В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


 
Мелкие банки мешаются под ногами у крупных
 

Средние и небольшие банки по-прежнему предлагают высокие ставки по банковским депозитам. Это вызывает недовольство крупных банков, которые не хотят переплачивать населению

Крупные российские банки вынуждены мириться с высокими процентами в 9,5-10,5% годовых, которые предлагают по валютным депозитам средние и мелкие банки. Между тем такая процентная политика мешает столичным банкам быстро осваивать регионы. Большинство «московских» структур придерживается единой тарифной политики для всей сети своих отделений и не собирается повышать проценты, выходя в регионы, где клиенты уже избалованы высокими ставками. В свою очередь, средние банки говорят, что у них нет другого выхода, кроме как держать хороший процент, иначе не будет притока средств от физлиц. Тем более что дорогие деньги пока еще можно отработать, развивая программы кредитования. Такая ситуация сохранится до тех пор, пока «московские» банки не освоят крупнейшие региональные рынки, а ставки по потребительскому кредитованию и кредитованию малого бизнеса не пойдут вниз.

Средние и мелкие банки возглавляют хит-парад самых щедрых кредитных организаций, где клиент может получить более 9,5-10% годовых в валюте. Ни один из банков первой десятки не может предложить своим клиентам такие условия, высокий процент выставляется только по специальным вкладам или в рамках акций по привлечению новых клиентов. Вместо них щедрость проявляют такие банки, как КБ «Нефтяной» (9,5% годовых), «ЭКСПОБАНК» (9,5%), «АМИ-БАНК» (10,5%), «ЛОКО-Банк» (10%) и другие. Большинство из них входит в первую сотню российских банков, но находится ближе к концу этого почетного списка. Как правило, эти банки имеют небольшую филиальную сеть, и их доля в общем объеме привлеченных от населения средств составляет менее одного процента.

Опрошенные RBC daily банки не очень охотно комментировали причины, по которым они держат высокие ставки. «Такие вклады популярны среди наших клиентов, особенно если мы говорим о депозитах на срок 12 месяцев», – сказали RBC daily в КБ «Нефтяной». Там считают, что даже если проценты по вкладам выше, чем в других банках, это мало что меняет, многие банки вводят разные выгодные депозиты. «Примерно такие же ставки существуют, например, в «РосЕвроБанке» и в «Абсолют Банке»», – утверждают в «Нефтяном». Впрочем, не все банки-лидеры рейтинга ставок признают, что проценты по вкладам у них высокие. «В нашем банке нет специальных высокодоходных вкладов, – сообщили RBC daily в «ЭКСПОБАНКе». – Можно сказать, что наши ставки немного выше среднерыночных, но это обусловлено активным привлечением ресурсов для кредитования корпоративных клиентов. Максимальный процент предлагается по долгосрочным депозитам, которые составляют львиную долю в общем объеме привлечения». В «АМИ-БАНКе» получить комментарий не удалось, но неофициально в банке сообщили, что высокодоходные вклады нужны для привлечения средств от населения.

В беседе с корреспондентом RBC daily представитель «Нефтяного» сообщил, что ставки на рынке могли бы быть и выше, однако банки не предлагают их, поскольку вкладчикам пришлось бы платить налог с дополнительных доходов (если банковский процент укладывается в ставку рефинансирования ЦБ, налог на доход платить не надо). Средства, привлеченные от населения, они направляют на развитие собственных кредитных проектов: сбережения граждан дополняют средства, получаемые из других источников. Неслучайно многие из них предлагают высокие ставки для тех, кто принес более 10 тыс. долл. (если минимальная сумма вклада меньше, то на вклад больше 10 тыс. долл. начисляются дополнительные проценты). «Мне сложно говорить о том, какой объем в привлеченных средствах у этих банков составляют депозиты населения, однако они пользуются ими, например, для развития собственных программ кредитования», – сказала RBC daily Ирина Бушева, руководитель розничного направления «МДМ-Банка». При этом, по ее мнению, не стоит думать, что не найдется вкладчиков, готовых положить а банк 10 тыс. долл. и более, особенно если брать региональный рынок, где в банк обращаются за тем, чтобы не хранить значительные суммы дома. В средних банках говорят, что население готово нести им деньги. «Максимальный процент предлагается по долгосрочным депозитам, которые составляют львиную долю в общем объеме привлечения», – сообщил RBC daily собеседник в «ЭКСПОБАНКе».

Помимо привлечения средств от населения, высокие ставки позволяют средним банкам конкурировать с крупными розничными игроками, особенно в регионах. «Крупные банки не могут игнорировать политику конкурентов: если к нам приходит клиент и говорит, что в другом банке ему предлагают большие проценты, то мы не можем менять условия вкладов и вынуждены мириться с тем, что часть из них уходит, – говорит Ирина Бушева из «МДМ-Банка». – Причем основная конкуренция с этими банками у нас не в Москве, а в регионах, где население кладет деньги (под высокий процент – RBC daily), не всегда точно оценивая надежность своих вложений. Можно сказать, что мы им уступаем часть клиентов, потому что «московские» банки формируют единую политику ставок по вкладам, и они не могут конкурировать с высокими процентами небольших банков». Такая жесткая конкуренция продлится до тех пор, пока «московские» банки не начнут конкурировать в регионах, предлагая различные услуги, предоставляя вкладчикам в регионах кредитные карты и другие продукты.

«В принципе, при привлечении вкладов по таким ставкам можно получить положительную процентную маржу, – сказала RBC daily аналитик по банкам рейтингового агентства Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. – Но мне сложно судить, насколько рентабелен этот бизнес для каждого банка, не имея информации о характере его операций, качестве контроля за рисками и уровне неоперационных расходов. На рынке есть кредиты до 20% годовых в долларах и выше». По словам аналитика, банки в регионах активно кредитуют малый и средний бизнес, что позволяет в определенной мере отрабатывать высокую цену денег. «Московские» банки редко интересуются данным сегментом рынка: необходимо выдавать много относительно небольших кредитов, велик риск невозврата, особенно учитывая, что местные банки знают таких клиентов гораздо лучше пришлых игроков. Кроме того, частные вкладчики пока не делают особых различий между разными коммерческими банками. «Только последние два-три года клиенты постепенно начинают разбираться в разнице между банками и брендами», – говорит Екатерина Трофимова.

Отделэкономики

 

Петр Кирьян, 21.10.2004

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта