(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.

Леонид Жуков

Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.

04.08.03. HPI. ФИЛОСОФИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Философия это изучение очевидностей на границах.

  • Очевидности можно классифицировать на физические и духовные, которые, в свою очередь, можно делить на разные уровни абстракции.
 

Кантовский “практический разум” прописан во внешнем мире, в то время как “чистый разум” обитает во внутреннем. Первое – область гуманитарных (практических) наук; второе – естественных (теоретических) наук. Любую практическую (гуманитарную) науку можно перевести в разряд естественных (свидетельство тому – присутствие математики в таких построениях), но не наоборот.

 

Действие наоборот – перевод теоретической науки в практическую – означает превращение ее из фундаментальной в прикладную, инженерную; по сути – в объект для изучения гуманитарных (практических) наук. Например, культурология, которая изучает, скажем, эстетику автомобилей XX века.

  • Очевидность – практика (опыт); граница – теория (идея, дух). Очевидность – содержание; граница – форма.

24.07.03. PSY. СТАРОСТЬ

Утрату способностей может компенсировать только спонтанность – в этом смысле некоторые старики действительно становятся “как дети”.

 

23.07.03. PSY-HPI. ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ - 2

Период второго рождения – с момента физического появления на свет до осознания себя как отдельного существа, как “я”. В период (в процессе) первого рождения происходит обучение (в первую очередь, - автоматическое, механическое, рефлекторное) и восприятие уже готовой (культурно обработанной) информации в форме уже готовой позиции – “образа я” (я бы даже сказал “навязываемого образа я”. Главное качество (способность) этого “я” - умение видеть, развитие физического, а затем и духовного восприятия. На уровне осознания себя полностью пассивная позиция; активность, если и возможна, то только как спонтанная, бессознательная.

 

Одно из важнейших (возможных) характеристик “второго рождения” - “отказ” от первого, переход на более высокий уровень абстракции, позволяющий ранее сформированный “образ я” (“эго”) включить в новое “я” (“альтер-эго”) как частный случай. То, что раньше воспринималось как абстрактная идея – альтруизм, самопожертвование и проч. – либо вовсе неприменимая ко мне, либо практически неприменимая, теперь воспринимается как единственно возможная и желанная, дающая, в частности, возможность реализации прежних целей. Второе рождение можно рассматривать как снятие нереализованных уровней первого.

 

Второе рождение – переход с позиции видения на позицию творения; с позиции манипуляции на позицию актуализации.

 

Переход на уровень самоактуализации (второе рождение) на “лестнице Маслоу” принципиально отличен от переходов на других, нижестоящих уровнях.

 

20.07.03. HPI. МОНАСТЫРЬ

Видеть себя сто крат труднее, чем окружающий мир. Для этого и нужен монастырь, сводящий горизонт окружающего мира к минимуму. Глядя во вне я замечаю любую мелочь и говорю брату своему “дай-ка я выну соринку из твоего глаза…”

 

19.07.03. PSY-HPI. ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Я думаю, что каждый человек испытывает, или может испытать, в своей жизни два рождения:

  1. В первый раз – когда он рождается как биологическое существо, как животное. При этом формируется его “Эго”. “Эго” несамостоятельно, оно зависит от других людей и от мира.
  2. Во второй раз – когда он рождается как человек. При этом формируется альтруистическая альтернатива “эго” – “Альтер-эго”. “Альтер-эго” полностью самостоятельный, даже автономный, солипсический, центр – центр ответственности за себя (свое “эго”), других людей и мир.
 

Первое рождение дает возможность видеть – физическим, а затем и духовным зрением. Второе рождение позволяет творить мир (в философской традиции – созерцать?)

 

18.07.03. HPI-PSY. СОЛИПСИЗМ МИРА

Я – это свобода. Свобода солипсична. Мир солипсичен.

  • Что нисколько не отменяет объективности и пр. Ибо почему бы мне не создать объективный мир?
  • Солипсизм – это аспект; один из аспектов рассмотрения мира.

 

18.07.03. PR. СПАД-ПОДЪЕМ

Тот, кто находится на подъеме, думает, что так будет всегда. Тот, кто находится на спаде, испытывает ощущение, что “выхода нет”. Не отсюда ли комплекс “олигарха” – кажущаяся возможность противостоять государству и уход в ничто.

  • Иных уж нет, а те – далече.

 

17.07.03. PR. К ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВ

Деньги дает торговля. Торговля – это обмен неких ценностей на деньги. Если вы хотите получать деньги, не трудясь, купите, образно говоря, “один метр государственной границы” (некое условие торговли, обеспечиваемое обществом). Это можно сделать как незаконным способом (с помощью коррупции, например) или вполне легально – при условии развития соответствующих социальных институтов (биржевой торговли, банковской системы и т.д.)

 

“Технология богатства” (вариант):

  • Основа богатства – голова и время.
  • Используя голову и время, я совершаю труд.
  • Результатом труда является ценность (продукт труда; или просто “продукт” - как рыночный термин, обозначающий нечто, что может продаваться и покупаться).
  • Ценность я обмениваю на деньги – торгую.
  • За деньги я покупаю общество (условие торговли).
  • Общество дает мне богатство – деньги без труда.
  • Итак, имеем “технологическую цепочку”: бытие – труд – продукт (ценность) – торговля – общество – богатство.

 

15.07.03. Txt-Lit. ЦИТАТА. ДАР СЛОВА #100. ХРОНОФАГ

(Проективный лексикон Михаила Эпштейна. 10 марта 2003, Тема недели: хронос. ГОСТЕВОЙ ВЫПУСК 7. Автор  - Виталий  Колмановский)

 

Термин хронофаг может употребляться в двух чуть ли ни прямо противоположных значениях. Во-первых, хронофаг пожирает ваше время, которое вы могли бы провести с большей пользой. Главным хронофагом прошлого столетия стали различные игры. Вы могли сами играть в преферанс, бильярд или даже в шахматы, могли "болеть" за футболистов или хоккеистов, но игра, всесильный хронофаг, неизменно поглощала ваш досуг. Но, с другой стороны, хронофаг, может быть, уничтожает не время вообще, а время, потерянное, потраченное впустую. Если вы спешите куда-либо, то время, уходящее на дорогу, воспринимается как помеха. Если помните, граф Монте-Кристо глотал в этих случаях шарики с опиумом, чтобы отключиться на время пути. В этих случаях пожирание времени благо, а все транспортные и не только транспортные средства, которые ускоряют достижения цели, можно считать хронофагами. И #160; понятно, что самолет, куда более мощный хронофаг, чем ямская карета. Интересно, что Интернет представляет собой хронофаг и в том и в другом смысле слова, в зависимости от его использования. Интернет позволяет гораздо быстрей достичь цели, если использовать его, как рабочий инструмент, и поглотит весь ваш досуг, а то и большую часть рабочего времени, если использовать его для развлечения и болтовни.

 

09.07.03. Txt-Lit. КВАНТОВАЯ МЕТАФИЗИКА В СТИЛЕ ФЭНТЕЗИ

После смерти душа человека расщепляется – темная ее часть идет в Ад, светлая – в Рай. При этом, подобно какой-нибудь элементарной физической частице, расщепившись, она остается единой – т.е. изменение состояния в одной части приводит к скачкообразному (спонтанному) изменению состояния в другой части.

 

Наконец, можно предположить, что степень реальности переживания темных и светлых состояний “за гробом” эквивалентна или тождественна степени реальности соответствующих переживаний при жизни – т.е. то, что при жизни мыслилось или снилось, после смерти обладает такой же степенью реальности, как мысль или сон, в отличие от того, что происходило в так называемой “реальной действительности”. А общий объем реальности равен сумме интенсивностей темных и светлых переживаний.

 

08.07.03. PSY. ДНЕВНИК. “ЗАМЕТКИ НА МАЖЕТАХ”

  • “Ядро личности” = мировоззрение (сознательная часть) + данность мира (бессознательная часть). Динамическая часть сознания – логика, рацио, интеллект, сознательное переживание тех или иных ощущений. Статическая (онтологическая) часть (онтология сознания) – представление, система понятий, физика, метафизика, философия, вера. Проявление в сознании данности мира – чувство тревоги или спокойствия. Тревога отражает динамическую часть данности, разрушающую онтологию сознания и включающую, соответственно, его динамику (поскольку изменившийся мир требует нового объяснения). Волны тревоги могут быть более или менее глубокими. Страх смерти (тревога небытия) уничтожает сознание как таковое – вот почему он неодолим (даже для людей, переживших феномен клинической смерти; даже для святых, ожидающих жизни вечной).
  • Наверное, следует согласиться с Яломом, что заслуга Фрейда в том, что он создал динамическую теорию – т.е. показал, что психика человека может меняться и меняется – как самопроизвольно, естественно в процессе развития личности, так и искусственно под нажимом и благодаря манипуляциям другого человека.
  • Знаменитый “Эдипов комплекс” Фрейда не более чем один из архетипов в рамках теории Юнга. И не самый базовый, кстати, – архетип “Троицы” существенно глубже.

 

07.07.03. HPI. “ИЗОЛИРОВАННАЯ СИСТЕМА” (ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К НЕКОТОРЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ В ФИЗИКЕ – МЕТАФИЗИКА)

Если бы я был физиком, я бы обратил внимание на понятие “изолированная система”. Философским аналогом этого понятия выступает “идея” (Платона), идеальное, абстрактное, нематериальное и т.д. – в предельном случае кантовская “вещь в себе” (Платон своим понятием полагает предел в области идеального, божественного, логического, рационального; Кант – в области эмпирического, реального, материального, данного).

 

“Изолированная система” – более сильное понятие, чем “закрытая система” (определяющая лишь отношение системы к энергии). “Изолированная система” – это вообще предельный случай физической системы, - возможно, некое понятие из области философии физики, или метафизики. “Изолированная система” – это система, про которую известно только то, что она есть, но из чего она состоит, что в ней находится, что в ней происходит – неизвестно. “Изолированная система” это физическое представление “чистого” бытия, бытия как такового – вне формы и содержания.

 

А далее возможны градации – типы систем – от “изолированной” до “закрытой”. Например:

  1. “Наблюдаемая система”. Система, которая может быть каким-то образом наблюдаема (например, как “черная дыра”, или как некое тело и пр.), но такая, на которую мы никаким образом не можем воздействовать, и не знаем, что в ней находится. При этом предполагается, что качество, благодаря которому мы наблюдаем систему, не важно с точки зрения возможности изучения ее содержимого. Отсюда ее название – “наблюдаемая”.
  2. “Система Шредингера”. Система, про которую мы знаем, из чего она состоит (например, из кошки и синильной кислоты – как в мысленном эксперименте Шредингера), но не знаем, что в ней происходит, и никак не можем воздействовать на происходящее в ней.
  3. “Экспериментальная система”, частным случаем которой являются “закрытые системы”. Система, про которую известно “все”, и с которой мы можем проводить те или иные эксперименты, изучая причинно-следственные связи, открывая законы природы и т.д.
 

“Изолированная система” не наблюдаема, но мыслима; с ней можно провести мысленный эксперимент, на ее основе можно построить математическую теорию. В отличие от философской “идеи” или “вещи в себе”, с которыми такие эксперименты невозможны.

 

03.07.03. HPI. ДОСТОИНСТВО УМА

Пора вновь вернуть человеческому уму высшую меру достоинства в бытии и в жизни, признав искусственное, расчетное, сознательное, сконструированное, инженерное не менее, а в некоторых, локальных ситуациях, даже более совершенным, чем природное, естественное, целостное…

  • Во всяком случае, утрачивая со временем практическую ценность, инженерные конструкции (произведения) приобретают большое художественное значение. Например, в стиле “ретро” – старая пишущая машинка “Ундервуд” (“То “Ундервуда” хрящ, скорее вырви клавиш, и птичью косточку найдешь”, - О. Мандельштам), или радиола 50-х, или граммофон начала ХХ века, старые автомобили и т.д. Так же, как старые фото середины ХIХ века…

 

03.07.03. HPI. “КАНТОВАЯ” ФИЗИКА

Я бы назвал квантовую физику кантовой, поскольку она занимается изучением изолированных систем в их связи с открытыми (системами, где расположен наблюдатель) – в некотором роде изучает кантовские “вещи такие, какие они есть сами по себе”.

 

01.07.03. HPI. ПЕНРОУЗ. “НЕВЫЧИСЛИМОСТЬ”

  • “Стандартная наука” (Кун) занимается “невычислимостями” (Пенроуз). “Невычислимости” – не те задачи, которые невозможно решить в принципе, вернее, по определению, бессмысленно решать, как, например, задачу с хаотическим движением частиц (образно говоря, делать расчет “кипящей воды”), но задачи, которые просто трудно решить, как, например, Великую теорему Ферма. “Невычислимость” - то, что можно вычислить, но непонятно как?

 

01.07.03. HPI. СМЫСЛ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ: СУБЪЕКТИВНОСТЬ ВЫЧИСЛИМА

“Кошка Шредингера”, пока м не заглянули в закрытую комнату, действительно находится в двух состояниях одновременно – и “жива”, и “мертва” – поскольку каждое из предположений оказывает влияние (в терминологии Эйнштейна, является “сигналом”) на наши действия, - т.е. мы получаем “информацию” из закрытой комнаты, но эта информация гипотетична, это предположительная, “воображаемая информация”. Однако вполне реальная, точная, физическая, в нашей системе – вне “закрытой комнаты” – оказывающая влияние на наши действия. Пока мы не откроем комнату (не включим изолированную от нас систему в нашу), и не получим другую – тоже точную физическую информацию о состоянии несчастной кошки (жива или мертва?)

  • Итак, воображение есть физический фактор, который должен быть учтен в физической картине мира. Иначе говоря, субъективность вычислима.

 

01.07.03. HPI. ПЕНРОУЗ. МИР КАК “ПРОБНАЯ” ТЕОРИЯ

Все “превосходные” (по Пенроузу) теории идеальны, поскольку их смысл – прислуживать уму человека в части получения абсолютно точного, гарантированного результата. Их задача (цель) – точный прогноз, точный ответ на вопрос, “что будет, если…” Иначе, зачем нужно сознание, если не для того, чтобы принимать решения, планировать действия и получать результат? Хорошая теория (наука) – инструмент для этих операций (на этапе планирования). В этом контексте, мир – это принципиально “пробная” теория, ибо на достаточно далекой перспективе (как вперед, так и назад во времени) точные прогнозы никогда не выполняются.

  • Ум, сознание – орган, принимающий решения и реализующий их. В части “принятия решений” это природный, “пробный”, спонтанный, невычислимый объект; в части “реализации решений” это сознательное, человеческое, искусственное, “превосходное” сооружение.
  • Напомню, что Пенроуз разделил все научные теории на превосходные, полезные и пробные.
  • Если же мир (природа) окажется недостаточно “пробным” (в прошлом), то таковым его сделает человек (в будущем), используя свои “точные” планы для реализации произвольных решений. (Произвольных – спонтанных, свободных, непредсказуемых, сумасшедших и пр.)

 

30.06.03. HPI. ПЕНРОУЗ. “ВЫЧИСЛИМОСТЬ”

Пенроузовская “вычислимость” это мир “стандартной науки” (Т. Куна), вполне непредсказуемый и интересный в мелочах (в “невычислимых” областях), в отличие от “скачков детерминизма” (куновских же “научных революций”), происходящих при переходе от одной научной системы к другой: Аристотель, Ньютон, Эйнштейн и т.д. суть разные миры (системы), разные объемы и предметы детерминизма, внутри каждого из которых имеются проблемы вычислимости (предсказуемости).

  • По Пенроузу мир детерминистичен, но невычислим.

 

30.06.03. HPI. ФИЛОСОФИЯ ПЕНРОУЗА

Пенроуз демонстрирует философию в терминах математики и физики, говоря о проблемах детерминизма и вычислимости мира и свободы воли человека. Его философия, таким образом, располагается между точными данными наук и отсутствующим – в наличной данности – идеалом, на котором они (науки, - теории и факты) базируются.

 

30.06.03. HPI. ВЕРА КАК ЧУВСТВО ИДЕАЛА

Неуловимый детерминизм Пенроуза, которому положен предел точностью научного эксперимента (наблюдения), близок, если не сказать – тождественен, представлению Юма о “силе”, которая у него столь же ненаблюдаема. И то, и другое – и детерминизм, и силу – мы можем “усмотреть” лишь логически – как некий идеал.

  • Действительно, непосредственное восприятие не дает нам ни ощущения детерминизма, ни силы, ни связи между причиной и следствием. Но это ощущение (и соответствующее переживание бытия) способна породить вера.
  • Таким образом, вера – это непосредственное ощущение (переживание) идеала.
  • Физически (и математически): вера – это ощущение “линейной суперпозиции” бытия вещи.

 

30.06.03. HPI. “РЕАЛЬНОСТЬ” МЫСЛИ

Мысль вообще идеальна. Мы мыслим идеальными представлениями, образами, понятиями и т.д. И только вера может придать этим идеальностям (в частности, платоновским “идеям”) качество реальности. При этом эта реальность до момента реализации в событии многомерна, содержит в себе оба, включая все вариации, модуса – и “да”, и “нет”; на языке квантовой физики является “линейной суперпозицией” модусов существования.

 

28.06.03. PSY. ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО: ОПРЕДЕЛЕНИЕ?

  • Замешательство – это растерянность, неопределенность, сомнение, осознание невозможности осознания и т.д.
 

Вопрос, следует ли считать состоянием замешательства сомнение в рамках паузы? Иначе говоря, находится ли в замешательстве “Буриданов осел”, осознающий себя “Буридановым ослом”?

  • Или замешательство – это чувство беспомощности в ситуации растерянности; страх, потерянность, ожидание худшего в контексте “забвения себя”…
  • Или “забвение себя” на фоне осознания беспомощности…

 

27.06.03. HPI. ТЕЗИСЫ

Жизнь единственна.

Сознание уникально.

Мир един.

  • Наука – игра во множественность миров.
  • Физика и математика – идеал науки.

 

25.06.03. HPI. ТАЛАНТ

Что значит талантливо? – Значит, результативно.

Что значит талант? – Значит, результат.

  • Талантливый человек – это тот, кто способен достигать результата. Не важно, в какой области.
  • Но результат – это отнюдь не стечение обстоятельств, хотя и это тоже…
  • Результат – это вещь.

 

25.06.03. PSY-HPI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОЗНАНИЯ

Осознание – это рациональное схватывание целостности. Сказать ли, - апперцепция целостности?

 

24.06.03. Lvd. ОЧЕРК МЕТАФИЗИКИ ЗАБОЛОЦКОГО

“Последняя рубашка” в понимании Заболоцкого – вера, или иллюзия реальности физического мира, которая подложена под просто физическую реальность.

 

“Я” отличается от “души”, причем “душа” более материальна, а “я” более идеально, духовно, т.е. иллюзорно. Без “последней рубашки” - “образа я”, “души” - “я” превращается в ничто, становится мирозданием, сливается с мирозданием.

 

Цель мироздания (теология) – очеловечивание природы (“души”, если говорить о природе применительно к телу).

 

Отсюда цепочка, уровни смертей: “первая смерть” - уход от реального физического мира; “вторая смерть” - уход от своего представления о реальном физическом мире, уход от своего “я”, слияние с мирозданием; и, надо полагать, в этой логике должна существовать “третья смерть” - уход от мироздания как такового? И все это в том случае, если “душа” перестает трудиться, “я” перестает прилагать к ней усилие очеловечивания – “освобождает от работ”. Таким образом, назначение человека (и цель мироздания) – остаться, “довершить строение природы”!

 

ЦИТАТЫ

(“Душа обязана трудиться”)

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет!

(“Сон”)

Какой-то отголосок бытия

Еще имел я для существованья,

Но уж стремилась вся душа моя

Стать не душой, но частью мирозданья…

…Со мной бродил какой-то мальчуган,

Болтал со мной о массе пустяковин,

Но даже он, похожий на туман,

Был больше матерьален, чем духовен. –

этот “мальчуган” – душа, эго, образ я, представление о самом себе автора – естественно, более предметное, материальное, чем непредставимое и непредставляемое “я” поэта, от лица которого ведется повествование.

(“Завещание”)

Когда мильоны новых поколений

Наполнят этот мир сверканием чудес

И довершат строение природы.

 


   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru