В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

   
 

Архив

 

  Проекты:
  Философский журнал
 

«Русский Давос»

 

Курсы PR

 
  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия
  kmkm  
   
  Рейтинг@Mail.ru  
  HotLog  
  Каталог Ресурсов Интернет  
  rambler Rambler's Top100  
  Fair.ru Ярмарка сайтов  
   
 
 


 

Материалы рассылки

Осень 2008г.

26.11.08

PHI. ЗНАНИЕ КАК НАСИЛИЕ

Если, следуя Росси, считать энергию или силу информацией, то власть в основе своей действительно знание, как об этом пишет Фуко.
- Тривиальное определение: власть – это насилие.
- Эрнст Росси – известный гипнотерапевт и философ школы эриксоновского гипноза.

PSY. ГИПНОЗ. ВНУШЕНИЕ НА ЗАБЫВАНИЕ

Запомните, самые важные вещи вы никогда не забудете! Ибо если вы полагаете, что главное в запоминании, то вы должны согласиться с тем, что крепче всего помнишь именно то, что помнить нет никакой необходимости. Как можно забыть то, что важно! Это абсолютно исключено. Ведь то, что важно составляет часть вас самих, вашу суть. И вот вы это забываете. Как можно забыть себя?! Это совершено нереально. Поэтому вы можете успокоиться и выбросить из головы свой страх забыть что-то важное.

В конце концов, даже если вы обнаружите, что ваш сознательный разум забыл о чем-то важном, вы можете быть уверены, что ваше бессознательное никогда не забудет этого; и наоборот если окажется, что ваш бессознательный разум забыл это, то вы с удивлением сможете убедиться однажды, что ваше сознание никогда не забывает ничего существенного.

Ведь на самом деле все знают, что пытаясь сохранить что-то, приходиться заботиться о том, чтобы не забыть, а забывая лишь укрепляешь свою способность удерживать подобно тому, как желая удержать главное, освобождаешь свои руки от ненужного хлама. Потому что сохранение и забывание всего лишь две стороны одной медали. Все зависит от того, как посмотреть на вещи. И с этой внешней, независимой точки зрения вы можете обнаружить, что та часть вашего сознания, которая консервирует что-то, на самом деле рискует забыть,
и действительно забывает время от времени то одно, то другое. Но если вы встанете на место забывающей части, вы убедитесь, что она ничего не способна забыть, просто потому что ей нет необходимости удерживать что-либо. И еще вы можете заметить, что забывающая часть, воображающая себя на месте сохраняющей, так же может оценить свое забывание как форму заботы об информации. В то время как удерживающая часть, вообразив себя на месте забывающей, может заметить что ее забота о сохранности с точки зрения забывания
по большому счету ничем не отличается от забывания именно в тот самый момент как что-то выпадает из памяти. Если же забывающая часть посмотрит одновременно на сохраняющую и на ваше независимое сознание, она сможет заметить, что они сходны в том, что не стоит напрягаться для того, чтобы быть уверенным в том, что очевидно им обоим, а именно в том, что оба они находятся напротив этой забывающей части. И так будет всегда.

Итак, нет никакой необходимости заботиться о том, что невозможно забыть. Достаточно просто быть за пределами своей заботы об этом. И заметить, что имеется обычная польза быть. Здесь и сейчас.

СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ.

Запомни, самые важные вещи ты никогда не забудешь! Как можно забыть то, что важно! Это абсолютно исключено. Ведь то, что важно составляет часть тебя самого, твою суть. И вот ты это забываешь. Как можно забыть себя?! Это просто нереально. Поэтому ты можешь успокоиться и выбросить из головы свой страх забыть что-то важное, о чем мы говорили сегодня. Нет никакой необходимости помнить о том, что невозможно забыть.

22.10.08

PHI. ЕВАНГЕЛИЕ. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА: СТРАХ ОБЩЕСТВА

Так же точно как для социальной системы человек является "внешним миром", так и для человека "внешним миром" служит социальная система. И этот "внешний мир" для меня - общество - является лишь частично знакомым, даже если я к нему очень хорошо приспособлен и чувствую себя в нем уверенно и свободно. Все-равно существуют области, и вероятнее всего такие, которые позволяют сказать, что по сравнению с известной сферой по "большей части" этот внешний мир мне неведом, рискован и пугающ. Иными словами, по большому
счету, общество для меня, в качестве внешнего мира, всегда останется столь же таинственным, как и природа.
- И это обстоятельство находит свое выражение в известной христианской истории про общество, убивающее своего Бога.
- По Луману, группа не есть общество; во всяком случае, современное общество. Группа - это архаичное общество, построенное на интерактивной коммуникации. Сегодня, как правило, таких обществ уже не существует, поскольку все интеракции опосредованы массовой коммуникацией.

ДНЕВНИК. ТЕХНИКА НЕДИРЕКТИВНОГО ГИПНОЗА: ВОПРОС К МУДРЕЦУ

- Мой вопрос к мудрецу (моей глубоко бессознательной части): как получить бесконечно долгую жизнь, сколько захочу, оставаясь пи этом молодым, сильным и здоровым?
- И его ответ...

PSY. КАК НЕ БОЛЕТЬ

Известно, что среди многих болезней одна всегда будет главной, забирающей на себя энергию всех остальных - так что об этих оставшихся болячках можно не беспокоиться. Хотя, противу ожиданий, бывает и так, что как раз от чего-то второстепенного человек и умирает (но этот случай следует рассматривать особо). Исходя из этого наблюдения, а так же того, что болезнь - это, по сути, ситуация, когда одна из частей, связанная с телом, директивно берет на себя управление всей человеческой жизнью, забирая себе весь объем
времени человеческого существования, можно предложить технику работы с болезнями и смертью. Техника простая - не жалеть времени на тело, заниматься им ровно столько времени, сколько требуется, чтобы забрать всю энергию, которая в противном случае будет расходоваться на болезнь. Эту технику можно назвать "серьезное отношение к болезни" или "серьезное отношение к лечению". Главное не зацикливаться на болезни или лечении, но ориентироваться на работу с жизнью. Иначе говоря, уделять время не болезни или лечению,
но телу, причем столько, сколько необходимо. Это внутренняя индивидуальная работа, которая может осуществляться как самостоятельно, так и при поддержке терапевта или терапевтической группы (какой бы она ни была - действительно терапевтической или, скажем, религиозной). Форма этой работы может быть различной. Академик Амосов, например, практиковал обычные физические упражнения, рассчитывая, что они помогут ему сохранить физическую форму (выяснилось, что помогают лишь до определенного возраста и во всяком случае
они уберегли его от болезней). А можно заниматься медитацией - например, медитацией "ничто" в позе лотоса (что я иногда практикую). Не важно как заниматься телом - главное заниматься, не жалея времени. Если, конечно, пришло время тратить время на эти занятия. Иначе говоря, если вам стало казаться, что какие-то болезни неизлечимы.

19.10.08

PSY. ПОЛЕ СМЫСЛА

Поле, по Уилеру, это обстоятельства или многофакторность, которые self-процесс сводит к единому пониманию - образу, гештальту - интегрирует. "Я", self, таким образом, это интегрированное поле; качество его интеграции, точка интеграции.

PSY. КАК БЫ ЛОГОТЕРАПИЯ: НАРРАТИВ - ЭТО СМЫСЛ

Я бы сказал так, перефразируя Уилера: смысл - это история (нарратив). И наоборот: история - это смысл.
- История является гештальтом, осмысленным целым, существующим во времени (Уилер, с.416).

PHI-PSY. СВЕРХПРИРОДНАЯ СУЩНОСТЬ

Принципу удовольствия противостоит принцип долга. Природе естественной - природа человеческая. Как будто человек не есть феномен плоть от плоти мира сего, а несет в себе, в самой сути своей некий божественный Дух - сверхприродную сущность, причину всего. Утверждение на волос отстоящее от недопустимой самонадеянности, либо столь же недопустимого самоуничижения. Вот парадокс человеческого бытия.

PSY. РАБОТА С БОЛЬЮ

Есть известная история, иллюстрирующая метод Милтона Эриксона по работе с болью, когда торговцу цветами он стал рассказывать про томаты, которые выращивал в детстве на ферме. Говорят, что разговаривая на интересную для клиента тему, он тайком вводил его в транс и подсовывал внушения на обезболивание. Благодаря чему, через некоторое время клиент резко уменьшил объем потребления обезболивающих средств, сумел выйти из притупленного состояния сознания, вернуть себе интерес к жизни и, вообще, получил новое качество
жизни в этот последний период своего существования. Преподаватели и писатели, рассказывающие об этом случае, обращают внимание на какие-то таинственные техники «Г-на Гипноза». А мне кажется, что главное здесь стратегия. Главное не то, что он говорил о томатах – а то, что он говорил – говорил с человеком и о нем самом. В отличие от всех прочих людей, говоривших, может быть всю жизнь, с этим человеком не о нем самом, а о его деньгах, бизнесе, болезни и проч. Впервые появился человек, который умел слушать и, как
свидетельство этого слушания, говорить о действительно важных для этого человека вещах. Ибо растения – цветы, томаты – были не бизнесом, не деньгами, но формой, выражающей самую суть его жизни. И вот появился человек, готовый принять и поддержать эту жизнь, как маленький росток того же томата. Ради этого, конечно, стоило повременить со смертью. И, действительно, как говорят, он прожил несколько «лишних» месяцев по сравнению с тем, что ему предписывали врачи.

PSY. ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ИМЕЕТ СМЫСЛ ДЕЛАТЬ, РАБОТАЯ СО СМЕРТЬЮ

Есть вещи, с которыми я до сих пор не могу совладать. Так, скажем, я испытываю такое ощущение, что я просто физически не могу сказать человеку прямо в лицо о том, что он умирает. Хотя, может быть, это и стоило бы делать в определенных условиях. Но пока я собираюсь с духом в силу, как мне кажется, моей природной медленности, время проходит и у клиента появляются другие, более оптимистичные темы.
- Мне кажется, я никогда никому из умирающих прямо не говорил, что он умирает; только лишь в форме вроде евангельского «ты сам сказал» - по следам собственного признания клиента.
- Единственное, что имеет смысл делать, работая со смертью, это в смерти искать жизнь. Существует ли хотя бы одна ситуация, когда человеку можно сказать прямо, что он умирает?

PSY. РАБОТА СО СМЕРТЬЮ

Работа со смертью требует очень осторожного, очень уважительного, очень бережного отношения. Так же точно, как работа с бессознательным. Но может быть, это одно и тоже?!

15.11.08

HI. ЛУМАН. ЦИТАТА. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАМЯТИ

Наша культура, по-видимому, состоит из таких операций, вычитывающих в прошлом различения, задающие такие рамки, в которых будущее способно осциллировать. Различения задают формы, которые определяют то, что исходя из чего-то определенного являлось бы "другой возможностью". Конкретность того или иного употребленного различения продолжает варьироваться; но чтобы смочь ее варьировать, следует различать различения, маркировать их как формы и таким образом подвергать их тем же самым условиям осцилляции внутри имплицитно
или эксплицитно предпосланных различений. Видимо, уже не существует никаких обязательных "первичных дистинкций" - ни различения бытия и небытия, ни различения логических значений истинности, ни различения научного и ненаучного, ни моральных различений. Но это не означает, что без различений можно было бы прожить. Как следствие: приходится наблюдать то, кто какие использует различения с целью предпослать свое прошлое своему будущему.

Если мы допускаем, что эволюция осуществляется так, как она осуществляется, и притом таким путем, который оставляет на долю случайности сцепление прошлого и будущего в формах варьирование/селекция/рестабилизация, - то этим сопряжением прошлого и будущего как раз таки и заведует операционная память системы; причем так, что для их сцепления она сначала однажды должна различить указанные временные горизонты. Эволюция не терпит никаких начал. Память (и в некоторых случаях: эволюционная теория, если она служит в
качестве памяти системы) способна в таком конструировании начал (например, у Гомера) найти порядок и удовлетворение. Соответственно, вехи служат в качестве различений, которые делают возможным оставлять без внимания прошлое. Память, со своей стороны, является продуктом эволюции; но этого она не может помнить. В то, что свершается, память встраивает самосконструированную временную дифференцию, с которой она может обращаться. Формы, в которых это осуществляется, т. е. различения, с которыми работает память, эволюционируют
вместе с эволюцией и оказывают в ее рамках свое воздействие. Но они не производят никакого отражения эволюции, они ее не репрезентируют; и поэтому они не способны ее и контролировать. Будущее остается эволюционно-неопределенным и непредсказуемым. Но память все же способна задавать будущее как область возможных осцилляции и тем самым делать операции системы зависимыми от тех различений, что используются для обозначения одной (но не другой) стороны и именно благодаря этому задают границы, которые могут быть пересечены.

Эволюция была и остается непредсказуемой. И память ничего не может здесь изменить. Она способна лишь различными формами на нее настраиваться, а именно - согласуясь с коэффициентами ирритации и ускорения, которые проистекают из эволюции. Уже непостижимая онтологически, сама себя в самой себе локализующая культура, видимо, и есть та форма, которая изобрела и усвоила память общества ради приспособления конструкций истории и перспектив будущего общества к тем условиям, которые могут проистекать из перехода к пер¬вично
функционально-ориентированной дифференциации и из угрожающего коллапса различения стабильности и вариативности. Поэтому-то и является оправданным и обоснованным сохранение уже введенного словоупотребления и обозначение общественной эволюции как "социокультурной эволюции" (Луман-5, 208).

12.11.08

PHI. ЛУМАН. ЦИТАТА. КУЛЬТУРА

Поэтому мы меняем постановку проблемы и задаемся вопросом о том, почему общество изобретает понятие культуры для обозначения своей памяти. Понятие культуры является как раз историческим понятием зов, а модерному обществу следовало бы уяснить себе, когда и почему оно ввело это понятие: предположительно, ради того, чтобы переструктурировать свою память и приспособить ее под требования современного, высокосложностного общества, обладающего собственной динамикой.

Ведь о "культуре" как о некоторой самостоятельной предметной области, в отличие от "природы", начинают вести речь лишь со второй половины XVIII века, а именно - реагируя на возрастающее число универсалистских, исторических и региональных сравнений, которые вбирают в себя и крайние случаи ("дикие", добиблейские времена) и подготавливают материал с точки зрения "культуры", без которой люди не могут обойтись. И до сих пор не удалось четко отграничить подразумеваемую здесь область феноменов, скажем - семиотических,
относящихся к "знакам" вообще, или социологических, относящихся к "действованию". Это могло бы послужить указанием на то, что культура в действительности как раз и является памятью общества, т. е. оказывается фильтром забвения/запоминания и задействованием прошлого для определения рамок варьирования будущего. Это могло бы объяснить, что культура не постигает себя как лучшая из всех возможностей, но дирижирует возможностями сравнения и тем самым одновременно искривляет взгляд на другие возможности. Культура,
другими словами, препятствует осмыслению того, что можно было бы совершить вместо чего-то привычного. Изобретение особенного понятия поэтому было обязано ситуации настолько возросшей общественной сложностности, что общество вынуждено больше забывать, больше запоминать и подвергать это обстоятельство рефлексии, а поэтому нуждается и в механизме сортировки, адекватном этим требованиям.

Это же считывается с введенного П. Бурдье понятия "культурного капитала". Ведь капитал есть все-таки всего лишь накопленное прошлое, которое можно трактовать как находящийся в распоряжении ресурс, при этом не испытывая никакой необходимости вспоминать сами процессы обучения и усвоения. Понятие капитала, правда, закрывает возможности сравнения, столь важные в первоначальном понятии культуры и заменяет их социальным сравнением значений престижности символических товаров. Поэтому понятие культурного капитала выражает
лишь узкий сегмент того, что культурно оформленная память означает для общества.

Влияние памяти на структурное развитие в значительной степени остается незамеченным. Память не называют в числе его их причин. Так, в древней Месопотамии начинающуюся политическую централизацию можно связывать с сообщениями, главным образом, о деяниях царей и с тем, что передавало эти сообщения дальше в традиции; однако отбор этих сообщений, конечно, нельзя рассматривать как причину господства царей. Проблему памяти вместо этого усматривают главным образом в утратах запомненного. Препятствовать их забвению стремились,
прежде всего, индивидуальные лица. Позднее сюда же добавляется стремление вывести из забвения наличные предметные знания и умения. Уже в древнем учении о memoria центральной проблемой являлось то, как можно было бы воспрепятствовать забвению или, по крайней мере, забвению истин. Так называемый Ренессанс и вынашиваемое им учение о памяти открыли, что в этом мире (!) положение в искусствах и науках однажды уже превосходило нынешнее и что этот однажды уже достигнутый уровень должно достичь вновь. Доказательство
возможности этого свершения лежало в прошлом. Эта зависимая от традиции концепция не устоит, если ей предъявить чрезмерные требования. Новое формирование проблемы начинается вместе с Вико и к концу XIX века выливается в новую концептуализацию понятия культуры.

Теперь под ним подразумевается особая предметная сфера, которая может постигаться научно (пусть даже только в "гуманитарных науках"). Дискуссия об этом приостанавливается. Если же все-таки исходить из того, что спусковым устройством здесь стал интерес к "интересному" сравнению, то это проясняет, что в игру вступает новый вид техники различений. Для этого требуются трехместные реляционирования, если не трехзначные логики, а именно - основание сравнения, которое при больших, зачастую чрезвычайно больших различиях
все-таки позволяет еще распознавать оставшееся тождественным, причем уже не в рамках схемы естественных подобий родов и видов, а в рамках схемы функциональных эквивалентностей. Так, например, функция религии может быть реализована самыми разными способами. И наличествует культурная симптоматология, которая вычитывает в культурных феноменах симптомы чего-то другого. Широта радиуса сравнения стимулирует культуру подозрения, к которой потом может примкнуть и социология. Традиция же теперь представляет уже не самопонятность
презентаций памяти, но оказывается одной из форм наблюдения культуры.

Вместе с этой новой семантикой "культуры" возникает и формирующееся по-новому мышление в дифференциях - формирующееся по-новому в форме сравнений. Да и более ранние общества основывали свои институции на суждениях о схожем и несхожем, тем самым их когнитивно удостоверяя. Это - в зависимости от укорененности в соответствующих обществах - могло реализоваться самыми разными способами и без всякого понятия культуры. Благодаря понятию культуры происходит переориентация со схожести на различность, которая тем самым
инструментализируется. Это еще позволяет (по крайней мере, сначала) исходить из множества обществ, которые можно подвергнуть сравнению в их региональной и/или исторической диверсификации. Процесс такого сравнения повлек эпохальные следствия. С течением времени он лишает опоры - к примеру, в эмпирических исследованиях этнологии, но также и в исследования школы Дюркгейма о классификациях - гипотезу о том, что суждения о похожем или непохожем вообще могли бы получить какие-то естественные, коренящиеся в самой сущности
вещей основания. Формально этот интерес к сравнениям нагружается изначальной предопределенностью оснований сравнения и вопросом о социальной обусловленности этого решения. Очевидно, поначалу для региональных (европоцентристских, а то и центрирующихся на отдельных странах) или исторических локализаций сравнений достаточно одного лишь самомнения - что требует для себя особого понятия духа времени или модерна. Или же строго "научно" (этнологически, историко-научно, гуманитарно-научно) обрабатывается куча материала,
хотя при этом приходится мириться с тем, что научный статус такого рода усилий должен быть отличен от уже утвердившегося статуса естественных наук. Все это приводит к проблеме обоснований, которая вообще не может быть поставлена (или ставится иначе), если не используется системно-теоретический подход и само общество не понимается как дифференция.

Основанная на сравнениях, развившаяся из сравнений техника различений культуры повлекла за собой существенные следствия для тех путей, которыми общество реагирует на свою собственную эволюцию. Сравнения культур оказывают - в доныне невиданных объемах - затормаживающее воздействие на процессы забвения. Из его притяжения отныне вырываются не только истины, но и все, что только возможно. Большие чем ранее массивы [запомненного] могут тотчас распознаваться, но они едва ли еще служат для удостоверения ориентации.
Память, таким образом, теряет свою функцию проверки консистенции текущих операций (коммуникаций) общества. Эта задача выпадает теперь на долю специальных памятей функциональных систем, которые уже не могут интегрироваться друг с другом. Тем самым и вся общеобщественная конструкция реальности остается неопределенной (Луман-5, 204, 206, 207).

08.11.08

PHI. ЛУМАН. ЦИТАТА. ЗАБВЕНИЕ

О памяти здесь не следует говорить в смысле возможного возвращения в прошлое, но также речь не может идти и о на¬коплении данных или информации, которые при необходимости можно будет востребовать. Речь, напротив, всегда идет о задействуемой исключительно в современности - функции, тестирующей все актуализирующиеся операции на предмет их коисистентности с тем, что в системе конструируется как реальность. В нашей тематической области эти операции представлены коммуникациями. Речь, следовательно, идет не о нейробиологических
изменениях состояний мозга и также не о том, что осознают отдельные сознания. Функция памяти состоит именно в том, чтобы гарантировать границы возможных проверок консистенции и одновременно снова высвободить потенциалы переработки информации, открывая систему для новых раздражений. Главная функция памяти состоит, таким образом, в забвении, в препятствовании самоблокированию системы через окостенение результатов прошлых наблюдений.

Забвение не должно постигаться как своего рода утрата доступа к прошлому; ведь это предполагало бы принципиальную обратимость времени. Позитивная функция забвения вытекает из того, что время проявляется как необратимое и одновременно как кумулятивное. Взаимосвязь этих обеих разновидностей времени должна как поддерживаться, так и прерываться, и именно в этом-то и состоит функция памяти или, выражаясь более точно - двойная функция забвения и воспоминания. Без забвения не было бы ни обучения, ни эволюции (Луман-5,
с.196).

- В самом деле, "отсутствие доступа" предполагает, что есть нечто, к чему этот доступ закрыт. А значит, во всяком случае теоретически, можно представить себе, что при каких-то условиях доступ окажется открытым. Т.е. поскольку речь идет о времени, - что прошлое окажется открытым. Однако возвратное движение в прошлое и есть "обратимость времени".
- На самом деле, никакого прошлого в смысле обратимости времени нет, есть только настоящее, где представлены актуальные, незавершенные в прошлом состояния. То же самое относится и к предвидимому будущему. Реальность прошлого и будущего возможна лишь как иллюзия - наша проекция себя в этих пространствах - внешнем (sic!) мире. Лишь как гипотеза - одно из оснований планирования и эксперимента - составных частей непрерывного процесса мышления.

05.11.08

PHI-PSY. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Терапевтическое, и шире - целительское, сознание более милосердно, чем научно-медицинское. Оно дает человеку уверенность в правоте своих действий, направленных на исцеление и продолжение жизни. В отличие от господствующего медицинского подхода, дающего ему лишь известное количество шансов. Представьте себе, врач все делает правильно и пациент полностью доверяет ему, в то время как в результате этих совместных усилий болезнь все более прогрессирует и человек, в конце концов, умирает. И никто не виноват! - Просто
данный больной попал не в ту часть статистического результата, в которой люди выживают. Возникает вопрос, чего стоит такое - "правильное" - лечение! Может, им вовсе и не стоило заниматься? - Ведь результат неизвестен! Сегодня никто не может оценить совокупный результат всего комплекса факторов, влияющих на успех или неудачу медицинского вмешательства. В отличие от вмешательства терапевтического или целительского, так же не гарантирующего исцеления, поскольку ведь болезнь могла зайти слишком далеко, но дающего
возможность "жить с этим", сколько бы времени жизни у человека не оставалось. Вот почему я считаю, что главным действующим лицом в лечебном процессе должен быть терапевт. Я имею ввиду психотерапию. И в действительности именно так и происходит в лечении - лучшими врачами считаются те, что "по совместительству", неосознанно, выполняют еще и терапевтическую работу. Таких врачей называют диагностами от Бога. Если же подходить к вопросу системно, то я мог бы предположить, что каждому человеку, что называется, по-жизни
следует иметь своего личного терапевта (психотерапевта), хотя вовсе не обязательно ходить к нему регулярно; регулярно ходить имеет смысл лишь в отдельные периоды, на определенных этапах жизни. А в медицинской технологии я бы присваивал терапевтическую квалификацию врачу лишь в случае прохождения им психотерапевтической подготовки и инициации (сертификации) в рамках соответствующей практики.
- Боль и болезнь суть феномены границы контакта жизни и смерти.

PHI. ПАРАДИГМА ЕСТЕСТВЕННОСТИ

Естественность – это связность или включенность в научную картину мира. Первоначально она формулируется - включается в общее представление о природе - в форме гипотезы, основанной на интуитивном представлении. В дальнейшем - как результат, подтверждающего ее эксперимента. Не существует никакой естественности самой по себе, вне контекста и именно научного контекста. При этом научный, или рациональный, логический, вербальный, контекст подразумевается как более широкий, чем интуитивный, чувственный, эмоциональный.
Наука как оболочка жизни! Сознание как оболочка природы или Вселенной! Не кажется ли этот взгляд чересчур натянутым, самоуверенным?! Если только не придавать артефактам сознания статуса естественных феноменов. Формулируя, таким образом, парадокс: определение науки как естественного - в смысле интуитивного, а не рационального! - феномена. Коротко, естественного артефакта!
- К вопросу о парадигме конструктивизма, идущей на смену парадигме естественности

 

03.11.08

PHI. К НАДЕЖНОСТИ РАЗУМА

Вполне возможно, что стратегия игры, коей движется эволюция сознательных существ во Вселенной в 99,999(9) случаев из 100 заканчивается самоликвидацией разума. Успокаивает лишь наличие оставшегося ничтожного шанса.

PHI. PSY. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА

В противовес формулам, построенным по схеме "человек это животное" и далее - "думающее, общественное" и проч. мне хочется сказать, что человек не является животным. Животным является не человек.
- Но, разумеется, человек произошел от животных. И, я думаю, еще не вышел из младенческого возраста в историческом плане.
- Человек не является животным. И никогда им не был - по определению.

ДНЕВНИК. "Я"

Я всегда был очень эгоистичным человеком, склонным добиваться своего любыми средствами. Поэтому я имею то, что имею. А это именно, как раз то, что мне надо.
- Но не таков ли и любой человек?

ДНЕВНИК. МОЙ АНГЛИЙСКИЙ

Вот как выглядит мой английский - как эпизодически выпрямленная спина на фоне повседневной сутулости, то бишь привычного русского.

PHI. "ИИ" В КОНТЕКСТЕ НАРРАТИВА

Создание "настоящего", т.е. способного конкурировать с человеческим, искусственного разума (ИИ) возможно лишь как новая эволюционная история.

PHI. ДВА ТИПА РАЗЛИЧЕНИЙ: РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Системообразующие различения, различающие систему как таковую и внешний мир, являются одновременно полеобразующими различениями. Таким образом, рождение каждой новой системы является базовой операцией порождения и поддержания мощности соответствующего системного поля. В отличие от всех прочих последующих событий, являющихся операциями внутрисистемных различений, ведущих к дифференциации систем.
- Базовое, полевое различение и внутрисистемное, дифференцирующее.

01.11.08

ДНЕВНИК. СТРАХ ИЗОЛЯЦИИ

Мой последний экзистенциальный страх - страх изоляции, боязнь, что со мной будут обращаться как с вещью.
- Всего Ялом выделяет четыре экзистенциальные, так называемые, данности бытия - любовь, смерть, одиночество и изоляцию.

PSY. МЕТАФОРА ДОМА

Дом - это не кирпичи и штукатурка, а те состояния, желания, надежды, которые в них выражены. Дом - это одиночество, способное принимать гостей. Построй дом внутри себя - как смысл, как реальное переживание.

PSY. PHI. ВЕРА И ОПЫТ: ДВА МИРА SELF

Вера - это духовно-психический феномен, где психическая или, иначе называемая, субъективная реальность играет роль материальной составляющей, а духовная - идеальной. Причем лишь по ту сторону моего "я" (self) - в бессознательном, внешнем мире относительно моего "я". В отличие от Опыта или очевидного психического знания себя. В этом дискурсе "я" - self - представляет собой границу внешнего и внутреннего миров.
- Психическая составляющая Веры воспринимается как мистика; духовная - как символ, чистая идея, истинная Вера.

PHI. PR. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТИННО ВЕРУЮЩЕГО. ПАСХАЛЬНАЯ КРИТИКА. СВЯТОЙ ОГОНЬ

Возгорание огня на Святой Земле на Пасху будет продолжаться так долго, пока не найдется какой-нибудь дурак фанатик, который откажется воспользоваться спичками, оставленными в Иерусалимском храме его предшественником. В этот день пасхальный огонь не зажжется. И ничего страшного не произойдет. Просто одним фальшивым камнем в фундаменте веры станет меньше. Потому что если это чудо природы, то чем оно отличается от таких же, не менее очевидных, но более привычных чудес, как дерево за моим окном, голубое небо, облака
или, скажем, потрясающее зрелище солнечных восходов и закатов!.. А если это фокус, то зачем он нужен?
- Мне очевидно, что нисхождение огня в храме никак не связано с Верой, если только священник не пользуется спичками. А если пользуется, то связано с подделкой под Веру.
- Вера не нуждается в материальных подпорках.
- А братьям-мусульманам я посоветовал бы найти причину в своем символе веры, позволяющую последователям этой конфессии совершать хадж 360 дней в году, вместо одного, каждый раз приводящего к смертоубийству. В конце концов, это становится похоже на языческое жертвоприношение.

PHI. БЕСЕДУЯ С БОГОМ

Представь мир как часть самого себя, и тогда у тебя не останется другого собеседника, кроме Бога.

19.10.08

PSY. В ТЕКУЩЕМ РЕЖИМЕ: ТОЧКА БАЛАНСА МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

Стараться все делать набело.
- Вопрос лишь в том, какую редакцию своих действий считать беловой.

PSY. О БОЛИ

Самая противная боль - та, которую можно терпеть. Потому что она может продолжаться долго. В то время как нестерпимая боль быстро приводит к развязке.

PR. ТЕХНОЛОГИЯ СТАТУСНОГО PR

Технология статусного PR близка к технологии PR шоу-бизнеса. Поскольку здесь много зависит от работы с символами, этикетом (так же имеющим символическое значение) и проч.

PSY. PR. СТРАТЕГИЯ ВЛАСТИ

Моя стратегия взаимодействия с группой очень проста: найти узкое место, что-то вроде горной тропы в ущелье, где один человек может удерживать целую армию, и стоять там насмерть, пока моя точка зрения не будет принята во внимание и не будет выработано взаимопонимание, учитывающее эту мою позицию. Либо пока меня не уничтожат – если окажется, что мне некуда отступать.

PR. НАСЧЕТ КРАСОТЫ

Всякое своеобразие может быть истолковано и как безобразие, и как особенная красота.
- Просто красота банальна.

PR. АРИФМЕТИКА ВЛАСТИ

Властная вертикаль - и это так очевидно! - имеет два конца. Поэтому, укрепляя верх, стоит помнить, что низ, при этом, ослабляется. А значит, внизу начинают самопроизвольно - нелегитимно - укрепляться альтернативные формы власти. Например, коррупция. Итак, укрепляя властную вертикаль, мы плодим коррупцию.

PSY. ЗАЧЕМ НУЖНА ДЛИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Длительная терапия нужна для личностного роста, который, понятно, не прекращается никогда. В отличие от краткосрочной терапии, которая преследует конкретные близкие цели. Если использовать медицинскую терминологию, то первая работает с причинами заболевания, а вторая - с симптомами. Хотя, надо заметить, что граница между причинами и симптомами весьма условна. В контексте данного подхода, болезнь - это всякая стагнация, прекращение развития - "роста".
- Болезнь - это стагнация.

15.10.08

PSY. ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Что касается психической энергии. Энергии может быть много или мало. При этом она может быть доступна для использования - активна, или недоступна - заблокирована или пассивна. Активная заблокированная энергия воспринимается как острый психический кризис - душевная боль. Так, например, я переживал это состояние как длящееся существование в условиях остановки времени. Как нечто невозможное. Если сформулировать по-другому, - как целенаправленное существование в условиях запрета выбранной цели. И т.д. Напротив,
недостаток энергии - или ее низкий уровень, или блокировка части ее - воспринимается просто как подавленное состояние, упадок сил, а в развитой фазе - как депрессивная остановка. При этом, по-видимому, следует различать низкий уровень энергии и ее блокировку. Человек низким уровнем энергии просто слаб - при том, что в рамках наличествующих у него сил может быть чрезвычайно активен. В то время как человек с заблокированной частично энергией действительно подавлен - неспособен пользоваться хотя бы той частью
энергии, что имеется у него в активной фазе, или пользуется ею с большим трудом. Тут можно предположить так же, что энергия обладает модусами телесности и духовности. И блокировка начинается именно с телесного модуса. Отсюда впечатление при упадке сил, что для того, чтобы двинуть рукой или ногой, надо напрягать дух.

TXT-LIT. PSY. НАСТОЯЩИЙ САДИЗМ

Требовать от человека взаимопонимания утром, пока он еще не выкурил свою первую сигарету и не выпил чашечку кофе, жестоко. Настоящий садизм.

PSY. ИЕРАРХИЯ ЧУВСТВ

Энергия - возбуждение - тревога (для группы негативных чувств) и приятное возбуждение или, может, удовольствие (для группы позитивных чувств) - далее конкретные позитивные или негативные чувства типа любви, гнева, страха и проч. При этом каждое конкретное чувство имеет две последовательные более низкие градации - ощущение в теле (самый низкий уровень) и эмоция. Чувство - это осмысленная эмоция. По-видимому, понятие энергии можно соотнести с "ощущением в теле", а возбуждение - с эмоцией. Таким образом, понятия
энергии и возбуждения являются "общими словами" для наименования чувств. Иначе говоря, вы можете не идентифицировать свои чувства, но вы всегда что-то можете сказать об уровне своей энергии и возбуждении, или о своих ощущениях в теле и об эмоциях.
- Еще одно общее понятие - "раздражение". Его можно использовать, говоря на уровне телесных ощущений и эмоций. Приятное раздражение - удовольствие; неприятное - в пределе - боль (а до того, просто раздражение с негативной оценкой).

11.10.08

PR. КАК СКАЗАТЬ...

Сказать "мы занимаемся решением всех вопросов" значит сказать очевидную глупость. Но сказать "мы занимаемся гештальтом" - ничего, нормально.

PHI. ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕСТВО

Образно говоря, группа существует не потому, что собрались несколько человек, а потому, что им есть о чем поговорить. Общество - это не популяция, а коммуникация.

PSY-PHI. ПУТЬ РОСТА

Переступить за грань просто человеческого, позволяющего нам порою терять человеческий облик, в сферу исключительно человеческого, где такая потеря невозможна по-определению, по природе вещей. Ибо природа человечности не менее природна, а в каком-то своем особенном смысле более природна, чем природа вообще. Во всяком случае, это тот аспект, та вершина природы, среди прочих вершин, которая присуща нам, в отличие от всех прочих природных особенностей. Это качество смысла, ценностей и морали или нравственных норм.
- В частности, не отвержение своих страстей и физических страданий, а приятие их как своих неразумных частей, тех же самых "братьев наших меньших".

PHI. ЛЮБОВЬ И ВЛАСТЬ, СЕКС И НАСИЛИЕ

Точно так же, как секс давно уже не является синонимом любви, так и насилие не является синонимом власти. Луман называет эти вещи симбиотическими символами.

PSY. УСПЕХ И НОРМА

Успех и психическая норма суть вещи разные. Человек может быть чрезвычайно успешным, но при этом абсолютно несчастным. А в крайних своих проявлениях просто больным, каковыми, как мне представляется, была известная парочка диктаторов - Гитлер и Сталин.

PSY. СТЫД И ПОДДЕРЖКА

Фрустрация вызывает стыд. Следствие тезиса Гордона Уилера, что "стыд и поддержка являются динамически противоположными условиями поля" (Уилер, с.314).

08.10.08

PSY. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ. МОЙ СТИЛЬ – «ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО»

У терапевта власть, у клиента – мотив. Терапевт, создавая терапевтическую ситуацию или как бы безопасную оболочку жизни клиента, всегда выполняет роль ведущего. Клиент и терапевт двигаются – идут – по пути разворачивания некоего актуального переживания. При этом терапевт может идти впереди клиента, как бы ведя его, или сопровождать его сзади, поддерживая его собственное движение; занимать позицию ведущего или ведомого. И в первом и во втором случае, если это недирективная терапия, направление выбирает сам клиент.
Расположение же терапевта – впереди или сзади – зависит от соотношения темпов разворачивания проживания в процессе терапевта и в процессе клиента.
- Что касается меня, то я, в силу своего удивительно медленного темпа, всегда оказываюсь позади. Все другие люди, как правило, живут быстрее меня. Таким образом, в технике работы эриксоновского гипноза, по-определению предполагающей, что терапевт является ведущим, я могу состояться лишь единственным образом – «вежливо попросив бессознательное клиента двигаться еще медленнее, чем я», т.е. погрузив его в очень глубокий транс. Ибо общение с бессознательным – трансовое общение, в форме невербального контакта и телесной
работы. А глубина транса – это как раз и есть темп проживания жизни.
- В работе с трансом терапевт, как правило, является ведущим. Можно сказать, что ведущая позиция терапевта входит в само определение техники гипнотерапии.
- Для меня перейти из позиции ведомого в позицию ведущего, значит перейти из техники работы гештальт подхода в эриксоновский.

ДНЕВНИК. 888

- Отстаньте от меня, я и так знаю, что я сумасшедший.

PSY. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ИСТИННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

По большому счету бессознательное в эриксоновском подходе тождественно истинной реальности. А реальность - это то, что реально. В отличие от нашего воображения и осознавания, которым заведует так называемый "сознательный разум". Заняться реальностью - значит заняться взаимоотношениями с бессознательным. Соответственно, маркеры контроля истинности этих отношений - серьезность и экологичность. Серьезность - истинность; экологичность - безопасность.

PR. БИЗНЕС КАК СУБЛИМАЦИЯ СЕКСА

Стоит, однако, вспомнить, что возбуждение возникает из ничего, из чистого воображения, из идеи. Почему бы в таком случае не обнаружить эту идею и в предпринимательских отношениях? Используя, таким образом, энергию секса в бизнесе. Бизнес-либидо – бальзам на раны дедушки Фрейда.

PSY. В САМОМ ГЛУБОКОМ ТРАНСЕ

В самом глубоком трансе "ничего нет", потому что "есть все", потому что человек в полном смысле слова оказывается "здесь и сейчас", где нет ни прошлого, ни будущего, ни каких-либо иных мест, кроме имеющегося. Образный ряд, все предметные воспоминания во всех модальностях - вся память! - сворачиваются в голую динамику, в характерный способ реагирования. Соответственно, терапевту остается только смоделировать проблемную ситуацию для того, чтобы ее исследовать и поддержать клиента в поиске нового паттерна для ее
разрешения. Причем для моделирования достаточно лишь воображения терапевта, поскольку оно является абсолютно реальным внешним миром для клиента. Достаточно, например, сказать "а сейчас ты почувствуешь себя ребенком в возрасте пяти лет" или "а сейчас ты вспомнишь самый неприятный эпизод из своего детства" и т.д. Я уж не говорю о "сопровождении приятного воспоминания".

 

04.10.08

PSY-PHI. ВЛАСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ "СОБАКИ СНИЗУ"

В конце концов, чем мое сумасшествие хуже сумасшествия другого - власть имущего! - человека, которому я вынужден подчиняться. А с другой точки зрения, действительно ли Чаадаев не был по-настоящему сумасшедшим, коим его объявило общественное мнение? Хотя бы чуть-чуть? - В рамках вялотекущей шизофрении, как принято диагностировать ныне.
- Мне кажется, что в интересе к этим двум темам - власти и сумасшествию - я схож с Мишелем Фуко.
- Сумасшествие – это идея.

PHI. К КРИТИКЕ ЛУМАНА. МИФОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Проблема, если не недостаток, теории Лумана заключается в том, что, как мне кажется, начиная с первого, кажущегося вполне очевидным, различения системы и внешнего мира все дальнейшие различения утрачивают эту очевидность. Чем дальше, тем больше. А методологии подобной методу математического доказательства, делающей в математике доказанные теории столь же бесспорными, как и начальные аксиомы, в социологии вообще, и у Лумана в частности, нет. Иначе говоря, отталкиваясь от базового различения, можно построить далее
бесчисленное множество конструкций общества - находясь все в той же парадигме системности и конструктивизма. Но, при этом, ведь и базовое различение можно сменить!

PR. ПАРАДОКС ВЛАСТИ

Невозможно делиться властью «как бы», понарошку, предполагая, что в случае чего ее можно вернуть назад. А если делиться ею всерьез, то невозможно ее сохранить.

PSY-PHI. К ТЕОРИИ ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА: РЕАЛЬНОСТЬ И РАЗУМ

Реальность делится на произвольную и непроизвольную. Произвольная реальность – та, которую я могу изменять произвольным образом, руководствуясь своим «сознательным разумом» и, соответственно, своими желаниями. Непроизвольная или объективная реальность – та, которую я могу менять лишь посредством своего «бессознательного разума» и которая, соответственно, не подчиняется моим произвольным желаниям. Причем, разумеется, бессознательные изменения возможны лишь в пределах возможного. При этом произвольная реальность
не обязательно должна быть воображаемой, хотя и содержит в себе воображаемую – полностью свободную – часть. В огромной степени это обычная, окружающая нас реальность. Так, когда я беру чашку со стола, я действую вполне реально, хотя и произвольно. Но когда я желаю, чтобы она сама поднялась в воздух и подлетела к моим губам и воображаю себе это, я нахожусь уже в сфере воображаемой реальности. И то, и другое – произвольная реальность. Объективная же – непроизвольная – реальность заключается в том, что чашка сама
самопроизвольно не взлетит в воздух и не подлетит к моим губам, как бы сильно я этого ни желал. Хотя, разумеется, мое бессознательное может реализовать эту ситуацию – например, если чашку поднесет к моему рту, сидящий рядом со мной гипнотерапевт. Или каким-то образом – очевидно, загипнотизировав? – заставит меня поверить, что чашка действительно летала. И т.д.
- При этом стоит, пожалуй, отметить, что сделанное начальное утверждение содержит в себе ряд импликаций, как по поводу разума, так и по поводу реальности.

01.10.08

PR. ДЕНЬГИ КАК РЕГУЛЯТОР ОТНОШЕНИЙ

Деньги как регулятор отношений. Мне стоит лишь сбавить цену, как отношения восстанавливаются. Правда, при этом, я уменьшаю и объем своей работы. Разумеется, кроме тех случаев, когда задета моя профессиональная честь.

PSY. ГЕШТАЛЬТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Гештальт подход в контексте эриксоновского гипноза можно кратко обозначить как "контакт с бессознательным" или работу на границе контакта двух бессознательных - клиента и терапевта. В свою очередь эриксоновский гипноз в контексте гештальт подхода в данной логике следует сформулировать как работу с Ид, а более специфически - как телесно ориентированный гештальт подход. В рамках представления о диалоге - как глубокое взаимопонимание и взаимопереживание или, по сути, тот же самый контакт бессознательных. Вещь,
если иметь ввиду полный объем диалога, встречающуюся достаточно редко, что в гештальт, что в эриксоновском подходе.

PSY. ГИПНО-ИНСТРУМЕНТЫ

Техники гипнотерапевта, которым учит доктор Гинзбург, напоминают мне хирургические инструменты - скальпели, зажимы, ножницы, иглы, буравчики и т.д., и т.п. Бесчисленное множество инструментов. Соответственно, правильное и своевременное их употребление зависит от правильности диагноза, а если речь идет о бытовом использовании, как бизнес-НЛП, - от красоты проекта. И все это естественно укладывается либо в медицинскую (лечить!), либо в инженерную (конструировать!) парадигму. В отличие от процессуальной, на которую
ориентируется гештальт подход. Впрочем, и в этих манипулятивных сферах, к коим я отношу медицину и инженерию, без процесса не обойтись, просто он вынесен за рамки техник - на этап постановки диагноза или разработки проекта.
- Даже профессионал не сможет действовать быстро, не соотносясь с диагнозом. Или чертежом, если речь идет о бытовом применении гипно-инструментов.

PR-PHI. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИМИДЖА

Имидж зачастую трактуется не просто как образ, в соответствии с основным значением этого слова в переводе с английского, а именно как "внешний образ". Или же, я еще усилю это утверждение, - как "воображаемый внешний образ", как внешний вид, который желательно было бы иметь, несмотря ни на что - соответствует он внутреннему содержанию или нет. В этом проявляется другое значение слова имидж - как воображение, в смысле чего-то нереального, иллюзорного, эфемерного.

PHI-PSY. СТИЛИСТИКА ВМЕСТО ПОДХОДА?

Представление о том или ином подходе, по крайней мере в терапевтических теориях, можно заменить представлением о стилистике в рамках классификации стилей. Я могу работать в той или иной стилистике, не смешивая при этом свой стиль со стилем других мастеров. И сами стилистики, объединяющие разные типы стилей, не смешиваются друг с другом, как в известной картине двух фигур, каждая из которых является для другой фоном.

27.09.08

PSY. ПАРАДОКС ИДЕНТИФИКАЦИИ С БОЛЬЮ

Парадокс идентификации с болью. Вначале неосознанно делается диссоциация.

PSY. НУЖНА ЛИ ТЕРАПИЯ ТЕРАПЕВТУ?

Нужна ли терапия терапевту? Это кажется довольно бессмысленным делом, - особенно если исходить из парадигмы краткосрочной терапии. Однако, по-видимому, все же нужна, если подходить к ней системно - с точки зрения представления о терапии как социальной системе. В конце концов, терапевт "лечит" здоровых людей, в то время как больные относятся к сфере компетенции врачей.

PSY. БАЗИС ТЕРАПИИ: «ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО» И «ЭКОЛОГИЧНО»

"Очень серьезно" и "экологичность" - вот два понятия из эриксоновского гипноза (и НЛП), которые позволяют интегрировать его в гештальт подход. Я бы даже сказал "действительно серьезно", что означает обращение к некоей истинной реальности, какой бы она ни была в данный момент - воображаемой или объективной, или какой-либо еще. "Экологичность" же или, как еще говорят, "завершающая проверка на экологичность" является собственно терапевтическим действием, в смысле некоего преобразования, изменения, если угодно,
"лечения". И это действие в самом деле осуществляет сам клиент, что, конечно, несколько разочаровывает терапевта, проводящего столь активную работу, как того требует эриксоновский подход, по крайней мере в учебной своей редакции. В этом смысле гештальт подход изначально экологичен - изменения здесь постоянные, хотя и более мелкие, иногда почти незаметные на глаз, но тем не менее, идущие непрерывно step by step.
- ПРОВЕРКА НА ЭКОЛОГИЧНОСТЬ. Доктор Гинзбург говорит слушателям на занятиях: "Может быть, это покажется вам разочаровывающим, но, похоже, все действительные изменения происходят на самом последнем этапе, безо всякого вашего участия, в тот короткий период времени, когда вы говорите клиенту: "А теперь пусть ваше бессознательное выяснит, существуют ли другие части, которые не согласны со сделанными изменениями, и согласует их с этими частями".
- Можно даже сказать "очень-очень серьезно".

PR-PSY. КУРС ГЕШТАЛЬТ-PR

Курс Гештальт-PR. Взять курс эриксоновского гипноза, как системы техник, и переформулировать их в систему PR, как систему социальной терапии, построенной на работе с имиджем или, иначе говоря, социальным представлением гештальта, образа. Соответственно, контекстом для этой системы техник служит философия гештальт подхода, которая может быть сформулирована как поддержка наиболее эффективного имиджа - т.е. естественного, т.е. освобожденного от искажений, вызванных залипанием в тех или иных стадиях цикла-контакта.

PHI. ПАРАДОКСЫ ЖУКОВА

Речь идет о парадоксах, заключающихся в том, что нечто существует, хотя этого и не может быть по-определению.
1. Вселенная или физический мир не может существовать по-определению, поскольку нечто не может произойти из ничего.
2. Жизнь. Мертвое не может породить живое.
3. Сознание. Понимание, как субъективный феномен, не может существовать в объективной системе, коими являются, в частности, все биологические системы.

24.09.08

PSY. НАСЧЕТ "ДИАЛОГА". 888

Там, где начинается диагноз, разговор заканчивается.
- ДНЕВНИК. Занятие окончится, а диагноз останется.

PHI. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

Заканчивается один большой этап в истории человечества. В смысле, что все прочие эпохи, которыми люди размечают свою историю, несущественны.

PHI. БЕССМЕРТИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ

Бессмертие в социальном плане при ограниченности ресурсов Земли (так сказать, человекоемкости Земли) чревато биологической стратификацией - конфликтом поколений, противостоянием "старых" и "молодых"; тех, кто хочет заводить детей, и тех, кто не хочет умирать, освобождая тем самым место для нового поколения.

PHI-PSY. ВЛАСТЬ И СУМАСШЕСТВИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Невозможно всерьез утверждать собственную позицию, не становясь сумасшедшим. Утверждение "я", не основанное ни на чем, и есть сумасшествие чистой воды.
- Молотов - нормальный, Сталин - сумасшедший. Случай Фрейда. Ницше - экзистенциальная власть.

ДНЕВНИК. СТРУКТУРА ЖИЗНИ

Я места запоминаю, а ситуаций не помню. Потому что моя жизнь размечена по местам, а не по ситуациям.

ДНЕВНИК. МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО

Мой метод конструирования будущего очень прост и чрезвычайно надежен - я делаю только то, что, как мне известно, гарантированно получится.

20.09.08

PHI. «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНТЕРАКЦИИ»

Компьютерная программа – это редуцированная коммуникация, а именно редуцированная интеракция. Теперь на основе компьютерных – т.е. программных – «интеракций» можно говорить о возможности выстраивания новых социальных систем – дифференциаций. И такие системы в самом деле появляются – это все, что имеет приставку «интернет». Например, интернет-бизнес, интернет-маркетинг и пр. И вообще весь интернет.

PHI. ТРИ ТИПА СПОСОБОВ РАЗЛИЧЕНИЯ

Три типа способов различения системы и внешнего мира: для физических систем - движение; для биологических - мембраны; для психических и социальных - понимание. В дополнение, для биологических систем речь идет об особой форме движения - активном переносе; а, так сказать, "понимательные системы" правильнее называть социально-психическими.
- К вопросу об эволюции сложностности.

PHI. ПРОВИНЦИАЛИЗМ КАК РУДИМЕНТ СЕГМЕНТАРНОГО ОБЩЕСТВА

...хотя, собственно, провинциальные черты никуда не исчезают и в самых развитых, самых прогрессивных обществах. В этом смысле современное единое общество все еще остается раздробленным на отдельные национальные общности. Все что касается самобытности, уникальности, единственности глубоко провинциально по своей сути. Даже если ничего не останется от традиции, - останется идея, из которой всегда может быть реанимирован в некоей локальной общественной структуре образ "Золотого века". Правда, в новой, идеальной
своей редакции.
- Следуя Луману, провинциализм следует считать рудиментом того этапа развития современного общества, когда оно было разделено на отдельные сегменты - отдельные самостоятельные общества по типу видовых популяций животных.

PSY. СТЫД, КАК ФОРМА "ЧУВСТВА ЗА"

Стыд в поле ожидания стыда. Стыдно не потому, что "мне стыдно"; а стыдно потому, что "все ожидают, что мне будет стыдно" (стыдно потому, что "должно быть стыдно"). Иначе говоря, речь идет не о прямом чувстве, а о "чувстве за" - чувстве за чувство, которое должно быть; которого у меня нет, но из-за того, что оно должно быть, оно у меня возникает.
- Например, в кругу посторонних людей не принято раздеваться догола. Однако если я вместе с этими людьми делаю упражнение с целью изучения и проживания своего "естественного" чувства стыда, я могу это сделать и, более того, избавиться от этого чувства. Но оказавшись снова в кругу посторонних людей...и т.д. Единственный вариант решения этой "проблемы" - стать членом сообщества нудистов, т.е.войти в поле соответствующей социальной нормы.

PHI. "ФИЛОСОФСКИЕ ПРАКТИКИ"

Гипотеза. Окончание процесса терапии наступает в тот момент, как терапевт сталкивается со своими проблемами. Если уровень этих проблем слишком поверхностен, то терапия заканчивается быстро; если глубок, она может продлиться достаточно долго. Если же эти проблемы суть базовые, экзистенциальные, философские проблемы, иначе говоря, принципиально неразрешимые, выражающие основной парадокс человеческого бытия, то терапия превращается в "философскую практику" или, если угодно, совместный поиск истины - всегда непосредственно
данной, но никогда не достижимой.
- Промежуточный вариант - когда клиент проработан до такой степени, что терапевт имеет возможность обсуждать с ним свои проблемы к его же - клиента - пользе.

17.09.08

PHI-PSY. ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПА ПРЕИМУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ПО СРАВНЕНИЮ С ЕСТЕСТВЕННОСТЬЮ

Эксперимент - это техника проверки гипотез на истинность. Это инструмент истинности. Других истин, кроме экспериментальных, наука не знает. Научная истина относительна, поскольку зависит от эксперимента. А эксперимент, как действие с непрогнозируемым результатом, случаен. Природа, таким образом, парадигматически мыслится как случайная. В этом контексте своеволие человека может рассматриваться как природное и в этом смысле случайное решение, как абсолютно оправданное. А поскольку исток его лежит в духе, а говоря
по-научному, в психике человека, этому решению естественно отдать предпочтение.
- При этом, очевидно, проводя сравнение различных "человеческих" решений, можно выделить класс "естественно-человеческих" и искусственных.
- "Большая наука" - это работа по конструированию действительно непрогнозуемых экспериментов. В отличие от куновской "стандартной науки".

PSY. К ТЕОРИИ ЯЗЫКОВОГО ТРЕНИНГА: ЧУВСТВО "ЯЗЫКОВОГО БЫТИЯ"

Один и тот же язык не един - языков много. Каждый человек является носителем своего собственного языка. Единство понимания - это элемент коммуникации, некоей сознательно-бессознательной договоренности по поводу различающихся между собой сообщения и информации двух носителей языка, которым язык предоставляет свободу быть создателями языка. Проблема понимания суть чувство своего "языкового бытия".

PHI. ПРЕДМЕТ РАЗЛИЧЕНИЯ

В основе современного системного или конструктивного подхода, к которому аппелирует Луман, лежит, как я понимаю, представление о «различении». При этом исходным является базовое различение на систему и внешний мир. При этом выбор того, что считать системой, а что внешним миром, по большому счету произволен. Просто мы исследуем те системы, которые нам интересны в настоящий момент. И, вместе с тем, продолжая данную логику, мы можем далее говорить о различении как таковом. При таком подходе предметом различений
может быть все, что угодно. Количество возможных систем, таким образом, умножается невероятно. И даже если мы попытаемся сузить их число только тем, что вписываются в, так называемую, научную картину мира, все-равно мы не сможем сосчитать все возможные подходы. Говоря математически, множество всех научных систем столь же неисчислимо, как и множество всех возможных систем вообще.
- В контексте сказанного, вопрос, насколько интересно различение: знание/вера или случайное/абсолютное? «Вера» и «Абсолют» символизируют собой аналоговый принцип, «Знание» и «Случай» – квантовый (digital, - англ.).

PHI. ИНТЕРЕСУЮЩЕЕ НАС НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

Когда мы говорим о направлении эволюции, по-видимому, следует добавлять – «интересующее нас направление эволюции», или подразумевать этот смысл. Итак, интересующее нас направление эволюции – это квантизация или дифференциация некоего исходного единства, осуществляемое посредством операции различения. Результатом является появление более сложных и, наоборот, более простых систем. Упрощение – редукция. Усложнение, как справедливо замечает Луман, осуществляется посредством предварительной редукции более сложной
операции. Так, непосредственная интеракция редуцируется при появлении письменности.

13.09.08

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ. КВАНТОВАЯ МИФОЛОГИЯ

Квантовая физика рассматривает всю Вселенную как единую динамическую систему, состоящую из взаимодействующих и всепроникающих силовых полей. Такой
подход справедлив на всех уровнях, от элементарных частиц до сверхновых звезд и черных дыр. Как нам всем известно, из школьного курса физики, если поместить
кусок бумаги на брусок магнита и рассыпать по бумаге железные стружки, то они загадочным образом выстроятся вдоль кривых линий, сгущающихся при
приближении к магниту. Линии как бы выходят из одного полюса, описывают дугу и входят в противоположный. Физики называют эти линии линиями «магнитного
поля». Магнитное силовое поле существует и проявляется в окрестности магнита благодаря тому, что каждый атом железа в свою очередь является маленьким
«магнитиком», взаимодействуя с другими атомами - «магнитиками». Поэтому, если вы разделите магнитный брусок пополам и разнесете части на некоторое
расстояние, линии магнитного поля вокруг каждой из них повторят рисунок поля целого бруска. Разделяя магниты на еще более мелкие части, мы будем получать
подобную же картину и так вплоть до атома-«магнитика». При этом магнитное поле действует не только вблизи магнитного бруска, оно распространяется в
бесконечность, постепенно ослабевая с увеличением расстояния. Более того, мы можем вспомнить, что само магнитное поле является частью электромагнитного
поля, поля, пронизывающего всю вселенную. Электромагнитные волны используются нами в теле- и радиосвязи, образуют световой спектр и т.д. Правда, несмотря
на то, что физики весьма много знают о законах взаимодействия таких полей, пожалуй, не найдется ни одного, кто бы знал, что это такое «на самом деле». «Это
есть неотъемлемое свойство структурированного пространства», - говорят они. Или рассматривают поля как «математический способ описания свойств
пространства». Или, в случае гравитационного поля, как «геометрические свойства пространства», как «кривизну пространства». В то же время физикам многое
известно о свойствах и особенностях различных полей. Поля пронизывают всю Вселенную, порождая ее пространственно-временную структуру. В некоторых случаях
происходит такое сильное «спрессовывание» пространства и «замедление» времени, что свет перестает распространяться, а материя проваливается «как в
воронку». Такие области во Вселенной называются «черными дырами». Возможно, что за пределами нашего четырехмерного мира пространства-времени поля
порождают «гиперпространство» - другую, недоступную нашему восприятию реальность. Распределение полей во Вселенной не­однородно. Существует
минимальная порция нулевой энергии, называемая «квантом поля». Можно считать квант «частицей», приписывая ему, поверхность и форму, но при боле
тщательном исследовании выяснилось, что это еще и «волна». Так что любой процесс во Вселенной можно описывать на языке волновых взаимодействий. В этом
«волновом» приближении действительность не является «материальной», как мы привыкли о ней думать. Даже в вакууме существует поле непроявленных квантов,
называемых «виртуальными частицами». При возбуждении поля приложенной энергией его флуктуации становятся достаточными для перехода частиц из
«виртуального» в «проявленное» состояние. Они как бы «материализуются» из «потенциала», содержащегося в поле. Когда вы возбуждаете поле, прикладывая
энергию, кванты переходят с одного энергетического уровня возбуждения на другой, но не непрерывно, а «квантовыми скачками». Они появляются на каком-то
уровне и, если продолжить возбуждение, могут перейти на следующий уровень и т.д. Когда одна из волн-частиц распространяется через вакуум, это происходит
посредством существующих полей. Артур Арон, изучавший проблему взаимодействия таких полей с нашим сознанием, проводит следующую аналогию: волна
распространяется через вакуум, проходя последовательно серию виртуальных состояний, проявляющихся посредством энергии единственно реальной
волны-частицы. Как если бы выстроился ряд людей, передающих из рук в руки горячую картошку, и при этом только тот, кто в данный момент держит ее в руках,
был бы единственным реально существующим. Крайне важно то, что эти «нематериальные» поля действительно являются основой всего реально существующего.
Материя и энергия перестали быть основополагающими понятиями. Фундаментальны только поля. Они содержат в себе возможность проявления любой
воспринимаемой нами реальности. Иными словами - все «потенциально» заложено в этих полях. Как писал физик Гейнц Р. Пагельс в своей книге «Квантовая физика
как код Вселенной и язык природы», не существует иной материальной действительности, «кроме организующихся и трансформирующихся полевых квантов».
Касаясь вакуумного состояния поля, обладающего наименьшей энергией, Пагельс говорит: «Все, что когда-либо существовало или может существовать, уже
потенциально содержится здесь, в этом пространстве «абсолютного небытия». Это «Все» включает в себя и силовое поле нашего разума, нашего сознания. Отсюда
следует, что в действительности не существует строгой границы между осознающим мир индивидуумом и окружающей его реальностью. Вернон Вульф, Керк Ректор
создатели и разработчики Холодинамики (Дополнительную информацию Вы можете получить на сайте: www.holodynamica.ru).

 

 

 

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович