(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.

Леонид Жуков

Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.

30.08.02. PSY-PHI. ЗАЧЕМ НУЖНО СОЗНАНИЕ?

   - Теория - это монастырь.
Сознание имеет смысл использовать только по высшему его назначению - для осмысления высших истин мира. И в этом же, кстати, и состоит и принцип всех психотерапевтических подходов - прекратить использовать инструмент служения в качестве инструмента налаживания своего быта. Этот перекос приводит к несознаваемому возвеличиванию бытовых проблем, впечатлений, оценок до непреодолимых объективных принципов и высших категорий жизни.
- Нет смысла использовать сознание в быту.
Обыденная жизнь и так всегда устроена. Как рассказывал Швейк, ведь "никогда так не было, чтоб ничего не было".

30.08.02. PSY-PHI. ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ

Что такое - учиться? - Это приносить себя в жертву. Это находить, соглашаться и принимать ограничения своей свободы - неприятный, болезненный опыт. Но это и получать удовольствие от использования нового знания, новых умений - прежних "ограничений", которые, в сущности, и есть "я", объективная составляющая моего "я".
   - Богу надо умереть, чтобы стать человеком.

29.08.02. PSY-PHI. ТАЙНА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

   - Каким образом, по словам Куна, мир, в результате
научного открытия, "изменяется и все же остается таким
же, как и был"? Каким образом в одной (каждой) точке
мира может существовать "множество миров" - кантовских
"вещей таких, какие они есть сами по себе"?
    - Потому что есть беспредельно большая область
неизвестного, неизведанного, данная нам, однако,
целиком и полностью как тайна. Тайной можно владеть,
ее можно использовать, но нельзя знать. Это парадоксальное
- бессознательное - знание; знание результата, а не цели.
Тайна, которую знают - не тайна, это знание, перешедшее
из области подсознания в сознание.

28.08.02. РЕПЛИКА. PR. ПРИНЦИП ЭКОНОМИКИ

Больше получает тот, кто работает меньше; кто не делает ничего, - получает все.

27.08.02. PSY-PHI. ОПЫТ МИЛТОНА ЭРИКСОНА. КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ

Неважно, какой опыт станет для тебя символическим и неисчерпаемым как метафора бытия и система обучения. Для меня это опыт действия, или, если использовать пример, - опыт целенаправленного передвижения какого-либо предмета с одного места в другое (например, чашки кофе на столе). Существует целый ряд подобных символов у древних японских мастеров дзэн: слово "Нерожденный" Банкэя, палец Гутэя, крик Риндзая, посох Токусана, "Не испытывай иллюзий!" Муго, "Основной иероглиф" Дзуйгана. "Все это, как говорил Банкэй, примеры Великих Дел, олицетворямых каждым настоящим мастером дзэн". Для Милтона Эриксона этим опытом был гипноз, или, скажем, опыт транса. Я бы определил, в категориях своего опыта, эриксоновский транс как стопроцентно результативное действие (или абсолютно надежное действие).

26.08.02. PSY. НЕТ ВРЕМЕНИ

Ощущение "нехватки времени" может нечувствительно переходить в чувство "отсутствия будущего" - депрессивную характеристику.

23.08.02. PSY. СОПРОТИВЛЕНИЕ

Иногда ловишь себя на ощущении, что ты не можешь сделать что-то очень простое, что нужно сделать, чтобы достичь некоего более сложного результата. Например, достать какую-то вещь, чтобы собрать несколько вещей; что-то посмотреть, чтобы представить себе более полную картину и т.д. Что-то мешает. И не делаешь даже не потому, что отказываешься делать, или не хочешь - т.е. отдаешь себе сознательный отчет что не делаешь. Не делаешь - потому что не сознаешь, что не делаешь, или почти не можешь осознать этого. Просто работает подсознательная установка, направленная против данного действия.

Немного похоже на то, когда ждешь, что другой человек что-то сделает для тебя сам по себе, без напоминания (не говоришь, хотя ясно, что надо сказать, чтобы быть точно уверенным, что другой человек сделает то, что тебе надо) - и обижаешься, когда он этого не делает.

22.08.02. PSY-PHI. ОЩУЩЕНИЕ ВОЛШЕБСТВА, УДИВЛЕНИЯ, НОВИЗНЫ, ТАИНСТВЕННОСТИ, ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ…

Рост - это, конечно, новые возможности, опыт новых возможностей, новый опыт, новый уровень владения миром - владения, в котором какое-то время ощутим весь, абсолютный объем власти, и в том числе власти творческой - творящей с нуля новые вещи-миры такие, какие они есть сами по себе.

21.08.02. PSY. ФОРМУЛЫ ПОДСОЗНАНИЯ

   - Тебе просто не приходит в голову сделать
некоторые вещи, которые следовало бы сделать.
   - Или ты чувствуешь очевидное затруднение по
отношению к некоторым совершенно простым и легким действиям.

20.08.02. PHI-PSY. ДИНАМИКА СОЗНАНИЯ-2

Деля мир на "внешний" и "внутренний", мы, в конце концов, приходим к парадоксальному пониманию сознания как феномена внешнего мира. При этом встает вопрос, а кто делит? Внешнее - мир, - и внутреннее - сознание - меняются местами. Таким образом, сознание в основе своей двоично и парадоксально; логично, но невозможно, как рисунки Эшера. Так же, как тело, - будучи феноменом внешнего мира, объективным предметом, принадлежит миру внутреннему.

Сознанию нужен партнер (аспект) - "несознание" - подсознание, бессознательное, инстинктивное, "независимое", "объективное", предметное, мир и пр., чтобы было куда спрятаться в тот момент, когда "мир поймает меня".

19.08.02. PSY. ДИРЕКТИВНОСТЬ МАНИПУЛЯЦИИ

Я думаю, что следует говорить не о директивности или недирективности психотерапевтических подходов, а о стиле работы в любом подходе, который может быть либо манипулятивным (что соответствует директивности), либо актуализирующим (что соответствует недирективности). В первом случае мы имеем дело с опорой на технику и теорию - профессиональную механику работы. Во втором, - на творчество и интуицию. Но одно связано с другим и друг без друга невозможно. Таким образом, речь идет лишь об акцентах - о "терапевтоцентрированности" или "клиентоцентрированности" стиля.

18.08.02. PSY-PHI. ПОНИМАНИЕ ДРУГОГО

Я понимаю другого лишь для того, чтобы понять, в конце концов, меру непонимания самого себя.

16.08.02. PSY-PHI. СЛЕДСТВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ

До середины 2000 года я думал, что достаточно знать причины и следствия, чтобы достигать поставленных целей. Но потом понял, что результат - это не следствие, но именно результат некоего усилия, или стечения обстоятельств или и пр. Хотя, конечно, "задним числом" его можно представить как следствие. Любое искреннее, спонтанное действие можно ретроспективно представить как манипуляцию (и, скорее всего, как "гениальную" манипуляцию, т.к. в ней окажется учтенным бесконечное множество действующих факторов).

Результат непредсказуем. Это спонтанная, творческая вещь. Это нечто, что есть, что существует, что дано как истина. В отличие от различных видов лжи, самообмана и иллюзии. Если угодно, - это преднамеренная спонтанность (если речь идет о планируемом результате). Результат есть всегда - в отличие от желаемой цели, которая "достигается вследствие…" и которую можно и не достигнуть (по множеству причин).

Особый случай результативного действия - гипноз. Гипноз - это произвольная спонтанность под руководством оператора (по М. Эриксону).

13.08.02. ДНЕВНИК. ВСЕ, ЧТО Я ПИШУ

С точки зрения практической стороны дела, все, что я пишу, я пишу:
- для самого себя,
- в единственном экземпляре,
- и на один раз.
Хотя, конечно, очень вероятно, что что-то из сказанного будет резонировать с размышлениями другого человека - читателя.

12.08.02. РЕПЛИКА. КАК СОХРАНИТЬ ДЕНЬГИ

Иногда мне кажется, что единственный способ сохранить деньги - это не иметь их.

09.08.02. PHI-PSY. ОЧЕВИДНОСТЬ КАК БАЗИС ЛОГИКИ

Гармония, красота, совершенство - это очевидность на более низких (или более высоких?) уровнях абстракции, чем очевидность аксиомы. Гений способен показать очевидность быта. Очевидность - интуитивный базис рациональности (логики, абстракции).

Очевидность не рациональная, не интеллектуальна, не логична. Это то, что есть. Это то, что есть, потому что есть. Это базис логики.

05.08.02. PSY-PHI. ИНСТИНКТ АБСТРАГИРОВАНИЯ

Восходя по "лестнице Маслоу", мы спускаемся к сущности, - самой инстинктивной, самой базовой потребности человека - к свободе. От инстинкта к высшим уровням абстракции. Потребность в свободе входит в пакет потребностей самоактулизированного человека. Это самая "слабая", самая трудноразличимая, самая "тихая" потребность. Но и самая неотвязная, самая фундаментальная, нарушения в которой приводит к целому комплексу прочих психических, функциональных и органических нарушений в организме.

15.07.02. PHI. ОКОЛО КАСТАНЕДЫ. "ПУТЬ"

Человек может двигаться по своему "пути" двумя способами - ожидая и действуя. В сущности, ожидание тоже действие, требующее определенного напряжения. В противоположность ожиданию, моменты действия - это те моменты жизни, который писатель Юрий Трифонов назвал судьбоносными.

Увы, большая часть жизни проходит в ожидании, во время которого человек, по словам дона Хуана, занимается "контролируемой глупостью" (разумеется, если это "человек знания"). "Контролируемая глупость" - совершение действий, не обладающих никаким смыслом сверх значения ритуала обыденного поведения, нейтральные, пустые, как "проходные стихи" (термин профессиональных советских поэтов). При этом судьбоносным действием может стать что угодно. Для японского мастера дзен Банкэя таким действием стал плевок на стену хижины, где он жил.

14.07.02. PSY. "ТОЧКА ОПОРЫ"

Абсолютно единственная проблема бытия, мира и человека в мире - это проблема "точки опоры". - Где она располагается? Или где ты ее полагаешь? - Снаружи или внутри?

Ощущение ее местоположения (или ее "отсутствия") - индикатор аутентичности.

"Опора вне" - позиция эгоиста. "Опора внутри" - альтруиста. Первое ведет во тьму, второе выводит к свету.

Вопрос момента смерти, смертного переживания, это вопрос, в каком направлении, судя по своим субъективным ощущениям, ты будешь двигаться - во тьму или к свету? Вопрос жизни - так выстроить функционирование своего тела, чтобы в момент смерти "двигаться к свету". "Свет" предпочтительнее "тьмы" так же, как наличие "точки опоры" предпочтительнее ее отсутствия; "свет" - это "точка опоры внутри".

12.07.02. PSY-PHI. ЗАПОВЕДИ, ЧТОБЫ "БЫТЬ"

Человеку, чтобы "состояться" достаточно соблюдать всего лишь две заповеди:

1. Не быть не собой. Не делать "не свое". Не совершать "не своих", а внушенных кем-либо, поступков; не отдавать бездумно своего времени другим; не "играть роль" и т.д. 2. Быть собой. Делать "свое".

11.07.02. PSY. АУТЕНТИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аутентичное состояние может быть, как со знаком плюс, так и со знаком минус.

10.07.02. PHI-PSY. СУДЬБА КАК ПЬЕСА

Жизнь - это пьеса, которую можно играть с удовольствием, а можно - "через силу". А также - с пользой, с интересом, с достоинством, со скукой и пр.

Для актера память - профессиональный инструмент, который помогает воссоздать сцену, как объективный мир. Мы-то, конечно, знаем, что жизнь, протекающая на сцене, не настоящая, жизнь понарошку, но ведь сценический персонаж этого не знает - он и живет, и умирает по-настоящему. И у каждого режиссера или актера и с каждым выходом на сцену игра идет по-новому - в новом "объективном" мире, хотя пьеса остается все той же.

Точно так же, вспоминая какие-то эпизоды из своей жизни, мы заново воссоздаем свою историю и, соответственно, - наше настоящее "здесь и теперь", которое коррелирует с этой, новой, историей. Судьба, так же как и сюжет пьесы, не помеха, но поддержка в деле проживания жизни. Чем лучше актер знает роль, тем лучше он может ее сыграть; точно так же чем лучше знаешь свою судьбу, тем лучше можешь ее прожить (сыграть).

09.07.02. LVD. БРОДСКИЙ

Бродский - это бытописание духа.

08.07.02. PSY-PHI. ОКОЛО КАСТАНЕДЫ. МАГИЯ ЖИЗНИ

"Зазор между мирами" дона Хуана тождественен состоянию творческого возбуждения, творческой тревоги. При этом объектом творчества у него является собственная жизнь.

07.07.02. PHI-PSY. СМЫСЛ ТРИВИАЛЬНОСТИ

   - Как развоплотить, деобъективировать "объективный мир"?
   - Очень просто - вообразить себе в нем, или вместо него,
или за ним нечто иное. Например, как пишут Гриндер
и Бендлер в описании тренинга по гипнозу, представить
себе кошку, сидящую на тумбе, на которой никого нет.
- В некотором роде, в воображении людей, которые делают
это упражнение, кошка на тумбе действительно появится.
Мир с воображаемой кошкой отличается от мира без
воображаемой кошки - это объективно разные миры.
Таким образом, мы развоплотили один мир и создали
на его месте другой.
Точно так же дон Хуан у Карлоса Кастанеды, создавая магический мир, предлагает попытаться поникнуть в "зазор между мирами" - "остановить мир".
   - Но ведь в действительности, объективно,
никакой кошки на тумбе нет, - скажет какой-нибудь
из участников тренинга.
   - Действительно нет, пока она не зайдет в комнату и не
залезет на тумбу, или пока ее кто-нибудь из тренеров
не принесет в сумке и не посадит на тумбу,
или фокусник не достанет ее из рукава и т.д. - это
объективные способы "создать" "мир с кошкой". Или
пока вас не загипнотизируют так глубоко, что у вас
появится полная галлюцинация кошки, или если вы
сдвинетесь умом на этой кошке и т.д. - это
субъективные способы "создать" "мир с кошкой".
Во всех этих способах важно то, что это - "способы", т.е. планируемые целенаправленные усилия - ваши усилия. А значит, созданный таким способом мир, оказывается весьма ненадежен, слаб, поскольку зависит лишь от вашего индивидуального усилия, или, скажем, усилия группы. История же показывает нам примеры разрушения "мощных" цивилизаций - надо полагать в момент исчерпания силы сообщества людей их создающих.

Чтобы избежать подобного рода разрушений и не тратить силы на создание бессмысленных, ибо изначально подверженных разрушению, миров, дон Хуан предлагает идти "путем силы", т.е. находиться в точном согласии с тем что есть. Иначе говоря, быть в согласии с бытием, быть аутентичным. Этот же принцип реализует практика "фэн-шуй" и т.д. Быть конгруэнтным, - говорят основатели НЛП. Иначе ты рискуешь принять воображаемое за реальное каким бы объективным оно не было (поскольку, как мы только что видели, есть объективные способы достичь объективного результата). Настоящее искусство заключается не в том, чтобы расходовать силу, а в том, чтобы ее находить, как учит дон Хуан, или, если вспомнить китайских мудрецов, "есть, когда хочется есть, и спать, когда хочется спать". Постичь смысл тривиальности.

06.07.02. PSY. НЕПРЕОДОЛИМАЯ ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Непреодолимая сила реальности может действовать не только извне - в форме так называемого "объективного мира" (как вещи или обстоятельства), но также - изнутри - в качестве тех или иных аффектов (обиды, гнева, тоски, депрессии, радости, возбуждения, тревоги и пр.)
   - Что мне делать, если я ощущаю подавленное настроение?
   - Применить определенный прием и исправить свое
плохое настроение на хорошее, - советуют недалекие специалисты
по НЛП. 
   - Применить определенные приемы (коих существует бесчисленное
количество, и кои можно создавать по ходу дела) конгруэнтным
способом, - говорят основатели НЛП. Конгруэнтно - значит
естественно, аутентично, необходимо и пр.
Найти тривиальный смысл радости.

04.07.02. PSY. ОБИДА КАК ОТСУТСТВИЕ ОПОРЫ

Обида - это реакция на отсутствие опоры. В переживании обиды как бы содержится скрытый вопрос и упрек: "Я на тебя рассчитывал! - А ты?!" (т.е. ты меня подвел). Скрытый - потому что этот расчет на Другого, мое ожидание, никогда не артикулировался, - я предполагал, что Другой сам догадается о моих ожиданиях и расчетах; но этого не произошло. Обида, далее, - это безуспешная попытка восстановить утерянную опору в Другом и переживание безуспешности этой попытки.

03.07.02. PHI-СЛОВАРЬ. ФИЛОСОФИЯ

Философия это очищенная психология.

02.07.02. PHI. РЕПЛИКА. ЖИЗНЬ БАНАЛЬНА И ПРИМИТИВНА

Каких бы высот "дискурса мышления" мы не достигли, в конце концов, всегда обнаружится старая истина, - что жизнь банальнее и примитивнее, чем о ней думаешь.

01.07.02. PHI. ОКОЛО ХАБЕРМАСА. "ПОТЕНЦИАЛ РАЗУМНОСТИ"

Проблема "потенциала разумности" общества начинается с потенциала разумности меня самого, который, в свою очередь, в философском дискурсе, вырождается известную пару: естественное - разумное (эмпиризм - рационализм, интуиция - логика, иррациональное - рациональное и пр.)

   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru