В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


Материалы рассылки

Июнь2004г.

03.06.05. (24-28.06.04).

PSY-HPI. ПОСЛЕ СОЛНЦА

Чем же в дзэн занимаются люди, достигшие просветления? Те, кто таким образом всерьез, по большому счету, начинает свое обучение дзэн? – Эти люди учатся технике этого «просветленного» состояния в ситуации его объективного отсутствия, а субъективно – в ситуации отсутствия энтузиазма, сопровождающего просветление. Ибо вслед за единением наступает разделение: одно дело идея просветления, и другое дело – материальный (объективный, технический) носитель этой идеи – человеческий организм, психика, физиология и проч. Энтузиазм, идея интегрированная с телом, суть энергетическая волна – воодушевление, радость, ощущение полноты сил, безграничности – «на десять тысяч миль голубое небо вокруг» и т.д. Однако энтузиазм приходит и уходит. Как гласит дзэнское изречение: «После солнца будет дождь». Так же точно, впрочем, как и то, что «после дождя будет солнце».

HPI. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

С одной стороны, наркотики, увеличивающие зависимость людей от цивилизации (ныне я говорю о глобальной, планетарной цивилизации), эти наркотики производящей. С другой стороны, медицинская техника и технология, избавляющая людей от наркотической зависимости и, в свою очередь, так же увеличивающая зависимости человека от цивилизации (поскольку можно не самому этим делом заниматься, а поручить это кому-то другому – врачу).

HPI. ФИЗИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

На смену квантово-волновой физической парадигме идет аналагово-цифровая.

HPI. MED. ЧИТАЯ ЛУМАНА. ВЛАСТЬ КАК ПРОЦЕСС

Функция отличается от процесса так же, как должностная инструкция (или государственный закон) от влиятельности (влияния на карьеру); по Луману, – как власть организационная от власти персональной (в организациях); как правило (закон) от власти. В этом контексте, власть – закон, правило – функция.

В контексте медицины, власть – здоровье, болезнь – правило, видимое функционирование (в частности, издержки функционирования; дезинтеграция власти и правил).

Власть, таким образом, нечто родственное энергии, длительности (Бергсон), жизненному миру (социология, Вебер, Луман), процессу. Некая беспредельная для рационального, функционального, познания «вещь в себе».

Функция – это рациональная часть процесса, – то, что удается увидеть и описать.

PR. ЧИТАЯ ЛУМАНА. ТЕРРОРИЗМ ВМЕСТО МАФИИ

Власть мафии может быть существенно потеснена властью террористов, поскольку терроризм – универсальное общественное, политическое явление (в поле социальных отношений, по Минделлу, точка противоположная лидеру, властителю), а базисный экономический фундамент и тех и других (мафии и террористов) один и тот же – криминальный бизнес. Это особенно актуально сегодня, когда терроризм из идеологического субститута (технического средства идеологического общества) сам становится идеологическим общественным явлением.
– Мафии нужна власть. Терроризм же может позволить себе исповедовать иллюзию свержения власти.
– Терроризму ядерное оружие нужнее, чем какому-либо третьеразрядному современному государству. И, скорее всего, он его получит скорее.

MED. PSY. ЗДОРОВАЯ СТОРОНА БОЛЕЗНИ

Отождествление. Отождествиться болью значит найти мазохистскую ее составляющую, тот ее разворот, который приятен, и в котором можно находиться бесконечно. Ведь всякая боль до определенного предела приятна, значит, эта ее сторона присутствует во всякой боли.

HPI. PR. СЛЕДУЯ ЛУМАНУ. ТЕОРИЯ КАК ПРЕДПИСАНИЕ

Следуя Луману. Консалтинговые теории - не теории, а предписания - приписывания определенных действий определенным элементам системы коммуникаций. Консалтинговая теория не теория, а схема коммуникационной системы, устроенная в определенной логике-смысле. Эта логика схемы суть миф (он необходимо обоснован в себе, но случаен с точки зрения внешнего наблюдателя).
– По Луману: коммуникация - событие, интеракция; структура - связь событий в форме определенных общественных учреждений (роли человека в разных учреждениях: избиратель, ученик, покупатель etc).

HPI. НАУКА-NET

Наука. Относительность смысла. Любая теория, как бы фантастична она ни была, описывает действительность. Но разные теории описывают разные стороны одной и той же действительности, кроме того, в большей или меньшей степени разные действительности; т.е. действительности, представленные разными теориями, пересекаются друг с другом лишь отчасти.

HPI. МЫСЛЬ ГУБИТ ДЕЙСТВИЕ – NEXT

Почему действие при размышлении или (что почти то же самое) взгляде со стороны останавливается? - Потому что возникает вопрос, какое действие выбрать? В чем принцип всех действий? Какое действие более правильное? Возникает ощущение, что на все эти вопросы можно получить ответы. Но ответов нет! Вернее, ответ один - действовать! Все-равно как, ибо что бы ты ни сделал это будет лучшее из возможного. Это будет действие!

HPI. ТРИВИАЛЬНОСТЬ ПРОГРЕССА

Развенчивание идей Просвещения и прогресса ныне стало общим местом философских теорий, банальностью.

31.05.05. (23.06.04).

PR. ЧТО ЗАМЕТНО: К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ПОЛЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

? На фоне российской энергетической аварии.
Прежде чем ругнуть энергетическую реформу Чубайса, Президент РФ сильно задумался. А может просто позабыл слово?

PR. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

Г-н Ходорковский может, конечно, полагать, что он не занимается политикой, - зато политика занимается им.

PR. ОТКЛИК НА ВЫБОРЫ В СПС: А ВЫ, ДРУЗЬЯ, КАК НИ САДИТЕСЬ…

Я действительно считаю Михаила Ходорковского ведущей политической силой в стане право-либерального движения. Поэтому эффективность политики правых зависит от того, как они будут обходиться с этой фигурой. Другое дело, как он сам относится к своей политической карьере? Вообще, считает ли, что занимается политикой? Пока что он получает одно очко за другим, почти не прикладывая к этому каких-либо своих усилий – в стиле любимого вида спорта нынешнего российского президента.
? Поскольку Михаил Ходорковский занимает ту же самую политическую нишу, что и Владимир Путин, он, в один прекрасный момент, может запросто переключить на себя весь положительный рейтинг последнего.
? Ходорковский не представляет опасности для Путина, но для его команды, несомненно.
? Не дождетесь. Для меня политическая карьера М.Х. началась с его заявления прокурорам, что он никуда не уедет из страны. (После чего те его «поймали». Было очень смешно).

LIT-TXT. HPI. СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ

– Я вовсе не ставлю перед собой задачу порождения новых смыслов. Совсем наоборот. Мне интересно движение там, где смысла нет, в пространстве отсутствия смысла. Смысл же является неизбежным побочным продуктом этого движения. Если угодно, всего лишь продуктом языка, в котором и через который происходит мое мышление. Во всяком случае дискурсивно, заметно (замечаемо), феноменологически, предметно. Мысль – это то, что физики называют «силой» и смысл чего суть «Бог весть что» – в идеале «ничто», полное отсутствие чего бы то ни было, включая и идеальные сущности. Вот смысл философии. (Впрочем, стоит так же задаться вопросом, это ли то, что можно сказать на Ученом совете в Институте философии Академии наук?)
– «Как сказано» значит едва ли не больше того, «что сказано». Во всяком случае, между языком и мышлением, проходит водораздел взаимной ответственности (по аналогии с Бахтиным, – как между искусством и жизнью).

HPI. ВЛАСТИТЕЛЬ

Между довольно большой и сильной в полицейском смысле группой общества, чье занятие состоит в том, чтобы «бумаги двигать», и подавляюще большой, хаотически бурлящей группой, называемой «гражданским обществом», находится всего лишь один элемент, по большей мере символический, но означающий согласие (равновесие?) двух этих групп, – властитель. И лишь в этом его роль и сила (базис) его власти – быть точкой консенсуса. Местом ожиданий и решений, обещаний и исполнений.

PSY-HPI. ПРОБЛЕМА СУЕВЕРИЙ

Кроме всего прочего, проблема суеверий не в том, веришь ты в приметы или нет, а в том, что они случаются. То есть, выражаясь по-научному, здесь есть и такой аспект как юнговское коллективное бессознательное с соответствующими синхронизациями; и социально-медицинский аспект и т.д.

24.05.05. (19-21.06.04).

HPI. ЦИТАТА: В.М. ВИЛЬЧЕК. ВЕНЕЦ ПРОГРЕССА

В «Анти-Дюринге» производство уже достигает под пером Энгельса столь высокой ступени развития, что всякое его дальнейшее качественное изменение представляется невозможным. Чтобы обосновать это утверждение, Энгельс обращается к той области техники, которая, как сие не прискорбно, во все века была наиболее прогрессивной. «Оружие теперь так усовершенствовано, – пишет он о винтовках, заряжающихся с казенной части, – что новый прогресс, который имел бы значение какого-либо переворота, более невозможен» (Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1967, с.287 / Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М.: «Прометей», 1989, с.68).

HPI. ПРОЦЕСС И ФУНКЦИЯ

Процесс отличается от функции так же, как абсолютная истина от относительной; или же, скажем так, – как истина от знания. Не очень хорошее определение, но, надеюсь, существенное.

Процесс – это возможность; функция – ее реализация. Процесс – это поле возможностей; функционирование – структура (схема) реализаций.
– Схема – очень интересное понятие. У Канта оно появляется «как Бог из машины» – так же как пространство и время – ниоткуда.

MED-HPI. К ПОЗИТИВНОЙ ПАРАДИГМЕ МЕДИЦИНЫ

Негативная парадигма. Негативная формулировка медицины: борьба с болезнью. Болезнь – плохо, здоровье – хорошо. Болезнь суть поломка здоровья. Болезнь вызывается негативным внешним фактором. Лечение – медицина – заключается в том, чтобы устранить повреждающий внешний фактор и исправить нанесенные им повреждения в организме.

Позитивная парадигма. Позитивная формулировка медицины: определение нормы; определение образа здоровья. Что такое здоровье – неизвестно. Здоровье суть индивидуальное качество каждого человека. Что здорово для одного, то может статься плохо для другого. Вопрос о здоровье ставит болезнь; пока болезни нет, этого вопроса не стоит. Исследование болезни, начиная с простого ее описания, позволяет создать – сформулировать – норму – представление о здоровье, образ здоровья для данного человека. Лечение суть проявление этого образа. В гомеопатической технике – это реакция организма на гомеопатический препарат. В психотерапии – это проявление бессознательного влечения, которое в противном случае являет себя в форме симптома.
– Симптом – это медицинский факт; в отличие от научного представления о факте.
– Здоровье – процесс; болезнь – функция. Что мы делаем, занимаясь медициной? – Исправляем функционирование, чем занимается официальная медицина, или взаимодействуем с процессом?
– Медицина никогда не станет точной наукой в естественно-научном смысле этого слова, поскольку никогда не сможет устранить из своих теорий такой антинаучный (принципиально непознаваемый; невычислимый по Пенроузу) фактор, как свобода человека.

PSY-HPI. MED. ПОНЯТИЕ НОРМЫ

Норма, психологически, – это принцип самодостаточности. Ибо только я могу решить, что для меня нормально, а что нет. Мое понимание нормы запросто может разойтись, и, я подозреваю, всегда в какой-то части расходится, с общественным – конвенциональным – пониманием (с которым я соглашаюсь, но в глубине души могу и не считать нормальным). Соответственно, идеал нормы – абсолютная самодостаточность. Свой мир. Как сказал поэт: «Ты Бог, живи один».
– Конвенциальная реальность, в которой я сознательно, а, может, и бессознательно, живу, является регулятором моего субъективного понимания и ощущения нормы.
– На конвенциальную реальность можно посмотреть как на коммуникацию; уровень или канал коммуникации. Так, в практике дзэн ученик, получивший просветление, должен затем получить подтверждение у нескольких мастеров дзэн. Понятие просветления это субъективная норма и эта норма должна быть соединена – через подтверждение – с общественной практикой ее бытования (конвенциальной нормой).
– Вопрос медицины – исследование взаимоотношений конвенциальной и субъективной (биологической) нормы. С точки зрения возможностей познания биологической (естественной) нормы как таковой; и с точки зрения ее создания на базе конвенциальной реальности (природы социума). Человек (а, следовательно, медицинское представление о его устройстве) находится на пересечении естественной (биологической, физической и пр.) и социальной (идеальной, конвенциональной, творческой) природы.

ДНЕВНИК. «МЫСЛЬ ГУБИТ ДЕЙСТВИЕ»

Давно известный факт – для того, чтобы делать, не надо думать.
– Либо отнестись к размышлению как к действию ценному самому по себе, не требующему после себя каких-либо еще действий и не претендующему на обоснование других действий. Т.е. действию вовсе не нужно сверяться с мышлением, чтобы чувствовать свою правоту – поскольку она либо есть, либо ее нет. Так же как мышление либо сопровождается ощущением истинности и красоты, либо нет.

20.05.05. (12-15.06.04). PR. ПРИГОВОР ХОДОРКОВСКОМУ

Адвокаты Ходорковского говорят, что судебный приговор написан с теми же самыми арифметическими ошибками, на которые они указывали в ходе судебного рассмотрения дела. При желании сей факт можно расценить как завуалированную форму протеста судей их же собственным решениям. А может, просто пофигизм. А может, как обычную бюрократическую практику.

PSY-HPI. СЕРОСТЬ

Для обычной практической деятельности, какой бы она ни была, нормой является серость. Основное правило: не выделяться. Создавать условия удобные для существования других, а самому при этом оставаться незаметным. Быть средой – такой же нужной и незаметной, как воздух. Такое же правило справедливо и для функционального дизайна (в отличие от артистического, художественного). Для искусства же справедливо правило прямо противоположное – быть оригинальным.
– «Срединный путь» – это серость.

PSY-HPI. MED. ВТОРИЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Чем более эффективен первичный процесс, тем более эффективен и вторичный. Если поначалу он дает о себе знать в форме отвлекающих переживаний, мыслей, тревог, снов, то затем – в форме симптомов (болей, болезней), и далее – в форме внешних событий – юнговских «синхронизаций» – вмешивающихся случайностей (физических помех, несчастных случаев и пр.)
– И все это может быть интерпретировано по Илье Пригожину, как увеличение хаоса при приближении к точке бифуркации.
– Что же из этого следует? – Отказаться от повышения эффективности, вняв страху или даже паническому ужасу (первым сигналам вторичного процесса) – вняв, по сути, требованию своего «эго», своего биологического существа? – Ведь на самом деле здесь нет никакого безопасного пространства. И результат непредсказуем. Несчастный случай вполне может закончиться и летально (если в обществе, или в мире еще не пришло время для твоей возросшей эффективности).
– Живописную фантастическую картинку этого процесса дали братья Стругацкие в повести «За миллион лет до нашей эры».

ДНЕВНИК. MED. МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАДИГМА

Моя медицинская парадигма: «Предпочитаю умереть от собственной глупости, а не от чужой».

HPI. НАУКА О СВОБОДЕ

Каким образом можно изучать свободу, не уничтожая ее? – Быть может, только так, как это делает философия – уничтожая самое себя.
– Ибо, мог бы спросить себя философ, кому польза от моей философии кроме меня самого? Да и мне она нужна лишь как строительная подпорка, которую по завершению строительства остается лишь выбросить за ненадобностью.

17.05.05. (10-11.06.04).

HPI. ЯЗЫК ЛУМАНА

Язык Лумана ужасен. На мой взгляд, он относится к разряду авторов, которые полагают, что достаточно создать новую – строгую, научную, математическую знаковую систему, чтобы понять сущность предмета. Эта традиция, как мне кажется, идет от Просвещения – Декарта, Спинозы и проч. мыслителей, утвердивших математику в качестве царицы наук. Однако для практических наук, к коим я отношу всю гуманитарную сферу, включая и социологию, такой подход малоинтересен. «Селективность как качество редуцированной комплексности» – так, кажется, выражается Луман? На мой взгляд, это просто довольно-таки бессмысленная игра словами, и если бы под ними не лежало действительной мысли, то и говорить было бы не о чем. Но даже с такой – ужасающей – стилистикой можно было бы смириться, если бы некоторые вещи он, как любой математезерствующий гуманитарий не протаскивал в свою систему тайком, не брал ниоткуда – в обход собственных аксиом. Например, понятие действия или переживания? И т.д. А без этих вещей в его «науке» я не вижу сути. Вот откуда мое раздражение – от похорон сути под грудой терминологии.
– Базисная структура коммуникативного средства «власть», то есть – к сожалению, это невозможно сформулировать проще – инверсионно кондиционализированная комбинация относительно негативно и относительно позитивно оцененных комбинаций альтернатив лежит в основе того, что власть проявляется в виде возможности (потенции, шанса, диспозиции) и действует именно в этом качестве (Луман, с.42).
– (Так же точно меня бесит Кант).

HPI. ПАРАДИГМА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОДХОДА

Парадигма отличается от подхода тем, что парадигма безальтернативна – все ее альтернативы суть прошлые, отброшенные парадигмы. Подходов же в рамках одной и той же парадигмы может быть много, и все они могут работать с равной эффективностью. Например, в рамках общей психотерапевтической парадигмы, говорящей, что для наступления благоприятных изменений достаточно достичь осознания несознаваемых психических сил, можно назвать десятки подходов, таких как фрейдовский (психоанализ), юнговский (аналитическая психология), перлзовский (гештальтподход), минделловский (процессуальный), грофовский (трансперсональный) и проч.

HPI. MED. ВНЕШИЕ КОНТЕКСТЫ

Полная система состоит из двух частей: собственно системы, системы в узком смысле (можно назвать ее «локальной системой» – в отличие от «полной») и внешней среды. Таким образом, «полная система» делится на две части – внешнее и внутреннее. Полная система одна, в философском понимании это Единое. И она качественно отличается от «локальной системы». Делений полной системы на две части (внешнее и внутреннее) может быть множество. В зависимости от того, как мы проведем эту границу, мы получим уровень управленческой (властной) компетенции локальной системы – т.е. тех возможностей, которые она может реализовать самостоятельно, за счет собственных ресурсов, того, что находится внутри, в системе. Однако, идея управленческой компетенции, как идея власти, стремясь к своему пределу, реализуется в представлении об абсолютной власти (абсолютной компетенции) и, соответственно, локальная система, как идея, рассматривается как полная. На деле же, как уже было сказано, локальность качественно отличается от единства.

Так, можно сказать, что в идеале любая духовная, целительская, телесноориентированная, психотерапевтическая, гомеопатическая, медицинская и проч. практика может решить все вопросы здоровья человека. Специалист любого из этих направлений, сталкиваясь с неразрешимым для него случаем, тем не менее, скажет: «Если бы вы обратились ко мне раньше…» Однако, время тут не играет никакой роли, ибо, в идеале, власть имеющий, имеет власть и над временем. На деле же ни одна практика, ни по отдельности, ни вместе взятые, не могут решить все проблемы здоровья. Если человеку оторвало руку, никто, кроме протезиста, ее ему не вернет. Вопрос, когда к кому обращаться – вопрос проведения системных границ. Для системы духа внешним контекстом служит материальный мир, для системы медицины (материальной системы) внешний контекст – дух. Поэтому врачи советуют людям соблюдать правильный образ жизни, чтобы не болеть (вот универсальный рецепт медицины, ее философский камень). С другой стороны, духовный учитель, заболев, молится об избавлении от страданий, а по сути, о ниспослании ему чего-то (врача, лекарства, смерти, чего-то материального), что его исцелит.

Между тем, возможно, имеет смысл анализировать ситуации своего здоровья с точки зрения абсолютных (полных) систем разных подходов, чтобы лучше понять области их управленческих компетенций. Действительно, ведь и медицина, и гомеопатия, и психотерапия, и какая-нибудь духовная практика в принципе (в идеале) могут вылечить любую болезнь, если… вести правильный образ жизни.
– Болезнь – это неадекватный внешний контекст, нарушающий правильное функционирование локальной системы (моего организма, моего здоровья, меня).
– Нарушения внешнего контекста необратимы, т.к. находятся вне системы, вне сферы ее управленческой компетенции.
– Одна система для другой может быть полностью или частично внешним контекстом. Так, возможно, классическая (аллопатическая) медицина для гомеопатической системы служит внешним контекстом. Гомеопатия, в том числе, насколько это возможно, исправляет последствия вмешательства аллопатов.
– Нет идеальной системы, есть оптимальная – индивидуальная, работающая в данный период времени. Отталкиваясь от нее можно определить свое отношение ко всем остальным системам.


13.05.05. (08-09.06.04).

HPI. КОД СВОБОДЫ

Человек – это код свободы (используя терминологию Лумана, правда, не вполне корректно, поскольку она отнесена к феномену человека, а не к социальной системе человечества).

HPI. MED. ЛУМАНОВСКАЯ УТОПИЯ

С возрастанием власти и самосознания уголовное право смягчается; всякое послабление ее и более глубокая подверженность угрозам снова извлекает на свет суровейшие формы последнего. Нет ничего невообразимого в том, чтобы представить себе общество с таким сознанием собственного могущества, при котором оно могло бы позволить себе благороднейшую роскошь из всех имеющихся в его распоряжении – оставить безнаказанным того, кто наносит ему вред. Какое мне собственно дело до моих паразитов? – вправе было бы оно сказать в таком случае. – Пусть себе живут и процветают: для этого я еще достаточно сильно (Цитата из Ницше. Луман Никлас. Власть / Пер.с нем. А.Ю. Антоновского. – М.: Праксис, 2001, с.249).
– Не такова ли точно парадигма гомеопатической медицины? Правда, отнесенная к дискурсу биологического, а не социального тела человека.

HPI. ЧИТАЯ ЛУМАНА. ТРЕТЬЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

Социальный код – третья сигнальная система; по сравнению с павловскими второй (речь, язык) и первой (биологические, условные рефлексы) системами.

PR. КТО БЫ МОГ ПОДУМАТЬ?

Представители Министерства по налогам и сборам выдвигали инициативу законодательно закрепить перечень наиболее часто применяемых «серых» схем, однако, по мнению Сергея Веревкина-Рахальского, такая мера не даст никакого результата. «Схем настолько много и некоторые налогоплательщики настолько изощренные, что, как только мы их раскрываем, тут же появляются новые, – сетует глава ФСЭНП. – Особенно крупные налогоплательщики имеют целые штаты лиц, которые значительно более внимательно изучают законодательство, в частности налоговое, чем правоохранительные структуры, и тут же вырабатывают схемы ухода от налогообложения» (МВД начнет охоту за злостными неплательщиками налогов, Наталия Бендина, 08.06.2004).

HPI. ART: СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ?

Тиражирование «черного квадрата» (а, по сути, ничто, ибо «черный квадрат» в художественном смысле ничто и есть) логичный следующий шаг в развитии изобразительного искусства. Его и сделал Уайтхолл, создавая картины, тиражирующие еще более ничтожные, по смыслу, вещи – товарные этикетки. Одновременно существенной характеристикой такого искусства следует считать его популярность. Картина как бы наследует потребительскую стоимость вещи, кою этикетка обозначает.

Следующий шаг, вероятно, – виртуализация. Отсюда перфомансы, как форма искусства. Следующая ступень, надо думать, – дизайн или даже лишь идея дизайна. Во всяком случае, на этом уровне развития искусства речь, очевидно, уже идет лишь об одном из его направлений, и, возможно, на каком-то поверхностном потребительском уровне, не генеральном направлении – о направлении, связанном со статусом художника. По Луману – развитием кода изобразительного искусства.

HPI. ЧИТАЯ ЛУМАНА. ПАРАДИГМА ИНФО: QUITE NOT HARD, BUT SOFT!

Идея кодов, знаков, языка, языковых (коммуникативных) средств, лежащих в основе действительности, очень органична для настоящего – компьютеризированного и коммуникативного – времени. И, как знать, не станет ли она парадигмой новейшей науки. Ведь даже на взаимодействие элементарных частиц физики могут посмотреть как на коммуникацию, передающую сообщение о симпатии (притяжении) или антипатии (отталкивании), правда, пока лишь метафорически. Зато фигура «наблюдателя», без которой не может обойтись современная физика, явно несет в себе на коммуникативный смысл.
– Фильм «Матрица» – символ новой парадигмы.
– Может, мы все даже не пленники «матрицы», якобы имеющие спрятанные где-то настоящие тела, а лишь горстка бесплотных единиц и нулей – порожденные кем-то автономные программы?! Вовсе не hard, а soft!

08.05.05. (02-06.06.04). HPI. ПОНЯТНОСТЬ КАК ИНТЕРЕС

Я клонен делить вещи не на понятное-непонятное, а на интерсное-неинтересное. И хотя понятность не совпадает с интересностью, все же задаешься вопросом, действительно ли вполне понятно то, что понятно, но не интересно?
– ДНЕВНИК. Читал себе с удовольствием книжку Вадима Марковича Розина «Философия техники». Но как только получил экзаменационные билеты на эту тему, книга стала вызывать у меня вместо интереса раздражение и ненависть. По-видимому, я слишком ценю свободу, чтобы понимать что-либо по принуждению.

HPI. ПРИНЦИП ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ

– Принцип верифицируемости: понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оно эмпирически проверяемо (из учебника по философии, Философия: учебник. 2-е изд., перераб.и доп. Отв.редакторы: В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2001, с.313).

Опыт связан с состоянием ума, а ум зависит от тела. В науке речь идет о таком уме, у которого как бы нет тела – об идеальном уме, идеальном объекте. Таким образом, демаркационная линия (между наукой и ненаукой) зависит от степени допуска тела к бытию ума, в том числе, органов чувств (т.е. от того, как считать, относятся ли органы чувств к уму – логике, рацио, или к телу – интуиции, иррациональности?)
– Если кто-то видит привидение, то его будет видеть и всякий другой человек, находящийся в определенном состоянии ума (т.е. измененном под влиянием тела состоянии сознания), в определенных условиях. И этот опыт будет отвечать всем условиям научного эксперимента.
– Нужен не просто ум, но научный ум. А что это такое? – Это чистая рациональность и математика, идеальный объект.
– Демаркационная линия между наукой и ненаукой плавает из-за тела – вернее реальности, физичности ума. Даже лишив его тела и органов чувств, останутся такие чувства как логика и воображение. Это похоже на квантовую теорию точечных частиц, размер которых уменьшается до бесконечности, порождая нелепости в объяснении мира.

HPI. ДИСКУРС

Дискурс – это сфера власти. Иными словами, сфера, в которой некие правила (собственно, дискурс) действуют неотвратимо. Правила, имеющие своим неотъемлемым качеством неотвратимость. Научный дискурс, тоталитарный дискурс и пр.

HPI. ЭЗОТЕРИКА

Эзотерика – это сведение объективного (теоретического, рационального) знания к субъективному (практическому, интуитивному). И наоборот, – объективация субъективного знания – рационализация интуиции, построение теории практики. А кроме того, это онтологическая система (образ мира), которая может быть представлена как метафизика.

HPI. КАКОЙ СМЫСЛ ДЕЛАТЬ…

Какой смысл делать то, что делает г-н Уилбер? – Смысл в том, чтобы создать еще одну всемирную энциклопедию? – Универсальную систему? – Оглавление Бытия?
– Хотя, конечно, смысл есть и смысл очевидный.
– Пожалуй, работу Уилбера, а ранее него Гегеля и других, бывших и будущих создателей всеобъемлющих систем, я бы выделил в область науки, которую можно было бы назвать контентология (по-русски, – наука о составлении содержаний или оглавлений).

PSY. К «ИНТЕГРАЦИИ ЧАСТЕЙ»

Я испытываю разное удовольствие от разных вещей – от телевизора, книги, еды, секса и пр. И все эти ситуации суть разные части моей жизни. При этом, присмотревшись к этим ситуациям повнимательнее, нетрудно заметить, что их влияние и влечение к ним настолько велики, что практически невозможно без ущерба для себя от них отказаться. Тотальная власть этих вещей автоматически становится заметна тогда, когда что-то из них становится скучным. Именно в тот момент – когда от чего-то хочешь отказаться, но не можешь – явной становится твоя несвобода. Что же делать? Как снова обрести власть над собой? – С точки зрения психотерапевтической теории здесь речь идет о работе со своими бессознательными частями с целью интегрировать их со своим сознанием. Точно так же – как бессознательные части – можно представить свои представления о себе в разные периоды жизни.

 

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта