В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


   В.К. Зарецкий, В.В.Семенов ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ:КУЛЬТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  

Демократические выборы в России имеют весьма короткую историю, поскольку то, что называлось выборами в советское время, по существу, выборами не являлось. Граждане СССР "выбирали" одного-единственного кандидата. Выборы на альтернативной основе появляются в эпоху перестройки, а после распада СССР становятся регулярной процедурой, обеспеченной законодательно.
Вместе с появлением демократических выборов возникает и профессиональное обеспечение организации и проведения предвыборных кампаний, в которых основную роль начинают играть специалисты по избирательным технологиям (в дальнейшем — "технологии").
Условно, не привязываясь к конкретным срокам, можно выделить три периода в становлении и использовании избирательных технологий:
• стихийный, или "допрофессиональный", когда специалисты, обеспечивающие процесс организации и проведения предвыборных кампаний, фактически отсутствовали и образовавшийся вакуум начал заполняться другими специалистами, которые могли использовать свои профессиональные знания и навыки для проведения кампании:
социологами, психологами, специалистами по организационному развитию, системщиками, игротехниками, а также, разумеется, журналистами, "телевизионщиками", дизайнерами и др.;
• доминирование западных технологий — в этот период происходит профессионализация участников процесса подготовки и проведения предвыборной кампании, складываются полипрофессиональные команды, создаются специализированные фирмы, оказывающие соответствующие услуги, происходит становление избирательных технологий, заимствованных из богатого опыта демократических выборов в западных странах (формирование имиджа, подготовка публичных выступлений, технологии доведения информации до избирателей и т.д.);
13-1685- 370 Робота с имиджем и другие РВ-технологии
• проникновение технологий организационного консультирования в практику ведения предвыборных кампаний, к которым относятся прежде всего технологии организации коллективной деятельности, обеспечения формирования и развития организации, процедур выработки и принятия решений, командообразование (1:еат Ьш1-атд) и др.
В настоящей статье рассматриваются преимущественно технологии, заимствованные из организационного консультирования, но используемые для повышения эффективности организации и проведения предвыборных кампаний различных уровней.
Использование методов организационного консультирования в предвыборных кампаниях, на наш взгляд, обусловлено тремя моментами, характеризующими современную ситуацию в России.
Во-первых, российские избиратели имеют достаточно печальный опыт так называемых "демократических" выборов, поскольку деятельность "народных избранников" явно не оправдывает ожиданий граждан. Явка на выборы постоянно снижается, многие граждане потеряли интерес к выборам и принципиально не ходят голосовать. Ряд выборов не состоялись по причине неявки. Кроме того, появились и первые симптомы пресыщения традиционными избирательными технологиями, что проявилось в прецедентах организованного голосования "против всех кандидатов".
Во-вторых, большинство выборов проходит в достаточно острой борьбе кандидатов, когда нет явных фаворитов и исход во многом зависит от того, как организована кампания того или иного кандидата. В ситуации борьбы используется любой ресурс, который может усилить позиции кандидата. В последнее время в качестве таких ресурсов, помимо финансовых, начали активно использоваться различного рода "компроматы" и иные способы опорочивания конкурентов. Некоторые кампании превратились в соревнование по "обливанию грязью". Не касаясь нравственной стороны подобных методов, отметим лишь, что они еще сильнее отвращают людей от выборов. Большие затраты на кампанию также постепенно перестают себя оправдывать, поскольку избиратели уже научились считать деньги и в условиях кризиса многих раздражает, что эти деньги идут не на нужды людей, а на макулатуру и сотрясание эфира. Таким образом, ресурсы, .имеющиеся в традиционных технологиях, постепенно себя исчерпывают.
В-третьих, активное использование методов организационного консультирования связано с тем, что они представляют собой именно такой мощный ресурс, который позволяет повысить эффективность предвыборных кампаний без дополнительных затрат и в органичном сочетании с другими методами может с высокой вероятностью обеспечить победу кандидату, даже имеющему весьма

Предвыборная кампания: культурно-деятельностныи^одход 371
невысокие шансы на успех (прецеденты таких неожиданных побед с "подавляющим преимуществом" имеются).
В данной статье проводится различение двух типов подходов к построению предвыборной кампании: первый, ориентированный на традиционные технологии, условно именуется "имиджевым", второй, ориентированный на технологии организационного консультирования и достижение победы культурными средствами, назван нами "культурно-деятельностным".
Разница между двумя подходами задается различием в трех базовых принципах построения кампании. Первый подход — имиджевый — построен на создании завлекательного для избирателей имиджа кандидата, второй — на выработке реальной культурно-деятельностной позиции кандидата. Именно в соответствии с этим различением первый подход в тексте именуется "имиджевым", второй — "кулътурно-двятелъностнът". Другое различие связано с пониманием места программы кандидата. В имиджевом подходе программа, по сути, — набор броских конъюнктурных лозунгов, не предполагающих реализации. В культурно-деятельностном подходе программа является стержнем кампании и создается как реальная программа действий кандидата. Третье различие связано со способами воздействия на избирателя. В имиджевом подходе основу воздействия составляют манипулятивные средства. В культурно-деятельностном подходе используются средства, направленные на создание условий для самоопределения избирателя, предоставления ему возможности сделать свой выбор осознанно, соотнося свою позицию с позицией кандидата.
Избирательные технологии, рассматриваемые в данной статье, предназначены для использования в рамках культурно-деятельностного подхода, но могут существенно усилить и кампанию, строящуюся по "имиджевому" типу.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

В самом общем виде предвыборная кампания может рассматриваться как сложная творческая задача, которая сводится к тому, чтобы привлечь на сторону "своего" кандидата необходимое для его победы число голосов избирателей.
Соответственно, возникают вопросы:
• сколько голосов необходимо для победы;
• кто проголосует "за";
• почему эти люди проголосуют именно за этого кандидата.
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, проводится анализ ситуации (на содержании которого мы подробнее остановимся в следующем разделе), а из ответов формируется концепция предвыборной кампании, содержащая основную идею о том, чьи голоса и каким образом будут привлечены.

372 Робота с имиджем и другие РВ-технологии
Прежде чем проводить дальнейшее рассуждение, введем несколько ограничений.
Во-первых, мы будем рассматривать предвыборную кампанию только тех кандидатов, которые борются за победу и не используют ее как рекламу себя, своей фирмы и т.д.
Во-вторых, мы будем исходить из того, что среди людей, идущих "во власть", есть такие, для которых власть не самоцель и не способ расширить свой доступ к материальным благам, но которые ставят перед собой определенные культурные цели, например, развитие и процветание страны (региона, города). Культурные цели могут поставить люди, собирающиеся жить в этой стране (этом регионе, городе), или желающие связать свое имя с добрыми делами, или те, кто не хочет, чтобы им было стыдно перед своими же детьми и внуками. Вопрос мотивации здесь не столь важен. Важна сама возможность ориентации кандидата на культурные цели, а не на действия в распространенном стереотипе "политика — грязное дело" и "назвался груздем — полезай в кузов".
Наиболее типичной является ситуация, когда на одно место претендуют несколько кандидатов, каждый из которых имеет определенные (большие или меньшие) шансы на победу. Электоральное поле каждого из них структурируется следующим образом:
• одна часть избирателей, что бы ни делал кандидат (даже если он не будет делать абсолютно ничего) проголосует за него;
• другая часть избирателей, опять-таки, что бы он ни делал, все равно проголосует против него;
• третья часть избирателей — а их, как правило, подавляющее большинство — относится к категории колеблющихся. Именно для этой части существует проблема выбора и именно их действие организуется в ходе предвыборной кампании.
Необходимо подчеркнуть: что бы ни делали в ходе кампании кандидат и его команда, финалом кампании является "таинство" принятия решения избирателем наедине с урной и с бюллетенем для голосования в руке.
Таким образом, мы получаем общее представление о предвыборной кампании:
• как сложноорганизованной коллективной деятельности большой группы людей, направленной на достижение победы в предвыборной борьбе, т.е. получение необходимого количества голосов избирателей;
• как деятельности по привлечению избирателей на сторону определенного кандидата;
• как деятельности, организующей принятие решения избирателем;

Предвыборная кампания: культурно-деятельностный подход 373
• как деятельности, которая разворачивается в условиях противодействия со стороны конкурентов, поскольку остальные претенденты ставят перед собой ту же цель — победить.
Мы уже не первый раз подчеркиваем, что цель кампании заключается именно в победе, и делаем это потому, что именно о цели часто забывают и сами кандидаты, и члены их команды. Этап анализа ситуации подменяется данными социологического опроса и сбором информации об округе, а цель — победа, подменяется другой — выполнить комплекс предвыборных мероприятий. В результате таких подмен оказывается, что комплекс мероприятий выполнен, а победа досталась другому. Проигравшие обычно утешают себя тем, что у них было мало шансов, что второе (третье, четвертое) место — это тоже почетно.
Мы рекомендуем исходить из того, что в предвыборной кампании есть только одно достойное место — первое. И, главное, в любой ситуации, какими бы мизерными ни казались шансы кандидата, кампания может быть выстроена таким образом, что он может вполне обоснованно претендовать на победу. (Прецеденты победы кандидатов, имеющих шансы, близкие к нулю, имеются).
Предвыборная кампания организуется и реализуется людьми, составляющими окружение кандидата, в которое входят люди, его поддерживающие, и люди, работающие на него. В идеале все участники управления кампанией организуются в команду и работают по командным принципам, предполагающим самоопределение каждого участника процесса, личную ответственность, разделение и взаимодополнение функций, высокий уровень доверия друг другу, свободу движения информации внутри команды, коллективное принятие принципиальных решений. Работа по командному принципу позволяет выстроить гибкий механизм управления кампанией, обеспечивает работу организационной структуры как открытой системы, т.е. оперативно изменяющейся в соответствии с динамикой ситуации, дает возможность членам команды действовать согласованно и добиваться максимального эффекта от каждой предвыборной акции и кампании в целом.
Команда не возникает автоматически — только потому, что все собравшиеся вместе люди хорошо друг к другу относятся и стремятся к одному и тому же. Команду необходимо строить, поэтому данный процесс является неотъемлемым элементом концепции предвыборной кампании.
Распространенным стереотипом является построение управления кампанией по принципу закрытой системы, наподобие военной структуры. Управление строится по принципу единоначалия, а олицетворяет его либо сам кандидат, либо назначенный им руководитель штаба. При четкой организации и отсутствии сбоев по ресурсам такая структура способна выполнить разработанный план мероприятий, однако ее приспособляемость к динамичным условиям существенно ниже (закрытая система не способна к развитию). Механизм лич-

374 Робота с имиджем и другие РЯ-технологии
ной ответственности за общее дело в ней подменен позицией исполнителя, отвечающего только за свой участок работы, и в ней практически отсутствуют какие-либо механизмы выработки творческих решений, которые необходимы опять-таки в силу динамичности ситуации, в силу того, что предвыборная кампания — это борьба.
Из членов команды кандидата формируется центральный штаб. В зависимости от уровня кампании и численности избирателей могут создаваться региональные, районные, территориальные штабы, выстраиваться сложные управленческие механизмы. Но независимо от уровня кампании и количества вовлеченных в нее людей специалисты, входящие в центральный штаб, должны полностью перекрывать те виды деятельности, которые имеют в кампании самостоятельный продуктный выход. В состав штаба должны входить:
кандидат,
руководитель штаба — координатор,
группа анализа и стратегического планирования,
группа разработки программы кандидата,
финансист,
ответственный за СМИ,
ответственный за полиграфическую продукцию,
организатор публичных выступлений,
руководитель группы агитаторов,
руководитель группы рассылки адресных обращений,
руководитель группы контрпропаганды,
юрист.
В зависимости от масштаба кампании и роли тех или иных направлений деятельности функции могут либо совмещаться, либо, наоборот, дифференцироваться. Но главный принцип должен соблюдаться: за каждый "выход продукта" несет ответственность конкретный человек, который сам организует работу по обеспечению этого выхода.
Подготовка предвыборной кампании обычно подразумевает следующие виды работ:
анализ ситуации;
разработка концепции кампании;
формирование команды;
разработка стратегии и тактики кампании;
определение ресурсов;
формирование организационной основы кампании;
разработка общего плана реализации стратегии и тактики кампании;
построение сетевого графика осуществления всех мероприятий;

Предвыборная кампания: культурно-деятельностный подход 375
построение механизма управления ходом кампании и его коррекции.
Проведение предвыборной кампании предусматривает три основных этапа:
• запуск кампании;
• реализация плана кампании по выбранным направлениям воздействия на избирателей;
• завершающая фаза — последний "аккорд".
В зависимости от ситуации в избирательном округе и концепции кампании смысловая нагрузка этапов может быть различной, а их количество может меняться в сторону увеличения.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ

Главная цель предвыборной кампании задает ракурс анализа ситуации в избирательном округе: анализ направлен на формирование целостного представления о стартовых возможностях кандидата и определение путей достижения победы над конкурентами, т.е. привлечение необходимого для победы числа голосов избирателей. Соответственно, анализ направлен на то, чтобы подготовить исходные данные для ответа на три ключевых на этой стадии кампании вопроса, о которых говорилось выше:
сколько голосов необходимо для победы;
кто проголосует "за";
почему эти люди проголосуют именно за этого кандидата.
Анализ ситуации включает:
1) сбор и анализ информации об округе в самых разных аспектах: социальном, культурном, экономическом, экологическом и т.д.;
2) проведение социологического опроса, дающего картину по исходным рейтингам кандидатов и настроениям электората;
3) диагностику готовности кандидата и его команды к предвыборной кампании.
Сбор и анализ информации об избирательном округе завершается разработкой паспорта округа, содержащего основные исходные данные для разработки концепции предвыборной кампании.
Диагностика избирательного округа включает следующие компоненты.
1. Анализ географических, демографических и исторических особенностей округа:

376 Робота с имиджем и другие РЯ-тахнологии
• Административно-территориальное деление, границы округа.
• Численность населения и избирателей.
• Половой состав (в процентах).
• Возрастные группы (в процентах).
• Образование (в процентах).
• Профессиональный состав (в процентах).
• Уровень доходов (основные группы). •
• Вероисповедание.
• Легенды, мифы, традиции региона.
• Дополнительные сведения.
2. Анализ экономической ситуации в регионе:
• Основные экономические сферы, развитые в округе, и их состояние.
• Экономическое состояние крупнейших предприятий округа.
• Структура и направленность малого бизнеса.
• Дополнительные сведения.
3. Анализ социальной ситуации в регионе. Выделение особенностей культурной жизни:
• Уровень безработицы и ее корни.
• Уровень преступности.
• Социальная защита.
• Семейно-бытовая сфера.
• Воинские части и ситуация в армии.
• Досуг, культура и спорт.
• Крупнейшие лидеры и референтные лица. Легенды и события, связанные с ними: в исполнительной власти, в правоохранительных органах, в бизнесе, в неформальных и общественных организациях, в религиозных общинах, в политических движениях и организациях; известные спортсмены и спортивные команды, популярные деятели культуры, лидеры иных структур, оказывающих влияние на ситуацию в округе.
• Особенности языка, обычаев, менталитета жителей того региона, в котором находится избирательный округ.
• Основные события в социальной сфере за последний год.
• Дополнительные сведения.
4. Анализ политической ситуации в избирательном округе (действующие партии, общественно-политические движения, лидеры, результаты голосования по предыдущим выборам).
5. Краткий анализ ситуации и оценку шансов кандидатов.
6. Анализ действующих СМИ, выходящих газет журналов и т.д.

Предвыборная кампания: культурно-деятельностный подход 377
7. Выделение основных проблем организации избирательной кампании в данном округе и определение возможных путей их решения.
Картина по избирательному округу дополняется данными социологического опроса, который направлен на выявление исходных рейтингов кандидатов, прояснение электоральных предпочтений и ожиданий, определение проблем, которые волнуют избирателей, выявление наиболее популярных теле- и радиопрограмм, наиболее читаемых, авторитетных газет.
По собранным в ходе анализа ситуации сведениям и данным социологического опроса разрабатывается паспорт избирательного округа, в котором отражается вся информация, полезная для разработки стратегии и тактики предвыборной кампании.
Завершает анализ ситуации процедура, направленная на определение степени готовности кандидата и его команды к предвыборной кампании. Для этой цели мы рекомендуем использовать разработанный нами опросник, который приводится ниже.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ КАНДИДАТА И ЕГО КОМАНДЫ К ВЕДЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Методическая разработка включает в себя перечень из семидесяти вопросов, которые являются опорой для определения степени готовности кандидата и его команды к предвыборной кампании, выявления "узких мест" в планировании и реализации плана ведения кампании, внесения коррективов в ход кампании, определения направлений, на которых следует концентрировать основные ресурсы. Десять вопросов из семидесяти относятся к основным блокам построения предвыборной кампании:
• предвыборная программа кандидата;
• знание им политической и социально-экономической ситуации в округе, где ему предстоит действовать;
• наличие у кандидата продуманной стратегии и тактики привлечения голосов избирателей;
• наличие организационной основы ведения кампании;
• планируемые акции по отношению к избирателям;
• знание своих сильных сторон как кандидата;
• знание своих слабых сторон как кандидата;
• наличие плана действий по отношению к конкурентам;
• наличие плана действий в день выборов.
Каждый блок включает в себя несколько вопросов, раскрывающих основные направления подготовки предвыборной кампании.

378 Робота с имиджем и другие Рй-технологии
В консультационной работе данный опросник используется тремя способами:
1) путем оценки в баллах кандидатом степени своей готовности к ведению предвыборной кампании. Минимальная оценка по каждому из блоков — 1, максимальная — 10 баллов. Таким образом, кандидат, полностью подготовленный к ведению кампании, получает оценку 100 баллов (100-процентная готовность), не подготовленный к кампании — 10 баллов. Ответы на вопросы внутри блоков позволяют кандидату определить, в каких компонентах предвыборной кампании он наименее подготовлен, и, соответственно, построить свою подготовку на индивидуальной основе, максимально эффективно используя помощь консультантов. Последнее особенно важно в условиях краткосрочной "блиц-кампании", когда допущенный промах уже можно не успеть исправить и необходимо действовать с опережением событий и действий конкурентов;
2) получив обратную связь по ответам на вопросы, кандидаты имеют возможность спланировать доработку своей предвыборной кампании вместе с консультантами, сосредоточив усилия на наиболее "узких" местах;
3) для самоконтроля предвыборной кампании и внесения оперативной коррекции кандидатом и членами его команды в ход кампании без помощи консультантов-технологов.
Из этических соображений в ходе групповых занятий с кандидатами (например, выступающих на выборах единым блоком) не рекомендуется публично оглашать данные о степени готовности кандидатов (в индивидуальной работе это, разумеется, возможно и необходимо). Поэтому, например, в групповой работе кандидаты дают самооценку своей готовности, не оглашая ее публично. В конце подготовки кампании по результатам консультационной работы их можно спросить, насколько они повысили свою готовность.
Особенно эффективным является использование опросника в целях подготовки группы кандидатов, выступающих на выборах единым блоком.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВУХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

Анализ ситуации завершается разработкой концепции предвыборной кампании, содержащей основную идею о том, каким путем можно достичь победы. И уже на этой стадии необходимо самоопределение кандидата относительно того, на какой тип кампании он ориентирован.

Предвыборная кампания: культурно-деятельностный подход 379
Во введении уже давалась краткая характеристика двух типов кампании — "имиджевого" и "культурно-деятельностного". При разработке концепции кампании ориентация кандидата должна быть отражена. В случае ориентации на имидж основными вопросами концепции оказываются следующие: кому, какую информацию, когда и как донести. В случае ориентации на культурно-деятелъ-ностный подход, стержнем которого является программа, центральными в концепции становятся такие вопросы: кто (с кандидатом), какую программу будет разрабатывать и как избиратели могут быть вовлечены в этот процесс.
Выше различия двух подходов были охарактеризованы через три базовых положения: имидж — позиция, лозунг — программа, манипуляция — осознанный выбор. Для наглядности представим различия двух подходов в виде следующей таблицы.
Сравнение двух подходов к построению кампании

Имиджевый
Имидж
Лозунг
Стратегия = раскрутка имиджа

Культурно-деятельностныи Позиция
Программа
Стратегия = накопление ресурсов для разработки и реализации программы

Окружение — люди, замотивированные на приход к власти данного кандидата
Окружение — команда деятелей, люди, замотивированные на решение конкретных региональных проблем


Наемные работники
Добровольцы Диалог с избирателем
Манипуляция общественным сознанием


Кандидат должен соответствовать имиджу
Голосование как реакция на манипуляции

Кандидат должен быть способным стать лидером программы
Голосование за решение собственных проблем на основе осознанных личных мотивов

"Продукт" кампании — "носители" имиджа (полиграфия, фильмы, статьи, плакаты и т.п.)

Продукт — программа действий избранной власти, созданная совместно с избирателями

Основные фигуры кампании — имиджмейкер и кандидат
Основные фигуры кампании — кандидат и оргконсультант


380 Робота с имиджем и другие РЯ-технологии
Общая логика действий при имиджевом подходе может быть представлена следующим образом.
По результатам анализа ситуации и данным социологического опроса выявляются наиболее привлекательные для данного электората имиджевые характеристики кандидата и наиболее актуальные проблемы, волнующие избирателей. Затем выстраивается имидж кандидата таким образом, чтобы он по возможности максимально соответствовал привлекательным для электората характеристикам. На основе имиджа и актуальных проблем региона разрабатывается "слоган" — основной лозунг кандидата, который в дальнейшем раскручивается по различным каналам доведения информации до избирателей. Задача кандидата — вжиться в образ и максимально соответствовать имиджу. Задача команды — выстроить информационные потоки. Поскольку при этом не происходит выработка реальной деятельностной позиции кандидата, то все действие по раскрутке имиджа фактически представляет собой манипуляцию сознанием избирателей, направленную на то, чтобы склонить их к нужному для кандидата выбору. Людей вокруг кандидата объединяет перспектива его прихода к власти, с которым каждый связывает собственные интересы. Наемные работники работают за зарплату. Объединение людей является временным, потому что после того, как цель будет достигнута одни — специалисты, работавшие на кампанию — будут не нужны, другие — те, кто был заинтересован в приходе кандидата к власти, — будут добиваться решения своих вопросов с помощью новой социальной позиции кандидата.
Интересы избирателей учитываются ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы завоевать их голоса. После победы кандидата ситуация меняется, и об избирателях можно забыть до следующих выборов. Продукт кампании — материальные носители имиджа кандидата — листовки, плакаты, публикации и пр. — могут быть благополучно сданы в макулатуру, поскольку никакой ценности после окончания кампании уже не представляют. Даже использовать в следующей кампании их будет уже нельзя. Будет новая ситуация, и нужно будет создавать нечто новое.
Если все участвующие в кампании кандидаты придерживаются подобной тактики, побеждает тот, кто более искусно проведет кампанию, или же тот, кто изначально обладал большим авторитетом и наилучшими шансами на победу. Неудачно построенная кампания может привести к снижению рейтинга кандидата, потере им авторитета у избирателей, что может отрицательно повлиять на дальнейшую политическую карьеру.
Команда — люди, окружавшие кандидата в ходе кампании, как правило, после выборов существенно изменяется по составу, а мнение ушедших из команды людей оказывает влияние на репутацию кандидата.
Отношения, которые выстраиваются между людьми, участвующими в кампании, включая и избирателей, могут быть описаны простой формулой: люди

Предвыборная кампания: культурно-деятельностный подход 381
друг друга используют, что создает неподходящую почву для разворачивания каких-либо культурных процессов в регионе из властной позиции. Возможно, что такой способ прихода к власти является одной из причин того, что люди, пришедшие во власть, ничего реального для своих избирателей сделать не могут, а возможно, и не хотят.
Логика кулътурно-деятелъностного подхода к организации и проведению предвыборной кампании существенно иная: сам процесс строится на других принципах, по-иному разворачивается, приводит к существенно иным результатам и последствиям.
По результатам анализа ситуации, выявления региональных проблем и определения направлений деятельности, технологами из группы стратегического планирования организуется самоопределение кандидата, направленное на выработку им собственной культурно-деятельностной позиции в данной региональной ситуации. Основной темой обсуждения здесь является вопрос о том, зачем кандидат идет во власть. Разумеется, речь идет о тех мотивах, которые могут быть публично обнародованы. Самоопределение кандидата выражается в выработке им собственной позиции по отношению к региональной ситуации и тем проблемам, которые он собирается решать, придя к власти. Идея, заключающая в себе путь решения проблем, становится базовой идеей будущей программы его действий как кандидата и в дальнейшем — как народного избранника.
Программа выступает как основной стержень кампании. Она разрабатывается в ходе кампании, начинает реализовываться, привлекает сторонников, вызывает дискуссии, становится основным средством доведения до избирателей позиции кандидата.
Базовой стратегической линией становится не раскрутка имиджа, как в предыдущем подходе, а накопление ресурсов для разработки и реализации программы. Основным ресурсом являются инициативы, предложения, пожелания людей, которые, таким образом, становятся участниками процесса разработки программы.
Поскольку программа соответствует реальной позиции кандидата и разворачивается в связи с конкретными проблемами, она начинает обретать сторонников. Вокруг кандидата начинает формироваться команда, в которую входят люди, замотивированные на решение конкретных региональных проблем. Они не являются исполнителями. Их приход в команду сопряжен с той же процедурой самоопределения, которую осуществил и кандидат. Вокруг команды появляются добровольцы, готовые участвовать в этом процессе "за идею".
Хотя доведение информации о работе, проделываемой кандидатом и его командой, до избирателя и происходит по тем же информационным каналам, что и в имиджевом подходе, но осуществляется принципиально иначе. До избира-

382 Робота с имиджем и другие РВ-технологии
телей доводится позиция кандидата, столкновение с которой побуждает избирателей к самоопределению относительно предъявленной позиции. Возникает диалог кандидата и избирателя, в котором у каждой стороны есть собственная позиция, но существует и возможность их кооперации для решения общих проблем.
Основное требование к кандидату в этом случае заключается в том, что он должен завоевать репутацию человека, способного стать реальным лидером этой программы и вызывать доверие у избирателей как потенциальный или реальный лидер.
Процесс голосования для избирателя, который вступил в диалог с кандидатом, прояснил свою позицию и соотнес ее с позицией кандидата, превращается в действие осознанного выбора; если их позиции принципиально не расходятся — в голосование за себя, за решение собственных проблем.
В случае успеха кампании кандидат приходит во власть с готовым продуктом в виде программы собственных действий на властном посту, которую поддерживает большое количество людей.
Учитывая, что весьма существенный аспект работы при организации такой кампании связан с организацией коллективной деятельности большого количества людей, с решением различных проблем, организацией коммуникации и кооперации между людьми, особое место занимает организационное консультирование, а место имиджмейкера занимает фигура консультанта-технолога.
Программа, команда, отношения с различными людьми, установившиеся в ходе диалога, остаются весьма ценным "продуктом" кампании при любом исходе выборов.
Культурно-деятельностная позиция кандидата выгодно отличает его от других кандидатов, строящих кампанию на основе имиджа, позволяет ему встать вне ряда прочих кандидатов, надежно защищает его от различного рода контрпропагандистских выпадов и всякого рода "компроматов", позволяет ему уверенно набирать "очки" на каждом витке кампании. Информационные потоки распространяются подобно кругам по воде от эпицентра, которым является команда кандидата.
СТАДИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Технология проведения предвыборной кампании на основе разработки программы регионального развития предполагает вовлечение в этот процесс большого круга людей, участвующих в программе в различном качестве — от идеологов, организаторов и инициаторов различных проектов до "сочувствую-

Предвыборная кампания: культурно-деятепьностнъш подход 383
щих", высказывающих отдельные проблемы и пожелания. Поскольку затрагиваемые в программе проблемы касаются всех без исключения жителей данного округа, то программа, строящаяся таким образом, не оставляет равнодушных, по крайней мере из числа тех, кто собирается голосовать. Кроме того, сама ситуация выборов способствует повышению социальной активности людей, привлекает внимание к проблемам региона, пробуждает в людях надежду на изменение.
Прежде чем перейти к характеристике технологии проведения предвыборной кампании на основе программы регионального развития, дадим общую характеристику ситуации, в которой- проводятся выборы в России, рассмотрим два основных подхода к разработке крупномасштабных программ и опишем стадии, которые проходит программа в ходе разработки.
Характеристика ситуации
Сегодня ситуация в регионах России характеризуется взаимосвязанностью различных проблем, обусловленных глобальными преобразованиями в обществе и в силу этого носящих комплексный характер. Проблемы хронически не решаются (экономический кризис, безработица, рост преступности, обнищание людей, простои предприятий, низкое качество продукции, бесхозяйственность, неумение работать в рыночных условиях и др.), что ведет, с одной стороны, к их обострению, а с другой — все более укрепляет их взаимозависимость. Одним из препятствий на пути решения комплексных проблем является ведомственный (отраслевой) характер управления процессами жизнедеятельности общества. Вследствие этого (особенно при дефиците ресурсов) попытки решения проблем уподобливаются шитью "тришкиного кафтана", когда для решения проблем одной отрасли забирают средства из другой. В результате проблемы только усугубляются, а сами отрасли оказываются в отношениях конкуренции — борьбы за скудные ресурсы. Возможный путь выхода из складывающейся ситуации видится в разработке межведомственных (межотраслевых) программ регионального развития, направленных на решение комплексных проблем.
Два подхода к разработке программ
Инструментом решения крупномасштабных проблем традиционно является программа, объединяющая различные ресурсы для достижения конкретной цели, в чем видится ее авторам решение проблемы.
В нашей стране накопился огромный негативный опыт реализации крупномасштабных программ — как в "застойный", так и в "перестроечный" период (достаточно вспомнить несколько десятков программ по развитию новой техники в "эпоху ускорения", ни одна из которых не была реализована). Мы допускаем

384 Робота с имиджем и другие РЯ-технологии
возможность, что факторы, по причине которых те программы "не удались", оказывают свое действие и на региональные программы.
На наш взгляд, традиционный для России программно-целевой подход к решению современных региональных проблем развития не срабатывает. Можно выделить по меньшей мере три причины, по которым это происходит:
• первая — чрезвычайная динамичность социокультурных процессов и в регионах, и в стране в целом;
• вторая — принципиальный дефицит всех без исключения ресурсов;
• третья — несоответствие новой ситуации традиционных технологий управления современными процессами развития во всех без исключения сферах жизнедеятельности общества.
Наряду с программно-целевым подходом выделяется инициативно-проблемный, в рамках которого программы строятся по другому принципу. Если при программно-целевом подходе цель выдвигается небольшой группой профессионалов, а остальные участники оказываются в положении исполнителей, то инициативно-проблемные программы носят авторский характер "снизу доверху". Каждый участник программы является ее разработчиком и реализатором.
Авторская позиция позволяет преодолеть "отчуждение" исполнителей от цели (что неизбежно при программно-целевом подходе) и ставит участника программы в позицию "вкладчика" ресурсов. Если исполнитель делает только ту часть необходимой работы, которая обеспечена ресурсами, то автор работает на достижение поставленной им самим цели и делает все необходимое для ее достижения. Таким образом, инициативно-проблемные программы являются не "поглотителями" ресурсов, а их аккумуляторами, поскольку в них заложен механизм привлечения ресурсов.
Есть и другие существенные отличия, на которых мы не будем останавливаться. Укажем лишь еще одно принципиальное отличие. В программно-целевом подходе единицей программы является задание, которое выдается исполнителям руководителями программы. Инициативно-проблемные программы строятся как проектно-организованные. Единицей такой программы является авторский проект. В связи с этим инициативно-проблемные программы носят ценностный характер, поскольку для каждого автора разработанный им проект является ценностью, а не только средством получения зарплаты за добросовестную работу.
Наконец, моментом, принципиально различающим два подхода, является способ запуска процесса разработки и реализации программы. Если в программно-целевом подходе программа запускается "сверху" и сверху же спускаются цели и основные содержательные компоненты программы, то в проектно-орга-низованных программах "сверху" осуществляется запуск, экспертиза и поддержка инициатив, а также выстраивается организационная схема разработки

Предвыборная кампания: культурно-деятельностный подход 385
программы. Содержание программы, конкретные проблемы, на решение которых она направляется, механизм реализации и управления программой выстраиваются "снизу". В этом случае сохраняется авторское отношение к программе, как необходимое условие ее успешной реализации.
Различие двух подходов можно проиллюстрировать следующей схемой. Инициативно-проблемный путь
Проблема-^Организатор-^Команда-^Концепция-^Организационный-^Реализация (компенсируют недостаток ресурсов) механизм (структуры, ресурсы, планы)
Программно-целевой или административный способ
Проблема-^Структуры-^Исполнители-^Имитация-^... ->? (Цель) -^Ресурсы (Потребители решения ресурсов) проблемы
При построении предвыборной кампании на основе программы регионального
развития речь может идти, разумеется, только о про^ммах инициативно-проблемного типа.
В рамках инициативно-проблемного подхода программа в ходе разработки проходит несколько стадий.
Стадия первая: ПРОГРАММА-ИДЕЯ.
Программа-идея состоит из одного тезиса, относящегося к "корневой проблеме". Из этого тезиса разворачивается вся система концептуальных положений и действий по их реализации.
Главное не в том, что "на самом деле" является "корнем зла", а в том, чтобы двигаться от собственного видения ситуации к построению всего комплекса взаимосвязанных проблем, путей их решения и действий, их реализующих, — к концептуальной целостности, именуемой программой.
В ходе предвыборной кампании на основе этого тезиса формируется основной лозунг кампании, через который происходит соединение агитационной линии кампании и линии реальных дел, что вызывает своеобразный "резонанс" в общественном сознании и резко усиливает позиции кандидата, делая его фигуру принципиально отличающейся от других.
Стадия вторая: ПРОГРАММА-КОМАНДА.
Программа-команда — стадия, на которой формируется группа лиц, составляющих план индивидуальных и командных действий, разделяющих основную идею, взявших на себя ответственность за ее разработку и реализацию. Каж-

386 Робота с имиджем и другие РВ-технологии
дыи член команды сам определяет меру своей компетенции и ответственности, вносит свой вклад в концепцию, разрабатывает план собственных действий, согласуй их с другими членами команды на основе видения целостности ситуации, достигаемого лишь в специальных процедурах групповой работы. Главная ошибка, которую допускают разработчики на этой стадии, — попытка найти исполнителей под реализацию существующих идей. Подчеркиваем — программа имеет авторский характер, поэтому исполнительская позиция неизбежно ведет к имитации деятельности и разрушению самой программы.
Вторая стадия завершается, когда "масса" участников разработки становится критической и необходимо переходить к конкретным действиям, иначе команда начнет разрушаться. Здесь складывается план командных действий, направленных на разработку и реализацию концепции программы, внутри которого каждый определяет свой участок работы, за который несет полную персональную ответственность. Таким образом, член команды не исполнитель, делающий "от и до" только то, что ему поручают, а вкладчик, делающий все необходимое, для того чтобы программа была реализована. За счет такой позиции основных разработчиков программа становится местом аккумуляции различных ресурсов.
Стадия третья: ПРОГРАММА-КОНЦЕПЦИЯ.
Программа-концепция представляет собой систему взаимосвязанных концептуальных положений, охватывающих, по мнению ее авторов, весь комплекс ключевых проблем и путей их принципиального решения. Концепция начинает разрабатываться вместе с появлением исходной идеи и продолжается в ходе складывания команды. Вторая и третья стадии в этом смысле "накладываются" друг на друга. Когда концепция приобретает относительно завершенный вид и складывается костяк команды, каждый из членов которой является носителем авторского проекта (что и является на этой стадии вкладом члена команды в программу), происходит становление организационного механизма разработки и реализации программы. Программа превращается в документ.
Стадия четвертая: ПРОГРАММА-ДОКУМЕНТ.
Программа-документ содержит основную идею, систему концетуальных положений, список лиц-разработчиков программы, наметивших для себя согласованный с другими план действий, систему мероприятий по их реализации, источники ресурсов и временные границы реализации программы по этапам. И, конечно же, на этой стадии необходимо ясное согласованное представление о той ситуации, которая должна возникнуть в результате реализации программы, а также последствиях своих действий или бездействия.
Стадия пятая: ПРОГРАММА-ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (РЕАЛИЗАЦИЯ). Это уже стадия реализации программы, когда она становится фактом жизни. Здесь разработчики от действий в идеальном плане — плане собственного мышления — переходят от "слов" к "делу". Программа на этой стадии стано-

Предвыборная кампания: культурно-деятельностный подход 387
вится инструментом преобразования действительности в соответствии с теми идеальными представлениями, носителями которых являются разработчики программы.
Необходимым условием для перехода "от слов к делу" является изначально ценностное самоопределение основных разработчиков программы. Поскольку ее реализация связана с риском, с большой затратой физических и нервных сил, то выдержать все это и преодолеть все трудности может только человек, который формулировал идеи не ради "красного словца" и не ради сиюминутной выгоды, а реально готов взять на себя ответственность за проведение масштабных преобразований.
Организационная схема разработки программы
Предлагается следующая схема организации разработки программы регионального развития по инициативно-проблемному принципу.
1. Подбор команды на уровне региона, вырабатывающей основные положения концепции регионального развития. Профессиональный состав команды должен перекрывать основные социальные и экономические проблемы области.
2. Оформление концепции и выработка организационной схемы разработки программы, ориентированной на создание авторских проектов в масштабе предприятия, района или сферы (например, образования). При этом отраслевой принцип построения программы заменяется на территориально-проблемный. Программа и входящие в нее проекты направлены на решение конкретных проблем людей, живущих на определенной территории, работающих на конкретных предприятиях.
3. Проведение серии рабочих совещаний с потенциальными участниками программы по выделенным проблемам.
4. Разработка программ районного развития по аналогичной схеме: команда-концепция-^проекты-^-программа. (Сравните с оргсхемой программно-целевого подхода: цель-^структура-^ресурсы-^-исполнение).
5. Оформление программы регионального развития в документ, имеющий законодательную силу. Завершение процесса складывания команды.
6. Создание системы организационного и ресурсного обеспечения региональной программы. Построение системы управления процессом реализации программы, сочетающей систему общественного самоуправления и административной поддержки.
Необходимые условия:
1. В команду должны входить люди, несущие идею регионального развития как ценность, т.е. связывающие свою судьбу и жизненные

388 Робота с имиджем и другие РП-технологии
перспективы с жизнью и работой в регионе, хорошо представляющие проблемы региона.
2. В комманду должны входить люди, обладающие достаточным уровнем профессионализма в определенной сфере, чтобы нести ответственность за свой конкретный участок работы.
3. В процессе разработки и реализации программы необходимо использовать технологии организационного консультирования, позволяющие организовать процессы:
• самоопределения потенциальных участников программы;
• коммуникации между ними;
• построения коопераций;
• анализа ситуации;
• рефлексии и постановки проблем;
• запуска инициативных проектов;
• коллективного решения сложных проблем.
4. В ходе разработки программы и ее последующей реализации следует использовать технологии формирования общественного мнения (риЬИс ге1а1:юп5). Действия команды и весь процесс разработки программы должны широко освещаться в СМИ, в виде "круглых столов", комментариев, интервью с разработчиками, с жителями региона и т.д. При этом достигается одна из важных целей — создаются условия для включения всех интеллектуальных ресурсов региона, необходимых для решения проблем регионального развития.
Эффективность программ инициативно-проблемного типа
Программы инициативно-проблемного типа, помимо прямого результата, на достижение которого они направлены, обладают важным "побочным" эффектом, а именно:
1. Программа регионального развития (ПРР) снимает противоречие между различными силами в регионе, которые борются за власть, т.к. позволяет активным силам региона, не представляющим властные структуры, направить свою энергию на управление развитием, что может быть крепкой и здоровой основой кооперации различных противоборствующих сил.
2. ПРР является инструментом привлечения, а не расходования ресурсов, вложения средств, а не их потребления.
3. ПРР снимает противоречие между отдельными направлениями деятельности и развитием внутри региона, т.к. позволяет достичь ин-

Предвыборная кампания: культурно-деятельностный подход 389
теграции ресурсов при постановке и решении региональных проблем.
4. ПРР снимает противоречие между разработчиком и исполнителем, т.к. строится на принципе совмещения разработчика и исполнителя в одном лице.
5. ПРР снимает противоречие между административным типом управления, направленным на стабилизацию ситуации, и процессами реформирования, предполагающими изменение ситуации, т.е. ее неизбежную дестабилизацию.
Таким образом, административная система управления получает дополнительный ресурс в виде разнообразных активных позиций людей, которые имеют возможность в этой работе реализовать свой потенциал. Их активность становится целенаправленной, управляемой, позволяет выстроить отношения сотрудничества между ними и действующей властью. В этом случае значительная часть активной оппозиции с высокой вероятностью может стать опорой действующей власти в решении комплексных проблем регионального развития.
Примечание. Программа регионального развития способна выполнить указанные функции в построении и реализации региональной перспективы только в том случае, если опирается на принцип "команды" и строится с использованием технологий разработки программ инициативно-проблемного типа. ПРР не сможет выполнить перечисленных функций, если будет строиться как административно-целевая с неизбежными негативными последствиями для региона. Имеется локальный опыт разработки ПРР инициативно-проблемного типа в масштабах региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной статье дана характеристика двух принципиально различающихся подходов к организации и проведению предвыборных кампаний и представлены лишь некоторые технологии организационного консультирования, используемые в рамках культурно-деятельностного подхода.
За рамками описания остались такие технологии, как командообразование (^еат-Ьш1с1шд) и обеспечение командной работы, технология организации процесса коллективного решения проблем и принятия решений, технологии борьбы с манипуляцией и использования энергии контрпропагандистских выпадов конкурентов во благо кампании (принцип "айкидо") и ряд других. Их использование является существенным аспектом работы консультантов-технологов в обеспечении планирования и эффективного разворачивания мероприятий в ходе предвыборной кампании.

390 Робото с имиджем и другие РR-технологии
В заключении нам хотелось бы подчеркнуть социокультурную функцию куль-турно-деятельностного подхода к предвыборным кампаниям.
Организованная таким образом предвыборная кампания позволяет кандидату в кратчайшие сроки разработать реальную программу решения региональных проблем, обрести значительное число сторонников, создать команду единомышленников, мобилизовать на сотрудничество с властью (в своем лице) лучшие силы региона. Имея в регионе значительные силы, на которые можно опереться, кандидат приобретает значительный политический капитал, поскольку его сторонники готовы реализовать программу, разработанную в ходе кампании.
Главное — проведенная таким образом предвыборная кампания обеспечивает победу кандидату культурными средствами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акофф Р. Искусство решения проблем. — М.: Мир, 1982.
2. Богданович А.О., Зотова З.М., Поддавашкин Э.С., Янин И.Т. Основы избирательной кампании (в таблицах и схемах). — М.: Изд. МГАП Мир книги, 1995.
3. Зазыкин В.Г., Колосова С.В., Фуре Р.Ф. Психологические факторы повышения активности избирателей с помощью телевизионных передач рекламного характера. — М.: Викон, 1996.
4. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой... — М., 1991.
5. Зарецкий В.К„ Каменский Р.Г. Концептуальная схема самоопределения. — Кентавр, 1995, № 2.
6. Зарецкий В.К., Семенов В.В. Как проводить совещания. М., 1998.
7. Зотова З.М. Избирательная кампания: технология организации и проведения: Метод, пособие. — М.: МГУ, 1995.
8. Имидж лидера. Политическое пособие для политиков. — М.: Общество "Знание", 1994.
9. Как победить на выборах: Методическое пособие по организации избирательной кампании. — М.: Индем, 1991.
10. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. — М., 1995.
11. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. — Л.: ЛФЭИ, 1991.
12. Питер Л.Д. Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось. — М.:
Прогресс, 1990.
13. Растянников П.В., Зарецкий В.К„ Семенов В.В. Организационное консультирование в политике: Материалы семинара в ШКУ 13—14 апреля 1998 г.

Предвыборная кампания: культурно-деятельностный подход 391
14. Российский электорат: проблемы выбора и участия. — М.: Юридическая литература, 1996.
15. Самый короткий путь к власти. — Таганрог, 1995.
16. Слепенков И.М., Аверин Ю.П., Усманов Б.Ф., Розенталь Э.М. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. — М.: Центр избирательных технологий, 1995.
17. Чернышев А.П., Зарецкий В.К., Кухтина И.Г. Программа как инструмент реализации образовательной политики региона // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. — М., НИИВО, 1997.

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта