В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


Материалы рассылки

Весна 2007г.

 

30.05.07

PHI. СКОРОСТЬ СВЕТА

Скорость света, 300 тыс. км в час, предел скорости движения материального тела в нашей Вселенной. Вопрос, относительно какого пространства и какого времени?
- Скорость света – лишь константа, определяющая соотношение времени и пространства.

PSY. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ. МЕТАФОРА ДЕТСТВА

Фактически любое состояние взрослого человека можно представить посредством детской метафоры – как детское состояние. И такое называние ценно. В той мере, в какой терапия суть называние.

PHI. ЛОГИКА СУМАСШЕДШЕГО

Логика сумасшедшего - тоже логика, ничуть не хуже любой другой. Просто эффектом ее применения является то, что она определяется (дифференцируется) в обществе как "логика сумасшедшего".

PHI. МЕДИУМ ОБЩЕСТВА

Если мы, вслед за Луманом, говорим, что Общество (социум) выводимо из медиума коммуникации, то почему точно так же не выводить его из какого-либо иного медиума? Например, медиума действия (более традиционного), или жизни, или существования (по Луману, онтологии – староевропейского подхода) и пр.
- 1.1. Медиум и форма: реальность и различие
В порядке явленного различие (форма) – первично, но то, что может быть предпослано явленности этого первичного различия – это неразличенное (медиум, unmarked space). Мыслимые по отдельности лишь условно, они взаимообуславливают друг друга в их сопряженной действительности: бесплотной строгостью как первого собирается, принимая его в себя, бессвязное что второго: след на песке – это тот же песок, но ничтожно бессмыслен песок без следа. – «События производят структуры, а структуры направляют события» (Алексей
Глухов, Олег Никифоров. Приложение. К вопросам систематической презентации медиа коммуникации. Луман-4, с. 267).
- В этом сжатом обзоре гипотез мы утверждаем, что они опираются на теорию общества как социальной системы, оперативно замкнутой на базисе коммуникации, и что поэтому его эволюция следует за проблемами аутопойезиса коммуникации, которая, со своей стороны, в своих условиях постоянно претерпевает эволюционные изменения (Луман-4, с.25).

TXT-LIT. 888

- Я это тебе говорю на уровне глупых советов.
- Почему глупых?
- Потому что советы умными не бывают.

PSY. ПУСТЬ ПЛОХОНЬКИЙ, НО СВОЙ

В терапии клиент получает себе идеального партнера по любви. И тем самым теряет его - теряет свой идеал (интроект) любви, получая взамен то, что имеет - вовсе неидеальную реальность. Поскольку идеал - ничто; реальность - все. Терапия - ничто, лишь модель реальности.

PHI. КАК ЭТО КРАСИВО ЗВУЧИТ

Власть, деньги, любовь, искусство – занимают доминирующее положение в любом историческом повествовании… В некотором смысле традиционная мировая история представляла собой поле битвы между богатством и властью, властью и любовью и т.п. (Алексей Глухов, Олег Никифоров. Приложение. К вопросам систематической презентации медиа коммуникации. Луман-4, с. 275).

27.05.07

PSY-PHI. ПО СЛЕДАМ ИНТЕНСИВА. НАУКА ГЕШТАЛЬТА?

Критика гештальт подхода как науки. С точки зрения науки никакие цели (телеология) и ценности (мораль) не важны. На этом основывается гештальт подход, изучающий прежде всего медиум процесса (функционирование психики) и пренебрегающий зачастую его смыслом. Однако человеческая феноменология утверждает обратное. Образно говоря, "мне нужен смысл и свобода". Отсюда возникают смыслоориентированные терапевтические подходы - экзистенциальный, гуманистический, логотерапия, трансперсональный и проч.; и смежные с ними
паранаучные вроде астрологии, карт Таро и проч. Между тем, я бы поостерегся записывать психотерапию, в любых ее разновидностях, в разряд научных дисциплин. Даже пищеварительный цикл (или "цикл контакта"), лежащий в основе гештальт подхода не более, чем метафора, взятая из биологии. Настоящая наука не имеет дела с метафорами; не строит свои гипотезы на метафорах. Поэтому есть наука психология, но нет науки терапии.
- Другой, так называемый "научный" подход в терапии - психодрама - основан, соответственно, на социологической метафоре. Т.о. в терапии имеется как бы представительство двух наук - биологии (гештальт подход) и социологии (психодрама). Так же точно можно говорить о представительстве квантовой физики в процессуальном подходе Минделла, логики - в психоанализе и проч.

PHI-PSY. СВОБОДА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

В жизни нет ничего, за что следовало бы цепляться, включая саму жизнь. Вопрос лишь в том, в какой момент следует отпустить конец и в какой форме это сделать. - В форме жертвы, подвига, злой воли, судьбы, беды, приказа, свободного решения, ошибки и т.д. Осознавание этих обстоятельств и есть свобода (мудрость) – действие (феномен) уже интерперсональное, социальное, а не внутреннее, психическое.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. ИСКУССТВО

В констелляции приписываний, где alter действует, a ego соответственно переживает, имеется еще один медиум, который, вероятно, в силу своей близости к той форме приписываний, которая характерна для денег, уделяет особое значение тому, чтобы не казаться "полезным": это - искусство. Эта констелляция очевидна: художник творит, а у зрителя в результате этого возникает определенное переживание. В чем же проблема?

Старый европейский ответ гласил: целью художественного произведения является возбуждение удивления и восхищения, причем в смысле страстей, не допускающих никакой связи с их противоположностью. Это, однако, предполагает то, что общество обустраивает мир, в котором есть место удивительному и достойному восхищения, прежде всего в области религии и политики. Поэтому еще в Средние века для res artificiales был зарезервирован некоторый вид истины (а именно, соотнесенный с формами в представлении творца/художника),
но не особый медиум. Начиная с 17-го века, этот ответ подвергается критике, но используемая в то время эстетическая рефлексия оказывается не в состоянии предложить убедительные альтернативы. При помощи имманентных эстетических образов таких, как образ проявления всеобщего в частном, не удается найти ответ на вопрос о том, почему искусство отдифференцируется для коммуникации, а в ней: для создания невероятной готовности к согласию. Тем более недостаточной оказывается попытка следовать расхожему в самом художественном
цехе и, разумеется, прежде всего, в литературе, тезису о том, что "современное" искусство якобы имеет специфическое отношение к индивидууму в современном обществе.

Возможно, будет полезно взяться за дело более радикально и вернуться к мысли о том, что каждый пережитый смысл предлагает изобилие возможностей последующих переживаний, из которых лишь немногие реализуются или могут быть реализованы. То, что переживается уже является таковым, а не каким-то иным. То, что совершается, направляется какими-то определенными целями, но почему не какими-то другими, или - никакими? То, к чему стремится искусство, можно поэтому описать как реактивацию исключенных возможностей. Функция
искусства - позволить появиться миру в мире, предста¬вить единство в единстве, идеализируя или (сегодня по преимуществу) очерняя его. Подобное происходит, конечно, при обращении с любой вещью, с любым постигнутым смыслом, однако только постольку, поскольку одно ссылается на другое, а сам мир остается невидимым. Произведение искусства перенимает эту просветляющую и скрывающую функцию смысла, но настолько ее усиливает, что даже невидимое предстает зримым, а в случае успеха мир изображается в мире. Для того, чтобы
отвлечь внимание от отвлекающих обстоятельств, обычные связи повседневной жизни, се цели и выгоды должны быть разрушены. Изображение мира в мире изменяет сам мир, придавая ему смысл "не нужного таким, каков он есть". Произведение искусства добывает доказательство нужности для себя - / и тем самым отнимает его у мира.

Это требует столь строгих форм, что видение художника обостряется и обогащается по сравнению с видением обычного человека. Искусство указывает на то, что пространство возможностей не исчерпано, и тем самым создает освобождающую дистанцию по отношению к реальности. Можно обозначить это как «фикциональность», однако этого выражения недостаточно. Искусство не остается фикцией, оно создаст реальность, обладающую правом на собственную объективность. Речь снова идет о конструировании мира, о специфическом универсализме,
который противопоставляет себя всеобщей реальности. В отличие от других символически генерализированных медиа коммуникации искусство использует медиа восприятия или в случае художественной литературы - воззрения (Anschauung). Однако внутри медиа восприятия при помощи своих аналитических методов искусство создает собственные формы, а точнее: собственные формы различения медиального субстрата и формы. В результате образуются различные виды искусства: музыка, живопись, поэзия, танец, скульптура, архитектура и т.
д. Но в основе у них общий принцип, а именно -встраивание медиума в медиум и вытекающее отсюда обрете¬ние новых возможностей жесткого сцепления, т. е. новых возможностей формы. В силах ли искусство мотивировать приня¬тие предложенных им селекции, зависит от способности отдельного произведении искусства убеждать в том, что оно (в отличие от мира) должно быть таким, какое оно есть, пусть даже оно сконструировано и нигде больше в мире не найдется для этого образца. В этом смысле, начиная с 17-го века, от произведения
искусства требуется «оригинальность». Оригинальность проверяется не сравнением с природой, не качеством имитации, но сравнением с другими произведениями искусства. В форме требований, предъявляемых к отдельному творению, искусство отдифференцируется как нечто автономное и самодостаточное, но в то же время привязанное к отдельному творению, ведь только так раскрывается парадокс необходимости того, что является лишь возможным.

Вопрос об истине художественного произведения является неуместным, равно как и вопрос о его полезности. Оба вопроса направляют взгляд на кондиционирования совершенно чуждые искусству. Произведение искусства ничего не имитирует, не производит и не доказывает. Оно демонстрирует факт и манеру того, как произвольность определенного начинания улавливает и снимает сама себя, превращаясь в необходимость. Какое начало ни положить созиданию или созерцанию - если начало положено, его последствия утрачивают произвольность.
Оно превращается в necessita cercata (формула, изобретенная для службы при княжеском дворе). Именно в силу этого произ¬ведение искусства должно закладываться как самокондиционирование произвола, как действие, коммуникация которого связывает переживание.

За свою просветляющую способность искусство, конечно, тоже должно расплачиваться собственной непрозрачностью. Его функция также дает почву для парадокса. Оно делает нечто видимым, вуалируя что-то другое, а именно, делая невидимым единство различий, которое оно использует в качестве формы В то время как искусство артикулирует то, что оно артикулирует, и при этом проводит границу, отделяющую одно от другого: свет от тьмы, судьбу от обыденности, диссонансы от консонансов, - мир отстраняется, прячась за различенным,
возвращаясь назад в единство дифференции, - и остается невидим. Даже искусство может лишь наблюдать, лишь уродовать мир своим выкройками (Луман-4, с.185-188).

24.05.07

PSY. ГРАНИЦА КОНТАКТА ВНУТРИ

Граница контакта проходит не только между клиентом и терапевтом, но и внутри терапевта - между его ролями человека и терапевта. Точно то же относится и к границе внутри супервизора - между ролями человека и супервизора (как терапевта для терапевта). И, в сущности, только эту - внутреннюю! - границу и ощущает терапевт. Хотя, разумеется, внутренняя граница сопряжена с внешней. В этом смысле, если мы объективно ничего не можем знать о психике другого человека, то так же точно мы ничего не можем объективно знать
и о так называемой "границе контакта". Однако все эти вещи практически работают (дают эффект) как предметы внутренней феноменологии - соответственно, терапевта и клиента.

PR. ЧУДОВИЩНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ

Чудовищная жестокость (сверхнасилие) большевиков, очевидно, были необходимы для того, чтобы вновь загнать в бутылку джина народного восстания, сохранив при этом государство. Эта идея не оправдывает коммунистов (ибо, что может оправдать нравственное преступление?), но обвиняет царскую власть, которая обязана была выстоять (на то и власть!). В итоге большевики не только сохранили государство российское, но и создали империю нового типа – тоталитарный союз республик, который как некий монстрообразный ребенок как
бы искупил слабость прежней национальной власти. Однако такого рода динозавры уже не имеют никаких шансов выжить в современном информационном и глобальном обществе. Я бы сказал, что в этом рассуждении нет никакой новости, если только в очередной раз не озадачиваться примером столь невообразимого и совсем еще свежего расхождения между моралью и властью в структуре социума.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. К ВОПРОСУ О НАСИЛИИ

Необходимость учета телесности при анализе коммуникации можно обозначить как симбиоз, а соответствующие средства выражения – как симбиотические символы… В случае власти симбиотический символ называется физическое насилие. В каждом обществе имеется в наличии множество других источников власти, например, регулярное наделение привилегиями, лишением которых можно впоследствии угрожать, однако ничто не идет в сравнение с мощью физического насилия. Политическая система, которая использует власть в качестве медиума,
должна поэтому концентрировать решения о применении физического насилия; именно это происходит сегодня при помощи права. Контроль над физическим насилием можно вместе с Парсонсом воспринимать как реальные активы (real assets), обеспечивающие надежность медиума «власть». Этот же контроль одновременно оказывается источником раздражения, поскольку тот, кто желает использовать физическое насилие как симбиотический символ, а не как собственную форму поведения, не может не замечать случаи насилия, кондиционирование
которых ему неподконтрольно. Движения протеста недавнего времени, легко скатывавшиеся к насилию (или даже: массовые демонстрации телесного присутствия) иллюстрируют эту проблему (Луман-4, с.120, 122).

PSY. ФЕНОМЕН ПОДРОСТКА

Феномен подростка - убеждение, что Человек выше Зверя. Иначе говоря, что силы воли достаточно для того, чтобы решить все проблемы психики и тела, и вообще все проблемы. Проблема, однако, в том, чтобы остаться человеком, будучи зверем и ее способен решить лишь взрослый человек. Романтизм должен уступить место мудрости.

09.05.07

PR. KREMLIN DREAMS (ТИПА «КРЕМЛЕВСКИЕ БАЙКИ»)

Я думаю, что Володя был не прав, когда посадил Мишу. Сколько бы он ни говорил, что не делал этого и вообще не понимает, о чем речь.

PR-PHI. ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРЕСТУПНИК

Если святой считает себя величайшим грешником, то идеальный властитель, очевидно, должен был бы считать себя величайшим преступником. Если бы власть хоть в какой-то мере имела дело с переживаниями, а не только с действиями.

PHI. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ

Компьютеры и соответствующее программное обеспечение невообразимо увеличивают возможности человеческой памяти. Между тем, логично рассматривать программы как новую форму (если не медиум) коммуникации людей, т.е. социальный феномен. С развитием компьютеризации, таким образом, общество в еще большей степени ассимилирует каждого отдельного человека, наделяя его, в то же время, еще большей интеллектуальной мощью.

PHI. ЭКЗИСТЕНЦИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Принять одиночество было бы проще, если бы не существовало соблазна понимания. Я не одинок там, где меня понимают. Однако, очевидно, что никто и никогда не поймет меня в полной мере, до конца. Так, стоит ли, доходя до известного предела понимания, пытаться продлить его далее? Похожая ситуация со смертью - в какой момент стоит принимать решение о смерти? Принципиальный вопрос, в какой момент? В какой момент следует принять окончательное (бесповоротное) решение – остановиться или двинуться, соответственно. А в
некотором смысле, это один и тот же вопрос, ибо остановиться – остаться без надежды понимания – столь же «смертельно», как и умереть. Одно стоит другого.

PSY. ПОЗИЦИЯ СУПЕРВИЗИИ

Единство кода (как и любого различия) заключается в форме, разделяющей две стороны. Говоря точнее, оно никоим образом не может быть представлено лишь односторонне. Тем не менее, предпочтения ведут к этому и тем самым блокируют вопрос о единстве кода, а вместе с ним и проблему применения кодированных операций к самому коду. Вместо этого, они постулируют то, что коммуникация истины есть истинная коммуникация. Любящий не может и не смеет избегать объяснения в любви. Утверждение права оправдано. Возможность обмена
(диспонибельность) – характерная черта собственности, поэтому отдача собственности возмещается собственностью. Тот же трюк используется и для противоположных значений: доказательство лжи само является истинной операцией и т.д. Код словно выдает сам себе лицензию на операции, не испытывая потребности в ссылке на более высокие ценности (Луман-4, с.211-212).
- Истинная супервизия - наблюдение кода (или, более мягко, принципа, способа наблюдения). Однако в силу его самолокализации, он ненаблюдаем (недоступен для наблюдения, поскольку сам остается наблюдающим механизмом, "слепым пятном"). В результате мы можем говорить лишь о наблюдении наблюдателя. Или, иначе говоря, об исследовании отношений. Т.о.терапевт исследует отношения (т.е.находится на 1 уровень выше прямой коммуникации клиента) и супервизор тоже исследует отношения (т.е.находится на том же уровне, что и
терапевт). Т.о.вопрос о качестве супервизии подвисает, упираясь в риторическое "а судьи кто?!". Однако, поскольку он обязательно должен быть решен (иначе супервизия не могла бы состояться как вид деятельности и социальная структура), он решается путем подмены - посредством принятия на конвенциональной основе определенных правил (практики), принципов (теории) и статусов супервизоров - определенного субститутивного порядка (вместо организации наблюдения более высокого уровня, что, как мы установили, невозможно).
В результате практика супервизии оказывается очень чувствительной областью деятельности (и бытия) того или иного сообщества. И, соответственно, любое прикосновение к ней со стороны, если оно вообще возможно (дозволено существующими правилами), требует многочисленных оговорок и согласований. При этом, можно предположить, что чем более развитым и сильным является сообщество, тем менее оно склонно пускаться в дискуссии по вопросам, касающимся своей супервизии. Так, по большому счету, членам Академии наук РФ и вообще
научному сообществу мало интересно дискутировать о принципе истинности; так же, как, скажем, гештальт сообществу - о принципе гештальта. И т.д.

Таким образом, должны существовать дополнительные условия, устанавливающие, при каких обстоятельствах присвоение позитивного значения и при каких условиях присвоение негативного значения кода являются верными или неверными. Мы назовем такие условия программами и для всех символически генерализованных медиа коммуникации будем в соответствии с этим проводить различие между кодированием и программированием… Для медиума истины, например, программы принимают форму теорий и методов, для кодированной в согласии с правом
власти – форму законов, судебных решений, устанавливающих прецедент, и договоров, медиум «деньги» переопределяется в форме инвестиционных или потребительских программ, которые потом контролируются посредством балансов и бюджетов. Общие воспоминания, по-видимому, перенимают соответствующую функцию ограничения возможностей в случае медиума «любовь»…Программы каждый раз подчинены одному коду и не могут перетекать от одного медиума к другому. Теория еще не закон, а тот, кто инвестирует в любовные отношения, действует
вопреки хозяйственному расчету. (Луман-4, с.219).
- Супервизию, по-видимому, можно рассматривать как программу терапевтической коммуникации (одну из) или как необходимую часть терапевтической программы в коде «любви».

PSY. ТЕРАПИЯ КАК ИСТОРИЯ

Терапия так же, как история, не терпит сослагательного наклонения.

8.05.07

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. ВАЖНЫ НЕ ДЕНЬГИ, А ИХ КОЛИЧЕСТВО

Большее количество денег, это знал еще Аристотель, никогда не помешает (Луман-4, с.184).

PHI. СУПЕРВИЗИЯ КАК КРИТИКА

Супервизию можно сравнить с литературной критикой. Казалось бы, зачем, если есть терапия?

PSY. ДНЕВНИК. ВЫВОД ИЗ ИНТЕНСИВА: ТИПА, БАШНЮ СНЕСЛО

Не надо торчать, как Останкинская телебашня, если хочешь, чтобы тебя заметили. Проблема в том, что Останкинская телебашня настолько заметная, привычная и надежная вещь, что каждый москвич знает, что в любой момент может на нее залезть и поэтому не делает этого именно сейчас (ведь всегда можно!). Можно быть заметным иным способом и другой способ может оказаться более эффективным с точки зрения совершения действия (все же залезть на башню). Слишком надежные, обыденные и безопасные вещи легко уходят в фон.

PR. КОНЦЕПЦИЯ "НЕЗАМЕТНОЙ РЕКЛАМЫ"

Бизнес. Концепция рекламной или инвестиционной кампании: "попросить о помощи". Так мог бы выглядеть один из видов "незаметной рекламы". "Незаметная реклама" - обозначиться не напрямую, косвенно, через второстепенный или третьестепенный интерес бизнеса.

PSY-PHI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРАКТИКИ. ТЕРАПИЯ ПО КАНТУ

Известно, что время и пространство Кант, соответственно, определял как внутреннее и внешнее чувство. Опираясь на это определение, я бы интерпретировал ощущение нехватки времени как потерю себя в мире.

PSY. РАЗНЫЕ ВИДЫ ГРУПП

Разные виды терапевтических групп суть разные аспекты (модусы) одного и того же феномена малой группы. Можно собирать тематические группы, ориентируясь на то или иное содержание (интерес участников), например, посвященные здоровью или успеху (в т.ч. бизнесу) и проч. А можно собирать группы, ориентируясь на тот или иной метод, стиль ведения (интерес ведущих), например, тренинговая (т-группа), группа встреч (инкаунтер-группа) и проч. Результат один. К вопросу о: Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической
группе. М.: Смысл, 1999.

2.05.07

7 - 28.04.07. (09-11.08.05). PR. ВЛАСТЬ ИЛИ ДЕНЬГИ

Власть отобрала у Ходорковского все, кроме имени. И тут, как мне представляется, проявился парадокс этой ситуации: чтобы отобрать и него имя, ему надо вернуть его собственность.
- Нет нужды повторять, что олигархи - естественный элемент нынешней власти.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. СОБСТВЕННОСТЬ НЕЛЬЗЯ СЪЕСТЬ

Итак, уже собственность есть медиум коммуникации, и она понимается неверно, когда в ней средство лишь средство удовлетворения потребностей собственника. / Это, собственно, должно быть само собой разумеющимся, ведь в конечном итоге собственность нельзя съесть.... (Луман-4, с.183, 198).

PSY. СОСТОЯНИЕ «НЕМНОГО НЕ ТО»

Состояние "немного не то": это случается, когда сделаю я то, что хочу или не буду делать, решив подождать, пока то, что мне надо не произойдет само, - в любом случае результат, который я получу, будет немного не тем, что мне хотелось бы. Таким образом, речь идет не об успехе (внешнем эффекте), а о внутреннем состоянии, окрашивающем весь мир определенной краской.

TXT-LIT. "МЫ С ИРКОЙ". ИСТОРИЯ ПРО ШАШЛЫК, КОТОРЫЙ ПРЕВРАТИЛСЯ В Г. (ИЗ СЕРИИ «ОТДЫХ В КАРОЛИНО-БУГАЗЕ»)

По главной авеню курорта, медленно рассекая непросыхающую лужу, проехал говновоз.
- Говно повезли, сказала Ирка.
Я сочувственно молчал - мы вспоминали историю шашлыка, съеденного нами накануне. Как говорится, "мы сделали это!", как он ни сопротивлялся. И вот результат.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛАСТИ

Граница власти проходит там, где ego начинает отдавать предпочтение избегаемой альтернативе и даже пользуется самой властью для того, чтобы принудить alter либо к отказу от предписания, либо к применению санкций (Луман-4, с.189).
- PR. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛАСТИ. В этом смысле Х. своими заявлениями, что останется в стране при любом обороте дел и провоцируя тем самым власть на применение санкций, действовал как "власть имеющий" (сверх своих капиталов). Соответственно, разрушить этот имидж (харизматический паттерн) власть может лишь, приняв его обратно в свое сообщество. Такого хода как заявлений власти, что Х.в своих поступках руководствовался опорой на собственные силы (власть), но просчитался, недостаточно. Теперь с ним нужно договариваться.

PSY-PHI. PR. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПАТТЕРН

Харизматический паттерн, харизма, - это демонстрация образа абсолютной власти (предельной в духовном смысле). По-человечески, решимость идти до конца.
- Харизма Ельцина стоилась на его "революционности" и это свое качество он использовал в управлении, периодически совершая микрореволюции во власти, - показывая своим чиновникам, что нет никого неприкасаемого, как бы сильно на него ни опиралась власть.
- ЕВАНГЕЛИЕ. 7-29. «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

PSY. «ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ БАЙКИ»

Можно составить отдельный текст под названием "Терапевтические байки", где были бы собраны разные истории, притчи, сказки, анекдоты и проч., что могло бы быть использовано (и что я реально использую) в терапевтической работе. Так, я туда поместил бы несколько историй Антония Сурожского: переписку петербургского купца с отцом Макарием, рассказ Феофана Затворника о вхождении в затвор и высказывание одного из Святых Отцов о том, что развитие большей частью идет от поражения к поражению. Или, скажем, фразу из английской
сказки про женщин, что «большинство женщин мечтают быть независимыми, помыкать мужьями и любить по своему усмотрению».

27.04.07

PHI. МЕТАФОРА КАК БАЗИС

Насчет т.н. "метафоры" в контексте нарративного подхода. Фридман и Комбс пишут, что можно "обсуждать такие метафоры, как семья, как целостность, семья, как система, коммуникация и структура" и т.д. Однако с таким же успехом можно говорить не о метафоре, а о концепции, принципе, подходе, парадигме или, скажем, философском взгляде. Речь идет о чем-то, становящемся, в силу индивидуальных пристрастий терапевта, источником смысла, который далее служит построению очередной терапевтической теории (Фридман Дж., Комбс
Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия/Пер.с англ. В.В. Самойлова. - М.: Независимая фирма "Класс", 2001, с.18).

PHI. ЦИТАТА. ФРИДМАН. О ЧЕМ РЕЧЬ?

Принятие постмодернистского, нарративного, социально-конструктивистского мировоззрения влечет за собой полезные идеи о том, как понятие власти, знания и «истины» обсуждаются в семьях и более крупных образованиях (Фридман, с.45).
- Можно сказать и так, как сказано, и скорее всего, учитывая контекст книги, сказанное верно. Но можно сказать, что все вышеназванное суть различные подходы, а не один.

PHI. НАЧИНАЯ С РУССО

Мысленные эксперименты, которые предлагают философы, на самом деле не эксперименты, а иллюстрации их идей, как бы правдоподобно они не выглядели. Начиная с Руссо. Или раньше.

PHI. МОНОКУЛЬТУРА МЫСЛИ

Экосистема, состоящая из одной монокультуры, крайне неустойчива и быстро разрушается, будучи предоставлена самой себе. Что же можно сказать в этой связи о человеке, фанатически преданном одной идее?

PHI. ШКОЛЬНАЯ ИСТИНА

Среди прочих подходов, по-видимому, следует обозначить и такой, который можно назвать "школьным". Этот подход, очевидно, лежит вне рамок науки, ограниченной сферой различения истинного/неистинного (знания). Однако же он функционирует как подстановка - подставляющая под "школьные" суждения Истину, как ценность. Ибо то, чему нас учат, мы обязаны воспринимать, и в норме всегда воспринимаем, как безусловную истину (сколь бы революционной или шизофреничной она ни была).

TXT-LIT. МЫ С ИРКОЙ. ХОЛОДНОЕ ЛЕТО НА МОРЕ

Похолодало, и на ум пришла фраза, что лучше мучиться от жары, чем страдать от холода. Бессмыслица.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. ДЕНЬГИ

Если собственность может и не представлять никакого интереса - зачем мне сад с дюжиной яблонь? - то посредством медиума денег как ограниченность в ресурсах, так и заинтересованность в них приобретают универсальное выражение. Большее количество денег, это знал еще Аристотель, никогда не помешает... Деньги служат медиумом наблюдения ограниченности ресурсов, а платежи суть формы, которые этот медиум операционализируют. В этом смысле в сегодняшнем обществе "изобилия" ограниченность ресурсов ощущается намного сильнее,
чем раньше (Луман-4, с.184).

PHI. ЖЕНСТВЕННОСТЬ

В современной Западной цивилизации мужчина ищет переживания в любви, в отличие от рыцарских времен в Средние века, когда на него ложился труд подтверждения и защиты любви. Мужчина выполняет т.о. роль женщины.

ДНЕВНИК. PSY. ПО СЛЕДАМ ИНТЕНСИВА. МАНИПУЛЯЦИЯ ЛЮБОВЬЮ

Не умея жить словами, Милтон Эриксон научился виртуозно манипулировать ими. Пожалуй, мне стоило бы поучиться манипулированию выражением своих чувств в ответ на выражение чувств симпатии и любви ко мне, ибо, боюсь, что иначе я уже никак не сумею проявить их.

21.04.07

MED. PHI. К КОНЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Официальная медицина хороша лишь в репродуктивный период жизни организма, когда он и сам справляется со своими болезнями и, фактически, требуется лишь поддержка в части создания комфортных условий. В сущности, быть может, создание комфортных условий является базисной концепцией этого вида медицины.

MED. PHI. КВАНТОВАЯ МЕДИЦИНА

Можно попробовать сочинить концепцию квантовой медицины как гомеопатической практики на основе метафор квантовой механики. Препараты как виды элементарных частиц, виды симметрии – как структура (конституция) организма.

PHI. НЕВЕРОЯТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Вопрос к эволюции: как подобные невероятности - возникновение планет, жизни, разума - могли произойти? Принцип эволюции противоречит принципу вероятности.

PHI. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ

По поводу символической генерализации коммуникации. Власть только тогда становится властью, в смысле социального (общественного) феномена, когда она осознает, что она Власть. Т.е. когда возникает наблюдение второго порядка - когда появляется наблюдатель наблюдателя, рефлексия по поводу власти. До того момента можно говорить лишь о предварительном этапе - более или менее случайных формах коммуникации.

PHI. ЧТЕНИЕ ВАЙНБЕРГА

Чтение С. Вайнберга убеждает меня, что успехи ученого в конкретных физических исследованиях, даже отмеченные нобелевской премией, ничуть не гарантируют от слабости философского мышления; не скажу примитивизма, ибо примитив обозначает собой сильный самостоятельный стиль (Вайнберг, Стивен. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы: пер.с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2004).
- Стивен Вайнберг - нобелевский лауреат, специалист в области физики элементарных частиц.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ

В отличие от истин, ценности вводятся в коммуникативный процесс не через высказывания, которые могут быть затем оспорены или подтверждены, а через подстановки. Коммуникация избегает "маркирования" ценностей, поскольку это могло бы выявить противоречия. Никто не утверждает, что здоровье, мир, справедливость - ценности. Ведь тем самым была бы создана да/нет-бифуркация принятия или отклонения. Никто не провоцирует, но все из этого исходят. Если здоровье является ценностью, остается все-таки возможным считать регулярное
умывание скорее вредным и вести об этом дискуссию. Ценности, иными словами, актуализируются посредством намеков и именно в этом заключается их бесспорность (Луман-4, с.179).

PHI. СОРТИР КАК СИМВОЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Самым безопасным местом является сортир. Все знают, что сидя на толчке, лучше всего размышлять о мировых проблемах и сущности бытия. В одиночестве. Вот ситуация, когда работает формула: "Оставьте меня в покое, но не бросайте меня одного".

18.04.07

PHI. ДИССЕРТАЦИЯ. АКСИОМАТИКА ПОДХОДА

Главная операция в конструктивистском подходе - это операция различения или наблюдения. Соответственно, главный участник этого действия - наблюдатель.

PHI. PR. К ТЕОРИИ ОРГКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Предметом оргконсультирования является властная коммуникация (иначе говоря, проблема власти). Соответственно, консультант может находиться по ту или по эту сторону границы власти - внедряясь во властное поле организации (или во властные права руководителя) или оставаясь в сфере своих полномочий. Внедрение в чужое властное пространство суть интервенция (эксперимент), которая специально оговаривается в контракте и составляет основное его содержание, поскольку только таким способом и можно что-либо изменить (усовершенствовать).
Вместе с тем, властная сфера консультанта, как эксперта (будь то процессуальное или функциональное, предметное консультирование), по-определению, не может быть нарушена. Иначе говоря, попытки клиента стать консультантом консультанта лишь род его самоопределения в своих собственных властных истоках и укрепления их. Таким образом, оргконсультант исходит из позиции власти, но лишь по свою сторону границы, которую (свою власть) он абсолютизирует, заходя в своих интервенциях на властную территорию клиента. В качестве
резюме можно заметить, что события в оргконсультировании развиваются по сценарию противоположному, нежели то, что происходит в терапии. Консультант, согласно этому сценарию, как бы говорит клиенту: "Я знаю, как сделать лучше, и скажу как" (в отличие от терапевта, который говорит: "Скажи мне сам, как быть").

ДНЕВНИК. МОЙ ТЕМП

Для того, чтобы мой, сверхмедленный, темп не мешал мне действовать быстро, мне приходится много времени уделять планированию своих действий и, соответственно, всякого рода предварительным анализам деятельности, которые необходимы для эффективного планирования. Уходит до четверти или трети всего времени. Как в пословице насчет тех, кто медленно запрягает.

PHI. СВОБОДА В РАМКАХ НАУКИ

Мне более импонирует представление о том, что мое развитие или развитие общества описывается и отчасти предсказывается посредством теории систем (шире, - конструктивистского подхода), нежели чем какой-либо заданной моралью или просчитываемым Богом. Иначе говоря, я готов свою личную теологию (свободу целеполагания) починить безликим законам природы, но не какой-либо одушевленной силе будь то социальная конвенция (мораль) или представление о Боге. Вот почему из всех даров Божиих я более всего ценю свободу воли.

PHI. ПРОТИВ СЕРЛА. К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

К вопросу о "китайской комнате" Серля и прочих возможных экспериментов по идентификации сознания. Научная проблема идентификации сознания заключается в том, что оно неопределимо по-определению. Сущность сознания - это именно та вещь, которая в принципе не может быть уловлена в эксперименте. Исходя из этого тезиса и должна строиться программа научного исследования феномена сознания. Т.е.каждый раз, открывая и изучая очередную черту или "фундаментальный" принцип сознания следует заранее смириться с мыслью, что
результатом этого изучения будет отдифференцирование этой черты как важной, но не дающей полного представления о сознании. Сознание ускользает от предмета изучения. Сознание развоплощает материю - это то, что работает как шредеревская формула наоборот, сводит определенность волной функции назад, к квантовым вероятностям различных возможностей.
- Не существует объективного сознания, поэтому нет и объекта исследования. Однако имеются феномены сознания, которые вполне поддаются научному изучению, как любые другие предметы в мире.

15.04.07

PHI. ДИССЕРТАЦИЯ. ОТ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ И ДАЛЕЕ - К КОНСТРУКТИВНОМУ

Это [компьютерная коммуникация] приводит к представлению о некоей теперь уже необозримой комплексности и, далее, к работе над когнитивными структурами, которые можно абстрагировать от времени и, например в форме математических вычислений, повторно реализовать в другие временные моменты. Подобные отвлеченные от времени модели принципиально зависимых от времени (исторических) оперативных секвенций разрушают классическое понятие движения, опознаваемого только по дифференции к чему-то покоящемуся, а тем самым –
и различие подвижное/неподвижное, динамика/статика и т.д. То, что заступает на их место, если преобразование знания вообще возможно понимать как такой субститутивный процесс, – однозначно определить (при всем прогрессе, достигнутом в таких областях, как cognitive science, artificial intelligence – ИИ, компьютерная лингвистика и новая математика неожиданного) невозможно: в любом случае на это неспособен социолог, который может реагировать лишь на познаваемые общественные факты. В общественно-теоретической перспективе,
по крайней мере, возможно сформулировать проблему этого нового порядка знания с необходимой радикальностью (Луман-4, с.143-144).
- Я не знаю, является Вселенная в основе своей "цифровой" или "аналоговой". Однако, я точно знаю, что с появлением компьютерной культуры мы можем ее моделировать как "цифровую" - с любым, нужным для нас, уровнем допуска (точности), бесконечным, по сути.
- СЛИЯНИЕ ФИЗИКИ И ТЕРАПИИ. От созерцательного (пассивного) познания к экспериментальному (активному) и далее - к конструктивному (созидающему, инженерному). Исторически, соответственно: начальный этап (Др. Греция - XVIII век) - эпоха модерна (XVIII-XX) - современность (эпоха постмодерна?). Образно говоря, настало время не изучать законы Вселенной, но создавать их - в соответствии с поставленными задачами. Т.е. физик вместо вопроса "почему?" (коим, кстати, как замечают некоторые корифеи науки, ныне просто вредно
задаваться) должен задаться вопросом "чего хочу?". Т.о. физика вплотную граничит с терапией.
- В конце концов, не важно была ли схема (модель, научное знание) найдена или создана, если она работает, т.е. соответствует эксперименту и обладает предсказательной силой. Тайна познания сохраняется, но она окончательно переселяется из внешнего мира во внутренний - из физики в психику. Труд ученого все более становится похожим на труд художника. Т.о. спор между физиками и лириками, сформулированный в 60-е годы прошлого столетия, возвращается к своему раннему истоку - физик вновь сливается лириком.

TXT-LIT. МЫ С ИРКОЙ

Я сажусь есть, а коты подсаживаются ко мне и смотрят... И потом, почему шерсть на столе?!

PSY. РАЗНИЦА МЕЖДУ ЛИНЕЙНЫМ ТРЕНЕРОМ И ТЕМАТИЧЕСКИМ

Линейный тренер – хозяин; тематический – гость. На тематического тренера, поскольку его приглашает линейный, можно посмотреть как на форму интервенции последнего – интервенции, воздействующей на конституцию группы с целью усиления (оживления, ускорения) ее динамики.

PR. PSY. ХАРИЗМА

Если хочешь быть лидером больших масс людей надо уметь брать ответственность на себя за бытие этих количеств людей. Для начала просто брать ответственность.

12.04.07

2 - 11.04.07. (26.07.05). PHI. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Виртуальность:
virtual Adj
виртуальный
virtual image Noun
виртуальное изображение
virtualization Noun
виртуализация
virtualize Verb
виртуализировать
virtually Adv
фактически
virtual reality Noun
виртуальная реальность
virtue Noun
достоинство
virtueless Adj
бесполезный
virtuosity Noun
виртуозность
virtuoso Noun
виртуоз
virtuous Adj
добродетельный

Дистинкция (Луман):
distinct Adj
четкий
distinction Noun
различие
distinction of degree Expr
количественное различие
distinction of kind Expr
качественное различие
distinctive Adj
отчетливый
distinctive emphasis Expr
характерная выразительность
distinguish Verb
1. различать
2. отличать

PSY. ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ

Холотропное дыхание напоминает мне дыхание умирающего непосредственно перед смертью. Последняя попытка организма восполнить катастрофически истощенный энергетический ресурс.

PR. ПРЕДМЕТ КОНСАЛТИНГА

- Исследование реальности Дела (бизнеса или политики) в условиях глубокого взаимопонимания.
- Исследование того, что неизвестно («того, что не знаю»), в отличие от экспертного консультирования, основанного на анализе известного (восполнение знаний, расширение «того, что знаю»).

12.04.07

PHI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия - это опыт мышления, ни больше и ни меньше. Он не претендует на предметное знание, коим занимается наука. И не решает проблем веры, относящихся к епархии религии и теологии. Если же в процессе философствования и являются образы знаний или веры, то их следует отправлять в отвалы метода - в область гипотез, предположений, иллюзий и интервенций философского подхода.
- Философ не вправе утверждать то или иное знание, даже если оно ему кажется очевидным, но обязан принять его во внимание, как феномен мышления (даже если полагает его ложным). Философия ничего не говорит об истинности или ложности знания, но лишь рассуждает об этом; так же точно, как об истинности веры.
- Единственная реальность философии - практика мышления, имеющая место быть "здесь и сейчас", и в этом современная философия ни на йоту не продвинулась дальше древнегреческой.

PHI. АУТОПОЙЕЗИС МЫШЛЕНИЯ

Обмен "я-ты-посланиями" яснее всего выявляет аутопойетичность мышления каждого человека (его "независимость", самостоятельность), что было замечено уже в традиции древнегреческой философии.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

Однако и все больше текстов из рукописного литературного наследия выходят в виде отпечатанных книг, что так же имеет значительные последствия. Впервые становится очевидной многосложность уже наличествующего материала, например – в юриспруденции. Становится возможным подвергать его внимательному разбору, сортировать, сравнивать, улучшать. Типичный для низших слоев общества жаргон может быть представлен в печатных изданиях и послужить подтверждением существования различий между слоями. Региональные правовые обычаи
записываются дл публикации, в результате чего правосудие становится все более свободными от локального (господского) произвола. Становится возможным централизованное руководство. Так же и в других сферах становится очевидным, насколько запутанным, противоречивым и, практически, необъяснимым является состояние дел, так что возникает настоятельная необходимость в их обзоре и упрощении, необходимость в новых методах, в систематизации, в отбрасывании устаревшего и бесполезного. Что, в свою очередь, порождает новые
запросы на духовное овладение материалом, но так же, и прежде всего, востребованность педантично-основательного подхода (Луман-4, с.126).

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. ИСТОРИЧЕСКАЯ АУТЕНТИЧНОСТЬ: ИДЕОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ

Книгопечатание более тщательно, чем культура, основывающаяся на письменности и устной передаче знания, выявляет противоречия в традиции и тем самым непрямым образом инициирует процессы семантического исправления несогласованностей. Этому способствует, например, линейное выстраивание ременных датировок, что позволяет разделять различное посредством временного размещения и тем самым делать его «исторически» совместимым. Это, опять таки, в долгосрочной перспективе, разрушает мифы о первоначалах, исходящих из представления
о присутствии первоистока в настоящем и о – одновременном ему – прошлом, не упорядоченном секвенциально (или лишь с такой секвенциальной упорядоченностью, которая очень ненадолго сохраняется в памяти). Это затрагивает практику оправдания и мотивирования знати через родовое происхождение и в конце концов преобразует традицию в некий идеологический выбор, который следует обосновывать как бы вопреки ходу времени (Луман-4, с.127-128).

5.04.07

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. БОГ ЧИТАЕТ ТОРУ

После изобретения письменности лишь за Божьим Словом сохраняется способность непосредственно изменять вещи: и сказал Бог – да будет свет, и стал свет (Луман-4, с.81).
- Предположение о том, что при этом Бог должен был иметь перед собой некий текст, а именно Тору, которой он руководствовался, характерно для еврейской традиции, – своего рода (естественно, ретроспективное) гипостазирование письменности. – Еще до того, как свершается Творение, имеются письменно засвидетельствованные различия (своеобразный пра-текст). Луман-4, с.111.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. ВРЕМЯ КАК СЛЕДСТВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПИСЬМЕННОСТИ

Время, например, теперь постигается хронометрически, дабы привести различные события к различным временным точкам. Решающим при этом является то, чтобы все движения, независимо от их скорости, как и независимо от того, когда они начинаются и кончаются, могли быть соотнесены с одной и той же мерой времени, даже если и эта мера представляет собой движение, будь то, например, солнца или часов. Отсюда следует, что никакое движение не может привести в движение само время. Бытие времени является метаконструктом -
по другую сторону всякого движения (Луман-4, с.95).

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. БАЗИС ПСИХОАНАЛИЗА

Сакральное качество памяти заново оформляется как почитание (Andenken) прошлого в его основополагающей роли, так что при этом остается место для укоренения искусственной практики записывания и высокоразвитой тренировки памяти.

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. ПИСЬМЕННОСТЬ: К ИСТОРИЧЕСКОЙ АУТЕНТИЧНОСТИ

Лишь тогда, когда темам придается письменная форма, проявляются чисто текстовые проблемы композиции. В предметном измерении следствием создания письменности оказываются усилия по очищению от противоречий, лишь теперь становящихся видимыми. Из ситуативно используемых форм смыслополаганий развиваются космологии, боги вступают друг с другом в семейные отношения, реконструируются генеалогии и, опять таки, в период высокого Средневековья весь корпус теологии заключается в тиски непротиворечивой теории… (Луман-4,
с.92).

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. К ИСТОРИЧЕСКОЙ АУТЕНТИЧНОСТИ

Как только начинают решать проблемы памяти с помощью записи, время уже не может более представляться как сила забвения (lethc), избежать которого возможно лишь при помощи муз. Издавняя (и необходимая) связка декламации и музыки заменяется - и уничтожается - письменностью. На место ритмически поддерживаемого времени воспоминания других времен заступает представление о некоем измеримом движении -движении некоего описываемого измерения, в котором обеспечивается эта одновременность неодновременного. С другой стороны,
в условиях доминирования устных способов передачи (прежде всего при обучении) невозможно отказаться от психической памяти. Сакральная природа памяти вступает в сложные отношения с техникой искусства воспоминания. Торжественная формальность речевого стиля, типическая для оральных культур, отступает в тень или резервируется для поэзии (в отличие от прозы). Формулировку какого-либо текста тем самым теперь легче подогнать под потребности в выразительности. С другой стороны, продолжает высоко цениться и память. Сакральное
качество памяти заново оформляется как почитание (Andenken) прошлого в его основополагающей роли, так что при этом остается место для укоренения искусственной практики записывания и высокоразвитой тренировки памяти.

Одновременно прошлое - в качестве записанной истории, но также и в качестве имеющегося текста - обретает ранее невозможную власть над настоящим. Так, Жак Жерне применительно к Китаю Х-ХШ веков - и здесь прямо-таки напрашивается сравнение с записыванием гомеровских эпосов - говорит о "retour du passe". To же самое можно сказать и о Месопотамии. В староевропейской традиции символизация отсутствующего посредством письменности делает возможным настоящее присутствие прошедшего, актуальность истока (например, благородного
рода) и тем самым являет легитимирующую силу arche, origo, начала. Следствия этого, как известно, оказываются неоднозначными: люди начинают сообразовываться с прошлым и именно в силу этого становится внимательными к тому, что меняется в настоящем. История становится драмой присутствия прошлого, одновременности неодновременного. Среди утраченного оказывается и сегментарная система семейных кланов, чье влияние на имперскую бюрократию отступает перед действенностью ориентированного на письменность и потому доказуемого
знания (Луман-4, с.95-96).

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. СУММА ПРОТИВ ФИЛОСОФОВ

Переориентация важной коммуникации с рапсодически декламируемой речи на диалог, т.е. на социальную модель разыскания истины, относится к этому контексту и может рассматриваться как исходная точка для развития логической терминологии, которая далее абстрагируется и от социальной ситуации диалога. Софисты конкурируют с философами, ораторы – с предметно ориентированными мыслителями за первенство в предложении знати образовательных услуг. Эта контроверза относится к устному учению и практически проявляется в устной
коммуникации, однако она документируется текстуально и оставляет после себя семантику, которой те, кто называет себя «философами», занимаются и сегодня (Луман-4, с.107).

31.03.07

PR. ЦИТАТА. ОПАСНОСТЬ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Из речи Александра Жукова, Первого заместителя Премьер-министра Михаила Фрадкова на заседании Правительства РФ: «Наркотики сегодня представляют собой очень серьезную опасность для безопасности наших граждан».
- В жанре школьных сочинений.

PR. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕРРОРИЗМЕ. КТО ВРАГ?

"Воевать" с терроризмом все-равно, что бороться с ураганом посредством пушек и гранатометов.
- Общее пожелание: правителям следовало бы понять, с чем они имеют дело прежде, чем предпринимать действия, на которые их провоцируют обстоятельства. Объяснением, почему правители не поступают в соответствии с этим пожеланием, является тот простой факт, что они, даже лучшие из них, не могут служить примерами рациональности, справедливости и эффективности управления. Скорее наоборот, будучи на гребне феноменологии больших групп, они вынуждены поддерживать темные, инстинктивные, нерациональные импульсы социума.
Пожалуй, слабым, но единственным, утешением здесь может служить лишь то, что "правитель тоже человек".
- Терроризм - это нормальная, в смысле естественным образом возникшая и закономерная, болезнь человечества. Конечно, ее надо лечить разными способами. Но выздороветь можно, лишь переболев.

ЛОГИКА БАШЛЯРА (КОНЦЕПТ БАШЛЯРА)

Чем проще - тем сложнее. Абстрагирование, якобы ведущее к простоте, к так называемой, "сути вещей", в действительности создает чрезвычайно сложный рафинированный продукт. Что может быть сложнее представления о "геометрической точке" или об "элементарной частице"?! На место зрительно вообразимой машине, иллюстрирующей "устройство мира", приходит зрительно невообразимая математическая машина (структура). Так, скажем, "спин" электрона - это лишь определенная характеристика числа в системе матричной математики,
а никакое не вращение его, представлять спин (да и сам электрон, как маленький шарик) таким образом ныне чересчур наивно, если не вредно (ложно). Сенсорная предметность заменяется знаковой; мир - орнаментом. При этом математика, конечно, не исчерпывает мира, но мир, породивший ее посредством развития человеческих отношений до уровня высокой абстракции и пользующийся ею в своем саморазвитии, исчерпывает математику.

F. 888

Техника опережает фантастику.
- Если вспомнить ощущение скорости изменений в мире в 70-е годы прошлого века.

PHI. ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. ИЛЛЮЗИЯ ПРОСТОТЫ

- Простые аксиомы сложны.
- Аксиомы сложны.
- От сложного к еще более сложному. Сложность как медиум коммуникации.

PHI. ЦИФРОВОЙ ПРИНЦИП

Непредставимость базисных, элементарных представлений о материи (в частности, элементарных частиц) иначе, чем в цифрах, наводит на мысль о цифровом принципе устройства Вселенной, в отличие от аналогового.
- Честная и логичная цифра, конечно, лучше смутного и таинственного аналога.
- Цифра прозрачная, как слеза.
- Компактная цифра вместо громоздкого аналога.
- И т.д.

PR. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: РАЗЛИЧЕНИЕ "РАЗДЕЛЕНИЕ/ЕДИНЕНИЕ"

Глобализация добавляет новые грани и импульсы ценностям самобытности. Подобно тому, как пишет Луман, как "только с книгопечатанием начинается обособление национальных языков и формируется, в контраст этому, сознание многообразности и вариативности местных диалектов (Луман-4, с.133).

PHI. БУДУЩЕЕ МЕДИА КОММУНИКАЦИИ: ПОДХОД К ОСМЫСЛЕНИЮ

Развитие медиа коммуникации: язык (речь) - письменность - книгопечатание - программирование. Соответственно, речь идет о коммуникации: устной - письменной - массовой - и? операциональной. Можно подробно рассмотреть, какие следствия (или, во всяком случае, какие феномены) в коммуникации (памяти, новизне, информировании, передаче сообщения, тематизации и т.д.) проявляются (появляются) в связи с возможностями программной поддержки текстов. Текст в программной оболочке, конечно, уже не тот, что напечатанный на бумаге
- он нагружен смыслом и возможностями самостоятельного (или дополнительного) операционального действия относительно операций актуально имеющихся в текущей коммуникации.

PHI. СЕМИНАР АРШИНОВА. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛНОТА

Аршинов: «Гегель является инструментом собственного языка».
ЛЖ: «Так же как ныне Уилбер».

28.03.07

PHI. ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МАТЕМТИКИ

Алгебра - это алгоритм, реализованный в логике; а программирование - алгоритм, реализованный в практике. На программирование можно посмотреть как на новый уровень математической практики; и как на своеобразную область практики мышления.

PR. ПРАВО СИЛЫ ПРОТИВ ПРАВА БЕССИЛИЯ

"Замочим в сортире" и "Басманное правосудие" - два выражения, закрепившиеся с недавнего времени в русской словесности, сказанные разными людьми, в разное время и по разным поводам. На самом деле, они кажутся глубоко корреспондирующими друг с другом. И их взаимодополняющая суть, как мне кажется, и есть источник раздражения западной общественности.

PR. ТАК НАЗЫВАЕМАЯ, ДЕМОКРАТИЯ

Новое время дает основания предполагать, что у России нет иной традиции смены верховной власти, кроме семейной. Впрочем, и западные мегабюрократические государственные организации тяготеют к передаче должностей по наследству, как отмечают социологи.

PHI. НАУКА О ДИНАМИКЕ ПОКОЛЕНИЙ

Старик обладает опытом наблюдения двух поколений - своего и своих детей. И отчасти третьего - внуков. И все. Этот опыт ценен. Но почему не появилась наука, накапливающая и исследующая этот опыт на многих поколениях? Есть лишь разрозненные источники вроде "Опытов" Монтеня или "Писем к сыну" Чосера(?).

F. КАК СДЕЛАТЬ КИБОРГА

Тенденция развития компьютерной техники и средств связи - миниатюризация и имплантация. Таким образом, человек естественно превращается в киборга, а все человечество - в кибергуманитарное сообщество. (Я уж не говорю об успехах медицинского протезирования).

ДНЕВНИК. MED. PHI. СМЕРТЬ КАК МНОГОФАКТОРНЫЙ ФЕНОМЕН

Я думаю, что за, так называемые, "грехи молодости" я заплатил полной мерой своего здоровья. И если кто-либо в будущем исследовал бы причины моей смерти, то я бы ему предложил в качестве базового объяснения именно эту причину.

25.03.07

PHI. ЦИТАТА. ЛУМАН. ЕВАНГЕЛИЕ. ОБОСНОВАНИЕ МОРАЛИ

Преобразование закона, согласно которому совершившие супружескую измену должны побиваться камнями, Иисус осуществляет через [введение] невидимого для других предписания и нового правила: «Тот, кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень» (Ев. от Иоанна: гл.8). Правило устанавливается – и изымает себя из коммуникации. Оно не гласит: «Тот, кто их нас…» Иначе сам Иисус должен был бы бросить первый камень (Луман-4, с.64).

PHI. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (ЛУМАН)

Контингентность:
contingent Noun
1. контингент
2. прил. случайный
continual Adj
непрерывный
contingency Noun
1. резерв
2. прил. резервный
contiguous Adj
непрерывный
contiguity Noun
соприкосновение

PHI. СЕМИНАР АРШИНОВА. «ПРОКЛЯТОЕ НАСЛЕДИЕ»

Аршинов: "Мы боремся с проклятым наследием социализма, не замечая, что снова воспроизводим все ту же древнюю схему "борьбы", только раньше, наоборот, боролись с "проклятым наследием капитализма".

PHI. СЕРЬЕЗНОСТЬ МИФА

Миф, в отличие от сказки, всегда серьезен, утверждая тем самым свою неотъемлемую причастность материи жизни. Даже в игре он не позволяет забыть о фоне реальной реальности (серьезности), в отличие от условной, игровой, шутошной.

PHI. АСИММЕТРИЯ ФИЗИКИ И ПСИХИКИ

Если, с одной стороны, квантовая физика и теория относительности развоплощают материю, то, с другой стороны, бихевиоризм и конструктивизм пытаются материализовать сознание.

22.03.07

PHI. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (ЛУМАН)

Кондиционирование:
condition Verb-Noun-Adj
1. глагол оценивать
2. сущ. условие
3. состояние
conditional Adj
условный
conditioner Noun
формирователь
conditioning Noun
1. подготовка
2. согласование
conditioned reflex Expr
условный рефлекс

F. PHI. ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Я несовременен. Меня волнуют вещи, которые произойдут через миллиард лет. Вот еще объяснение отсутствия связи с другими космическими цивилизациями. - Потому что все они погибают от космических катастроф. Наука просто по-определению неспособна развиться до такой степени, чтобы дать цивилизации защиту от подобной катастрофы. Т.е.гибель человеческой цивилизации предопределена. Раньше или позже.

PHI. ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТА ЦЕПОЧКА ДИХОТОМИЙ?

Так или иначе – отрицание делает возможным успешное освоение схемы определенное/неопределенное, схемы оного из фундирующих различений, которые делают возможным обращение со смыслом. См. об этом Philip G. Herbst, Alternatives to Hierarchies, Leiden 1976, p.88, где автор делает предположение о существовании основополагающего отношения импликации между несводимыми ни к чему другому различениями бытие/небытие, внутри/вовне, определенное/неопределенное (Луман-4, стр.41, 52).

PSY. ИЛЛЮЗИЯ КАК ФРОНОФАГ

С иллюзией ничего сделать невозможно – только пресечь ее, ибо смысл иллюзии быть подобием реальности, как бы иметь основание, причину, которую, соответственно, можно как бы раскопать, понять. Но поскольку все эти раскопки «как бы», они никогда не заканчиваются, создавая болезненное удовлетворение от деятельности, не дающей результата – лишь в воображении, протекающей успешно. Иллюзия – это хронофаг, пожирающий время твоей настоящей реальности, пусть и не такой блестящей, как в воображении, зато истинной.

 

18.03.07

К ТЕОРИИ НЕВЕРОЯТНОСТИ

Однако если все же мы хотим получить лед, кипятя чайник, мы, по меньшей мере, должны ожидать этого. Лишь в таком случае невероятное событие имеет шанс стать вероятным. Хотя, как мы помним, математически положительное значение вероятности в нем присутствует в любом случае. Т.е. вероятность вероятности рознь.
- Строго говоря, теория невероятности это теория информации.

PHI. "СТРУКТУРА - ПРОЦЕСС"

Быть может, теорию систем и теорию поля следует рассматривать как конкурирующие или альтернативные подходы? Подобно дихотомиям структура/процесс или частица/волна. В этом контексте интересен вопрос, возможна ли Общая теория систем? По аналогии с вопросом об Общей теории поля.

F. СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОЙ ФАНТАЗИИ

Программные продукты, особенно адаптивные программы, могут в перспективе (программирования) так тесно сопрягаться со структурами мышления (а, может, и мозга!), что очень просто можно себе представить некое виртуальное интернет-пространство, в котором живет человек, репрезентируемый его индивидуальной программой. И эта система активна до тех пор, пока жив человек. Если же человек умирает (или уходит на время из этой сферы), то остается его пассивный образ в форме программы, отвечающей на всякую активную коммуникацию
с ним. С точки зрения рассказа здесь интересно описание внутренней феноменологии (психики) пользователя такой программы в пограничные моменты его взаимодействия с ней (подключения/отключения).

PR. ПРОЕКТ. КАК КОНКУРИРОВАТЬ С MICROSOFTом?

Новая архитектура базовой программы. Создать программу - персональную оболочку, персональную репрезентацию человека в сфере программных продуктов, эдакого суперинтеллектуального помощника. Сейчас такая типовая программа - Microsoft - привязана к компьютеру. Речь же идет о программе, привязанной, с одной стороны, к индивидуальной базе данных человека (Электронный архив), а с другой стороны, к электронному устройству (компьютеру и проч.) Т.е.во главу угла поставить не железо, а данные (и соответствующую программную
упаковку-оболочку), а не железо. Вот вариант конкуренции с Microsoft. И если в случае с Microsoft защита авторских прав де-факто основана на интеграции программы с железом, то в данном проекте - на услугах интеллектуальной поддержки и соответствующей исследовательской программе. Почему Web-страницы оказались столь популярными? - Потому что они позволяют интегрировать электронную информацию о человеке в едином образе его персональной страницы. В данном проекте речь идет об аналогичной, но еще более глубокой интеграции.
В некотором смысле на этот проект можно смотреть как на проект "Электронного архива".
- Электронная коммуникация требует быстрой упаковки (архивации) информации, но и столь же быстрого нахождения нужных данных внутри архива. Электронная коммуникация на порядок более забывчива, чем письменная, а последняя столь же забывчива по отношению к устной коммуникации.

PHI. PSY. ИИ: "Я-ФУНКЦИЯ"

В части самосознания для искусственного интеллекта (ИИ) достаточно лишь смоделировать "функцию-я" и совсем не обязательно воспроизводить все сознание целиком. Если бы это было возможно... Будет ли программа, все время апеллирующая к своему "я" действительно "Я"?

14.03.07

PSY-PHI. К ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШОЙ ГРУППЫ: НЕОДОЛИМЫЙ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Феномены больших групп даны в индивидуальной феноменологии и феноменологии малых групп как аспект, фон или условие их. Они суть мое отношение к "обстоятельствам непреодолимой силы". Так, например, я могу испытывать раздражение от того, что занял неудобное место (где-либо - в терапевтической группе, в трамвае etc.), однако до моего сознания может просто не доходить тот факт, что я могу попросить окружающих меня людей помочь мне изменить мое местоположение; или, скажем, я могу все прекрасно осознавать и мириться
со своим раздражением. Обстоятельства, поставившие меня в эту ситуацию (явление феномена большой группы в сфере индивидуальной психики), и групповая динамика или правила, поддерживающие ее в малой группе (феномен большой группы в сфере групповой динамики), суть элементарный, микрофеномен большой группы. Если же под него, или под группу замеченных аналогичных микрофеноменов, подвести теорию или по крайней мере некий общий взгляд (не важно, насколько он верен), то мы уже будем иметь дело с макрофеноменом большой
группы - с мифологией или элементом мифа. Эта вещь - миф - уже неощутима на уровне индивидуальной психики или групповой динамики, однако она имеет стратегическое значение для каждого из трех уровней системы - личного, группового и социального (уровня большой группы). Стратегия в данном случае являет собою неодолимый смысл человечности.
- Речь идет лишь о том, что содержание диалога определяется не сознанием его участников, а вытекает из специфики самой коммуникации, из ее контекста, степени общественной дифференциации, применяемых кодов-диффреренций (А.Ю. Антоновский, в кн. Луман-3, с. 247).

PSY-PHI. МИФ КАК ТЕМА БОЛЬШОЙ ГРУППЫ

Миф - феномен большой группы. Мифы в большой группе, так же как темы в малой, могут либо попадать в точку, "быть в струе", (соответствовать текущей динамике большой группы, усиливая ее), либо нет (оставаясь, до поры до времени незамеченными или вызывать раздражение).
- Механизм функционирования мифа - различение в коммуникации (по Луману).

PSY-PHI. РАСШИРЕНИЕ СОМАТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Мы сами решаем, кто мы такие. Мы идентифицируем себя с автомобилем, одеждой, домом, другим человеком, расширяя соматическое пространство. Раздвигаем экзистенциальное время, создавая мифы о жизни после смерти, и тут же сжимаемся в непространственную точку: «Не Я это говорил, это вырвалось из моих уст», «не я это сделал, черт меня попутал». И мое тело – всего лишь моя собственность, а «Я» – неуловимый дух (А.Ю. Антоновский, в кн. Луман-3, с. 246).

PSY-PHI. ФУНКЦИЯ "Я"

- «Я» принадлежит сознанию как его «орган», функция, инструмент, но конструируется и интерпретируется им так, как будто бы, напротив, сознание принадлежит «Я» – некоему субстанциональному, субстратному стержню. Благодаря этой конструкции сознание предстает самому себе (то есть переживается им в его дискретных актах) как нечто целостное, как отнесенное к какому-то единому основанию, а не просто как последовательность ежесекундно сменяющихся переживаний. (Под сознанием Луман понимает систему, элементами которой
являются переживания в самом широком смысле (любые акты сознания, эмоции, мысли, аффекты и т.д.), последовательно сменяющие друг друга во времени) (А.Ю. Антоновский, в кн. Луман-3, с. 243).
- Модель самости есть внутренняя модель той или иной системы в ее внешнем мире. Это значит: модель самости есть ментальная модель именной той системы, посредством которой она порождена… В случае этого внутреннего самомоделирования мы сталкиваемся с интересной эпистемической: часть системы (к примеру, комплексный нейронный паттерн активации в мозге) функционирует как ментальный репрезентант системы как целого… Модель самости внутренне репрезентирует систему как целое для системы (А.Ю. Антоновский, в кн. Луман-3,
с. 242: Т. Метцингер: Th. Metzinger. Schimpansen, Spiegelbilder, Selbstmodelle und Subjekte. Der Moment der Selbsterkenntnis. Padeborn, 1993. S.3)

Однако, несмотря на всю свою эмерджентность, сие бесплотное «Я», как мне представляется, столь же способно влиять на мозг, как столь же бестелесные свойства молекулы на составляющие ее атомы. И в этом смысле «Я» свободно. Качество – волновая характеристика, которое столь же грубо «материально» в некотором смысле, как и субстанция – квантовая характеристика вещества. Речь, в случае соотнесения эмерджентных качеств с вещественными (структурными?), идет всего лишь об управлении с позиции более высокого системного
уровня, уровня рефлексии.

PHI. МЕТАФОРА ИЛИ МИФ

Метафора как феномен большой группы это миф. Метафора мифична.

PHI. ЕЩЕ О СМЫСЛЕ

Смысл это соотнесенность с функцией "я".

PHI. 888

К пониманию социологического термина "констелляция". Англ: constellation Noun,
Созвездие.

PHI. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Посредством системного подхода Луман деидеологизирует и, более того, дегуманизирует социологию, приближая к почти математической абстракции; или, по крайней мере, делая реально возможным такое приближение. Так же как ранее Матурана и Варелла подобным же образом освобождали дарвиновский подход к эволюции от призрака теологичности. Луман называет это избавлением от староевропейской традиции.
- Оставим гуманитарную сферу гуманитарным наукам, а природную естественным. Это две стороны гуманитарно-естественной границы - внешняя и внутренняя (в иных горизонтах, - объективная и субъективная; формальная и смысловая).

PHI-MED. К НОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Традиционная медицина ориентирована на картезианскую механистическую концепцию организма. Организм как механизм, сложное, строящееся из простого. И она прекрасно работает, когда речь идет о простых и относительно изолированных узлах врачуемого "механизма". Речь идет о поломках и исправлениях. Болезнь - поломка, лечение - исправление.

Между тем, болезнь может быть представлена как как более сложный феномен, чем просто сила, приводящая к поломке, - например, как самостоятельное целостное независимое явление (существо?), воздействующее из внешнего мира или порождаемое внутренним миром пациента. Например, микробы. Здесь концепция традиционной медицины не работает, ибо механизм никак нельзя защитить от организма, для коего он просто является средством существования, скажем, питательной средой. Зато один организм может эффективно защищаться (или
иначе коммуницировать) от другого. Однако для выстраивания органистической концепции лечения, мы должны отказаться от традиционного медицинского подхода и рассматривать организм именно как организм, т.е. операционально замкнутую аутопойетическую систему. Соответственно, все болезнетворные воздействия на нее мы можем разделить на механистические (силовые) и коммуникативные (смысловые).

Лечение "коммуникативных болезней" механическим способом лишь укрепляет и развивает их, создавая им благоприятную среду обитания. Тот факт, что 99% всех болезней "коммуникативные", приводит ныне традиционную медицину к системному кризису.

PHI-MED. "ЭФФЕКТ СОБАКИ"

Медицина должна была бы руководствоваться принципом, что "нельзя дважды войти в одну и ту же реку", т.е. что нельзя вернуть исходное состояние организма, ликвидировав в нем нечто, называемое болезнью. К болезни не стоит относиться как к гальке, которую мы отшвыриваем ногой и она улетает прочь, но как к собаке, которая, напротив, может вцепиться вам в ногу в ответ на такое ваше действие. И вот этот самый "эффект собаки" официальная медицина никак не исследует или даже просто не замечает.

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта