(095) 248 19 90    e-mail: lbg@rpri.ru    http://www.rpri.ru

В начало
О Нас
Координаты
Карта сайта
Проекты
Материалы
Ресурсы Гостевая книга
Архив
   Проекты
"Русский Давос"
Клуб PR
Арт - PR
Курсы PR
Семинар по PR

   Реклама
Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Fair.ru Ярмарка сайтов
   ВСЕ тексты рассылки
ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
Старые     -
+     Свежие



"Искусство Public Relations: Психология&Философия"

29.12.02. PSY. ОКОЛО ХОРНИ. ТРЕВОГА – ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМ

Любая мысль, переживание, эмоция, будучи замечена, и тем самым опредмечена может стать источником тревоги – как внешний по отношению к моему беспредметному “я” фактор. И в той мере, в какой этот фактор (предмет) объективируется (находит себе опору в объективном мире, неважно насколько обоснованную с точки зрения истинности) – тревога превращается в страх; невротический – если он не обоснован, истинный – если обоснован. - Творческая тревога – тревога, что не получится, не успеется, не сделается то, что уже ощущается как “готовое родится”.

 

28.12.02. PSY. НОРМА КАК ИСТИНОСТЬ

Норма в психологии и есть истина. Возможно, как и в других гуманитарных практиках.

28.12.02. PHI. “В МОМЕНТ ДО”

Когда я использую термин “в момент до”, я не имею ввиду некую точку во времени или в пространстве. Речь идет о смысле, об онтологии, о моменте процесса становления, о моменте до явления пространства-времени.

28.12.02. PSY. ХАРАКТЕР

Характер можно определить как ригидную личность. Как маску личности.

27.12.02HPI. “ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ БОГ”

Ученый, совершающий открытие, испытывает трансперсональное переживание, поскольку на какой-то момент реализует в своей жизни “позицию Бога” – как бы сливаясь с источником объективного знания. В этом смысле “объективное знание” отнюдь не бездушно и не жестоко. Образно говоря, оно подавляет так же, как подавляет Бог Отец по сравнению с Богом Сыном, но остается, тем не менее, вполне человечным. (“Гневливым”, как сказал К. Юнг, анализируя иудейский образ Бога Отца – Яхве).

Вообще трансперсональные переживания ценны в человеческой культуре. Можно предположить, что они связаны с высшими достижениями в различных сферах жизни (деятельности). В первую очередь, конечно, в религии, где они выступают в качестве явной системообразующей основы, но и в других областях – в быту, в работе, в политике, в сфере интимных отношений и пр.

  • Как сказал Сартр, “человек это желание быть Богом”.
  • Конечно, во внешнем, данном, объективном мире Бога нет, но в “моем мире” Он есть, поскольку я и есть Бог (своего мира). Однако стоит мне объективировать, озвучить эту свою позицию перед другими людьми, как для меня останется место только в сумасшедшем доме (предъявить же ее, не озвучивая, не называя, значит стать юродивым) и т.д. – таким образом, я начинаю прорисовывать разные технологии социального статуирования высших переживаний.
  • Философия указывает нам прямой путь к “Богу” в иных сферах жизни, нежели религия и церковь.
  • Философия суть технология создания, или открытия “Бога”, или понимания условий его существования в “моем мире”.
  • “Бог” в данном случае являет собой один из аспектов экстатического переживания неких, в данный момент высших, достижений (данностей) культуры в той или иной сфере жизни (деятельности). Бессмысленно, если не смешно, если не кощунственно, говорить о “Боге” применительно к чувству подъема, который могут испытывать некоторые люди, занимаясь, скажем, приготовлением пищи, но в контексте разговора о философии поварского искусства такая тема не только возможна, но и закономерна.

 

26.12.02. РЕПЛИКА. ПО СЛЕДАМ ТЕРАКТА В МОСКВЕ. КОНЦЕПЦИЯ ТЕРАКТА

Главный вопрос в противостоянии террористов и общества, - кто победит? Причем, речь идет не о некоей “объективной” победе – кто кого убил, сколько было жертв и т.д. – вещах, которые можно посчитать, но о победе идейной, морально-психологической – кто как себя чувствует? – кто себя ощущает побежденным и кто победителем? Речь идет о некоем “поле взаимопонимания” между противоборствующими сторонами (обществом и боевиками) – поле динамичном, подвижном, меняющемся каждую минуту переговоров и дления ситуации. Отсюда – тактика и стратегия переговоров. Собственно, переговоры и есть главное поле борьбы с обеих сторон, а отнюдь не взрывчатка, патроны, жертвы, жизнь или смерть главарей боевиков, ибо все это запланированный антураж ситуации.

  • Вопрос один, который не может решить заранее ни одна сторона, - чья сила духа сильнее? Просто по человечески. Все остальное – от лукаваго.

 

25.12.02. PSY. ОСНОВЫ ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ

Основа телесноориентированной терапии – дихотомия “дух-тело”. С одной стороны телесные ощущения, приятные или неприятные; с другой, по методу свободных ассоциаций, - связанные с ними идеи, образы, впечатления. А посередине находится область собственно психического – осознанные или неосознанные эмоции настроения, установки.

 

24.12.02. PR. ТЕРРОРИЗМ КАК ЧЕРТА ГЛОБАЛИЗМА

“11 сентября” процесс становления глобализма обрел свое символическое завершение – механизм глобального разрушения (саморазрушения). С глобальной точки зрения, любая страна (или группа стран) действующая без формального согласования с другими странами мира, автоматически попадает в разряд террористических – что называется, по-определению. В этом смысле судьба Америки, затеявшей войну в Ираком, незавидна. Результат этой войны может оказаться для США на порядок более разрушительным, чем результат войны во Вьетнаме. Независимо от того, выиграют американцы ее или проиграет. Они потеряют роль мирового стратегического лидера; роль стратега глобализации.

  • Единственный выход – не начинать.

 

23.12.02. PHI-PSY. “СТРЕЛА ВРЕМЕНИ

Где-то в психологической литературе мне попалось описание “стрелы времени”, как линии, проходящей слева направо – из левой руки в правую, если их развести в разные стороны. Это описание удивило меня, поскольку я ощущаю время (если представлять его как линию) совершенно иначе, – как стрелу, проходящую через меня сзади наперед, от затылка к глазам – в направлении прямого взгляда.

 

22.12.02. PHI. МЕСТО “Я”

В каком конкретно месте находится мое “я”? Сию секунду, что ему соответствует в объективном мире? – Мысль, соответствующая импульсу в нейроне коры головного мозга? Или возбуждение в сети нейронов? Или состояние в данный момент времени всего головного мозга в целом? – Поскольку возбуждение в сети нейронов зависит от функционирования всего мозга подачи кислорода, химических веществ, возбуждения прочих структур в других частях мозга и т.д. Или – от общего состояния моего тела? – Поскольку оно обеспечивает работу мозга и т.д. …

Итак, я последовательно идентифицирую мое “я” с мыслью – импульсом – нейроном – мозгом – телом… Что дальше? – Биосфера, земля, космос, вселенная… Дальше? – Культура? (Ноосфера?) Философия? Вера? – Я возвращаюсь к тому, с чего начал, - к себе, к своему “я”.

 

21.12.02. PSY. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Как утилизовать “сопротивление”? “Сопротивление” нужно, может быть даже абсолютно необходимо, в психотерапевтической технологии, для того, чтобы, по словам Милтона Эриксона, установить контакт с клиентом; а, выражаясь проще, - “овладеть им”, взять полностью под контроль начальные взаимоотношения с ним.

Вообразим себе некую типовую ситуацию. Человек приходит к психотерапевту в плену своих иллюзий – и тот, вместо того, чтобы как-либо начать развеивать их (бороться с “сопротивлением”), входит в этот иллюзорный мир в качестве некоего Господа Бога, который способен разрешить все проблемы. И он, в процессе начального общения, действительно дает доказательства своей “божественной” силы, – поскольку в действительности солидарен с, так называемым, нормальным ядром личности человека – настоящим Богом в душе пациента. Таким образом, клиент оказывается в ловушке, – отказ от услуг терапевта для него становится равносильным отказу от самого себя, и в частности, – столь дорогих для него иллюзий. Следовательно, он должен работать – действительно решать свои проблемы, выполнять свою часть божественного предназначения человека – в параллель с работой психотерапевта.

 

20.12.02. PSY-PHI. ОКОЛО ХОРНИ. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ. К КОНЦЕПЦИИ “НИЧТО”

Как я понимаю, истинная личность по Фрейду явлена нам лишь в одной-единственной ситуации – ситуации реализации метода “свободных ассоциаций”, основной психоаналитической процедуре. В этих ассоциациях, причем на любой стадии, уже явлены все психические структуры и силы, которые предстоит выяснить (проанализировать, понять смысл) терапевту совместно с пациентом.

“Поток свободных ассоциаций” или “котел свободных ассоциаций” и есть истинный человек, истинное в человеке, истинная личность по Фрейду. Но это не личность по определению! Не личность как нечто определенное, завершенное, данное как структура; наделенное своим мировоззрением, мироощущением, жизненными принципами, характером, опытом, реакциями и пр. “Личность свободных ассоциаций” (но не личность явленная в свободных ассоциациях) данная как таковая – это ничто. Это тот хаос, дао, ом – “ничто” в пределе, о котором говорят буддисты и мастера дзен.

 

19.12.02. PSY. ОКОЛО ХОРНИ. СИЛЫ НЕВРОЗА

Невроз базируется на многих причинах. В том числе, на страхе мотивации и страхе стимуляции:

  • Страх мотивации – не получить того, что хочешь получить.
  • Страх стимуляции – боязнь подвергнуться наказанию за проступок – нарушение неких правил и, внутренне, соответствующих принципов.

Страхи мотивации могут быть разных уровней, по Маслоу, - витальные (низшие; например, не съесть чего-то вкусненького), социальные (непризнание), духовные (невозможность самореализации). Уровни страхов стимуляции можно обозначить с позиции экзистенциального подхода – страхи духовные (перед данностями бытия; высшие), житейские (бытовые), биологические.

 

18.12.02. PSY. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

“Экзистенциальные данности бытия” даны только в объективном мире, в котором все человечество весит не более веса одной элементарной частицы. Но “дома”, в мире одухотворенном человеческой субъективностью, это, конечно, не так – здесь просто нет феномена “экзистенциальных данностей”.

 

17.12.02. PR. ОРГКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ИНСТРУМЕНТЫ КОНСАЛТИНГА

В какой момент начальник может понять, что им манипулируют его подчиненные? – В тот момент, когда он поймет, что может “полностью положиться” на кого-то из них; когда у него появится чувство надежности в стратегическом поведении кого-то из его сотрудников; когда он, глядя на кого-либо, поймет, что “можно расслабиться”…

 

16.12.02. PSY. СНОВА О СОПРОТИВЛЕНИИ

Если сопротивление, подобно неврозу, это “роза с шипами”, то задача терапевта состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, когда пациент может (при поддержке терапевта) получить “розу без шипов”. Ибо, в конце концов, “роза” суть чистая данность “я” человека. Задача в том, чтобы разблокировать “я” и “образ-я” - почувствовать динамику взаимопорождения двух этих структур – интуиции и логики, спонтанности и расчета, и т.д.

 

15.12.02. PSY. “БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМ”. МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ

“Бессознательный ум” Эриксона – это образ нормы, принципиально нормальное (естественное) ядро личности каждого человека. Это состояние гармонии, силы, уверенности в себе, спонтанности, чувства открытия мира и себя, радости учебы и умения, радости получения результата…Но этот же ум в форме подсознания (фрейдовского) реализует невротические паттерны, поскольку его (бессознательного ума) мир ограничен сознанием. Сознание, так или иначе интерпретирующее внешний мир, является для “бессознательного ума” единственным сенсорным источником об этом мире (отнюдь не органы чувств). Отсюда общий метод психотерапии (и М.Э. в том числе) – ограничить сферу сознания, поставить возможностям интерпретации границы, соединив таким образом “бессознательный ум” с чувственным восприятием, исключить из этого восприятия воображение – гипнотическую часть реальности.

“Бессознательный ум” – это обозначение другой реальности, - истинной, в отличие от данной. Данную реальность мы начинаем считать несущественной? или гипнотической, и уходим в ту область, которая объемлет эту и управляет ею.

 

14.12.02. PSY. PSY-PHI. ПРАВИЛА КАК НОРМЫ МАНИПУЛЯЦИИ

Мы не можем избавиться от отношения к другому как Другому. Это плоскость эстетического отношения людей (Бахтин). Взаимодействуя с другими людьми, мы не можем не манипулировать ими. Но мы можем договориться о правилах этого взаимодействия (взаимных манипуляций) или же, для начала, – договориться о регламенте. Таким образом, все манипуляции можно разделить на законные (легальные) и незаконные.

 

13.12.02. PSY. ОКОЛО ХОРНИ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА

Приписывая другим людям те, или иные качества (пусть даже более или менее соответствующие действительному положению вещей), я, в сущности, создаю их. Так же, как другие люди создают меня; и в том числе, как я сам создаю себя (занимаясь самоанализом).

Процесс создания и разрушения “невротических личностей” (искусственных образов себя, имиджей) непрерывен. Болезнь – нарушение этого процесса, например, остановка.

 

12.12.02. PHI. ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗНАНИЯ

Знание можно ощущать как истинное, правдивое, очевидное, ложное, данное, имеющееся, всеобщее и т.д., и т.п.

 

11.12.02. PSY. ОКОЛО ХОРНИ. “УШИ НЕВРОЗА”

Психоанализ помогает найти “уши” невротических личностей (установок), скрытых в подсознании. И вытащить эти скрытые установки на Свет Божий. Опасная процедура, если не полагаться на мудрость еще более глубоко расположенного эриксоновского “бессознательного ума”. Впрочем, и тут, пожалуй, не следует забывать об угрозе, исходящей от юнговского “коллективного бессознательного”. И т.д.

 

10.12.02. PSY. ИСТИНА ПСИХОАНАЛИТИКА

Скажи мне, каковы твои жизненные принципы, и я скажу, кто ты.

 

10.12.02. PSY-PHI. ?

Чем отличаются проблемы болезни от проблем личностного роста? Отличаются ли вообще чем-либо? Вообще, можно ли их сравнивать, ставить в один ряд? Если решение проблем часто сопровождается ростом, то должен ли рост сопровождаться решением проблем? В чем качество проблем роста по сравнению с качеством проблем болезни?

  • Вначале было Слово. А потом появились проблемы. Проблемы появились ровно с того момента, как Слово стало быть. Какие?

 

09.12.02. PSY. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОБИДА

Обида ребенка естественна; обида взрослого – искусственна, - мы анализируем ее, чтобы найти истоки, причины, подсознательные невротические установки. Но почему я лишен права обижаться по-детски?

  • А ведь никаких других эмоций, кроме детских у нормального человека нет!

 

08.12.02. PSY. TRIVIAL

Для того чтобы действовать, надо создать иллюзию – “образ себя” (имидж), который может быть выражен, в том числе, в форме плана, намерения, желания, цели и пр. Это происходит как рационально, так и бессознательно. Снятие иллюзии прекращает целенаправленное действие – “мысль губит действие” (Шекспир). Итак, имеем тривиальный вывод, – чтобы чего-то достигнуть, надо к этому должным образом подготовиться.

  • Мастера дзен предлагают стратегию недеяния. Я бы сказал, - творческого недеяния.

 

07.12.02. PSY. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ “Я”

Первое, что я различаю, присмотревшись к себе, - это эгоистические и альтруистические мотивы. То есть мое “я” мгновенно раздваивается в анализе, который, по сути дела, конструирует тот или иной имидж. “Я” из спонтанного становится предметным (многосоставным, структурированным, закрытым, идеальным). И этот процесс может протекать бесконечно (см. случаи бесконечных психоанализов). Это суть аналитической процедуры – аналогично превращению единицы в ряд натуральных чисел. Это суть логики, рационального мышления, науки. Действия же по изменению той или иной ситуации с целью исправления ее в соответствии с тем или иным видением (концепцией) напоминает кройку “тришкиного кафтана”. Исключая, пожалуй что, “действие роста” – единственное, что приносит истинное удовлетворение.

 

06.12.02. PSY. ОТЦЫ И ДЕТИ

В какой-то момент времени (обычно, после сорока) происходит перелом, – вектор жизни меняется на вектор смерти; стратегия достижимости – на стратегию ограниченности. Вот отличие “детей” от “отцов”. В бочке удовольствия обнаруживается ложка дегтя.

  • Мудрость заключается в ответе на вопрос, что такое результат? – ответе, который все время нов.

 

05.12.02. ДНЕВНИК. PSY. ПО ПОВОДУ ЭКСТРАВЕРТИРОВАНИЯ

Экстраверт нацелен на опытное знание, интроверт – на вербальное, рациональное. Первый делает жизнь, второй – культуру.

 

04.12.02. LVD. ЗАБОЛОЦКИЙ. ВОИН

  • Воин Заболоцкого сходен с воином Кастанеды (см. стихотворение “Одинокий дуб”).

Вглядись в него: он важен и спокоен

Среди своих безжизненных равнин.

Кто говорит, что в поле он не воин? –

Он воин в поле, даже и один.

У Заболоцкого – “Он воин в поле, даже и один” (ведь на “безжизненных равнинах” никого нет, – с кем же воевать?). У Кастанеды – “путь воина”. И там, там – воин – некая кармическая или экзистенциальная характеристика человека.

 

03.12.02. ДНЕВНИК. “СПОКОЙСТВИЕ”

Удобно чувствовать себя спокойным, имея в загашнике штуку баксов. Ситуация резко меняется, когда этот запас начинает быстро таять.

 

03.12.02LVD-PSY. АВАНГАРДИЗМ

Самый авангардный писатель – самый обычный писатель. В сущности, только шаблоны, автоматические стереотипы мышления способны выдержать шокирующую необычность взгляда авангардного автора.

  • В перевернутом мире нужны твердые ориентиры. Чтобы вообще в нем быть. “Мистер N” у Кафки имеет имя, хотя и лишен его (N – общее, стереотипное имя, наподобие Иванова-Петрова-Сидорова).

 

02.12.02. PSY. ОКОЛО ХОРНИ. УРОВНИ ЛИЧНОСТИ

Можно предположить, что существует много уровней личности, причем “дна” нет. За очередным самым глубоким уровнем следует еще более глубокий. Структура же каждого уровня одинакова: внешнее представление “о себе” (образ себя, имидж) с более или менее принципиальными (невротическими) чертами и внутреннее ядро личности, эго-альтруистическое единство, стрела развития от эго к альтерэго, длительность.

01.12.02. PR. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА

Сущность информационного бизнеса – не логические (анализ, синтез, связь, форматирование и пр.) операции с информацией, но энергетические – решение вопроса о владении информацией.


   Информация о создателях и копирайте
   Design by
   Web-мастер Андрей Ильинский
   e-mail: web-master@rpri.ru
Все материалы опубликованные на этом сайте являются интеллектуальной собственностью создавших их авторов и охраняются законом об авторских правах.
Публикация и перепечатка материалов этого сайта возможна лишь с разрешения автора материала. При публикации ссылка на первоисточник обязательна. По вопросам о получении разрешения на использования материалов обращайтесь по e-mail: lbg@rpri.ru