(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.

Леонид Жуков

Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.

30.04.02. PHY. СЛУЧАЙНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ - ДУХ И МАТЕРИЯ

Представления о случайности и необходимости с равным успехом могут быть использованы в рассуждении и о материи, и о духе. Однако до сих пор, как мне кажется, именно дух был царством произвола (случайности), в то время как материя (природа) - царством закономерности (необходимости). Например, как иллюстрация такого - классического - подхода, широко известна фраза Эйнштейна: "Бог не играет в кости".

Предлагаю перевернуть этот взгляд:

   - Материя эфемерна, случайна, суть флуктуация бытия.
   - Дух логичен, надежен, закономерен, предсказуем,
как хорошо отлаженный механизм.
Эту механику духа мы и находим в локальных флуктуациях материи, - в "закрытых системах", единственных, дающих надежные законы природы. (Поскольку, можно предположить, что так называемые "открытые системы" - тоже "закрыты", но неким незаметным способом, на уровне научной парадигмы, инициирующей эксперименты с ними).

29.04.02. PSY. СКУПОЙ: "ЭГО"

Когда я что-то откладываю, коплю - деньги, планы, идеи, чувства и настроения - я укрепляю (или сильнее, - создаю) себя - как свое "эго". При этом я становлюсь ничтожно мал - в меру накопленного мною "капитала", соотнесенного со "всеми богатствами мира сего". Вот основа моих "мрачных состояний" (по Делезу-Спинозе).

В противоположность этой идеологии накопления (эгоизма), спонтанное действие позволяет опереться на действительное могущество мира, неизмеримо превосходящее мои силы. В этом суть идеологии отдачи, действия (альтруизма). При этом речь идет не об "эго", но о "я" (или о "самости" - близко к Юнговскому определению).

Но что же мне делать, коли мне охота бесконечно погружаться в себя, занимаясь исключительно теорией?! Накапливать идеи и пр…

28.04.02. PHY. КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Природа располагается между Богом и человеком - между божественным произволом и человеческой логикой.

Что я делаю? - Я полагаю случайность - в природе, а ее исток в божественном произволе. Таким образом, я обожествляю природу, подчиняя ей человека, как ее часть.

Свобода человека - в вере, позволяющей занимать произвольную позицию. Вера - опора на Бога. Бог - случай. Впрочем, если этот "случай" принимает форму законов природы, то наша опора оказывается довольно надежной - до поры, до времени.

27.04.02. PHY. ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИИ

Экология - это сохранение некоего смысла в актуальном, живом, состоянии. В отличие от архивации, которая объективирует смысл, превращая его в музейный экспонат или "культурные консервы" (по выражению Якоба Морено). Z

В этом смысле можно говорить об экологии - оживлении - истории. Например, в концепции Федорова об "оживлении отцов".

Компьютерный гипертекст - шаг на пути к экологии текста.

Экологичность тождественна целостности. А целостность возможна как длительность (по Анри Бергсону) - или актуальное, одновременное единство функционирования - жизни.

26.04.02. PHY. "ПРАВО НА УБИЙСТВО"

Даже признание человеческой жизни величайшей ценностью во вселенной не лишает другого человека "права на убийство". Что мы и видим в реальности. Речь не идет о действиях в состоянии аффекта, - речь идет о вполне осознанных действия вполне культурных, интеллектуальных людей. Например, когда университетские профессора подписываются под письмом президенту с требованием смертной казни. Или об экологических преступлениях, убивающих не менее надежно, чем нож или пистолет. И пр.

Убивая других, я убиваю себя. Убивая мир, я убиваю себя. Посему, стоит ли возмущаться, если другие или мир убивают тебя?

25.04.02. PHY-TXT. УНИЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия, претендующая на нечто истинное, подлинное, настоящее, такое как есть на самом деле, очевидное и т.д., неизбежно порождает иллюзию, которая как покрывалом скрывает от нас "невыносимый ужас небытия". Это "законная иллюзия" (по Канту). Ибо иначе и быть не может, поскольку мы можем вынести лишь то, что "выносимо".

Следующий шаг человека, прорывающегося к "невыносимому", - рассуждение о "несунах" (термин социалистической экономики).

24.04.02. PHY. ОКОЛО ЯСПЕРСА. НЕЗАВИСИМОСТЬ

Независимость от чего? - От мира, разумеется. Я опираюсь на мир, чтобы обрести свою независимость; и я опираюсь на независимость, чтобы изменить мир. (Что-то сделать в мире). В том числе, - изменить самого себя. Это колебательный процесс. Мерцание бытия.

23.04.02. PHY. ШАГИ БЫТИЯ

Шаги бытия: ничто - становление - есть. На шаг перед ставшим (но не во времени - не в предыдущий момент!) расположено становящееся. А еще на шаг перед - ничто. Эти "шаги" можно рассматривать как аспекты (или модусы?) вещи, которая суть "есть-ничто".

22.04.02. PHY-PSY. МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Вера имеет дело со случайными событиями. Никто и ничто не может дать гарантии, что твоя позиция (вера, что нечто произойдет при сохранении твоего упорства) будет реализована в объективном мире. "May be yes, may be no". Осуществление или не осуществление того, во что ты веришь, - дело случая; более того в предельном варианте ты даже не будешь знать, как решился вопрос? Однако и тот и, другой результат одинаково важны по смыслу - являют собой одинаковую мудрость Творца.

Случайность без веры страшна. Случайность в вере - переносима. Таким образом, веру можно рассматривать как спасительную иллюзию, защищающую нас от "невыносимого ужаса небытия". Или как шлюпку в штормовом море. (Законная иллюзия по Канту).

В противоположность случайности, необходимость дарит нам чувство удовольствия. Счастье, экстаз, эйфория, радость - результат избавления от опасности, реализации инстинкта и пр. Это результат срабатывания некоторого природного механизма. Награда за послушание. Иллюзия самореализации (а на самом деле, - автоматизм).

Абсолютная защита в первом случае (позиция Творца) и абсолютная самореализация (переживание творения) - во втором. Что же произойдет при сложении этих двух ощущений? - То, что называют "мистическим опытом" - переживание полного единства бытия, неразделенность на субъект и объект и пр.

Жиль Делез:

   - Смешивание негативного и интеллектуального
удовлетворения со счастьем - вот внутренняя иллюзия,
которая никогда не может полностью исчезнуть, и
только лишь эффект от ее действия может быть изгнан
с помощью философской рефлексии. Верно также и то,
что иллюзия в этом смысле слишком очевидно
противостоит идее благой приро-ды способностей:
сама антиномия предполагает некую целостность,
которая, несомненно, не может быть осуществлена,
но которую мы вынуждены искать - с точки зрения
рефлексии - как некий путь разрешения [антиномии]
или как ключ к ее лабиринту: "антиномия чистого
разума, которая обнаруживается в его диалектике,
на деле есть самое благотворное заблуждение,
в какое может только впасть человеческий разум".
5 (Жиль Делез. Эмпиризм и субъективность.
Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза.
Изд. Per Se, Москва, 2001, с.185; И. Кант.
Критика практического разума, Диалектика,
"О диалектике чистого практического разума вообще".)

21.04.02. PR. ИДЕИ ТЕХНОЛОГИЙ: К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ КОНСАЛТИНГА

1. Для повышения эффективности работы
- принцип "Спрямления траектории". Анализ
деятельности с точки зрения:
   - Не делать лишних действий.
   - Делать то, что следует делать (не терять времени,
делая то, что следует делать для достижения цели).
2. Для достижения большой цели - принцип "Step by step":
   - Разбиение большой работы на ряд мелких работ
- последовательных шагов.
В общем-то тривиальные идеи, если ясна цель. Однако здесь и кроется существо дела консультанта - прояснить цель клиента. В некотором роде задача невыполнимая по определению. Однако, анализируя те или иные проблемы, связанные с постановкой цели, постоянно натыкаешься на интересные технологические идеи, которые могли бы быть реализованы клиентом, если бы ему его цель была ясна. Стоит довести разработку такой идеи до проекта технологии, - и вот мы получили интеллектуальный продукт, который может быть интересен определенному сообществу. Отсюда - консалтинговое предложение и соответствующий бизнес. То есть, в конечном счете, специалист по консалтингу обслуживает не одного отдельно взятого клиента, а всю отрасль, в которой он специализируется, как консультант и одновременно выполняет важную социальную роль по осознанию и формулированию действующей парадигмы этой отрасли.

20.04.02. PHY. УНИЖЕНИЕ РАЗУМА

- Интерес можно интерпретировать, как удовольствие. Отсюда - несвобода, т.к. удовольствие - не от меня; удовольствие суть природная заданность (на что указывал еще Кант). - Как это? - В "моем мире" существует что-либо "не мое"? - Значит, моя свобода ущербна. По крайней мере, в рамках "объективной картины мира".

19.04.02. PHY-PSY. ПРИЗВАНИЕ: "КОГДА БЫ ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО СОРА..."

Внимание можно представить, как геометрически, так и субстанционально. Геометрически - как некий объем, область, сферу, фигуру - нечто, имеющее определенные границы. Субстанционально - как количество некоей энергии, как силу; как энергетическое напряжение (количество энергии, втиснутое в определенные рамки).

Причем количество энергии, аккумулированной вниманием, по величине соотнесено со всей энергией "я". То есть, метафорически, внимание - это рябь на поверхности Души (всем объеме энергии) или волны, взмывающие настолько высоко, что обнажается самое дно существования.

"Рябь" это или "волны" (амплитуда энергии) зависит от вовлеченности в актуализированную сферу сознания "базисных категорий самотождественности" (БКС). БКС - это любые идеи и представления, посредством которых человек характеризует глубинные основания своего бытия. БКС - это абсолютно любая идея, которую можно характеризовать, как форму веры. В этом смысле понятны стихи Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда…" (или у Пушкина: "Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется…"). То есть в состав БКС может войти любое, даже случайное впечатление.

Претворение "базисных категорий самотождественности" в жизнь (из озарения в практику действия) - суть реализация призвания. Понятно, что это такие аффекты, которые никак не могут оставаться "рябью" полусонного существования, но которые, как набатом, пробуждают человека к действию. Призвание ж таки!

18.04.02. PHY. ПЛАНИРОВАНИЕ СПОНТАННОСТИ

Какова цена нашим планам, если в один миг они могут быть разрушены каким-либо одним, достаточно ничтожным, событием?! Как говорится, "кирпич упал на голову". И все же имеет смысл их строить и выполнять, потому что это жизнь. Однако, самый великий - последний - план, открытый философами и мудрецами, заключается в том, что человеку дана возможность занять свою определенную позицию в любой, даже безнадежной, ситуации. На спонтанность (непредсказуемость) мира может откликаться, упорядочивая ее в поле смысла, спонтанность самоопределения - творение призвания, основанного на вере.

17.04.02. PHY. ОКОЛО ЯСПЕРСА. ВЕРА-3

      - Если ты не найдешь веру,
то вера сама найдет тебя.
Как восхитительная или мудрая прихоть случая. Как данное бытие - экзистенция - данность - то, чего не должно было бы быть, но есть; то, что есть вопреки; небывшее ставшее и т.д.

16.04.02. PHY. МАКСИМА. О ПРИНЦИПЕ

Если ты веришь в свой принцип, - поступай по принципу! В противном случае, ты можешь и нарушить его. Ничто не определено.

15.04.02. PHY. Медицинский диагноз, как приговор

Не нужно иметь на руках медицинскую справку с безнадежным диагнозом для того, чтобы ощутить свою приговоренность к смерти. - Такую справку, рано или поздно, получит каждый. (Лучше, конечно, поздно, чем рано). Но фокус в том, что если руководствоваться медицинской парадигмой причинно-следственной обусловленности болезни, то цепочку причин, на конце которой расположен искомый (безнадежный) диагноз, в любой момент времени можно протянуть как раз к настоящему мгновению. Вопрос лишь в тонкости диагностики, т.е. в уровне развития медицины. Итак, чем же смертельная болезнь отличается от абсолютного здоровья? - Только определением (относительным!), что считать болезнью, а что здоровьем? С философской точки зрения о конечности бытия более честная позиция - признать свою ущербность (в смысле приговоренности к смерти), утверждая вместе с тем, "жизнь вечную". Но с точки зрения животного существования лучше "забыть о смерти", пока тебе не выдадут на руки соответствующий документ.

Кстати, современное развитие науки и техники позволяет представить такой уровень медицинской практики, который позволил бы продлевать жизнь человека бесконечно. И что тогда? - Приговор все равно остается в силе, поскольку предел жизни определяется пределом научного (медицинского) знания. Ведь так дело обстоит и сейчас, просто наше знание о жизнедеятельности человеческого организма больно маленькое.

К вопросу о тонкости диагноза. Прислушайтесь к себе - самая тонкая диагностика - это оценка собственного психического состояния. Психика с одной стороны граничит с физикой (телесностью или собственно медицинскими вопросами), а с другой - с метафизикой, или философией, или собственно смыслом. Я бы сказал, что более тонкой диагностики здоровья, чем философско-психологический анализ и быть не может.

14.04.02. PHY. ПРОГРЕСС В НАУКЕ

Очень может быть, что прогресс в науке выглядел бы весьма сомнительным явлением, если бы не инженерно-технические достижения, столь убедительно свидетельствующие о нем. Настолько убедительно, что Станислав Лем даже полагает возможным с какого-то момента времени и вовсе исчерпать возможности научного знания, перейдя исключительно на инженерные решения в познании.

12.04.02. PHY. ПОЛНОТА СМЫСЛА

Смысл жизни в достижении редких мгновений полноты чувства. Смысл без удовольствия не полон. Это состояние полноты психологи назвали аутентичностью. Оно мгновенно и непродуктивно, если говорить о результате, как вещи, достигаемой лишь упорным трудом. Оно неконституционно, а эфемерно - и в этом трагизм положения. В фундаментальной эфемерности бытия. Впрочем, иначе и быть не может.

("Душа, исполненная чувств, есть величайшее совершенство", И. Кант)

10.04.02. PR-PHY. ПРИНЦИП УСПЕХА (ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОСТИ)

Достаточное условие: Делать дело в срок. Необходимое условие: Иметь цель. Таким образом, полностью принцип эффективности звучит так: Достигать цели в определенный срок. Если его соотнести с контекстом всеобщности, можно вывести представление об абсолютной эффективности. (Это и будет четвертый, "негодный", член нашей троицы - синтеза необходимого и достаточного условий).

09.04.02. PSY-PHY. ПРОБЛЕМА НОРМАЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ

Болезнь по определению есть нарушение нормы. Но в более широком контексте, очевидно, она является необходимой составляющей общего представления. Подобно тому, как небытие необходимо сопутствует бытию. Но в любом случае направление наших действий - излечение, преодоление, борьба, снятие и т.д. болезни или того, что мы называем этим словом. Цель - норма.

В этом контексте, с практических позиций, сегодня я выделил бы два основных подхода к болезни - медицинский и психологический (здесь это относительно условные названия). Первый (медицинский) подход рассматривает болезнь как нарушение некоей правильной, гармоничной, каузальной материальной системы организма. Второй (психологический) подход рассматривает болезнь как перекос в сторону эгоистических установок, которые приводят к разладу с окружающим миром и самим собой (как "эго" становящимся независимым от "меня") и, в конечном счете, к тем же самым нарушениям материальной системы (невроз, преобразующийся в болезнь или психоз).

Наконец, на фоне сказанного и, не отрицая обозначенных выше подходов, я хотел бы наметить третий подход к болезни - как к нормальному явлению. Нормальное здесь выступает синонимом необходимого - точно так же, как небытие нормально по отношению к бытию. Болезнь как явление, которое должно быть, - например, как жертва, необходимая для уничтожения части моего физического существа ради проявления духовной составляющей.

Действительно притча о Христе показывает нам, как человек способный в одночасье прекратить свои страдания - многими различными способами и не обязательно сверхъестественными - все же предпочитает их претерпеть, - приносит себя с жертву. Однако это не есть норма. И мы видим, что Христос использует все возможные традиционные (но не свои, не произвольные) возможности предотвратить известный нам результат - от первоначального обращения к своим последователям (сколько раз он говорит своему окружению о приближении своей участи!) до прямого обращения к Богу. Но все это результат проявления его "эго", ищущего опоры вне себя.

Итак, нет такого совершенного человека, который бы время от времени не "выпадал бы в осадок" (не заболевал, не разрушал сам себя, - причем, повторю, отнюдь не желая этого делать!), последовательно реализуя принцип "быть самим собой" - иначе говоря, очищая этот принцип от всех материальных составляющих. Конечный результат такой "очистки" для мыслителя - идея; для художника - творчество (произведение искусства); для учителя - образ жизни; для ученого - открытие.

08.04.02. PЕПЛИКА. ВЫРАЖЕНИЯ

- Аплодисменты, переходящие в овацию. - "Овация, переходящая в авиацию". - Сольемся в экстазе. - "Сольемся в унитазе".

07.04.02. PSY. ЦЕЛИТЕЛЬСТВО КАК ВИД ПСИХОТЕРАПИИ И ВООБЩЕ.

Хотя, конечно, в строгом смысле слова, целительство не имеет никакого отношения к психотерапии; разве что - в кавычках.

Итак, практику целительства по многим признакам можно очень просто причислить к психотерапевтической деятельности. Особенно показательно ее действие, когда манипуляции целителя или его "лекарства" не имеют никакого подтверждения своей эффективности со стороны классической медицины (в отличие, скажем, от таких официально признаваемых народных средств, как травы), либо классическая медицина классифицирует их как "пустышки", плацебо. И вот, поди ж ты, целитель достигает успеха там, где официальные медики расписываются в своем бессилии. Один из способов объяснить этот феномен - сослаться на психологический эффект, действие разбуженного целителем подсознания и внутренние резервы организма. Но в таком случае какую-то категорию целителей ("безвредных", но успешных) следует записать в разряд психотерапевтов, реализующих свои уникальные, интуитивно разработанные, индивидуальные психотерапевтические практики (например, как Милтон Эриксон, удостоившийся такого официального признания).

Однако этого не происходит. Целители остаются целителями, а психотерапевты психотерапевтами (отличающиеся, кстати, от психиатров, психологов и тренеров), даже в тех случаях, когда они демонстративно, подобно Гриндеру и Бэндлеру, "списывают" свои психотерапевтические техники с духовных практик ("Структура магии"). Я так полагаю, что здесь как раз мы сталкиваемся с феноменом, изображенным Томасом Куном (в его "Структуре научных революций"), когда парадигма, как некий теоретический багаж, способ мышления и видения (неважно, идет речь о теории - "науке", или практике), составляет единое целое с группой людей, реализующих эту парадигму в своей практике.

С легкой руки Куна термин "парадигма" закрепился лишь применительно к научному сообществу. Для других видов деятельности, скажем, для политики уместнее, надо полагать, звучит понятие идеологии. Но существо дела от этого не меняется (и Кун вскользь также подтверждает это). В данном случае речь идет о целительской практике - деятельности, разворачивающейся между наукой, лженаукой и необходимой практикой (медицина, управление и пр.)

Почему же некая деятельность принимается обществом, скажем так, официально, т.е. максимально легитимно, конституционно, как то, что должно поддерживаться самыми сильными социальными институтами (государством), в то время как другая (даже очень близкая) - остается в частном ведении отдельных общественных групп или просто отдельных людей? Вопрос почти риторический. Потому что так исторически складывается. Но каков закон этого сложения - закон истории? И в какой мере тут волен или не волен проявиться гений отдельного человека, способного, что называется "узреть истину", сделать гениальные предвидения и добиться того, чтобы общество их восприняло (осознало)? Такая постановка вопроса, просто нереальна. Ведь мы знаем, что даже если такой провидец найдется, то всем его прозрениям придется полежать в долгом ящике человеческой истории, пока общество не созреет для их восприятия. Т.е. и отдельный и человек и все общество не вольны в прямом и быстром движении вперед.

Если воспользоваться представлениями К. Юнга, можно сказать, что процесс "усмотрения истины" и процесс восприятия ее обществом синхронизированы. Т.е. внутри самого себя, обладая достаточно изощренной чувствительностью к своим внутренним ощущениям, человек может с достаточной долей уверенности предсказать, будут ли (и когда) его идеи усвоены обществом. И даже взойти ради них на костер. Хотя абсолютной гарантии, конечно, тут никто не даст.

Цель практики достигать эффекта; цель теории достигать понимания. Какая-нибудь "игра в бисер" удовлетворяет обоим этим критериям, оставаясь при этом полностью бессмысленным занятием с точки зрения серьезного здравого смысла (например, в контексте вопроса о выживании). В мире существует бесконечно много бессмысленных с точки зрения здравого смысла занятий. Но зачем-то они нужны! И, с другой стороны, история нашей полной смысла цивилизации в один момент может обернуться полной бессмыслицей.

Непримиримый спор, или даже война, разных парадигм - и в прямом столкновении, и заочно - необходимая форма существования социума. При этом очевидно, есть и позиция понимания обоих сторон, уделом которой остается молчание.

06.04.02. PSY, PHY. ПРАВИЛА КАК СТАНДАРТЫ

Существуют правила общие и правила конкретные. Например, общее правило: "Давайте жить дружно"; или конкретное правило: "Давайте не толкаться локтями" или - "приходить на работу ровно к 9.00". Общие правила выполнять легко, потому что всегда можно оправдаться - "я хотел…", "я думал…" и пр. Конкретные правила трудны, потому что проверяемы, стандартизированы и потому что здесь всегда наступает момент необходимости жертвы. Ибо ради Другого (Правила), я что-то должен оторвать от себя. Конкретные правила жестки. В некотором смысле это сама смерть.

Общее, в пределе, - невыразимо, неформулируемо, жизненно, энергетично. Бессмысленно.

Конкретное - логично, жестко, продуманно, значимо. Но, в конечном счете, так же бессмысленно. Правда, по другим основаниям.

Общее случайно по существу материальности, конкретное - по факту. Ибо незачем спрашивать, почему мы имеем это, а не то? Можно лишь поменять "это" на "то", а "то" на "что-то еще" и т.д., надеясь, что процесс все же идет в направлении прогресса. Вот развитие науки, искусства, политики, медицины, Public Relations и т.д.

05.04.02. PSY-PHY. МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАДИГМА. ЗДОРОВЬЕ И ПР. - БЕССИСТЕМНЫЕ ЗАМЕТКИ

Медицинская парадигма - жить; утверждение самоценности жизни. Жизнь ценна сама по себе. Каким способом этот взгляд может обосновать ценность смерти? И всех ее промежуточных вариантов, - т.е. процесса умирания или болезни?

Каждый человек сам отвечает за свое здоровье. Я обязан жить (вообще говоря, неочевидное утверждение). Сознательно не лечиться значит убивать себя - самоубийство не хорошо. Но если я лечусь, я вправе, и обязан (снова неочевидно), выбрать наиболее эффективный и оптимальный способ. Здесь неочевидности проистекают из исходно неочевидной позитивной оценочной интенции (иначе говоря, позиции оптимизма, подхода, нацеленного на созидание и пр.) - быть лучше, чем не быть; жить лучше, чем не жить; осознавать больше лучше, чем меньше и т.д.

Однако мир поделен (или же - я его делю; по крайней мере, на уровне обычного, нормального, своего осознавания мира) на "внешний" и "внутренний", или, что здесь то же самое, - на "объективный" и "субъективный". Первый независим от меня, второй - зависим. Более того, я в большей или меньшей степени, могу оказаться зависимым от "объективного" ("внешнего") мира. Но я могу расширять сферу своей независимости, овладевая при этом большими или меньшими объемами "внешнего мира".

Свое тело, в той мере, в какой оно не подчиняется или может не подчиняться мне (болеет или может заболеть, умереть), я отношу к "внешнему миру". Итак, болезнь - это не мое, другое, то, что противостоит мне, убивает меня. Смерть - вне меня; жизнь - внутри.

А дальше, давайте возьмем "субъективную единицу времени", - т.е. такое количество времени, в течение которого я могу сделать какое-то одно дело. И поставим эту "единицу времени" в ситуацию выбора, - какое дело делать? - Внешнее или внутреннее; и дальнейший выбор - заниматься своим здоровьем или чем-то другим? И мы увидим, что, как правило, выбор будет за "чем-то другим"; найдутся более важные выборы, чем здоровье. Ибо здоровье - это лишь инструмент для более важных дел. Здоровье, когда оно есть, неощутимо, оно имманентно мне, составляет мою суть.

(Выбор в пользу здоровья, если он и делается наряду с другими выборами, является обычно отнюдь не первостепенным, а каким-нибудь "десятистепенным" выбором, т.е. находящийся далеко от центра внимания, - или, иначе говоря, глубоко в подсознании. Как работает подсознание и что это такое, - отдельный вопрос).

Овладевая внешним миром, я жертвую внутренним. Здоровье в этом случае - мой внутренний объективный ресурс, моя целостность, моя энергетика - нечто объективное, что я использую в объективном же мире и что, естественно, теряет свои первоначальные качества, портится. Здоровье - это мое тело, как мой объективный ресурс, как объем возможности моего действия в объективном (внешнем) мире.

С какого момента наступает ситуация "жертвы"?

Жертва - признание необходимости отказа от доли моего здоровья (объективного ресурса) в силу того, что иначе не хватит времени для других, более важных (чем жизнь и смерть!), дел. И неважно, что формально эти, более важные, дела представляют? - любое дело. До какого-то момента времени ситуация обратима - я болею (жертвы нет, поскольку я могу вернуть себе утрачиваемое здоровье) - но ей положен конец, когда нечто отсекается от меня безвозвратно. В сущности, официальная медицина как раз и занимается этой операцией отсечения (и хирургия оказывается главной, наиболее эффективной и эффектной медицинской практикой). Однако то же самое происходит и в терапии (посредством химических средств - химической операции) и в других медицинских областях, когда нечто (источник болезни или боли) ликвидируется, а недостающая функция (целостность организма) компенсируется другими органами. Пока вместе с отсекаемой частью не отсекается и самая жизнь человека (т.е. пока целостность не нарушается безвозвратно).

Отвлекусь немного в сторону. Меня всегда интересовал вопрос, почему сильные мира сего не уделяют толику своих богатств (не такую уж и большую) на решение вопросов сохранения здоровья, продления жизни, в том числе, и собственной и пр.? Теперь я понимаю, что другие дела, каковы бы они не были, действительно более важны. Ибо в них, осознанно или нет, утверждается человечность человека в неизмеримо многообразных формах, человечность как таковая - право человека жертвовать, или скажем проще, - тратить, свою физическую природу, то бишь свое здоровье, в угоду своим делам или просто причудам и порокам. То есть из всех человеческих занятий здоровье в рейтинге человеческих дел стоит на самом последнем месте.

Другой вопрос, как я отказываюсь от своей физической (объективной, внешней, не свободной, не человеческой) природы? - Жертвуя или страдая? Сам, по своей воле, осознанно - жертвуя? Или по необходимости, подневольно - страдая? Более того, в предельном случае, я одновременно выступаю, и в роли жертвователя (палача), и в роли жертвы - вольный и невольный аспекты совмещены (см. анализ мессы К. Юнга, где обряд выполняют два священника).

Вопрос как? - здесь вопрос смысла. Как я обхожусь с данными мне, т.е. находящимися в моем подчинении, объективными сущностями своего здоровья? Игнорирую их, жертвую ими или болею? И более общий вопрос - изощряю свое восприятие себя или останавливаюсь на определенном уровне самоощущения? В каждом случае имеется свой смысл, и каждый случай присутствует в практике жизни.

К примеру, сейчас я сижу под форточкой и с какого-то момента времени начинаю ощущать сквозняк (а ведь раньше, очевидно, я на него просто не обращал внимания, оставлял в подсознании, - вернее подсознание оставляло это ощущение вне поля сознания - внимания). С этого момента я понимаю, что рискую простудиться (а может, и нет?) Во всяком случае, я должен принять решение - отвлечься на секунду, чтобы закрыть форточку? Или прежде закончить мысль? Какое дело важнее здоровье или творчество? Или я могу успеть сделать и то и другое - закончить фразу, после этого закрыть форточку и потом продолжить работу? А что если, пока я заканчиваю фразу, я так увлекусь, что забуду закрыть форточку? - Меня просквозит, и я заболею. А может, и не заболею? Но имею ли я право рисковать своим здоровьем в ближайшие две недели (в связи с другими моими делами и обязательствами)? А может, мне стоит попробовать провести эксперимент, испытать свое здоровье - заболею или не заболею при такой силе ощущения сквозняка?

В каждом вопросе - свой смысл. Каждый смысл обоснован. Любое решение правомерно.

Степень воздействия "внешнего мира" равно как и моего "внутреннего" ощущения этого воздействия градуирована. Я способен в большей или в меньшей мере ощущать и затем осознавать тонкость и глубину этого воздействия. И далее - лечиться (если я заболел, необоснованно проигнорировав свои предупреждающие ощущения) - с большей или меньшей степенью детальности доводить лечение "до конца". Лечиться - значит восстанавливать израсходованные ресурсы.

Граница между внешним и внутренним, объективным и субъективным изменчива. От полного ухода в объективность - смерть. До полной субъективности - "жизнь вечная".

Абсолютное излечение - достижение состояния аутентичности, но оно сплошь субъективно, не имеет никаких "независимых от меня", т.е. объективных критериев. Находясь в состоянии аутентичности, я могу и умереть "без вреда для здоровья".

04.04.02. PHY. ОКОЛО КУНА. СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В какой мере можно говорить о стандартах деятельности, когда речь идет о медицине, управлении, бизнесе или науке? Что касается науки, то вслед за Куном, можно говорить о стандартах "нормальной науки". По аналогии, очевидно, в других названных выше сферах о "стандартах" можно говорить в более или менее продолжительные "нормальные" периоды процесса деятельности.

03.04.02. PHY. ПРОФАНИЧНОСТЬ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

Демократизация как всеобщее, в рамках человечества, утверждение идей неизбежно ведет к их профанации: либо ортодоксальной редукции, либо массовому выхолащиванию, либо - как-либо еще.

В этом, например, беда тех систем МЛМ (многоуровневого маркетинга), которые первоначально ориентированы на уникальность продукта (холистическое качество), - в конце цепочки уникальность вынужденно теряется, механистический способ распространения оставляет от нее лишь название, голое утверждение, которое мог бы обосновать только создатель продукта, коего нет "здесь и сейчас".

Массовая культура совсем не то, что просто культура (а, может быть, сегодня уже надо говорить не о "просто культуре", а об элитарной культуре?) Массовый Мандельштам в исполнении Пугачевой - совсем не тот О.М., о котором пишет его жена. И даже "Щегол" Катаева ("Алмазный мой венец") коробит, как некая попытка открыть тайну. Но тайна неоткрываема по-определению. Кое-что всегда должно оставаться "в молчании".

Конечно, Пугачева имела право сочинить/заказать песню на стихи Мандельштама, и, конечно, она имела право исполнить ее на эстраде. Вопрос в том, как? - Только определенным способом, я бы сказал, - должным образом, дистанцировавшись от сути. Иначе возникает бестактность. Однако, здесь еще остается вопрос, может ли в данном случае вообще что-либо быть сделано на эстраде? (Существуют ли пределы для подобной ассимиляции элитарной культуры?)

02.04.02. PSY. ПСИХОТЕРАПИЯ КАК "ТОЧКА ОПОРЫ"

Психотерапевт дает "точку опоры" клиенту, вследствие чего тот осознает, что "все возможно", но также - и меру своей ограниченности. "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир", - сказал Архимед (правда, по другому поводу). Вопрос - что функционально представляет собой эта "точка опоры"? И каждая психотерапевтическая теория решает его по-разному:
   - Гуманистическая психотерапия - "зеркало",
рефлексия самого себя, самоосознание.
   - НЛП - инструментальность, использование
тех или иных приемов (отчасти и создание их)
для достижения конкретных целей (например,
развития памяти, преодоления фобии и пр.)
   - Гештальтподход - целостность, холизм,
улавливание моментов нарушения целостности
(гештальта), определение причины и восстановление.
   - И пр. метод Берна, телесноориентированные практики...
НЛП, среди прочих, наиболее профанируемый метод, чему и обязан своим успехом по части массовости распространения.

   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru