В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


Материалы рассылки

Зима 2007г.

 

13.01.07

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. СМИ: КРИТЕРИИ СЕЛЕКЦИИ ИНФОРМАЦИИ

Обнаруживается следующая подборка критериев, имеющих своим источником растущее осознание риска: (1) актуальность и событийность; (2) драма и конфликт; (3) негативность, поскольку плохие новости обычно содержат драму и конфликт; (4) интерес к человеку; (5) фотогеничность; (6) простые сюжетные линии; (7) тематическая злободневность (принадлежность к структуре текущих новостей); (8) массмедийный каннибализм; (9) эксклюзивность; (10) социальное положение источника информации; (11) локальные интересы (Луман-3, с.48,
с.200)

LVD. О РЕМЕСЛЕ КРИТИКА

ТВ «Культура». Встреча с литературным критиком Станиславом Рассадиным:
- Ты написал то, что я всегда думал, – говорит ему один из его знакомых. А он, рассказывает, как в ответ думает:
- Стоило мне стараться, чтобы написать то, что ты, дурак, и так всегда думал!

PR. «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ГАДАНИЯ»

Смею предположить, что Ходорковскому не придется сидеть «от звонка до звонка»; скорее всего, его отпустят раньше – в 2009 году. Слишком сильно, как мне кажется, демократический имидж России оказался завязан на эту фигуру.
- Наблюдая за действиями Леонида Невзлина, часто хочется сказать «избави нас, Боже, от друзей, а уж с врагами мы и сами разберемся». Чего стоила одна его фраза «у нас еще много осталось» - в связи с арестами их счетов. Даже странно, что он был главным пиарщиком Х.

PHI. ОКОЛО ЛУМАНА. В БЕСПАМЯТНОСТИ: «ПАМЯТЬ»

В аутопойетической системе нет памяти, как хранилища информации, но есть память как степень развития коммуникативного кода. Или, обобщая, как степень изощренности (сложности?) системной (типовой, селективной) операции различения.
- Для физических систем: минимальное различение – квантовая флуктуация.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. РЕКЛАМА

От истины – к рекламе. Реклама относится к загадочнейшим феноменам всей сферы массмедиа. Как состоятельные члены общества могут быть глупы настолько, чтобы расходовать немало денег на рекламу ради подтверждения своей веры в глупость других? (Луман-3, с.73).

PR. ЗА ЧТО УБИЛИ ПРЕЗИДЕНТА?

За что убили президента Джона Кеннеди? – Смею предположить, что если бы это вдруг открылось сейчас, то оказалось бы настолько невероятным по своей глупости и бессмысленности, что этому просто никто не поверил бы. Таким образом, скорее всего загадка этой истории останется нераскрытой навеки.

 

12.01.07

PHI. MODERN

…fresh money and new information – вот центральные мотивы современной общественной динамики (Луман-3, с.38).

PSY. К ТЕОРИИ СУПЕРВИЗИИ

Особенность супервизии (супервизорской деятельности) по сравнению с терапией (а более широко, – консалтингом) заключается в том, что супервизия, декларируя повышение уровня коммуникации, в действительности остается на том уровне же уровне, что и терапия. Меняется лишь тема коммуникации – от общения по жизненным вопросам (в терапии) к общению по профессиональным вопросам (в супервизии). Однако, понятно, что профессиональные вопросы для терапевта одновременно являются и жизненными. Иначе говоря, если терапия суть
коммуникация по поводу (в теме) жизни, то супервизия – это коммуникация по поводу терапии в жизни же. Можно было бы предположить, что уровень коммуникации в супервизии повышается, когда темой становится, не жизнь, а терапевтическая теория, но это повышение иллюзорно, поскольку все-равно сохраняется жизненный контекст терапевта как целеполагающий, формообразующий, смысловой фон коммуникации. Пожалуй, единственным феноменом возросшего коммуникативного уровня здесь могла бы служить совместная интуиция терапевта
и супервизора по поводу некоего исследуемого ими на материале жизненной феноменологии терапевта концептуально-жизненного вопроса, одинаково существенного для обоих. По Вацлавику это четвертый уровень коммуникации (1 – непосредственное восприятие, 2 – общение, 3 – общение по поводу общения, 4 – интуиция). Я полагаю, что только в редкие мгновения совместного прозрения можно говорить о действительной супервизии. Кстати, такого рода моменты возможны и в обычной терапии (когда клиент неким тотальным способом перерастает
уровень своих проблем).

PR. МИГ-3: МИФ О СИЛЕ СОВЕТСТКОГО ГОСУДАРСТВА

- Как правило, не сохранилось рабочих чертежей этих машин, – сказал в новостной телепередаче человек, занимавшийся восстановлением сбитой на войне машины.
Для государства, строящего имидж суперсильной организации, подобное пренебрежение к интеллектуальному капиталу своей военной отрасли непростительно. Вот эта труха под маской силы и дала о себе знать, когда СССР развалился. И до сих пор преследует российскую государственность. Сделал это утверждение и, что называется, попал пальцем в небо. – Тут же получил комментарий, что в США отношение к технике точно такое же.

PHI. ССЫЛКА

Жан-Батист Пьер Антуан де Моне де Ламарк: Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet de Lamarck, Philosophie zoologique, Paris, 1809.

PHI. К ТЕОРИИ СУПЕРВИЗИИ. ТИПИЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Типичные тенденции профессионализма, как специальное образование, собственное, общественно-признанное обозначение профессии и самопровозглашенные критерии качественной работы (Луман-3, с.46).

8.01.07

PSY. «ПУТЬ ВОЛШЕБНИКА»

Позиция волшебника предполагает, что Вы сами творите свою действительность, а также, что эта действительность меняется вместе с Вами. Вы делаете выбор, и каждый Ваш выбор влияет на последующие события. Своим выбором Вы создаете ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ! Говоря другими словами, каждый выбор имеет определенные последствия, это и есть предопределенность. Просто что-то из этой определенной картинки нам еще неизвестно, а что-то весьма очевидно. Интуиция, если мы исходим из позиции волшебника, помогает нам «высвечивать»
неизвестное, а также совершать НОВЫЙ выбор, если мы не удовлетворены последствиями существующего.

Исходя из позиции волшебника, при работе с интуицией мы не спрашиваем ее: «Будет ли / Возможно ли / Нужно ли?», мы спрашиваем: «Что мне нужно предпринять прямо сейчас, чтобы?», где после «чтобы» следуют наши цели, желания, устремления. Разница между первым типом вопроса и вторым в том, что в первом предполагается жесткая предопределенность и что от Вас ничего не зависит, второй же вопрос предполагает, что Вы можете изменить события вокруг, изменив что-то в себе. Интуиция тогда (во втором случае) помогает определить,
что именно Вам нужно изменить, чтобы достичь желаемого. Иногда это так просто, какая-то мелочь, но она полностью меняет результат (Светлана Зенкина. "Развитие интуиции"(psychology.intuition). WWW: http://inturon.life-mystica.com, Развитие интуиции ВЫПУСК 4, 28 мая 2005).

ДНЕВНИК. PR. «МОЯ ВЛАСТЬ»

В действительности, меня не удовлетворяет ни одна форма власти, кроме высшей. В этой точки зрения, я могу или побороться, образно говоря, «за должность президента соединенных штатов», занимаясь своим карьерным ростом, или вступить в ряды оппозиции, если заниматься политикой. Однако есть и третий, более впечатляющий, на мой взгляд, путь – определить свою тему и создать свою «транснациональную корпорацию» – либо став уникальным экспертом в своей области, либо возглавив соответствующую организацию.

PHI-PR. «ЗАКАТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ»

Национальные государства, возникнув в XVIII веке, сегодня уже оказываются сильно потесненными такими социальными формами, как организации и, в особенности, транснациональные корпорации. В этом смысле в XXI веке можно говорить о закате национальных государств и становлении глобального космополитического общества.

PHI-PR. ВЛАСТЬ КАК ТАКОВАЯ

По сути Луман пишет, что для социолога нет плохой или хорошей власти, власти более или менее правильной, более того, нет национально-государственной власти, но есть лишь власть как социальный феномен, как аспект существования общества.
- Власть – это коммуникация в коде власти.
- Медиум властной коммуникации – должность. (Medium – носитель информации).

04.01.07

PSY. К ТЕОРИИ СУПЕРВИЗИИ: ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЯ

- ЛЖ: Супервизия – это познание познания.
- Мы утверждаем, что корень всех неприятностей и затруднений, с которыми нам приходится сталкиваться сегодня, заключается в нашем полном неведении относительно познания. Речь идет не о знании, а о знании знания, которое становится настоятельно необходимым. Речь идет не о знании того, что бомба убивает, а о том, что мы хотим сделать с бомбой, а это определяет, воспользуемся мы бомбой или не воспользуемся (Матурана, с.119).
- Познание не касается объектов, ибо познание – это эффективное действие, и по мере узнавания того, как мы познаем, мы порождаем самих себя (Матурана, с.215).
- Если мы хотим сосуществовать с другим человеком, то должны признать, что его определенность (сколь бы нежелательной она ни была для нас) столь же законна и реальна, как и наша собственная, потому что его реальность, как и наша собственная, выражает сохранение им структурной сопряженности в области существования, сколь бы нежелательным это для нас не выглядело. Следовательно, единственная возможность для сосуществования состоит в выборе более широкой перспективы, области существования, в которой обе стороны
находят себе место, порождая совместными усилиями общий мир. Конфликт всегда является взаимным отрицанием. Он никогда не может быть разрешен в той области, где возник, если его участники занимают «вполне определенную» позицию. Конфликт может быть устранен, только если мы переходим в другую область, где возможно сосуществование. Знание этого знания составляет социальный императив антропоцентристской этики (Матурана, с.217).
- Мы можем расширять нашу когнитивную область… Это осуществляется… через выражение биологической межличностной конгруэнции, которая позволяет нам увидеть другого человека и открыть для него пространство, где он может существовать рядом с нами. Это акт называется любовью или, если мы предпочитаем более мягкое выражение, принятием другого лица рядом с нами в нашей повседневной жизни (Матурана, с.217).
- Все что мы делаем, – это структурный танец в хореографии сосуществования (Матурана, с.218).

PHI. МАТУРАНА. ЦИТАТА. «СРЕДНИЙ ПУТЬ» (VIA MEDIA)

- Наша Цель состояла в том, чтобы найти «средний путь» (via media): понять регулярность мира, все время ощущаемую нами, но без какой-либо независимой от нас точки отсчета, которая придала бы достоверность нашим описаниям и когнитивным утверждениям. Действительно весь механизм порождения нас самих как авторов описания и наблюдателей говорит о том, что наш мир как мир, который мы создаем в сосуществовании с другими, всегда будет представлять собой смесь регулярности и изменчивости, сочетание незыблемости и зыбкости,
столь типичное для жизненного опыта человека, если вглядеться в него пристальнее (Матурана, с.213).
- Через такую непрекращающуюся рекурсивность любой возникающий мир с необходимостью прячет свое начало. Мы существуем в настоящем; прошлое и будущее – это лишь способы существовать сейчас… Жизнь как занятие не оставляет никаких следов относительно своих начал (Матурана, с.213).

2.01.07

F-PR. «РАСКОЛДОВЫВАНИЕ» TV

Телевидение, как средство влияния на массы, обладает поистине колдовской силой, позволяющей говорить о возможности манипуляции массовым сознанием. Однако по мере лавинообразного увеличения количества TV-программ и развития интернета зрительская масса распадается, поскольку каждый зритель получает возможность формировать свою собственную TV-программу, как бы выходя из-под влияния TV. На очереди – вслед за помощником, позволяющим конструировать TV-программы, штатные обязанности которого уже вполне реально просматриваются
– стоит вакансия «конструктора сюжетов» отдельных TV-передач (сюжетов новостей, фильмов и проч.) Тенденция заключается в тиражировании все более мелких единиц «изобразительной информации» (TV-картинок, тем массмедиа).
- Средства СМИ из инструмента влияния на массы превращаются в инструмент удовлетворения индивидуальных потребностей. Впрочем, разве их психологическое воздействие уменьшается, а не усиливается вследствие этого процесса?

PHI-PSY. ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

«Фиксированной» точкой отсчета в так называемой сантьягской теории познания (теории Матураны и Вареллы) является представление об аутопойезисе. По сути, о самовоспроизводящемся и расширяющемся процессе (размножающемся, репродуцирующемся). А если постараться ухватить мельчайший кирпичик этого процесса, о флуктуации или, иначе говоря, о возможности волновой функции (в противовес квантовой).
- Квантовый принцип – принцип регулярности, повторимости, закона. Волновой принцип – принцип вероятности.
- ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ: найди в вероятности регулярность и получишь вещество, материю, упрямый факт. Предметность суть регулярность в аутопойетической системе.
- «Философский камень» Матураны и Вареллы) суть утверждение, что все произошло из становления. Аналогичный подход, как я понимаю, в синергетике И. Пригожина.
- Головокружение возникает из-за отсутствия фиксированной точки отчета, привязав к которой свои описания, мы могли бы придать им определенность и отстаивать их правильность. Действительно, если мы исходим из предположения о существовании объективного мира, независимого от нас как наблюдателей и доступного нашему познанию через нашу нервную систему, то мы оказываемся не в состоянии понять, каким образом наша нервная система, функционирую в своей собственной структурной динамике, тем не менее создает образ независимого
от нас объективного мира. Но если мы не исходим из предположения о существовании объективного мира, независимого от нас как наблюдателей, то все выглядит так, как если бы мы полностью принимали, что все относительно и все возможно, отрицая тем самым всякую закономерность. Так мы сталкиваемся с проблемой понимания того, каким образом наш повседневный опыт (практика нашей жизни) связан с окружающим миром, наполненным регулярностями, которые в любой момент времени являются результатом наших биологических и социальных
историй (Матурана, с.212).

 

28.12.06

PHI. МАТУРАНА И ВАРЕЛЛА. КОНСПЕКТЫ С КОММЕНТАРИЯМИ. 888
НА ГРАНИЦЕ С БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ

При рекуррентном взаимодействии двух или более организмов рождается социальное сопряжение. При его наличии организмы взаимно участвуют в достижении соответствующих собственных целей. Поведение, происходящее в сфере социального сопряжения, как уже говорилось, коммуникативно и может быть врожденным или наследственным. Как инстинктивное, так и приобретенное через обучение поведение может казаться наблюдателю результатом координированных действий, и оба типа поведения могут быть описаны наблюдателем, как если бы
ход взаимодействия определялся сознательно, а не динамикой структурной сопряженности взаимодействующих организмов (Матурана, с.182).
- Вполне ли понимаем?

БЫТЬ ОБЕЗЬЯНОЙ

Допустим, мы спрашиваем у какого-нибудь примата: «Каково это — чувствовать себя обезьяной?» К сожалению, мы никогда не получим ответа, поскольку едва мы построим с приматами область сосуществования, которая допускает проведение таких операций лингвистического различения через язык, обезьяны перестанут быть обезьянами; они не смогут ответить на вопрос в терминах различений, присущих им самим. Таким образом, вопрос остается открытым (Матурана, с.197).
- ЛЖ: По-видимому, первые рисунки древних людей можно считать и первой письменностью. А опыты современных художников – исследованием дословесных и досюжетных форм коммуникации. Как бы попыткой спросить у обезьяны: «Каково это — чувствовать себя обезьяной?»

(17.05.05). PSY. НЕВРОЗ

Невроз - это любая внутренняя несвобода в поведении. Иначе говоря, - искусственная потребность.

(20.05.05). ДНЕВНИК. MED. САМОАНАЛИЗ. «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ»

Я не могу пожаловаться на нелюбовь ко мне женщин - могу лишь посожалеть о своем неумение любить их.

PHI. ЗНАНИЕ ВЕРЫ И НАУКИ

Вера дает полноту знания, в то время как наука - "лишь" локальную точность.
- Вера дает полноту знания, а наука - точность. Посему царица наук - математика.

PSY-PHI. ВЛАСТЬ И СИЛА

Король без королевства - король. Лидер без группы - ничто.
- Король – власть; лидер – сила.

PR. СТИХИ В КОНТЕКСТЕ МАСС-МЕДИА

Стихи перестали быть новостью и потеряли свою силу – я имею ввиду массовое значение.

22.12.06

PHI. МАТУРАНА И ВАРЕЛЛА. КОНСПЕКТЫ С КОММЕНТАРИЯМИ. 888
ЯЗЫК

Мы оперируем в языке, когда наблюдатель видит, что объекты наших операций по лингвистическому различению являются элементами нашего лингвистического поля. Язык — непрерывный процесс, существующий только как языковое общение, а не как отдельный вид поведения (Матурана, с.186).

ОРГАНИЗМЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА

Организмы и сообщества принадлежат к одному классу метасистем; они состоят из совокупностей автономных единств, которые могут быть клеточными или мета клеточными. Наблюдатель может различать метасистемы этого класса по степеням автономии их компонентов. Если расположить метасистемы в ряд по степени зависимости их компонентов (реализованных как автономные единства) от образуемой ими метасистемы, то организмы и человеческие социальные системы займут места на противоположных концах этого ряда. Организмы как метасистемы
состоят из компонентов с минимальной автономией, т.е. компонентов, у которых такая размерность, как независимое существование либо очень мала, либо полностью отсутствует. Что же касается человеческих обществ, то они представляют собой метасистемы из компонентов с максимальной автономией, т.е. компонентов с многими размерностями независимого существования. Сообщества, состоящие из других метаклеточных систем, например, сообщества насекомых, займут промежуточные положений. Но различия между такими метасистемами
носит операциональный характер. В случаях, если в их внутренней динамике и динамике отношений происходят некоторые изменения, такие метасистемы могут смещаться как к одному, так и к другому концу ряда. Обратимся теперь к различиям между организмами и человеческими социальными системами.

Организмы как метаклеточные системы обладают операциональной замкнутостью во взаимном структурном сопряжении своих клеточных компонентов. Основная отличительная особенность организма заключается в его способности быть единством в окружающей среде, где организм должен функционировать таким образом, чтобы свойства, позволяющие ему сохранить адаптацию, оставались стабильными при любых свойствах его компонентов. Это обстоятельство влечет за собой основное эволюционное следствие, а именно: сохранение адаптации организмов
в конкретном наследственном ряду приводит к стабилизации свойств их клеточных компонентов. Это подтверждается генетической и отногенетической стабильностью клеток, образующих организмы каждого вида, и существованием специальных механизмов, позволяющих удалять из организма аномальные клетки.

С иной ситуацией мы встречаемся в человеческих социальных системах. Как человеческие сообщества эти системы обладают операциональной замкнутостью, также определяемой структурным сопряжением их компонентов. Но человеческие социальные системы существуют также как единства для своих компонентов в языковой сфере. Следовательно, тождество человеческих социальных систем зависит от сохранения адаптации людей не только как организмов (в общем смысле), но и как компонентов в сфере лингвистики. Эволюционная история людей
связана с их лингвистическим поведением. Это история, в рамках которой: выбрана такая онтогенетическая поведенческая пластичность, которая делает возможным существование лингвистических сфер, а сохранение адаптации людей как организмов требует их функционирования в этих сферах и поддержания такой пластичности. Подобно тому, как существование организма требует операциональной стабильности его компонентов, существование человеческой социальной системы требует операциональной (поведенческой) пластичности указанных
выше компонентов. Подобно тому, как организмы требуют нелингвистического структурного сопряжения между своими компонентами, человеческие социальное системы нуждаются в компонентах, структурно сопряженных в лингвистических областях, где эти компоненты могут оперировать с языком и выступать в качестве наблюдателей. Таким образом, для функционирования организма существен сам организм; от него исходят ограничения, накладываемые на свойства его компонентов. С другой стороны, в функционировании человеческой социальной
системы главную роль играет образуемая ее компонентами лингвистическая сфера, а расширение свойств компонентов служит условием, необходимым для реализации языка, который является областью, или сферой, их существований. Организм ограничивает индивидуальную креативность единств, играющих роль его компонентов, поскольку эти единства существуют для этого организма. Что же касается человеческой социальной системы, то она усиливает индивидуальную креативность своих компонентов, поскольку в этом случае система существует
для компонентов.

Согласованность и гармония в отношениях и взаимодействиях между компонентами каждого организма в отдельности, в процессе его развития как особи, обусловлены генетическими и онтогенетическими факторами, ограничивающими структурную пластичность его компонентов. Согласованность и гармония в отношениях и взаимодействиях между членами человеческой социальной системы обусловлены согласованностью и гармонией их роста в системе, при непрерывном социальном обучении, определяемом их собственным социальным (лингвистическим)
функционированием и возможном благодаря генетическим и онтогенетическим процессам, благоприятствующим структурной пластичности членов системы (Матурана, с.176-177).

 

20.12.06

PHI. МАТУРАНА И ВАРЕЛЛА. КОНСПЕКТЫ С КОММЕНТАРИЯМИ. 888
МОЗГ И КОМПЬЮТЕР

Интересно отметить, что операциональная замкнутость нервной системы свидетельствует о том, что принцип ее функционировании не укладывается в рамки ни одной из двух крайностей — ни репрезентационалистской. ни солипсистской.< >

Он не может быть солипсистским потому, что, будучи составной частью организации нервной системы, участвует во взаимодействиях нервной системы с окружающей средой. Эти взаимодействия непрерывно вызывают в нервной системе структурные изменения, которые модулируют ее динамику состояний. Именно этим объясняется, почему мы как наблюдатели, как правило, считаем поведение животных соответствующим обстоятельствам и почему животные не ведут себя так. как если бы они не зависели от окружающей среды. Так происходит потому,
что для функционирования нервной системы не существует внутреннего или внешнего мира, оно всецело сосредоточено на поддержании корреляций которые непрерывно изменяются (как показания приборов в рубке подводкой лодки из приведенного нами примера).

Принцип работы нервной системы не может быть и репрезентационалистским, поскольку при каждом взаимодействии именно структурное состояние нервной системы определяет, какие возмущения возможны и какие изменения могут их вызывать. Поэтому Было бы ошибочным утверждать будто нервная система имеет входы или выходы в традиционном смысле. Это означало бы, что такие входы или выпады являются составной частью определения системы, как в случае компьютера или других машин, спроектированных и построенных человеком. Такой
подход вполне разумен, если мы имеем дело со спроектированной кем-то машиной, основная особенность которой заключается в способе нашего взаимодействия с ней. Но нервную систему (или организм) никто не проектировал; она возникла в результате филогенетического дрейфа единств и сосредоточена на их собственной динамике состояний. Следовательно, нервную систему необходимо рассматривать как единство, определяемое своими внутренними отношениями, в котором взаимодействия вступают в игру только через модуляция ее структурной
динамики, — т. е. как единицу с операциональной замкнутостью. Иначе говоря, нервная система отнюдь не выбирает «информацию» из окружающей среды вопреки часто встречающемуся утверждению. Наоборот, нервная система создает мир, указывая, какие паттерны окружающей среды могут считаться возмущениями и какие изменения возбуждают их в организме. Широко известная метафора. называющая мозг «устройством, занимающимся обработкой информации», не только сомнительна, но и заведомо неверна (Матурана, с.149).

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Люди — не единственные животные, в социальной жизни которых возникают лингвистические поля. Отличительная особенность человека заключается в том, что в процессе лингвистической координации действий он породил новый круг явлений, а именно область языка. Произошло это через коонтогенетическую координацию действий людей. Для лингвистического поля весьма важно наличие коонтогенетического структурного дрейфа, который происходит, когда члены социальной системы живут вместе. Для того, кто наблюдает за социальной системой
извне, это выглядит, как замечательная слаженность в танце координации. Именно координации действия порождают различные сущности. В потоке рекуррентных социальных взаимодействий язык появляется, когда операции в лингвистическом поле приводят к координации действий по отношению к действиям, принадлежащим са¬мой лингвистической области. Когда возникает язык, возникают также и объекты — как лингвистическое различение лингвистических различий, затемняющих те действия, которые они координируют. Например, слово «стол»
(table) координирует наши действия в отношении тех действий, которые мы совершаем, манипулируя со «столом», затемняя те действия, которые (в результате операции различения) приводят к образованию таблицы {table). Иначе говоря, мы находимся в языке, или, лучше сказать, «оязычены» только в том случае, когда с помощью рефлексивного действия мы проводим лингвистическое распознавание лингвистических различий. Следовательно, действовать в языке означает оперировать в области конгруэнтной коонтогенетической структурной
сопряженности.

В наши цели не входит рассмотрение всего многообразия размерностей человеческого языка. Они заслуживают особой книги. Для нас здесь и теперь важно исследовать ключевую особенность языка, которая радикально модифицирует поведенческие области человека и делает возможными такие новые феномены, как рефлексия и сознание. Ключевая особенность заключается в том, что язык позволяет тем, кто в нем оперирует, описывать самих себя и свои обстоятельства через лингвистические различения лингвистических различий.

Для наблюдателя лингвистические координации действий выглядят как различения, лингвистические различения. Они описывают объекты в окружающей среде тех, кто оперирует в лингвистической области. Таким образом, когда наблюдатель оперирует в лингвистической области, он оперирует в области описаний. Кроме того, язык как явление реализуется в рекурсии лингвистических взаимодействий, лингвистических координации действий. Тем самым лингвистическое поле становится частью окружающей среды, в которой происходит лингвистическая
координация действий, а язык представляется в глазах наблюдателя как область описаний описаний. То, что делает наблюдатель, по существу сводится к следующему: он проводит лингвистические различения лингвистических различий или того, что другой наблюдатель назвал бы онтогенетически порожденными описаниями описаний. Следовательно, наблюдение возникает вместе с языком как коонтогенез в описаниях описаний. Вместе с языком возникает и наблюдатель как оязыченная сущность: оперируя в языке с другими наблюдателями,
эта сущность порождает себя и свои обстоятельства как лингвистические распознавания своего участия в лингвистической области. Смысл возникает при этом как отношение лингвистических различий. И смысл становится частью нашей области сохранения адаптации.

Все это вместе взятое и означает быть человеком. Мы занимаемся описанием описаний, сделанных нами самими (как это делает данная фраза). Действительно, мы наблюдатели и существуем в семантической области, созданной нашими операциями в языке, где сохраняется онтогенетическая адаптация (Матурана, с.185-186).

17.12.06

PHI. МАТУРАНА И ВАРЕЛЛА. КОНСПЕКТЫ С КОММЕНТАРИЯМИ. 888 МЕТАФОРА КОММУНИКАЦИОННОГО КАНАЛА

Наши рассуждения привели нас к заключению, что с точки зрения биологии в коммуникации не существует переданной информации. Коммуникация происходит всякий раз, когда существует координация поведения в области структурной сопряженности.

Это заключение покажется удивительным только в том случае, если мы не станем возражать против зародившейся недавно метафоры, ставшей популярной с развитием так называемых средств коммуникации. Согласно этой метафоре коммуникационного канала, коммуникация: есть нечто, порождаемое в определенной точке. Затем она распространяется по каналу связи (коммуникационному каналу) и поступает к приемнику на другом его конце. Следовательно, существует нечто коммуницируемое и это коммуницируемое составляет неотъемлемую часть
того, что распространяется по каналу. Например, мы обычно говорим об «информации», содержащейся в изображении, объекте или, более наглядно, а печатном слове.

Как показывает наш анализ, эта метафора в корне неверна. Она предполагает существование единства, не определенного структурно, в котором взаимодействия несут в себе инструкции, или команды, хотя происходящее с системой при взаимодействии определяется возмущающим агентом, а не ее структурной динамикой. Однако ясно, что даже в повседневной жизни ситуация с коммуникацией иная: каждый говорит то, что говорит, или слышит, что слышит, в соответствии со своей собственной структурной детерминацией: способность говорить
еще не означает способность слышать. С точки зрения наблюдателя в коммуникативном взаимодействии всегда существует неопределенность. Феномен коммуникации зависит не от того, что передается, а оттого, что происходит с тем, кто принимает передаваемое, а это нечто весьма отличное от «передаваемой информации» (Матурана, с.173).

КОММУНИКАЦИЯ

Мы называем коммуникацией координированное поведение, которое взаимно запускают друг у друга члены социального единства (Матурана, с.171).

КУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Новые поведенческие схемы, усвоенные онтогенетически в коммуникативной динамике социальной среды и сохраняющие стабильность из поколения в поколение, мы будем называть культурным поведением. Такому названию не следует удивляться, поскольку оно относится ко всей совокупности онтогенетически приобретенных коммуникативных взаимодействий, придающих определенную непрерывность истории группы, выходящей за рамки отдельных историй образующих группу индивидов. Ключевую роль здесь играют имитация и постоянный внутри групповой
отбор, которые позволяют устанавливать сопряжение между молодыми и взрослыми особями. Это приводит к определенному онтогенезу, который мы, в рамках гуманитарной сферы, называем культурой. Таким образом, культурное поведение ничем существенным не отличается от любого другого поведения, сформировавшегося в результате обучения. Его особенностью является лишь то, что оно возникает вследствие социальной жизни в течение многих поколений, в то время как носители культурного поведения непрерывно заменяются (Матурана,
с.178).

14.12.06

ДНЕВНИК. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Гражданство: землянин.
Национальность: человек.
Место жительства: Вселенная, галактика «Млечный путь», Солнечная система, планета Земля.

PSY. К ТЕОРИИ ЗАВИСИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ АЛКОГОЛИЗМА

Одного сознавания того, что у тебя есть выбор – пить или не пить – недостаточно. Необходимо еще действие по реализации собственного парадоксального решения типа: «не пить, ибо имею право сделать это (и все возможности)». Но для такого поступка человек действительно должен, как отмечает Бейтсон исследуя технологию терапии общества АА (Анонимных Алкоголиков), дойти до дна, очутиться в ситуации «полной жопы». Откуда лишь один выход: или умереть, или переродиться.
- На самом деле, можно говорить о зависимости от другого человека, от любви, от неких своих идей (интроектов?), от всей прошлой жизни. В таком контексте – на пике напряжения всех сил, на границе жизни и смерти, в безысходной амбивалентности – речь идет о феномене «второго рождения» (и не обязательно в эзотерическом, а в обычном бытовом смысле).

PHI. МАТУРАНА И ВАРЕЛЛА. КОНСПЕКТЫ С КОММЕНТАРИЯМИ. 888«БЕДНАЯ КОШКА»

Один наш друг ежедневно просыпался на рассвете от того, что его кошка имела обыкновение разгуливать по открытой клавиатуре фортепиано. Когда он вставал, кошка поджидала его у двери в сад, куда ей не терпелось выбраться. Но если хозяин оставался в постели, то кошка продолжала расхаживать по клавиатуре, извлекая из фортепиано неприятные звуки.

Кажется вполне естественным, описывая поведение этой кошки, сказать, что она «сигнализировала» нашему другу о своем желании отправиться на прогулку. По существу это равноценно семантическому описанию поведения хозяина и его кошки. Но, как мы понимаем, взаимодействие между ними сводилось лишь к взаимной стимуляции изменения состояний, определяемых их структурами. Мы вновь должны четко следовать логике наших рассуждений и пройти по лезвию бритвы, отличая функционирование организма от описания его поведения.

Несомненно, существует множество аналогичных случаев, когда мы можем применить семантическое описание к социальному явлению. Часто мы прибегаем к семантическому описанию, воспользовавшись литературной аналогией или призвав на помощь метафору. Это делает ситуацию сравнимой с лингвистическим взаимодействием между людьми (такое взаимодействие бывает в волшебных сказках). Все это требует от нас более тщательного анализа, которым мы сейчас и займемся (Матурана, с.182).
- ЛЖ: Неужели так-таки никакого понимания у кошки не было? А у хозяина?

 

9.12.06

3 - 09.12.06. (25-26.05.05). PSY-PHI. МАТУРАНА. ЦИТАТА. К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ СОЗНАНИЯ

Можно назвать довольно большое число сообществ живых организмов на планете Земля, которые остановились на предцивилизационной стадии развития (и на соответствующем уровне сознания и языка), но которые в каком-то смысле можно считать вполне сознательными (разумными) существами. Например, сообщества дельфинов (и вообще китообразных), человекообразных обезьян и многих других видов (на ум приходят волки, слоны и пр.)
- Однако, очевидно, что в силу отсутствия у этих существ цивилизации, качество их сознания резко отличается от человеческого. Образно говоря, мы с ними можем говорить лишь об их насущных потребностях.
- Сознание и цивилизованность – два сопряженных феномена; один в индивидуальной сфере, другой – в социальной или межличностной.

PHI-PSY. ЛУМАН. ЦИТАТА. ТЕРАПИЯ: КТО НАБЛЮДАТЕЛЬ?

На фоне многочисленных усилий по поиску этического фундамента кибернетика второго порядка снова и снова задет лишь этот вопрос: кто является наблюдателем? Этот вопрос она может адресовать всем наблюдающим системам, а значит, и самой себе. Тем самым подрываются все когнитивные, нормативные и моральные – то есть все этические коды. Это могло бы привести к возможности оспаривать всякую релевантность и всякую возможность эмпирического приложения кибернетики второго порядка. И все-таки следует остерегаться чересчур
поспешных выводов. Ведь бросается в глаза, что в практически ориентированных усилиях, понимаемых как терапия, эта кибернетика второго порядка играет все более важную роль. Совершенно очевидно, что это существенно для семейной терапии и организационного консалтинга. Но в том же аспекте можно рассматривать и психотерапию или тот случай, когда по поводу неконтролируемых медициной болей дают совет: наблюдай Твои боли. Ведь одновременно с конструктивистским концептом терапии была открыта и вполне реализуемая установка,
которая формулируется при помощи парадокса. Уже традиция риторики рекомендовала фигуру парадокса как технику для прояснения окостеневшей веры, communis opinio, common sense. Это функциональное описание сегодня может быть связано с кибернетикой второго порядка и благодаря этому получить теоретико-познавательное обоснование. Всегда есть возможность спросить о наблюдателе, но этот вопрос – также и применительно к самому себе – приводит к парадоксу, а именно к необходимому (injunktives) парадоксу. Он (вопрос) призывает
к тому, чтобы сделать видимым нечто, что само для себя должно оставаться невидимым. Он противоречит самому себе. В нем воплощается перформативное самопротиворечие, которое не дает принимать ему догматичную форму или прописывать рецепты (Луман Никлас. Реальность массмедиа / пер.с нем. А.Ю. Антоновского. – М.: Праксис, 2005, с.186).

ДНЕВНИК. САМОЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕСТО

Самое увлекательное место для путешествий находилось всегда у меня под черепной коробкой. Путешествие внутрь самого себя – вот мой маршрут. Поэтому в первую очередь я ценю контакты с другими людьми, во вторую – личное творчество, и в третью – общение с книгами, фильмами, спектаклями, музыкой, живописью, архитектурой и прочими предметами культуры.

 

06.12.06

PHI. ОКОЛО МАТУРАНЫ. К ТЕОРИИ СИСТЕМ: КВАНТОВО-ВОЛНОВОЙ АСПЕКТ

Это правда, что камень или, скажем, молекула не обладают качествами автономности и единства, как живые организмы (клетка или многоклеточное существо). Зато этими качествами обладает вся Вселенная в целом. Но ведь клетка – простейший биологический организм – не состоит из вселенных! Или все же, в каком-то смысле, состоит?
- Не являются ли волновые свойства физических объектов (в том числе, камня или молекулы) проявлением качеств единства и автономии Вселенной?

PSY. ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ИНЖЕНЕРИЯ ДУШИ

Кажется, что «семейный миф» – такая же мощная и неотвратимая штука, как и судьба («личный миф», по Минделлу). Не этим ли (независимостью и неотвратимостью внутренней конституции жизни, природы) объясняется тяга к конструированию других, таких же независимых от человека, но тем не менее, при определенных условиях, контролируемых человеком сил – подсознания (Фрейд), архетипа (Юнг), квантовых метафор (Минделл)? Т.о. одна сила контролируемым (инженерным) способом воздействует на другую, соразмерную ей. Да и сам
«семейный миф» не тому ли служит? И вся наука, вкупе с инженерией, как концепция независимых, но при определенных условиях все же контролируемых сил?
- Терапию можно рассматривать как вид инженерии – а именно, как инженерию души.

PR-PHI. ВЛАСТЬ ПРОТИВ ЯЗЫКА

Борьба не на жизнь, а на смерть в странах на постсоветском пространстве (в Прибалтике и на Западной Украине) – власть (национальная) против языка (русского). Кто кого?

PHI. ОКОЛО МАТУРАНЫ. ИМИТАЦИЯ?

Очень сильное, на мой взгляд (в рамках предлагаемой концепции), понятие «имитации» у животных выскакивает в тексте Матураны и Вареллы в самом конце их концептуального круга, как чертик из коробочки или как «Бог из машины». What is meaning?
- Имитация – форма социального поведения достаточно высоко развитых животных.

PHI. МАТУРАНА. ЦИТАТА. ЗНАНИЕ: ИСТОРИЯ ИЗ «РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Если задуматься над тем, каким критерием мы пользуемся, когда говорим, что некто обладает" знанием, то станет ясно, что под знанием мы понимаем эффективное действие в той области, в которой ожидается ответ. Иначе говоря, мы ожидаем эффективного поведения в контексте, который мы задаем своим вопросом. Таким образом, два наблюдения, произведенные над одним и тем же субъектом в одних и тех же условиях, но при различной постановке вопроса, мо¬гут привести к различным когнитивным оценкам поведения субъекта.

Это наглядно иллюстрирует следующая история, взятая из реальной жизни. На экзамене студента университета попросили: "Определите высоту башни университета с помощью альтиметра». Студент взял альтиметр, привязал его к длинной веревке и, взобравшись на самый верх башни, осторожно спустил альтиметр на веревке до основания башни. Затем он измерил длину веревки, которая составила 30 м 40 см. Однако профессор счел ответ студента неверным. Студенту была предоставлена еще одна попытка. Профессор снова попросил его: «Определите
высоту башни университета с помощью этого альтиметра». Студент взял альтиметр и, вооружившись гониометром, отправился на лужайку по соседству с университетом. Став на определенном расстоянии от башни, он воспользовался альтиметром как небольшой линейкой и построил подобные треугольники, из которых вычислил высоту башни. На этот раз она получилась равной 30 м 15 см. И на этот раз профессор не был удовлетворен ответом. Студенту была предоставлена еще одна попытка — и вновь с тем же результатом. Студент предложил
шесть различных решений, но ни в одном из них альтиметр не был использован по своему прямому назначению. Ясно, что в определенном смысле студент проявил больше знаний, чем от него требовалось, Однако с точки зрения вопроса, заданного ему профессором, его знание было неадекватным.

Поэтому мы хотим особо подчеркнуть, что оценка знания всегда производится в контексте отношений. В таком контексте структурные изменения, запускаемые в организме возмущениями окружающей среды, представляются наблюдателю откликом на окружающую среду. Наблюдатель ожидает, что. исходя из этого отклика, ему удастся оценить структурные изменения, вызванные в организме. С такой точки зрения любое взаимодействие организма, любое наблюдаемое поведение может быть оценено наблюдателем как когнитивный акт. Точно так же
факт жизни — сохранения неразрывного структурного сопряжения как живого существа — состоит в знании в пределах области существования. Короче говоря, жить означает познавать (жить означает совершать эффективные действия в области существования в качестве живых существ) (Матурана, с.153).

04.12.06

КОММЕНТАРИЙ. СВОЙСТВА МАССЫ. redkazan_ka

Я думаю сначала нужно рассмотреть сами свойства массы (большой группы)...как она образуется, по каким законам существует. В этом нам может помочь труд Э. Канетти. Он предложил следующие свойства:
1. Масса хочет постоянно расти. Природных границ для ее роста не существует. Там, где такие границы искусственно созданы, то есть в институтах, служащих сохранению замкнутой массы, всегда возможен и время от времени происходит прорыв массы. Безусловно надежных учреждений, которые могли бы раз и навсегда помешать приросту массы, не существует.
2. Внутри массы господствует равенство. Оно абсолютно, бесспорно и никогда не ставится под вопрос самой массой. Оно имеет такое фундаментальное значение, что можно определить состояние массы именно как состояние абсолютного равенства. У всех есть головы, у всех есть руки, а чем там они отличаются, не так уж важно. Ради этого равенства и становятся массой. Все, что могло бы от итого отвлечь, не стоит принимать во внимание. Все лозунги справедливости, все теории равенства вдохновлены в конечном счете этим опытом
равенства, который каждый по-своему пережил в массе.
3. Масса любит плотность. Никакая плотность для нее не чрезмерна. Не должно быть никаких перегородок, ничего чужеродного внутри, все должно по возможности ей принадлежать. Чувство наибольшей плотности она получает в момент разрядки. Возможно, еще удастся подробней определить и измерить эту плотность.
4. Массе нужно направление. Она находится в движении и движется к чему-то. Общность направления для всех, кто к ней принадлежит, усиливает чувство равенства. Цель, лежащая вне каждою в отдельности и относящаяся ко всем, вытесняет частные, неравные цели, которые были бы для массы смертельны. Для того чтобы она существовала, ей необходимо направление. Поскольку масса всегда боится распада, се можно направить к какой-то цели. Но тут существует еще и темная инерция движения, зовущая к новым, более важным связям.
Часто нет возможности предсказать, какого рода будут эти связи".

ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Художник живет один – по-определению. О какой общности и понимании можно говорить в сфере моего личного творчества, в моей творческой лаборатории?! – Там, где я и сам не знаю, что встречу на следующем шаге… И наоборот, какой мне интерес до творчества другого человека – там, где и он сам не знает, куда идет…
- Я не считаю сочувствие нормальным – я считаю его чудесным. Как написал Тютчев: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Ведь кроме Бога никто не даст благодати! И если она все же нисходит, то это поистине чудо. Однако, возвращаясь к обычным человеческим переживаниям, ведь сочувствие, жалость, симпатия могут быть мимолетными, случайными, протекающими в повседневности – не обязательно каждое такое душевное движение другого человека воспринимать как чудо, а самого его оценивать с точки зрения, «можно
с ним идти в разведку или нет». Ведь это так просто! Строки Тютчева рождены совершенно особенным – уникальным! – накалом любовного переживания, где сама повседневность – чудо.
- Боязнь жалости к себе – основа трусости.

ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ. ДИАЛОГ НА ТЕРАПИИ

- Я тебя чувствую, - говорю я ей, другому участнику, своему партнеру по коммуникации в групповой терапии.
- А я не верю, что ты что-либо чувствуешь, - говорит мне она.
- И что мне теперь делать? - думаю я про себя, - Доказывать что ли свою чувствительность? – Глупая ситуация…
Я молчу, а время идет. Процесс, в моем представлении, «остановился». Харм Сименс, обращаясь к участникам группы в похожей ситуации, спросил у меня:
- Разве ты не видишь, что я делаю за тебя твою работу?
- А что мне было делать? – спрашиваю я себя сейчас. – Рвать на себе волосы, изображать обиду от того, что никто на меня не прореагировал? Но ведь я не чувствовал никакой обиды. А что чувствовал? – В этом надо было бы еще разобраться, прислушаться, присмотреться к себе… Вот я и остановился.

PHI-PR. К ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ: ШИЗОДИСКУРС СОБСТВЕННОСТИ И ФИНАНСОВ

Прежде всего, должно иметься нечто, принадлежащее кому-то. Вот это качество принадлежности, с одной стороны, и владения, с другой, превращают имеющееся нечто в то, что называется «собственностью». Итак, феномен собственности – это качество принадлежности вещи и владения ею. Далее я произвожу оценку принадлежащей мне вещи, а также в этом действии участвуют другие люди, а также сопутствующие обстоятельства, снижающие (мешающие) или поддерживающие мою оценку. Эта оценка суть стоимость (более или менее иллюзорная
в зависимости от критериев реальности, которыми мы пользуемся), будучи выражена в денежных знаках, обретает форму финансов (или будучи выражена в ценных бумагах, или в иных предметах, выполняющих роль денег, т.е. очищенных от своей натуральной стоимости и конвенционально оформленных только в части своей стоимости как чистой собственности – лишь принадлежности/владению, лишь как личная подпись, неотъемлемая часть авторства).
- Финансы – это конвенциональный аспект стоимости. Финансы – это феномен конвенциональности в сфере отношений собственности, универсальная цена.

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта