоталитарным государством и пр. утопии.

В утопии есть смысл, в жизни - нет. Поэтому утопии в реальности, если и уготована какая-либо роль, то роль идола.

20.05.02. PHI. МАКСИМА ДЕЙСТВИЯ.

- Эффект бессмысленен.
- Смысл не эффективен.

17.05.02. PHI-PSY. МИСТИКА ОТ ЭЙНШТЕНА

Если что и способно убедить меня в возможности существования мистических отношений (коммуникации) в мире, так это эйнштейновское ограничение скорости света - самое наглядное свидетельство ограниченности мира. Самый удивительный эксперимент науки как таковой. А может быть, аномалия науки как таковой? А может быть, и нет никого ограничения? - То есть не будет в новой, постэйнштейновской, парадигме физики? Кроме того, ведь известно, что "скорость мысли быстрее скорости света".

16.05.02. PSY. КАПИТАЛ БУДУЩЕГО

Будущее составляет "капитал жизни", который хоть и ограничен, но неизвестно чем. Поэтому мы живем так, как будто жизнь продлится вечно - все можно успеть. И поэтому таким шоком становится любое ограничение. Стоит остановиться на минуту и подвести итог жизни, чтобы увидеть, сколь мало сделано, что могло бы сохраниться в будущем (если вообще, что-то есть).

15.05.02. LVD. ПЕРЕБОР

Чересчур восторженные тексты (как, например, у Ницше в "Заратустре") или чересчур уничижительные (как у Достоевского в "Записках из подполья"), или еще какие-либо "чересчур" не делают чести писателю, поскольку, в сущности, являют собой природное ограничение сознания. Исключая, разумеется, случаи, когда писать надо именно так (у того же Ницше и Достоевского), но и эти случаи, по большому счету, подпадают под вполне законное правило "внутреннего цитирования". Таким образом, любой индивидуальный стиль писателя, если он не вырожден в какое-либо "чересчур" (то есть, не может быть классифицирован как вид сумасшествия или графомании), лежит в русле одной (я бы сказал средней или срединной) литературной традиции, пронизывающей и статуирующей все писательское (писательско-читательское?) сообщество как специфическое и, в том числе, профессиональное.

14.05.02. PSY. ЖИЗНЬ КАК ДЕЙСТВИЕ: ЛОГИКА И ЭНЕРГЕТИКА

Смысл энергетический в том, что всякое движение (действие) должно быть доведено до конца. Логическая поддержка этого принципа - осмысление любого действия именно в том контексте масштабной цели, который человеком установлен (произвольно или на каких-либо основаниях). Т.е. действие лишь в том случае вполне эффективно, совершено как таковое, когда оно не брошено на полпути, а доведено до конца. Если сравнивать его с волновой фазой, - когда ? фазы (положительная или отрицательная) реализована полностью.

Смысл логический в том, чтобы совершать не любые действия (хотя каждое из них и может быть вполне осмыслено в контексте цели), а лишь оптимальные - т.е. те, которые служат реализации главной цели жизни (по рейтингу на настоящий момент времени). А если в какие-то моменты времени эта цель неясна, оптимально не делать ничего (чем что-либо).

Идеология энергетического смысла жизни не оставляет времени для отдыха, в том числе отдых можно интерпретировать, как продолжение определенных дел. Каждый момент времени заполнен тем или иным движением-действием. Идеология логического смысла, напротив, наполняет жизнь пустотами бездействия, которые могут быть заполнены либо размышлением (внутренним действием), либо "отдыхом" (действием восстановления сил).

В пределе логика и энергетика представляют собой противоположно направленные векторы сил. На практике же, как не может быть "сплошного действия", так не может быть и "сплошного мышления" - и в том, и в другом существуют пустоты. Но одно не всегда замещает другое - "пустота как таковая" суть явление подсознательного (или бессознательного, или "природного") действия. Очевидно, к этой "пустоте" следует отнести и не доведенные до конца - энергетически бессмысленные действия, и не доосмысленные до предела - логически бессмысленные действия.

Энергетически-логический оптимум - "нормальная аутентичность".

13.05.02. PHI-PSY. "СОВЕТСКИЙ НАРОД"

У меня осталось несколько сильных ощущений - переживаний своей принадлежности к очень большой общности людей - "советскому народу", как это называлось официально (хотя это название портит чувство) - которые, наверное, только эти, тоталитарные, условия и могли дать. Эти переживания описаны в художественной литературе: "И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной" (Булат Окуджава); "алые паруса" Грина; Незнайка в сообществе других человечков у Евгения Носова. Я бы назвал эти формы - соцромантизмом (кроме Носова). По сути, я думаю, это описанное философами (Мартином Бубером, например) ощущение дома и опоры на некую силу, которой нет пределов, но которая сплошь человечна. Актуальная бесконечность человечности. Человеческая ипостась христианского Бога. В отличие от заброшенности, бездомности, беспомощности…

12.05.02. PHI-PSY. ДОМ: ЗНАНИЕ КАК ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ

Почему не сказать, что осознание сопряжено с известностью, домашностью, гарантированностью осознаваемо-осознанной ситуации? "Я знаю" - в том числе, "знание" тайны - это знание - вид опоры, которая не подведет. Все на месте, все под рукой. Я дома. Я контролирую ситуацию.

11.05.02. PHI. ДИКУРСЫ ФИЛОСОФИИ ДЕЙСТВИЯ

? Философия: я делаю так.
? Идеология: делай, как я!
? Вера: делай!

10.05.02. PSY-PR-TXT. "A PRETTY CLEVER CHAP" (ОЧЕНЬ УМНЫЙ ПАРЕНЬ)

Мы все думаем, что мы такие клевые ребята, что у нас такое потрясающее чувство ответственности, что мы так умеем держать слово… Ну, может быть, не в столь восторженных выражениях… Но все же… (Хотя в таких выражениях ко мне все это, конечно, не имеет никакого отношения). Что нас буквально смешивает с грязью и вбивает в крышку нашего гроба гвоздь какой-нибудь капризный и въедливый клиент с мешком денег в кармане, который на этом ничтожном основании - мешке денег - начинает цепляться к словам, требовать выполнения каждой запятой договора и вообще абсолютно равнодушен к нашему существованию, как таковому. Более того, если бы нас не связывали договорные отношения, он мог бы и потратить толику своих ресурсов на наше физическое уничтожение. Ибо, понятно, что мир надо очищать "от скверны" - читай "нас" (таких умных и замечательных).
   - Скажем спасибо этому клиенту и поблагодарим
Господа Бога нашего за испытание. Ибо кто еще возьмет
на себя труд напомнить нам о наших иллюзиях и займется
уничтожением их, пусть даже вместе с бренной оболочкой их.
Другой "субъект", нещадно убивающий нас каждую минуту и каждую секунду нашей жизни, - это мир. Неотложные текущие вопросы - суета, пожирающая наше время, действуют незаметно и неостановимо. Пока от всех наших великих вопросов призвания и служения не останется прах редких мгновений подлинного прозрения - очень может быть нигде и никак не зафиксированного и, так сказать, не переданного людям. Либо уничтоженного равнодушными потомками и современниками.

09.05.02. PHI-LVD. ГЕНИЙ И БЕССТРАШИЕ

- Вы хотите, чтобы я был бесстрашным?
- Хорошо. Но что это такое?
Гений парадоксален: во-первых, он являет собой настолько посредственную посредственность (так ярко выраженную), что способен, в отличие от большинства обычных людей, сам ощутить ее в полной мере ("быть может всех ничтожней он", Пушкин); но, во-вторых, имя это ощущение ничтожества, он способен занять позицию свободного человека, и в этом суть его гениальности и его бесстрашие ("хоть немного еще постою на краю", Высоцкий).

Европейские авторы демонстрируют свое бесстрашие лишь эпизодически (в моменты творчества) - в своих произведениях. Восточные - мастера дзен, например, напротив, кладут его в основу жизни в целом. Западный стиль более эффективен тактически, Восточный - стратегически.

Или, иначе, - позиция веры (условный Восток) в отличие от позиции творчества (условный Запад) - быть всегда (стратегия), а не только в моменты творчества (тактика).

08.05.02. PSY. "ЗВЕРЕК"

Мой маленький эгоистичный человек, мое эго, мои подсознательные непроизвольные реакции, моя обида, боль, страх, беспомощность, незащищенность, тревога - это "зверек". Из опыта общения с другими "зверьками" - кошками и собаками, например, - известно, что надо делать, чтобы их приручить и успокоить. Мы их любим! Ласкаем, ублажаем, гладим "по шерстке" - только так и можно ими управлять. В противном случае - "исцарапанные руки и порванные штаны". Итак, отнесись к своему "эго" как к домашнему зверьку и не требуй от него невозможного. Не жди, что он не будет пугаться, когда его пугают, что ему будет нравиться дисциплина… Но заметь - как быстро будет он обучаться тому поведению, которому ты, исходя из своей любви, будешь учить его.

Этот "зверек", как и внешний, жесткий, угловатый и не приспособленный под тебя мир, будет каждый раз вставать у тебя на пути, как только свой, так сказать "духовный", интерес ты будешь ставить поперек его природы - всякий раз, как только твоя любовь к своей природе будет ослабевать или забываться. Ибо этот "зверек" - твое "эго" - и есть твоя природа. Ведь природа по отношению к моему "я" на уровне "эго" (в статусе "эго") суть нечто внешнее - не мое.

07.05.02. PHI. ПРОЕКТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

? Бессмертие - проект жизни. Формы жизни - моей, чужой, жизни как таковой - это то, в чем нам явлено бессмертие. Это предметные формы бессмертия как некоторой общей, неопределенной и невообразимой идеи (представления, понятия, категории, принципа). ? Вечность - проект времени. Здесь та же точно структура понятийная структура, как и в рассуждении о жизни.

Данное рассуждение копирует изначально кантовское рассуждение об априорных формах чувственности - времени и пространстве. Вместе с тем, здесь срабатывает структура отношений, описываемая гештальт-подходом: взаимосоотношение фона и фигуры (гештальта). Фон - это условие возможности быть.

Например, жизнь - фигура, бессмертие - фон. Отошедшие формы жизни - умершие - перемещаются в фон и растворяются в нем, мы забываем об этих бывших формах жизни, перестаем помнить, они перестают реально участвовать в событиях текущей жизни. Но стоит лишь вспомнить о ком-то, кого нет, как он оживает (хотя и в нашей памяти) - перемещается из фона на передний план, снова становится "фигурой", реальным фактором жизни. Таким образом, залог бессмертия - в нас самих, в субъекте, моем "я", Боге.

Так же точно мы можем проанализировать формы времени - как явление вечности в ощущениях длительности, изменения, развития и пр.

05.05.02. PHI. СМЫСЛ ИСТОРИИ. ДЕЛАНИЕ МИРА

Мир материалистичен, однако мы можем сделать его духовным. Это задача, как каждого человека в отдельности, так и всех людей в целом. Смысл жизни равен смыслу истории. И первый шаг на этом пути - взаимопонимание.

Я понимаю Другого не потому, что мы с ним суть одно и то же, единое, сознание, а потому что полагаю, что понимаю. И, если угодно, могу опираться в этом понимании и на только что подвергнутую мною сомнению концепцию единого сознания. Остальное дело Бога и моей веры.

По поводу понимания Другого я бы сказал так: "Конечно это лишь моя частная интерпретация - более или менее глубокая, более или менее верная - всего лишь моя. Но я верю…"

Создавая поле взаимопонимания - более или менее подлинное, более или менее эффективное - мы создаем культуру и цивилизацию (если принять во внимание не только позитивные, но и прочие проявления человеческой независимости) как вторую - человеческую - природу мира. Как мир духовный. Духовный мир не менее реален (материален), чем мир физический, но абсолютно бессмысленен с точки зрения физики. С позиции физики (естественной, эмпирической), вопрос в том, что дальше? Но в измерении человека - "завтра" уже наступило.

04.05.02. PHI. ТАЙНА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Предмет философии - тайна. Это вещь, которая по-определению не передается другим людям. Отсюда культура философского дискурса - общения - такая коммуникация, которая замыкается на "тайну" - способ говорить "не разглашая". Ибо, как сказано в Евангелии, "горе узнавшему тайну и разгласившему ее". Поскольку разглашенная тайна не есть тайна. Тайна в терминах предметного знания - ложь. "Мысль изреченная есть ложь", как сказал поэт (Тютчев). Более того, я, теряя тайну, опредмечиваюсь - теряю свою сущность, свою Душу. По сути, "отдаю Душу свою за сокровища царства мира сего".

03.05.02. ДНЕВНИК. "ШКОЛА СЛУЖЕНИЯ ЛЮДЯМ"

Я бы основал "Школу служения людям" - в духе Альберта Швейцера и Матери Терезы. Тут нечего добавить. Это мой проект Дела. Самое простое и самое трудное. ? Единственное, что стоит на пути этого проекта - "сослагательное наклонение".

03.05.02. PHI. ТИПЫ ОБЩЕНИЯ

1. Общение по сути (философическое, духовное, стратегическое совещание) - самоопределение, выработка позиции, стратегическое планирование.... 2. Общение по делу (практическое, обыденное, текущая работа, текущее совещание) - решение практических вопросов, текущее планирование… 3. "Общение в сослагательном наклонении" (за распитием спиртных напитков) - мечтание, иллюзорное решение вопросов.

02.05.02. PSY. ПОЗИЦИЯ

Описание, удостоверение некоего факта (фигуры - гештальта) уже есть позиция. Описание - созерцание - отражение - пассивное восприятие. Т.е. даже пассивное восприятие не случайно, но необходимо.

   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru