В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


Материалы рассылки

Зима 2006г.

25.02.06

PHI-PSY. ВОЗРАЖЕНИЕ ПОППЕРУ ПО ПОВОДУ ФРЕЙДА

Может быть, и в самом деле теория Фрейда объясняет все, не проходя, таким образом,
попперовский критерий фальсификации. Но она хороша все же тем, что вообще что-то объясняет, благодаря чему психоанализ сумел многим людям облегчить жизнь.

PHI. ТЕХНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ

В конечном счете, технология эволюции более совершенна, чем любая технология, которую человек сможет себе когда-либо вообразить. Из современных технологий к ней ближе всего стоят нанотехнологии и биоинженерия.
– А кроме того, технологии мышления (психотерапии) и социальные технологии.
– Возражение: нагружать эволюцию технологичностью (осмысливать в терминах технологии)
– значит заведомо сужать ее возможности. Технологичность – телеологичность.

PHI-PSY. К ТЕОРИИ ПРОЦЕССА. ПРОЦЕСС КАК СТАНОВЛЕНИЕ

Процесс взаимодействия в акте становления развивается последовательно в режиме step by step, нарастая по закону резонанса.
– В строго материалистической (или вернее, научно-физикалистской парадигме) тут следовало бы сказать, что в процессе становления нечто взаимодействует с чем-то, что нам еще неизвестно. Однако, правильней, на мой взгляд, говорить все же, что это «нечто, нам неизвестное» суть «ничто», архаическим (первым, грубым) аналогом коего являются платоновские идеи. В это смысле сознание суть мир платоновских
идей, вне времени и пространства.

PHI. ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ

Добрые намерения следует оценивать положительно, даже если они ведут в ад.

PSY-PHI. ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНИМАЮ?

– Решающий шаг в понимании Фона заключается в том, чтобы увидеть, что можно быть приверженным истине некоторого убеждения, не обладая каким бы то ни было интенциональным состоянием с этим утверждением в качестве содержания. Я, например, могу быть привержен утверждению о твердости объектов без того, чтобы каким-либо образом
– неявно или явно – верить или быть убежденным в этом. Но тогда, каков же смысл подобной приверженности? – По крайней мере следующий: я не могу сообразно своему поведению отрицать это утверждение.
Ведь я не могу, когда сижу на этом стуле, нагибаюсь над этим столом и опираюсь ногами на этот пол, последовательно отрицать, что объекты тверды, ибо само мое поведение предполагает твердость этих объектов. Именно в таком смысле интенциональное
поведение есть, то есть внешнее проявление моих фоновых способностей, делает меня приверженным утверждению о том, что объекты тверды, даже несмотря на то, что мне не требуется формировать убеждение относительно твердости объектов (Серл,
с.174).
Фон – что-то независимое от нас и незамечаемое нами, но что формирует наше поведение (вернее обусловливает его возможность). O’K. Однако в тот самый момент, как только мы даем этому – «фону» – определение, мы замечаем его, а значит, получаем над ним власть и можем манипулировать им. Таким образом, мы наступаем на действительность
(завоевываем ее) – познаем ее и овладеваем ею. Но при этом надо понимать, что фон, как условие интенциональности, а на самом деле «нечто», уже как условие фона, отступает за границы поля нашего видения (и, далее, познания). При этом фон становится таким же «условием выполнимости» для неведомого нам «нечто», каким до того была интенциональностьдля фона.
– Иными словами, я согласен ограничить свою свободу полностью чем-то мне неведомым
– неизвестно чем; и только лишь частично – тем, что я знаю, познанным мною.

TXT-LIT. «ПРОЕКТ-0312»
7.46-9.09

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ ПИСАТЕЛЯ:

– Гришковец, по мне, слишком сентиментален. После иронии начала восьмидесятых.
Даже странно.

PHI. ПРОЦЕСС НАУКИ

– Исследование разума (mind) есть изучение сознания, практически в том же смысле,
что исследования в области биологии есть изучение жизни. Конечно биологам не
нужно постоянно думать о жизни. Однако, никто, будучи в здравом уме, не отрицает,
что явления, изучаемые в биологии, есть формы жизни. Равным образом, изучение
разума есть изучение сознания, даже если открыто не упоминать сознание в процессе
получения умозаключения, восприятия, принятия решений, разрешения проблем, памяти,
речевых актов и т.д. (Серл,
с.209).
Всегда есть интенциональность, направленность. И на уровне биологии – понятие
жизни; и на уровне социума – понятие истории или ее цели. И всегда эта направленность
ложна – так же, как ложно представление о неделимости атома – всегда за одним
уровнем его неделимости, обнаруживается следующий «неделимый уровень». На каждом
уровне науки и в каждой ее сфере, в каждой отдельно взятой науке, можно обнаружить
некую генеральную интенцию, которая и определяет специфику данной науки, и которая,
тем не менее, ложна с
научной точки зрения. Эта целеполагающая, сознательная, интенция абсолютно необходимое
условие для движения науки вперед. Однако само это движение осуществляется за
счет разоблачения, уничтожения этой интенции; впрочем, только для того, чтобы
породить новую, более рафинированную, более изощренную подобную усложнению нашего
представления об атоме. Ибо если эта интенциональность будет исчерпана, наука
кончится. К счастью, сего не произойдет никогда – по определению.
– Базовая интенция науки – что мир может быть познан до конца. Очевидно ложная.
И, тем не менее, в лживости своей недоказуемая.

PHI. КРЕДО СУПЕРВИЗОРСТВА

Цель международной конференции по вопросам супервизии (проект «Дискурсы эффективности»):
сформулировать Кредо супервизорства. В частности:
– Работа с сопротивлением: сохранять полноту интенций процесса (просто – полноту
процесса, или полноту ситуации).
– Профессионалу давать профессиональную поддержку.

PHI. ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

Если вы настаиваете на истинности своего утверждения и хотите найти понимание,
не надо убеждать в этом все человечество – достаточно убедить только меня.

PHI. НЕОБХОДИМОСТЬ ЧУДА

С появлением такого вида деятельности как психотерапия, надобность в чудесах
отпала. Ибо большую часть чудесных исцелений и прочих чудес, которыми в новозаветные
времена прославился Иисус Христос, ныне может делать любой, средней руки, терапевт,
за двадцать долларов в час. Однако тем очевиднее для меня выглядит настоятельная
необходимость веры в чудо, как естественная часть более общей веры в Бога.

FUTURE. ПРИНЦИП ТЕЛЕПОРТАЦИИ: РЕШЕНИЕ ПАРАДОКСА ЛЕМА

Мгновенная телепортация из одного места в другое происходит не потому, что некое
тело – телепортируемый объект – перемещается в пространстве, а потому что пространство
перемещается относительно этого тела, вследствие его фиксации определенным образом
в пространственно-временном континууме. Таким образом, лемовского парадокса дублирования
телепорто-путешественника (телепоршественника?) не возникает.

TXT-LIT. «ПРОЕКТ-0312» 7.35-8.47

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ ПИСАТЕЛЯ:
– Нет ничего проще, чем разбираться со своими авторскими делами на виду у всех.
Чисто человеческое занятие. Скучное и неинтересное для других. Самокопание. Вот,
кстати, название для одной из тем – аспекта? линии повествования? – «Самокопание».
– «Собака Павлова», «Собака Серла», «Я как собака», «Как я съел собаку» – в теме
о собаках что-то есть.
– Даже в мысленном эксперименте машинки с батарейками не способны эволюционировать
– лишь до определенного, предвидимого, этапа. Это было бы возможно только если
вложить в них некий витальный дух самости, не имеющий никакого отношения к объективной
– экспериментальной – реальности. Из моего мысленного эксперимента следует то,
о чем я и написал в своей заметке – эволюция организмов возможна только если
нет ничего в среде обитания этих организмов и в них самих, что невозможно было
бы изменить, трансформировать.
В примере с машинками предел эволюции – неизменные, неделимые батарейки. Свидетельство
эволюции человека – отсутствие декартовых неделимых атомов. Хотя на каждом этапе
развития что-то далее неделимое все же остается – кварки, суперструны и пр.

Правило: не оригинальничай, не выдумывай, не выпендривайся, говори обычными серыми
словами, механически. Пиши, как Дарья Донцова, по шестнадцать страниц в день
и ты станешь популярным писателем. Это общеизвестно, это работает. Не только
в писательстве, но и в любом деле.

Вообще, все это вязкое, неотступное обсуждение литературных проблем напоминает
мне кафкианский дурной сон – дорогу к Замку, который – вот, он! рукой подать!
– ан, поди ж ты, нет никаких сил преодолеть то снежные заносы, то подъем, то
ветер, то другие какие напасти – пустые разговоры, надуманные проблемы, обсуждение
отсутствующих по сути проблем.

«Дрянь – дребедень», – как пели марсианские зомбированные солдаты у Курта Воннегута.

ДНЕВНИК. PHI. ЗАКОНЧИТЬ ТРУДНЕЙ, ЧЕМ НАЧАТЬ

Прекратить что-то делать труднее, чем начать. Лечь спать труднее, чем встать
утром. Умереть труднее, чем родиться.
– Хотя, казалось бы, и в первом, и во втором случае (начать или закончить) надо
всего лишь преодолеть свое «не хочется».

PSY-PHI. ИНОГДА МЕТАФОРА СМЕРТИ

Иногда смерть мне представляется в каком-то ужасном разрушительном облике – сдвиге
реальности, ударе всмятку, ломающейся в хаос и черноту цветной картинке на жидко-кристаллической
плазменной панели, разрухе, настолько быстро трансформирующей действительность,
что смысл происходящего только значительно позже достигает сознания. Это разлом,
катастрофа. Страшный Суд здесь и сейчас, как сказано в Евангелии и изображено
в Апокалипсисе. Что-то холодное, жесткое, быстрое и безжалостное.
– ДНЕВНИК. MED. Надо полагать, что эта картинка имеет свое отражение в определенных
аспектах образа жизни, метафоре жизни. Вот область для работы над собой.

ДНЕВНИК. «МЫ С ИРКОЙ». КОФЕ

- Вам кофя сварить?
- Нет, я кофия не хочу.

 

29.01.06. (03-04.12.04).

ДНЕВНИК. КАК НАПИСАТЬ РАССКАЗ

Где найти время для работы над художественным текстом? Идея такая – вставать в 6 и с 7 до 8 писать. Название рассказа «Проект-0312».

PHI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВСТРЕЧА

Пока мы живы, у нас есть время, чтобы задать друг другу несколько вопросов. И, пожалуй, трудно было бы ожидать от жизни большего.

PHI. NEXT. «ИГРА В БИСЕР»

Математика, как и музыка, это такие рафинированные, изощренные виды деятельности, что мало кто способен находить в них жизненно важный, неформальный смысл. Музыка трогает человека за живое, но многие ли способны по-настоящему понимать музыку? Что касается математики, то кажется, что в принципе она должна быть понятной, поскольку построена на основе строгой логики, однако многие ли способны пережить чувство, на котором базируется логика?

TXT-LIT. РАССКАЗ «ПРОЕКТ-0312»


7.50-9.02 Сейчас 7.50. Я хотел начать в семь, но начинаю только сейчас. Бог знает, что мне помешало. Вопрос теперь, когда я закончу? – Я могу закончить в восемь, как запланировал, а могу – в 8.50 – тоже, как запланировал. Первый план формальный, второй – по существу. Итак? – Пусть дело решит случай. Бог знает, когда я закончу – через десять минут или через час – но в этих границах я свободен.

Конечно, я свободен и шире. Почему бы не раздвинуть границы? Или, наоборот, прекратить эту работу прямо сейчас? Это к вопросу о свободе и границах.

А вообще-то я чувствую свою несвободу в другом. В том, например, что «я хочу спать», как бы ни понимать это утверждение, сделанное мною из-за нежелания вдаваться в долгий анализ и искать точную формулировку своего состояния. Или в том, что я чувствую легкий привкус графоманства в уже написанных первых двух абзацах и, отчасти, пишущемся третьем – вот этом. И вообще – в контексте вообще.

Кстати, почему бы не назвать этот текст (повесть? рассказ?) «Легкий привкус графоманства»? На заметку.

Итак, задумано – сделано. Кстати, мне вспомнился замысел этой вещи, один из замыслов, один из вариантов формулировки замысла, – что-то похожее на Гришковца, но более спонтанное, непредсказуемое. Что-то, что я так же смог бы сам по себе сыграть на сцене – но, не уча текст, а большей частью импровизируя. («Но желательно на юге, и желательно в Крыму!» – как писал Филатов в сказке про Федота-молодца).

Пока просыпался, я сочинил пару заметок по философии. Вот они:

PHI. АГА!

Жизнь – это схватывание, схватывание ради выживания. Если вы научите компьютер схватывать, вы наделите его сознанием. Вся суть сознания как жизни в возгласе – ага!

PHI. ЗАГАДКА ЖИЗНИ

Дело в том, что организм может изменить в себе все – в том числе свое атомное строение и «неизменные» константы Вселенной. В отличие от механизма, который может меняться лишь в рамках, определенных конструктором.
• Поэтому, в частности, Бог более хитрое существо, чем просто создатель – точнее сказать, он творец. Быть может, когда создание компьютеров превратится в искусство, а сами компьютеры (во всяком случае, определенного класса) превратятся в произведения искусства, можно будет говорить о появлении новых существ, или, по крайней мере, образов, представлений этих существ.
• Под организмом я понимаю не только отдельно взятое существо, но и весь род, и более того, идею этого организма и организма вообще, реализуемую всей линией его истории в мироздании.
• Свобода творить мир и быть творимым миром – коренное свойство организма. В отличие от механизма, всегда ограниченного в чем-то.
• Суть жизни – творчество, коммуникация между «я» и «оно», «я» и «миром».

Ловлю себя на том, что тяну время. Как будто мне нечего сказать. Готовлюсь и приуготовляюсь. Слегка.

Поглядываю на часы. Вот осталось десять минут, вот – семь.

Как это скучно – писать художественный текст! Как много людей писали и пишут художественные тексты! Сколько они бумаги извели! Какое количество леса!

Etc.

Перечитывал философские заметки и вспомнил идею эксперимента, о котором думал, пока их сочинял, – про машинки, которые борются за источники питания (батарейки), и так эволюционируют. У фантастов есть похожие сюжеты.

Имеет ли смысл писать, находясь в таком, несколько подавленном (сонном?) состоянии?

Etc.

PHI. «ФИЛОСОФСКИЕ ИГРЫ»

– Итак, что же предпринять перед лицом всего этого? Для меня лично недостаточно сказать, что все это выглядит неправдоподобно, скорее я полагаю, что философ, обладающий достаточным терпение и временем, должен сесть и пункт за пунктом, строка за строкой осуществить опровержение всей традиции. Я уже пытался сделать это применительно к одному специфическому положению данной традиции, а именно утверждению будто компьютеры обладают мышлением, чувствами и пониманием исключительно в силу выполнения ими компьютерной программы («правильной» компьютерной программы с «правильными» входами и выходами)…. Однако с некоторыми взглядами ситуация значительно более неопределенная. Как, к примеру, кто-либо стал бы опровергать взгляд, что сознание не существует? Следует ли мне ущипнуть сторонников этого взгляда, дабы напомнить им, что они обладают сознанием? И не следует ли мне ущипнуть самого себя, а затем сообщить результаты в «Журнал философии»? (Серл, Джон. Открывая сознание заново. Перевод с англ. А.Ф. Грязнова. М.: Идея-Пресс, 2002, с.30).

Проблема лишь в том, что ни одно такого рода – «пункт за пунктом, строка за строкой» – опровержение еще не достигло своей цели. Опровергаемый, даже будучи опровергнут, почему-то никогда еще не опровергался. Однако я говорю это не для того, чтобы опорочить данный вид философского дискурса, но для того, чтобы лишний раз утвердить его как одно из правил «философских игр».

Философия в своем наиболее рафинированном виде, дистанцирующемся от методов каких-либо предметных наук, занимается лишь чистой дифференциацией кода знания (в лумановском смысле).

PSY. ЦИТАТА. ЗАНКОВСКИЙ. ОПЕРАНТ

Подход («модификация поведения» – одна из теорий мотивации в оргконсультировании) концентрирует внимание на наблюдаемом поведении организационной системы и его последствиях. При этом особо выделяется то, что Скиннер назвал оперантом, или познанным поведением, в отличие от реактивного поведения. Исследования показывают, что оперантное поведение – функция его последствий. Иными словами, закрепляется то поведение, которое каким-либо образом вознаграждается или поощряется (Занковский, с.363).

25.01.06. (01.12.04).

LVD. «ИЗЮМ»

Похоже, что в этом тексте встречается так же и тесто, а не только изюм – если сравнивать его со сдобной булкой. Это успокаивает (в смысле его «нормальности»). Хотя я подозреваю, что он все же сплошь состоит из изюма. И это меня убеждает в том, что он удачен.

PHI. ОКОЛО ПРИСТА. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ В ТЕРМИНАХ ГЕШТАЛЬТ-СЛЕНГА

Я прожевываю свой опыт для того, чтобы убедиться, что сознания не существует. И я схватываю новый кусок, чтобы обнаружить, что оно все же есть. Цикл контакта.

PHI. ВЛАСТЬ НАУКИ

Аристотель, по-видимому, был первым, кто создал оболочку правил мышления и, так называемого, «научного высказывания», – по сути, первое различение, элемент в коде власти, который позволяет рассматривать науку как власть (как одну из форм власти). Но, с другой стороны, учитывая колоссальное значение науки в современном мире, можно говорить об особенной форме коммуникации, об отдельном социальном коде – коде знания (как это делает Луман).

PR. PHI. ЛЕНИН

Ленин навсегда останется в истории как величайший политический авантюрист, а совсем никакой не государственный деятель или философ. В лучшем (худшем) случае – как один из основателей тоталитарного государства.

PHI. ФИЛОСОФСКИЕ ИГРЫ

– Я считаю, что обе фразы «х есть сознание» и «х обладает сознанием» имеют смысл, причем один и тот же. Сказать «х есть сознание» означает сказать, что х обладает способностью к мышлению, и сказать, что «х обладает сознанием» означает сказать то же самое (Прист Стивен. Теории сознания. Перевод с англ. Грязнова А.Ф. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000, с.263).

Такого рода конструкция – «х есть…» и «х обладает…» – встречается у Приста не однажды. Он здесь, конечно, подменяет понятия, хотя я никогда не смогу доказать ему это. Так же, как и он, не сможет опровергнуть моего утверждения. В этом смысле – смысле логической недоказуемости – можно говорить лишь о разных верованиях.

Истина же, на мой взгляд, в том, что существует коммуникация, взаимодействие, строящее само себя, связь между одним и другим – идеальным и материальным, субъективным и объективным, духовным и физическим, сознанием и мозгом, психикой и физиологией и т.д., и т.п. Таким образом, психофизическую проблему я решаю посредством утверждения, что только коммуникация истинна. Отсюда понятие кода, как базисной категории, и лумановские социальные коды как разные формы проявления истины коммуникации в социальной сфере (более узко и предметно, – в обществе).

PHI-PSY. ИСТИНА КОММУНИКАЦИИ

- Таинство совершается на границе контакта между бытием и ничто. И даже не на границе, ибо граница уже есть что-то определенное, состоявшееся, а во взаимодействии в коммуникации.

 

22.01.06. (01.12.04).

PSY. ЭФФЕКТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

проблема интерпретации в том, что клиент может быть не согласен с ней, и не принимать ее. Однако таков взгляд лишь с точки зрения терапевта. С точки зрения клиента, проблема в том, что независимо от его отношения к интерпретации, он вынужден принять ее. Интерпретация, в силу своих внутренних качеств, по-определению, обладает свойством абсолютной директивности, и у клиента просто нет никакой защиты как бы он не пытался не соглашаться с ней и не принимать ее.

Интерпретация – это суждение другого человека обо мне. И как бы я не сопротивлялся, она в любом случае становится частью моей сущности – просто по факту своего собственного существования. Единственный способ для меня – клиента – рационально работать с интерпретацией это заведомо согласиться с ней, интегрировать ее в себя какой бы неудобной она не была. И, в конце концов, разложить ее на части и прожевать.

PSY. ПАРАДОКС «ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА»

Формула личностного роста: избавляться от детства во всех его проявлениях, исключая лишь те, которые не способны влиять существенным образом на окружающих людей и окружающий мир. Детство остается так глубоко внизу или так высоко на вершине (что, в сущности, одно и то же), куда кроме меня вряд ли сможет заглянуть хоть один человек. А, заглянув, вероятно, очень удивится, обнаружив в сердцевине моей взрослой сущности ребенка.
– Впрочем, в такой структуре личности нет ничего очевиднее, чем детский имидж, лежащий на поверхности, но и нет ничего труднее идентифицируемого, формализуемого, чем эта детская суть. «Ребенок» в такой структуре лучше всего защищен от посягательств «взрослых» парадоксальным образом – через свою открытость.
– Динамика поведения человека меняется на разных этапах его личностного роста (если таковой происходит). Я бы сравнил ее со стандартами одежды руководителей разных уровней иерархии в организации (или разных статусов в обществе). В то время как менеджер среднего звена обязан быть на работе в костюме и при галстуке, его босс может позволить себе ходить в кофте и домашних тапочках. Эта «кофта», в данном случае, – метафора «детства», явленного на поверхности, во внешнем имидже человека, в отличие от «взрослого» костюма.

PR. PSY. ПРОЦЕСС ЭТО ШОУ

Процесс это шоу. Вопрос только в том, как продавать брэнд этого шоу, привлекая инвестиции и сторонников.
– Выборы верховной власти казалось бы серьезное дело, однако без шоу ныне, кажется, заведомо проигрышное.

ДНЕВНИК. «КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»?

В 45 лет я заметил, что становлюсь сентиментальным. Что вспоминаю детство с тоской. Что впечатления, такие обычные и повседневные в детстве, теперь как мгновенные вспышки чувства, как драгоценные камни, приходят ко мне ненадолго и как бы невозвратимо, как жизнь, которой уже никогда не будет, но которая жива во мне.

ДНЕВНИК. "ПРОСТО СКАЗКА"

Подумалось, что ощущение сказки мне мог бы вернуть процесс очень быстрого и очень большого обогащения. И вообще, что моя злость происходит не из-за недостатка времени, а из-за потери денег сверх заранее запланированного на расходы расчетного их количества. А время – это только прикрытие, выглядящее как отсутствие ресурса на восстановление прежнего финансового объема.


18.01.06. (28-30.11.04).

PHI. ТОЧЕЧНАЯ ЛОГИКА (ШИЗОЛОГИКА)

Логика модернизма то же самое, что логика гештальта (или почти то же самое). Суть ее в создании целостных образов, которые последовательно объединены между собой в цепочку лишь ходом (логикой) процесса.
– Точечную логику точнее можно назвать «сцинсцилятивной логикой», от слова «сцинсциляция» в физике (если не ошибаюсь) – случайные всплески энергии элементарных частиц. Варианты точечной логики – модернизм, гештальт, процесс.

PHI. СУПЕРВИЗИЯ КАК «ТРЕТЬЯ НАУКА»

«Третья наука» – так называемая, «наука практики» (ситуативный подход, по Занковскому), не укладывающаяся в дихотомию «наука-практика» (идея-опыт; теория-эксперимент и т.д.); наука наукообразной практики – всякого рода консалтинга – это супервизия. Таким образом, имеем:
1. Классическую науку (практику теории, науки).
2. Паранауку.
3. Супервизию (науку, теорию практики).

PSY. МИНДЕЛЛУ. КТО ИЩЕТ…

В феноменологии субъективного мира кто что ищет, тот то и находит. Если я ищу «алмазное тело» (дзэн-буддстский концепт), я его и найду; если ищу процесс, найду процесс; и только «ничто» я никогда не смогу найти, ибо это всегда будет «почти ничто» (по Минделлу). В моей феноменологии то, чего я не ощущаю – концептов, символов, знаков, мифов и т.д. – нет. В этом смысле все вышеназванные концепты («алмазное тело», процесс, «почти ничто») не существуют. Так же точно как не существует «личный миф» (судьба). Однако в тот момент, как я начну о нем – «личном мифе», судьбе – думать я создам – найду! – и весь феноменологический контекст своих чувств и ощущений.
– Технология процесса: «Пойди туда, не знаю куда; найди то, не знаю, что» (Русская пословица).

ДНЕВНИК. PSY. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК МАСКИРОВКА СТРАХА

Быть может, чувство злости и бессилия, которое меня иногда охватывает, это лишь оборотная сторона прозрения, что результативность не всегда хороша, не все результаты и, соответственно, цели мне нужны. Быть может, некоторые результаты лишь маскируют мой страх, уводящий меня с прямого пути моей жизни. И в тот момент, когда это становится очевидным, злость и обида на обстоятельства, вызвавшие такую реакцию, ослепляет меня. Я злюсь на преграду, вставшую на моем пути к цели (результату). А, по сути, злюсь на себя, выбравшего такую – неправильную – цель.
– Я хочу быть востребованным, но, наверное, боюсь этого.
– Мне не хватает сказки. Это так по-детски.

 

15.01.06. (27.11.04).

PSY. К ТЕОРИИ ГРУППЫ. «КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ» (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)

«Козел отпущения» – это роль, которую навешивают на участника группы (не обязательно негативная), которую он сам внутренне принимает, не обязательно соглашаясь. Деловой человек, рубаха-парень, несчастная мать, политик и т.д., и т.п. В этом смысле в Советском Союзе мы все были «козлами отпущения», а попросту говоря, – «козлами». Выезжая же за рубеж, превращались в «совков». Все это стало очевидным и вошло в обыденное сознание, в литературу и кино после слома тоталитарной системы.

ДНЕВНИК. PR. PSY. Г-НУ ЗАНКОВСКОМУ: ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ

Г-ну Занковскому я бы хотел сказать следующее:
Вы предложили строить организационную психологию как науку, на основе парадигмы власти. О’К. Так стройте же, черт возьми, ее на этой основе! Покажите, как соотносится с властью все то, о чем вы пишете – лидер, группа, мотивы, личность, организация, сама ваша, так называемая, наука и т.д., и т.п. Как в этих (психологических) феноменах проявляется власть? Что они для власти, как они обогащают это понятие? Что такое власть с позиции психики?...
– Хотя надо признать все же, что книга Занковского представляет не исследовательский, а учебный материал – значит, обращение с логикой изложения здесь может быть существенно более свободное.
– Покажите организационно-психологическую составляющую кода власти. (В контексте лумановского подхода).

PSY-PR. ВЛАСТЬ: БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Насилие, в особенности физическое насилие, является наиболее архаичным элементом в мозаике «кода власти». Однако это не причина для того, чтобы считать его базовым, корневым, элементом, хотя исторически он и был первым. Актуальная история – это не напластования археологических слоев, но мозаичный калейдоскоп современности. Базовым элементом в социальном коде – коде власти – в каждый момент времени является тот, который подкреплен текущей ситуацией, энергией «здесь и сейчас». То есть основа власти в значительной степени ситуативна. А с другой стороны, исторична, если на историю смотреть как на направление вектора, тренд современности.

PSY. ВЛАСТЬ: ПОДХОД К ФЕНОМЕНОЛОГИИ НАСИЛИЯ И АГРЕССИИ

Насилие не тождественно агрессии, хотя они и могут быть соотнесены друг с другом. Насилие – рационально; агрессия – эмоциональна.


12.01.06. (25-26.11.04).

PR. КРИМИНАЛ ИЛИ ВЛАСТЬ? - ПАРИТЕТ ВЛАСТЕЙ

Давеча телеведущий задался вопросом, почему так до сих пор не поймали ни одного наркобарона, а ловят только "шестерок" и партии дури? А мне подумалось действительно, почему? Ведь охоту на олигархов удалось организовать вполне успешно. А это фигуры, казалось бы, более сильные, чем криминальные авторитеты? - По-видимому, ничего подобного. Власть криминального мира сравнима с властью государственной. Это одна и та же дихотомия. Иначе говоря, государство не может существовать без криминала, как день без ночи, как сообщество травоядных животных без сообщества хищников, которые отбраковывают в нем ущербных особей. Таким образом, единственный способ «победить» криминал, это договориться с ним, что, по-видимому, и произошло в девяностых годах, когда всех несговорчивых (и непонятливых) лидеров криминалитета отстреляли их же собственные дружки (возможно, отчасти с подачи государственных спецслужб). Те, что остались нужны для эффективного контроля над ситуацией. А с олигархами разборка случилась позднее.

PR-PSY. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУПЕРВИЗИИ

Супервизия дает оценку и поддержку специалисту. В зависимости от пересечения объемов оценки и поддержки, вкупе с профессиональной направленностью, определяется стратегическая или тактическая специфика супервизии (что это такое, и как ее проводить?) Ориентация на поддержку или оценку, или их баланс и т.д.

Формализация оценки выражается в статусе и всех, связанных с функционированием этого института действий. Формализация поддержки выражается в укреплении профессионального сообщества, утверждении профессиональной компетентности (интеллектуальной власти, различных формах профессиональных организаций – профсоюзов, творческих союзов, ассоциаций и пр.)
– Формализация оценки – статус; формализация поддержки – компетентность (власть).

PSY. МЕТАФОРА – СИМВОЛ – МЕХАНИЗМ

Метафора родов (родовой травмы, Грофф), или метафора жизни и смерти (Баскаков), или метафора первичной семьи, или метафорический образ гомеопатического препарата (поскольку описывает лекарство через образ человека) и т.д. Все это инструменты самоосознания, символы, неощущаемые «личные мифы» (Минделл). Образ эго – механизм принятия решения, который задействован буквально в каждом решении, но явственно ощутим лишь в проблемных ситуациях (если не сказать, в принципе ощутим). Самые тонкие механизмы символичны, метафоричны, механистичны, теоретичны, рациональны (если не сказать, научны).
– Моя психотерапевтическая парадигма суть механизм принятия решения.

PSY-PR. К ТЕОРИИ СУПЕРВИЗИИ

Рассмотрим серию примеров: супервизия в учебной группе, в московском гештальт сообществе, в российском гештальт сообществе, международном и т.д. В каждом случае, последовательно, по мере расширения сообщества, нарастает доля политической составляющей этой – супервизорской – деятельности. Эта политическая составляющая происходит из необходимости все усложняющейся организации этой деятельности (супервизии). А в конечном счете форма супервизии зависит от власти основателей и руководителей этого процесса – насколько они смогут ее утвердить и поддержать.
– При этом сама супервизия суть оценка и поддержка.

 

31.12.05. (13-17.11.04).

PSY. РЕЗУЛЬТАТ ТЕРАПИИ

По большому счету, терапевт нужен клиенту лишь для того, чтобы убедиться, что тот (терапевт) ничего не может. И мастерство терапевта тем выше, чем убедительнее он это способен продемонстрировать, т.е. показать, что если уж и он, терапевт, не может, то и никто другой тоже не способен сделать то, что клиент хотел бы получить и реально способен сделать.

PR. ЧАСОВОЙ БРЭНД

Часы, если они исправно работают, как хорошее вино, чем старее, тем ценней.
– В этом смысле марка часов (брэнд) совершенно не важна. Я помню, как в юности ценил старые часы моего отца марки «Победа», перешедшие ко мне от него. К сожалению, они сломались. Что-то похожее пытался продемонстрировать Александр Кабаков в «Школе злословия» на ТВ, когда принялся рассказывать о своих часах.

PSY. ЭФФЕКТ «ЭСТ»

С одной стороны, это полная открытость – с человека как бы содрали кожу его имиджа и броню обид – чуткость, отзывчивость на действия других людей, причем, фактически всех – любого! Полная экстравертированность – интеграция в среду «других», наслаждение от контактов и общения с другими людьми. Но с другой стороны, это полная пассивность – полное подчинение окружающим людям, «другим», полная зависимость от их мотивов, которые для, как для человека, прошедшего тренинг «Эст», становятся стимулами – упражнениями, приказами тренера. Научая КАК быть, он ничего не говорит о том, ЧТО делать? Сфера постановки целей остается незатронутой. Между тем, в подавляющей массе люди ждут ответа на вопрос «что делать?», после чего они могут определиться со своим местом в жизни – «как быть».

PSY-PHI-PR. КОРЕНЬ ВЛАСТИ

Проблема постановки задачи – это проблема власти, корень ее. Ибо цель суть та оболочка, в которой заключена сила. Цель и сила соотносятся между собой как форма и содержание, которые, как известно, нераздельны. Но цель, при этом, осознаваема, когнитивна, умственна… Формулируя задачу (цель), я одновременно утверждаю правила (поле, оболочку) для ее реализации.

PR-PSY. ТЕОРИЯ ГРУППЫ. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛАСТИ

Власть – это возможность управления рамочными правилами.
– «Рамочные правила» – это групповые правила (законы), которые даются группе извне, на уровне первоначального договора с каждым участником о его вхождении в группу, т.е. фактически, до физического создания (собирания) группы. Это правила, регулирующие сам факт бытия человека в группе.

28.12.05. (11-12.11.04).

PHI. ПРОЦЕСС КАК СВОБОДНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Процесс – это момент становления в функционировании, момент появления функции (предметности) как таковой. Процесс – это то, что происходит на границе «ничто». И если считать, что «ничто» суть свобода, то процессуальное функционирование это функционирование на основе свободы - свободное функционирование. В отличие от механистического, несвободного, насильственного.

PSY. СПЛОЧЕННОСТЬ – НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Сплоченность – слишком прекрасный феномен человеческой жизни, чтобы он мог длиться достаточно долго, вечно. Реальность такова, что сплоченность в группе возможна лишь в краткие мгновения. «Булка не может состоять из одного изюма». Поэтому сплоченность не может быть целью группы, но лишь неожиданным и приятным дополнением. Впрочем, необходимым дополнением.
– О сплоченности можно говорить и планировать ее лишь в рамках единичных, строго очерченных проектов. Например, в рамках работы терапевтической группы. Или в рамках отдельно взятого коммерческого проекта, имеющего строго обозначенное начало и конец.
– ЧУВСТВО «СОВЕТСКОЙ ОБЩНОСТИ». Я думаю, что многие люди, пережившие советские времена могут назвать целый ряд моментов, когда они переживали чувство общности со всей страной. И это было поистине прекрасное чувство! Ощущение сплоченности и причастности к большой цели. (Ничего подобного не могла предложить более рациональная и потому более реалистическая «Американская мечта»). Спасение челюскинцев, перелет Чкалова в Америку, стихи Маяковского и пр. И это на фоне иррационального сталинского террора, создававшего преимущественное настроение жизни.

PSY. ФИЛОСОФСКИЕ ПРАКТИКИ

По Даниилу Хломову настоящая терапия начинается после разрешения острых, проблемных, ситуаций. Подобно тому, как в дзэн настоящее обучение начинается после того, как ученик достигнет просветления. Впрочем, пожалуй, здесь следует скорее говорить не о терапии, а именно о философских практиках.

PSY-PHI-PR. ОПЫТ СУБЪЕКТИВНОГО АНАЛИЗА (ФЕНОМЕНОЛОГИЯ)

Квантование истории – изменение мира. Просто мир стал другим. Раньше идолы о.Пасхи вставали и шли сами, а сегодня мы полагаем, что их поднимали люди с помощью определенной техники и технологии. Я бы назвал это технологией малых действий. Однако столь кардинальное изменение мира не означает, что нам нечего взять из прошлого, технология которого базировалась на опыте общения с духами. Мы можем взять из того, другого, прошлого мира, опыт субъективного анализа (разумеется, здесь я переформулирую магическую сущность прошлого на современный лад). Иначе говоря, – опыт феноменологии; феноменологическое описание, анализ и редукцию субъективных сил и магической, и объективной технологии.

PR. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ (ПРАВИЛА)

Для маленьких организаций:
– Имеет смысл переходить на авторитарный стиль руководства и механистическую организацию деятельности, когда требуется сделать рывок. Но все время – в норме – на таких условиях существовать опасно.
– Механистичность маленькой организации оказывается более эффективной по сравнению с механистичностью большой организации за счет более точной привязки к ситуации. Так, маленький магазин выживает и даже процветает рядом с гигантским супермаркетом, где, казалось бы, есть все.

PSY. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ – ВЗРОСЛЕНИЕ

В сущности, личностный рост – это взросление. А взрослые люди скучны – их креативность и жизненность остаются в детстве. Впрочем, настоящий ребенок никогда не поймет, что так развеселило этого скучного взрослого, и почему он не веселится в другой раз при тех же самых обстоятельствах.

PR-PHI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ


Занковский различает классический, гуманитарный и ситуационный подходы, классифицируя различные теории, описывающие структуру организации (в т.ч. соотношение власти и лидерства):
– Классический подход ориентируется на ту или иную концепцию, апеллирующую далее к науке, и предлагающую жесткие модели организационных изменений.
– Гуманистический подход ориентируется на человека, можно сказать, соотнося с классическим подходом, – на концепцию человека.
– Ситуационный подход ориентируется на ситуацию, причем, параметры, задающие тип ситуации произвольны; организационная ситуация может формироваться группой, целью, практическими задачами менеджера и пр.

Ситуационный подход я бы определил как холистический или процессуальный.

PSY. ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОСТИ. СТРАХ БОЖИЙ

Когда я смотрю развлекательный фильм по телевизору и не могу оторваться, это ненормально. Особенно, если при этом я чувствую, что мог бы распорядиться своим временем более продуктивно. Поэтому я задаю вопрос, что движет мною в нормальной ситуации, в ситуации, независимого поведения? Благодаря чему вопрос о зависимости от чего-либо не встает вовсе? И размышляя над этими вопросами, я говорю, что, во-первых, это мотив (мои влечения и цели) и, во-вторых, власть обстоятельств или других людей насильственно заставляющих меня делать то, что я начал делать, подчиняясь своим желаниям. Мотивация и стимуляция – необходимое и достаточное условия для того, чтобы что-то произошло. Что же может стать для меня таким стимулом, если нет какого-либо внешнего принуждения, исходящего от людей? – Этим стимулом является то, что называют «страхом Божиим». Таким образом, я не понимаю причин своей зависимости, потому что, говоря о зависимости и силах, способных противостоять ей, я говорю о мотиве, о свой цели, но совершенно упускаю из виду стимул - страх Божий, Страшный Суд, набат, звук, пронизывающий всю мою жизнь и в любую минуту слышимый более или менее внятно.

25.12.05. (10.11.04).

PR. РЕПЛИКА. ЗАКОН РУТИНЫ

Увы, в любой булке с изюмом, кроме изюма всегда есть еще и тесто!
– Булка не может состоять из одного изюма!
– В любой булке кроме изюма есть еще и тесто!

PR-PSY. СУПЕРВИЗОРСТВО

– По аналогии с социальной структурой психотерапевтического сообщества, можно сказать, что церковь (религия) это институт супервизорства в обществе.
– Супервизорство это цемент между кирпичами. Хотя, конечно, дом можно построить и без цемента.
– Если считать практику тождественной жизни, теорию – научным осознаванием практики, то супервизорство – это мифическое осознавание практики (осознавание практики как актуального – работающего – мифа). Например, теории маркетинга вполне можно считать такими актуальными мифами, а сам маркетинг, соответственно, видом консалтинга или супервизорства в экономике. (Если бы маркетинговые теории были не мифом, а наукой, проект спутниковой связи «Iridium», в который были вложены миллиарды долларов, не провалился бы. Неизбежность действия природных – научных – законов не позволила бы).
– Супервизорство – это промежуточный вид деятельности, между практикой и наукой.
– Консалтинговая деятельность это не что иное, как осмысление обществом необходимости супервизорской деятельности и статуирование ее как естественного и постоянно действующего общественного института. В таком контексте религию следует рассматривать как форму консалтинга.
– Консалтинг – это профессиональная супервизия, супервизия как таковая, супервизия, приложимая к любому виду человеческой деятельности.
– Супервизия обеспечивает статуирование на индивидуальном уровне – «я чувствую себя членом профессионального сообщества»; супервизия как социальный институт (в определенных формах функционирования государства и общества) обеспечивает мое статуирование на формальном, социальном, уровне – я получаю необходимые «верительные грамоты» (дипломы, сертификаты, лицензии, ордена, должности и пр.)

TXT-LIT. «ТЕРАПИЯ».

Он будет ломать тебя вновь и вновь, раз за разом, уничтожая все живое, детское, непосредственное в тебе. И ты раз за разом будешь ломаться. И каждый раз это слом будет болезненнее предыдущего, потому что будет затрагивать более глубокие пласты твоей жизни. Но каждый раз ты будешь становиться крепче. Пока однажды, вдруг ты сама не сломаешь его.
– Однако самое печальное во всей этой истории заключается в том, что «Он» – это, в конечном счете, весь твой мир, вся Вселенная. И сила, которая позволит тебе сломать Его суть твоя смерть.

PR. ШКОЛА БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ

Государственное образование (школа) не учит учеников личной ответственности. Порой даже наоборот – учит безответственности. Как школа может учить ответственности, если она сама базируется на безответственном учителе? Идеал государственного образования – стандартный учитель в стандартной школе. Ничего иного и быть не может в бюрократической системе.

PHI-PR. МОНАСТЫРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ

Монастырь – это физический инструмент для решения духовных проблем. Важен именно способ их решения – физическое насилие над собой – «отказ от…»; физическое сопротивление сопротивлению психическому.

21.12.05. (05-07.11.04).

PSY-PR. КУРС «ЗДОРОВЬЕ»

В программе средней школы должен быть курс «Здоровье человека» (в частности, посвященный традиционной медицине). Только как его преподавать? (Тема этого курса противоречит формальному подходу к преподаванию).

PR-PSY. СТРУКТУРА КОДА ВЛАСТИ

Код – противопоставление определенным знакам определенных сущностей или совокупностей других знаков, выражающих некий смысл. Кодирование – обозначение, сведение больших объемов смысла к единичным элементам. Власть суть знак, обозначающий те или иные инструменты (силы), воздействующие на людей. Базовая сила, обозначаемая кодом власти – насилие. Далее можно говорить о ресурсах, в первую очередь, витальных ресурсах, которыми распоряжается один человек и от которых зависит жизнь другого человека. С помощью этих ресурсов один человек осуществляет насилие над другим – таким образом, ресурсы – второй уровень иерархии в коде власти. И т.д. Код власти включает в себя различные и разнородные сферы и аспекты, в каждом из которых он может соответствовать или не соответствовать (и даже противоречить) коду основной – политической – власти (власти силовых структур государства).
– Власть – это насилие. Вот базовый код власти. И, по-видимому, как всякий базовый социальный код, он способен обладать всеобщим значением. Так что альтруизм тоже может быть осмыслен как форма насилия.
– Любое дело, доведенное до совершенства, сопоставимо с высшим уровнем власти и может, как коррелировать с ней, так и противостоять ей. Процесс власти – объединение властных векторов различных сфер в единое однонаправленное целое.
– Социальный код как категория социальной структуры.

PSY-PR. ТЕМА, А НЕ ЦЕЛЬ

Конечная цель «добиться успеха» столь же иллюзорна как «заработать денег», как правило. Никогда не случится ни того, ни другого. Как нельзя заработать всех денег, так нельзя и достичь абсолютного успеха. Таким образом, цель следует формулировать более конкретно (точно). При таком подходе, предлагаемая цель это тема, ответ на вопрос «как», предыдущая ступень перед оценочным по своей сути результатом – фактом, так называемого, «достижения цели» (и оценкой с точки зрения успеха или денег). Ответ на вопрос, достигнута цель или не достигнута суть оценка работы. Сама же работа – тема – может быть сформулирована как повышение осознания, достижение сплоченности, разработка концепции, экспертиза, аудит и т.п. Тема, дающая образ совместной работы консультанта и клиента, – рыночный продукт, товар, услуга. Успех и деньги прилагаются – как форма окончательной оценки.

PSY. ДВА АСПЕКТА СВЯЗНОСТИ ГРУППЫ

Связность группы (организации) обеспечивается двумя силами – центростремительной и центробежной. Хотя может быть, правильней было бы говорить о двух аспектах одной силы, удерживающей группу от распада. Первая, центростремительная сила, – власть удерживает участников группы от разбегания, охватывает их с периферии, толкает извне внутрь. Вторая, центробежная сила, лидерство, мотивация, притягивает изнутри к центру. Первая сила действует извне, вторая – изнутри. Вот их отличие, хотя по направлению действия – к центру – обе силы можно считать центробежными. Ослабление власти (первой силы) может быть компенсировано лидерством, ослабление лидерства – властью; в зависимости от ситуации (состояния цели).
– В центре находится смысл, цель, миссия организации.

PSY-PR. «ЛЕСТНИЦА ВЛАСТИ»

Подобно тому, как по мере развития организма низшие, базовые, потребности в «лестнице Маслоу» уступают место высшим, базовые коды власти в организованном (цивилизованном) обществе (и всех его организациях и группах) уступают место высшим кодам власти. Так насилие уходит с политической сцены, уступая место пропаганде и PR.
– «Лестница власти»: насилие – витальные ресурсы – социальные отличия (статусы) – человеческие ценности (гражданское общество). Руководителем (властителем) является тот, кто манипулирует этими вещами.
– Нисхождение от высшего кода к низшему разрушает власть.

PR. ХАРИЗМА ЕЛЬЦИНА

Сила (харизма) Ельцина (которой, как я полагаю, не будет больше ни у кого из российских правителей) заключалась в том, что он мог произвольно (бесконтрольно) менять в своем окружении любых людей и любые группы влияния. И время от времени пользовался этим, что неизбежно вело к усилению его власти. А самый сильный ход в этом смысле – удаление самого себя в политической арены.

19.12.05. (31.10-02.11.04).

PHI. АФОРИЗМЫ.

– Жизнь человека подобна стреле, летящей неизвестно куда и неизвестно почему.
– Наука это искусство задавать вопрос «почему?» так, чтобы никогда не получать на него исчерпывающего ответа. В этом смысле философия наука наук, поскольку ее результаты суть как раз такие безответные вопросы.
– Наука это искусство «почему?»

PSY. ЦИТАТА. ЗАНКОВСКИЙ. ОСНОВАНИЯ ВЛАСТИ

Одна из наиболее известных классификаций оснований власти была предложена Дж. Френчем и Б. Равеном. Их теория предлагала рассматривать шесть оснований власти или ресурсов, которые субъект влияния может использовать для изменения представлений, аттитюдов или поведения объекта влияния:
1. вознаграждение (власть поощрения),
2. принуждение (власть силы, насилие),
3. легитимность (должностная власть, закрепленная законами, нормами и правилами),
4. экспертные знания (экспертная власть),
5. харизма (референтная власть),
6. информация (информационная власть).
(Занковский, с.106).

PSY. ФЕНОМЕН СИМПТОМАТИЗМА: ЗАВИСИМАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Симптом XXI века – неконтролируемое поведение, которое можно было бы определить как зависимость от чего-то. С одной стороны, увеличение свободы как возможности произвольного поведения; с другой, – зависимости от какого-либо фактора. В это список я бы отнес всяческие новомодные «болезни» вроде хронической усталости, покупательского синдрома, ожирения, игровой «наркомании» и проч. зависимостей (химических и т.д.) Это не компульсивность, поскольку такое поведение доставляет удовольствие и часто может быть произвольно остановлено. Базис такого поведения – свободный индивидуум, свобода выбора быть зависимым.
– Экзистенциальная зависимость. Экзистенциальная ломка. Возможно, правильней было бы сказать об особом типе зависимости – о зависимости, в случае прерывания которой возникает экзистенциальная, а не физиологическая ломка. При таком подходе в этот тип не попадают химические зависимости. Это «болезни» скореллированные с социумом: с одной стороны, феномены масс, например, фанатизм «фэнов» (искусственная потребность – «хлеб»), с другой, – шоу-бизнес («зрелища»). Все как в Древнем Риме – народ требует «хлеба и зрелищ».
– Будь я правителем какой-нибудь маленькой страны, я бы воспроизвел древнеримские гладиаторские бои – во всей полноте их безнравственности и жестокости. Правда, учитывая стилистику XXI века, – на основе полностью свободного волеизъявления «гладиаторов» насчет их участия в состязании. Хороший бизнес.

PSY. ПИКОВОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

Пиковое переживание является мощной личностно-трансформирующей силой, а может и не быть таковой. В последнем случае оно превращается в фактор банальной зависимости от определенного состояния ради получения удовольствия.

PHI. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

Культура, как явление духовное, идет на один шаг впереди цивилизации, как явления исторического. Культура ставит цели, цивилизация их реализует.

14.12.05. (30.10.04).

PHI-PSY. ШКОЛЯРСКИЙ ВОПРОС


Глупы или умны жители Афин, приговорившие к казни Сократа?
– С точки зрения сохранения и укрепления власти – умны.
– С точки зрения защиты личности – глупы.
– Сам Сократ выбрал позицию власти, показав при этом, что власть афинян глупа.

PSY-PHI. К ТЕОРИИ ГРУППЫ. ЛИЧНАЯ ДОМИНАНТА


– Вопрос: в какой мере мое «сумасшествие» (сумасшествие по Витакеру, – сугубо мои цели и мотивы) может доминировать в группе?
– Ответ: в рамках границ моей власти.
– Вопрос: в какой мере я отвечаю за целостность группы? – Ведь, в конце концов, группа может сократиться до одного человека (по моей системе классификации групп).
– Ответ: по всей шкале градаций целостности группы – от полного состава до меня одного. Дело в том, чтобы каждый этап сокращения группы (иными словами, каждый этап нарушения ее целостности) осознавался оставшимися участниками.

PSY. К ТЕОРИИ ГРУППЫ. ГРАДАЦИИ НАРУШЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРУППЫ


Опоздание – небольшое (самое маленькое из возможных) нарушение целостности группы (нарушение времени и места; а в случае предупреждения об опоздании – лишь нарушение времени). Выход из группы – существенное нарушение целостности. Полное распадение группы – катастрофическое нарушение (отдельный случай – уход группы от ведущего, который может рассматриваться и как позитивный фактор групповой динамики – в случае ее сохранения). Однако каждый этап, с точки зрения сохранения целостности, может быть компенсирован групповым осознанием происшедшего события (момента нарушения целостности); а в последнем (катастрофическом случае) – личным осознанием лидера-руководителя.

PSY. К ТЕОРИИ ГРУППЫ. ДВА ТИПА ПРАВИЛ


Два типа внутригрупповых правил (правил самого низшего уровня): правила, связанные с регулированием опозданий, нацеленные, по сути, на физическое сохранение целостности группы; и все остальные правила, которые так же могут быть истолкованы с точки зрения сохранения целостности, но лишь при наличии полноты физического состава участников (т.е. при условии выполнения первого типа правил).

PHI. ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ


Разные «логики» – по сути, разные системы кодирования. На самом деле, логика одна – причинно-следственная, идущая по цепочке «если – то». Просто эта конструкция с помощью приема кодирования – сопоставления знакам сущностей – приобретает в каждом случае особый, специфический образ. И мы говорим о бытовой логике (здравом смысле), научной логике, логике парадокса, женской логике и т.д., и т.п.
– Логика власти – код власти (см. Никлас Луман)

11.12.05. (25-29.10.04).

PSY. МЕТАФОРА СМЕРТИ


Что для вас является метафорой смерти – тьма или свет?

PSY. ИНТРОЕКТ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ


У гештальтистов есть только один термин для феноменов, которые неощутимы на эмоциональном уровне (принимаются, не переживаясь) – интроект. Но в других подходах то же самое может именоваться как символ, знак, архетип, миф и т.д. Для меня очевидно так же, что «прожевываемый интроект» по-разному усваивается (переживается) будь он символом или знаком, или архетипом, или мифом и проч.
– Так, учебное знание, которое я принимаю на веру, – интроект, который явно отличен от знания своей судьбы, которое мне сообщает гадалка и которое я тоже принимаю на веру. И действуют эти интроекты во мне по-разному.

PSY. ТЕОРИЯ ГРУППЫ. ПРОЛЕГОМЕНЫ К СИЛЕ ВЛАСТИ


Чтобы предложить группе (утвердить в группе – перед кем-либо, перед окружающими или просто перед другим человеком) свои правила, надо открыться. Поскольку, предлагая что-то (правила), что создаст условия для достижения твоей цели, ты, по сути, должен предъявить другим эту самую цель (и, что еще важнее, контекст ее формирования), которая ничем еще (никакими правилами) не поддержана, а базируется только лишь на силе твоей убежденности, силе личности (ни на чем, кстати, не основанной).
– Открытость как экзистенциальная основа власти.

PHI. БАЗИС ПАРАНАУКИ


Неопределенность (вероятность, нелогичность, спонтанность) – оборотная сторона логики. Логика и Свобода – два аспекта одной и той же вещи. Таким образом, если естественные науки сводимы к логике, то гуманитарные – к свободе. И оба эти основания – логика и свобода – формализуемы в рамках чистой математики. Вот почему математику можно считать базисом классического научного подхода. И оба эти основания, как критерий истинности и критерий фальсификации, присутствуют в любой науке – естественной, гуманитарной или практической. В отличие от паранауки, которая все сводит только к логике – дает твердые ответы на вопросы. И на этом зиждется ее популярность.
– Если вы хотите знать что-то твердо, идите к гадалке.

PHI-PSY. ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ


Главный ресурс власти – это время; главный ресурс экономики – пространство. Первое суть сила, второе – собственность. Властитель делится временем со своими подчиненными и партнерами; собственник – предметами (собственностью, в т.ч. интеллектуальной и информационной).
– Время, по Канту, – внутреннее чувство; пространство – внешнее. Власть дает мотив действия, экономика – цель. Само действие, таким образом, представляет собой мотивационно-целевое единство.
– Концептуальные цепи: «внутреннее чувство» – время – власть – процесс (цепь лидера); «внешнее чувство» – предмет – цель – функционирование – (цепь властителя).
– ОКОЛО ЗАНКОВСКОГО. Во всяком случае, мотив труда и мотив власти в историческом генезисе – две близко расположенные вещи и, скорее всего, имеющие один исток.
– Человек, который ощущает нехватку времени, находится во власти кого-то или чего-то.
– Власть автоматически приводит к возрастному регрессу объект власти (другого человека).

PSY. ФЕНОМЕН ИНФАНТИЛЬНОСТИ


Феномен инфантильности – быть обуянным чем-либо – страстью, влечением, времяпрепровождением, вещами и т.д.

PSY. КАК «БОРОТЬСЯ» С СИМПТОМОМ


Во-первых, поблагодарить Господа за даденный тебе за симптом (ибо есть симптом – есть жизнь). Во-вторых, найти внимательного слушателя для своих жалоб и анализов, поскольку реальность без коммуникации не полна. В-третьих, не прекращать усилий разобраться со своим симптомом. В-четвертых, понять и простить.

PHI-PSY. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ: НА СТЫКЕ С ПРАКТИКОЙ


Мы не спрашиваем, почему существуют электроны и кварки? – Просто они существуют и все, это данность. Мы спрашиваем, как оно действуют? Почему же, когда речь заходит о людях, мы спрашиваем, почему существуют те или иные формы деятельности, мотивы, цели, эмоции, мысли и т.д. – Очевидно, такого рода вопросы свидетельствуют о поиске более элементарных, базовых представлений об устройстве человеческой психики.

PR. ХВАЛА ПРОГРЕССУ


Искусственность мира, создаваемого людьми, облегчает жизнь и позволяет каждому все в большем объеме достигать своих индивидуальных целей. В конце концов, эволюция сознания как такового идет в направлении от реализации целей природы (в примитивной человеческом обществе – целей первобытной общины) к реализации произвольных целей каждого отдельно взятого человека. От целей навязываемых природой к целям навязываемым природе.


07.12.05. (25.10.04).

ДНЕВНИК. TXT-LIT. ЛЮБОВЬ КАК НАУЧНЫЙ МЕТОД


Практически всю свою жизнь моя мама прожила в городе, была инженером и занималась научной работой – на стыке прикладных и фундаментальных исследований. Она с очень большим пиететом относилась к ученым и к науке как таковой. Однако в последние годы жизни она, можно сказать, переехала в деревню, где проводила почти по полгода. И достигла впечатляющих успехов в деле выращивания картошки, кабачков, яблок, клубники и проч. Она говорила:
– Чтобы достичь таких результатов я применяю научный метод – смотрю, от чего зависит их рост, и экспериментирую, создавая им благоприятные условия.

А я подумал сейчас, что она попросту была неутомимо внимательной и терпеливой, поддерживая своих любимцев на овощной грядке. Или еще проще – относилась к ним с любовью. И, в сущности, ее любовь и была тем самым научным методом, о котором она рассуждала. По умолчанию.

MED-PHI. РОЛЬ СЛИЗИСТОЙ


«Эмоциональная оболочка» защищает и восстанавливает физическую сущность (К теории психосоматики). «Ментальная оболочка» аналогичным образом защищает и восстанавливает «эмоциональную»; «духовная» – «ментальную».
– Далеко идущая гипотеза, основанная на знании, что слизистая оболочка во рту защищает и восстанавливает – поддерживает – кость нижней челюсти, на которой все и держится во рту. Об этом медицинском факте мне рассказал мой зубной врач. Таким образом, функционально слизистая ткань важнее костной, хотя последняя и выглядит более крепкой, стабильной, надежной, материальной… - Здесь вопрос, не что крепче, а что живее; ибо живое порождает, а крепкое лишь разрушается.
– Сущность материи – дух. По крайней мере, только в символах и знаках (духовных предметах) мы и можем о ней (сущности) мыслить.

PSY. PR. ХАРИЗМА


Харизма (от греч. charisma – божественный дар, благодать) – наделение человека исключительными свойствами, вызывающими преклонение перед ним и безоговорочную веру в его возможности (Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002, с.47).

PSY. К ТЕОРИИ ГРУППЫ


Обсуждение в группе правил второго порядка (уровня) воспринимается участниками группы как опасное, поскольку размыкает границы (сферу) искусственно созданной безопасной групповой среды, как бы вырывающей группу из непредсказуемого моря жизни.

PSY. НЕПРОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНИМАНИЕМ И ПРИЯТИЕМ
– ДНЕВНИК.

Выражаясь красиво, я бы сказал, что боязнь непонимания является кошмаром всей моей жизни. Поэтому я выработал такую позицию (мой компульсивный, и как я сейчас представляю бессознательный, паттерн), в которой непонимание меня окружающими людьми мне привычно и нормально, а понимание, напротив, является редкими проблесками света – скорее чудом, чем нормой.

Ясно, что ситуация понимания-непонимания как-то соотносится с ситуацией приятия-не приятия; и соотносится скорее сложным способом, чем простым. В библейской истории случай И.Х. – непонимание, связанное с неприятием и физическим уничтожением человека, но в конечном счете через непонимание приходит понимание. Едва ли И.Х. страдал комплексом непонимания. Если бы это было так, это Его затормозило бы, и Он остался цел.
– Правота власти. Испытание власти. Случай противоположный Христу – Сталин, живший «долго и счастливо».

04.12.05. (20-22.10.04).

PSY-PHI. КАК УМИРАТЬ?


Помимо теоретического вопроса об объективном существовании загробной жизни, есть сугубо практический вопрос, как умирать? Например, уйти в смерть, как в отдых. (Вот почему я не люблю термин «усталость»). Или уйти в смерть как в новую, неизведанную и сулящую большие перспективы, сферу деятельности – такую технологию я бы обозначил как «путь святого». Если же говорить образно, на языке ощущений, что выбрать – умирать, двигаясь к свету или двигаясь во тьму?
– Однажды мне показалось, что на свету оно приятней…

PSY. БАЗИС ИЛЛЮЗИИ


Чувство «легкой печали» при расставании порождено пониманием того, что времени для достаточно полного взаимопонимания с другим человеком никогда не хватит – никогда! Я бы сказал, что в этом, в частности, проявляется закон опережения реальности мотивацией. Попросту говоря, человек всегда хочет больше того, что имеет. Вот базис иллюзии.

PSY. ДНЕВНИК. ГОНЧАЯ СТОЙКА СУДЬБЫ


Неожиданно у меня возникло чувство моей судьбы, как у собаки, принявшей стойку – ага! Вот она! Здесь и сейчас во всей своей полноте, которая навсегда пребывает таковой, не зависимо от того, сколько мне еще осталось – минута, или год, или сто лет… И тысячу лет назад, и тысячу лет вперед – один и тот же элемент мозаики мироздания.
– Вот переживание моего личного мифа жизни и смерти. Я называю его судьбой.

PSY. ДНЕВНИК. СИМВОЛИЗМ СТРАХА


Предположим, что я боюсь разбиться, что у меня есть страх высоты. На персональном уровне это только страх высоты и ничего больше. Однако, если поразмышлять, можно увидеть и символическое его значение – например, как страх быть первым, страх лидерства. Иерархический страх.
– В сущности, это инструмент трансперсонального подхода – представить себе некую метафору (зрительную, слуховую, телесную), «личный миф» (по Минделлу) – некий образ, не претендующий на научность (хотя, может быть, и похожий на научный), но являющий собой целостное представление, которое впоследствии может быть развернуто в реальные события жизни.

PSY. ЧУВСТВА ВЛАСТИТЕЛЯ И ЛИДЕРА


Как субъект власти я обладаю бесконечным терпением, но как лидер я уязвим. Идеальный руководитель – человек, обладающий властью и лидерскими качествами во всей их полноте.

PHI. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК


Науки принято делить на естественные и гуманитарные. И лишь первые (естественные) в полном смысле слова можно считать теоретическими (хотя наука и теоретична как таковая), поскольку лишь они в полной мере опираются на математику. Роджер Пенроуз вообще только в физике находит теории, которые он может назвать первоклассными. Однако я бы добавил к этой классификации еще практические науки – те, для которых теория в принципе вторична, которые опираются на практику и в качестве теоретического фундамента, если в том есть необходимость, вполне могут использовать и миф сказочного типа, или, скажем, «научной теорией» пользоваться как мифом. В разряд практических наук я бы отнес медицину, психотерапию, все виды консалтинга и т.д. Возможно, сюда же можно отнести все так называемые «науки», которые продаются как услуги – политологию, маркетинг, дизайн и пр.

Итак, вот классификация наук:
1. Естественные (математика, физика, химия, биология, психология…)
2. Гуманитарные (социология, культурология, искусствоведение, история, экономика, религиоведение…)
3. Практические (медицина, психотерапия, консалтинг…)

Наконец, если религию (религиозное сознание) выделять вообще в отдельную сферу бытия, можно говорить о теологии как об отдельном типе науки.

 

 

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта