(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.

Леонид Жуков

Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.

Следует отличать СМ от "социальной роли" или "социальной функции" и пр. - характеристик, которые сравнительно легко могут быть изменены. СМ - это характер человека, соотнесенный со смыслом занимаемого им в обществе места с точки зрения общества же. Психический рост человека - изменение иерархии его СМ, изменение его "абсолютной" сущности.

26.07.01. PSY. БИЗНЕС. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ПРИНЦИПЫ

Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!" Основная работа бизнес-консультанта как раз и заключается в том, чтобы быть такой "точкой опоры" для клиента - внешним независимым от него (социальным) фактором, на который можно опереться. Причем, здесь личность человека, консультанта, его успехи или неуспехи в бизнесе, свойства характера и пр., почти ничего не значит - важен сам факт его бытия, которое ставится в положение, функционально зависимое от проблем (задач) клиента.

25.07.01. . PSY. УЖАС БЫТИЯ

Экзистенциальное переживание, (пик переживания, инсайт, сатори, нирвана и пр.) - восторг и ужас бытия. Ощущение ужаса обусловлено тем, что через несколько мгновений все, с чем ты сейчас находишься в контакте, исчезнет. Детская печаль - "больше нету". Исчезнет потому, что: или изменится восприятие ("я вижу тот же закат, но уже не воспринимаю его", поскольку внимание не может быть долго сконцентрировано на чем-либо); или закончится само явление. Пульсация чувств восторга и ужаса - необходимое условие для видения, удержания этого бытия. Говоря поэтически, это прямое включение в энергетическую структуру мира.

Ужас подпитывается от тревоги. От чего питается восторг? В норме логика теневой (ужасной) стороны переживания следующая: тревога - страх - привычка (автоматизм или рефлекс избегания страха) - невроз (в неконтролируемом случае). Но в случае противовеса в форме позитивной энергии (восторга) работает другой сценарий - аутентичное поведение. Но какова его схема?

Энергия стимуляции - "ужас"; энергия мотивации - "восторг".

23.07.01. PHI. "ТОТ СВЕТ"

У Станислава Лема в "Сумме технологии" есть замечательная фантазия на тему развития цивилизации в связи с "обретением бессмертия" каждого отдельного человека. Идея следующая: в момент смерти сознание человека переписывается на компьютер и помещается в виртуальное пространство, на "тот свет", изначально копирующий "этот", где данный человек и продолжает жить "бесконечно" (пока существует компьютер и соответствующая программа).

На самом деле идея Лема - лишь современная упаковка того, что всегда существовало в человеческой культуре - культуры отношения к мертвым. В настоящее время эту работу выполняет церковь, объективируя наши воспоминания об умерших, посредством специальных обрядов (молитв, церковных записок) и поселяя их в нашем представлении об устройстве мира на "том свете". В самом деле, для живого человека я могу сделать мильон вещей, которые приведут к моему контакту с ним, и позволят проявиться нашему чувству любви (смыслу жизни). Но что я могу сделать для мертвого человека? - Только помолиться о нем, т.е. совершить действие "не от мира сего" - действие действительное (эффективное) в "том свете".

Отсюда - проект: ПРОГРАММА БЕССМЕРТИЯ

- создание духовного портрета человека в программном исполнении. Сделать самообучающуюся (адаптивную) программу, которая будем определенным образом имитировать стилистику речи и реакций человека, что позволит таким действенным способом сохранить представление о личности человека после его смерти.

18.07.01. PSY. ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Замешательство (по крайней мере, некоторые его виды) можно рассматривать как социальный тупик. Соответственно, выйти из такого тупика, по-определению, можно только с помощью других людей. Например, банкротство - в силу каких-либо причин человек не может вернуть долги. Единственный способ разрешения ситуации - пересмотр договоренностей с кредиторами. Социальный тупик - замешательство - и выход из него.

Таким образом, возможны два варианта выхода из подобного рода ситуаций, невыполненных почему-либо и ставших невыполнимыми обещаний, - иллюзорный и реальный. Иллюзорный, невротический - посредством "взрыва, направленного внутрь" (имплозии, - по Перлзу) - в форме истерики и прочих неконструктивных способов. Реальный - посредством нового договора (выход к людям, "взрыв, направленный наружу", эксплозия).

Откуда же берутся такие тупики? - Один из вариантов ответа - из превышения меры риска. Риск непросчитанный с точки зрения худшего варианта (исключая вариант пересмотра договора). Рискованные обещания могут завести во временный тупик.

PSY. КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Развивая медицину (а более широко, - науку и технику) общество берет на себя ответственность за человека, включающую в себя физический и биологический уровни его существования. Имея средства современной медицины, мне уже не нужно самому заниматься собой - достаточно просто выпить нужную таблетку. Или сделать операцию.

Но если вспомнить, что болезнь имеет, в том числе, и психические корни, т.е. наделена смыслом, я, пользуясь описанными выше средствами социальной поддержки, просто ухожу от решения своих проблем - причин болезни. Т.е. я не достигаю своих, отдельных от общественных, целей - я отказываюсь от самореализации. Таким образом, социум овладевает мною, превращая в винтик, элемент социального механизма.

Итак, если я хочу оставаться свободным, я должен понимать смысл отказа от благ цивилизации (социальной поддержки) или, напротив, использования их. И особенно актуален этот выбор в ситуации болезни, когда время исчерпано.

09.07.01. PSY. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Интересна технология, если так можно выразиться, проживания жизни. Приведение жизни, текущего ее, настоящего, момента к "беловому варианту". Ибо "начерно" жизнь не проживается. Черновик жизни - это абсурд, логический нонсенс. Но, с другой стороны, разве все, что мы делаем, делается именно так, как надо? И что такое надо? - Вопрос сродни вопросу, что есть истина? По большому счету сомнения и ошибки неотличимы от правды и истины. Вот, например, сейчас я не уверен, что последняя фраза логически выверена, - может быть надо говорить об уверенности и правде?

Итак, коль скоро мы не можем сделать свою жизнь абсолютно верной (проживать каждый момент "по-беловому"), нам остается лишь стремиться к этому состоянию - совершенствовать динамику жизни, "отбеливая" ее.

Даже жизнь Христа можно проанализировать с позиции неудачника - как серию ошибок, приведших к трагической развязке.

PSY-PHI. УЧИТЕЛЬ

Учитель - это человек, который объективирует смысл своей жизни и делает это не в одиночку, а совместно с социумом. Начиная от малой группы - своего ближайшего окружения и заканчивая всем человечеством.

Объективация смысла жизни - это создание культурных феноменов, т.е. вещей, значение которых прописано вербально (в различных формах: литературной, музыкальной, живописной и пр.).

06.07.01. PSY. АУТЕНТИЧНОСТЬ И ТРЕВОГА

Проходить по "лезвию бритвы", по границе жизни и смерти, можно, как со стороны бытия, так и со стороны небытия. В первом случае мы говорим об аутентичности (в смысле определения Хайдеггера - о переживании "осознования бытия"); во втором случае, - о тревоге, как клиническом симптоме, порождающем страх (смерти или другие страхи) и все это происходит на экзистенциальном фоне Хайдеггеровского "забвения бытия".

PSY. АУТЕНТИЧНОСТЬ КАК АНТИНОМИЯ. ЦИКЛИЧНОСТЬ "НОРМЫ"

Полноту жизни можно рассматривать как актуализацию несовместимых установок, - по сути, переживание антиномичности бытия и ничто. Если представить два типа этих установок (положительную и отрицательную) в образе коромысла, то нормальная (обыденная, привычная, неэкстремальная) жизненная ситуация выглядит следующим образом: пока один конец коромысла (положительная или отрицательная установка) находится на поверхности - в сознании, - другой его конец находится в подсознании. Время от времени это "коромысло" меняет свое положение на противоположное. Таким образом, в норме мы имеем чередование "черных" и "белых" полос жизни, смену настроений от активного до пассивного, депрессивного и т.д.

04.07.01 PSY. СТЕПЕНЬ РЕАЛЬНОСТИ

Если оценивать реальность с точки зрения эффективности, то можно ввести понятие "степени реальности" (или, напротив, - "уровня иллюзорности"). Что это такое? - Это ускользание от решения стратегических задач, которые могут решаться сегодня, к задачам тактическим. Решение не "больших" дел, а "мелких". И самооправданием здесь служит внешне логически безупречное утверждение, что "мелкие дела" тоже нужно делать. "Step by step" и т.д. Но если, выбирая из двух дел - более ответственного (большого) и менее ответственного (маленького), - я выбираю меньшее, - значит, я заведомо снижаю свою эффективность. Т.е. я нахожусь в пространстве реальности, поскольку эффект есть, но эта реальность какая-то ущербная, неполная, - поскольку этот эффект не столь силен, как мог бы быть. Отчасти иллюзорная реальность. Иллюзия в ней - то, что могло бы быть.

Но, конечно, и то верно, что "есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни".

Быть может, в ситуации неопределенного выбора лучше попросту ничего не делать? Ничегонеделание - честное и серьезное противопоставление Большому деланию. Позиция Обломова.


   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru