СЕМИНАР "ИСКУССТВО PABLIC RELATIONS"

27.10.04. (26-27.02.04). PR. ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА О ТЕРРОРИЗМЕ


- Организация рейда на "Норд-Ост" обошлась Шамилю Басаеву всего в 40 тыс. долларов (25.10.2004. В деле о захвате "Норд-Оста" появились банкиры. http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/society/2004/10/25/25092903_bod.shtml)
- Хаттаб, - имя бывшего подручного Шамиля Басаева (или наоборот).

PR-PSY. 100% СУДЬБЫ

Умирающий человек оставляет послание. - Судьбу, реализованную на 100%. "Личный миф", исчерпавший себя полностью. Смысл как "сухой остаток", артефакт, идею процесса, шедшего в тех или иных минделловских "каналах", пока эти каналы являли собой живую материю - телесное вещество. Ибо с того момента как вещество стало косным, тело мертвым, человеческий дух становится частью более широкого живого - уже эволюционного процесса. От каждого из тех, кто умер, я имею послание - от моей матери, отца, бабушки…

PSY-PHI. СУДЬБА КАК ЦИКЛИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Судьба похожа на "цикл Карно", автомобильный двигатель, который по кругу совершает одну и ту же работу, раз за разом, пока физически не износится и не сломается - умрет - тут-то механизм его функционирования и проявится полностью. Смерть, таким образом, это естественный эксперимент, в отличие от научного - искусственной поломки, чтобы посмотреть, что получится.

PSY-PHI. "КАНАЛ" КАК УСЛОВИЕ ЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА

Все, что угодно можно рассматривать как минделловский "канал" - судьбу, любой аспект мира, судьбу как аспект мира. С некоторого, более общего взгляда, сам человек, по словам Минделла, "канал мира". "Изменение кармы" - лишь увеличение количества задействованных для "колеса сансары" (кармы, судьбы, личного мифа) каналов, обогащение жизни. То, что не удается сделать в одном канале, где, скажем, судьба работает на образ неудачника, - в другом может сработать на образ успеха. Вот на чем основана, так называемая, технология "изменения кармы". Точно так же тренинги дают возможность человеку почувствовать себя в разных "каналах".

PSY. ПРОЦЕСС КАК "НИЧТО"


- Так что я всегда с любовью ссылаюсь на Юнга, потому что именно он дал мне идею о том, что сновидения представляют собой собственные решения. Процессы являются самообъясняющими (Минделл, с.209).

Вместо понятия "ничто", которым пользуюсь я, Минделл использует понятие "процесса", который сам себя объясняет. Мне думается, что это дает хорошую точку опоры в смысле строительства. И это оправдано, ибо в действительности никакого "ничто" нет, - всегда есть "нечто".
- "Нечто" - тень "ничто".
- "Ничто" - чистая идея разрушения; если только не спрашивать себя, идея ли?
- ДНЕВНИК. За каждой из моих записей стоит что-то определенное - событие, переживание, телесное ощущение, сон и пр. Эти мои заметки суть смыслы, значения процесса/ов.

ДНЕВНИК. В МЕТРО

В метро. Я спускаюсь пешком по идущему вниз эскалатору. Дама в шубе на проходе спрашивает меня:
- У вас не болят ноги? - стараясь поймать мой взгляд своими серыми глазами.
- Нет, - отвечаю я, почти автоматически, проходя мимо нее.
- Скоро заболят! - слышу я ее раздраженный возглас, находясь уже тремя ступеньками ниже.
- ? - А еще пятью-шестью шагами ниже, я соображаю, что она имела ввиду, что я, сбегая вниз по лестнице, мешаю ей спокойно стоять на своем месте на эскалаторе. И вот она раздражается и мстит, задавая мне вопрос и выкрикивая что-то обидное, впрочем, очень резонное - ведь, действительно если бегать по лестнице, не жалея своих ног, скоро устанешь и мышцы заболят. Признаться, что-то похожее и мне, порой, хочется сделать - например, пострелять глубокой ночью из снайперской винтовки в мотоциклистов под окном. А еще я думаю, что это похоже на "сглаз", на прикликивание болезни, и думаю о своем суеверии - есть оно у меня или нет? А еще - что эта дама являет собой мой "вторичный процесс" (по Минделлу), тормозящий мое движение вперед, по делам, чтобы не опоздать (мой "первичный процесс"), но одновременно, я для этой дамы тоже выступаю в роли ее "вторичного процесса", мой "первичный процесс" является элементом ее "вторичного процесса".

24.10.04. (24-25.02.04). PR. РЕЛИГИЯ МАСС

На смену старым богам, приходят новые - "звезды" шоу-бизнеса. Я имею ввиду не только эстрадных идолов или кино-див и героев, но и любого человека - ученого, политика, работника - занесенного на телестудию - этот храм нового времени. Речь здесь идет уже не о людях, но об их идеальных образах, в чем-то своем специфическом становящихся экстраординарными, сверхчеловеческими - действительно, о богах.
- Шоу-бизнес - религия нового времени, со своими ритуалами, символами и атрибутами; его "звезды" - новые боги; телевизор - алтарь; телевидение - храм.
- Солженицын так же не избег общей участи обожествления. (Его возвращение на поезде через всю страну в высшей степени символично. Чаепитие с Президентом - президент-шоу. И т.д.)

PR. МАРКЕТОЛОГИ

Маркетологи поделились на две категории - те, кто говорит маркетинг (делая ударение на первом слоге) и кто говорит маркетинг (ударяя на второй слог). Первые несколько презрительно посматривают на вторых, в то время как вторые "не берут в голову", интересуясь больше деньгами, чем науками.

ДНЕВНИК. ЯВЬ ВО СНЕ

Еще один типовой сюжет из прежних снов. - Звенит будильник, я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, чищу зубы, ем. И вдруг обнаруживаю, что все еще сплю. Оказывается после реального звонка будильника я проснулся, а потом, на минутку, снова прилег. Такой сюжет случался не однажды, если мне было очень надо, очень рано встать, но очень не хотелось, при том, что накануне я очень поздно лег. Ощущение усталости сверх всякой меры. Сейчас я сказал бы, что это было ощущение тяжести всей советской системы и всего СССР: "Шаг вправо, шаг влево - расстрел!"

PSY. ЧЕРЕЗ СИМПТОМ К ПРОЦЕССУ

Суть метода Милтона Эриксона не в том, что он работал с симптомом (хотя это само по себе и было важно в его работе, и ныне составляет основу функционально-ориентированных направлений психотерапии, таких как, например, НЛП или "Симорон"), а в том, что через симптом он обращался к процессу. Процесс - это та тайна, та вещь, которую М.Э. никак не мог назвать, поскольку она в принципе не формализуема, лежит в сфере нелокальной логики.

PSY. ИГРА: "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА"

Можно проводить как в группе, так и для одного клиента в терапевтической сессии. Суть игры - исполнение желаний. Загадайте желание, взмахните палочкой, и оно тут же исполнится. Это игра на переживание реальности "здесь и сейчас". Вопрос в том, что вы загадали, и что реально исполнилось. Бессознательное (Бог) очень наивно. Один человек в тренинге загадал "ключи от машины", на следующий день он пришел на работу, его вызвал к себе начальник, дал деньги, велел пойти в магазин, купить автомобиль и привезти в офис "ключи от машины". Кроме того, в частности, чтобы палочка подействовала ею надо взмахнуть, и это взмах, очевидно, должен быть "правильным", настоящим, серьезным - следовательно, стоит, пока без загадывания чего-либо просто потренироваться взмахивать палочкой.

PSY. УПРАЖНЕНИЕ: "РИТУАЛ"

Ритуал как таковой суть архетип. Любое действие может быть ритуалом: чайная церемония (тя-но-ю), протирание очков, приготовление еды, уборка помещения и т.д. и т.п. Совершите какое-либо действие как ритуал (в группе: либо каждый совершает в одиночку, либо один совершает, а другие участвуют в ритуале). После окончания действия - ритуала - осознайте его трансцендентную сущность (трансперсональную, мировую, космическую, вселенскую).

PSY. ДНЕВНИК. КОТЫ

Я знаю, что я никогда не уничтожу свое "эго". И оно всегда, в самый неподходящий момент подставит мне подножку. Но я и не собираюсь его уничтожать. Напротив, я люблю его, как своего кота.
- Мужские и женские кошки.

MED. ЦИТАТА. МИНДЕЛЛ. ВНУТРЕННИЙ ВРАЧ

Если вы хорошо медитируете в канале телесного чувства, вы можете сами работать над многими, если не всеми, своими симптомами. Возможно, вам удастся найти собственного внутреннего врача (Минделл, с.171).

PR-PSY. ПРОБЛЕМА ИИСУСА: "…КАК ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ"

Проблема Иисуса в том, что он вел себя сначала как лидер. "Ты поступаешь как власть имеющий", - говорили ему ученики. А затем передал это лидерство окружающим его людям. Он сделал их свободными. - Разве это не стоит жесточайшего наказания и смерти?
- Передал - предал. Предательство Иуды сакрально, экзистенциально. Один предает, Другой - передает.
- MED. "Эго" предает меня, когда меня охватывает непроизвольная реакция на значимые для меня, как эгоистического существа, события, а "я", как разумный ("взрослый" по Берну) человек, принимаю это предательство, потому что понимаю, что так устроен "я" ("эго"), так устроен мир ("эго" как мир, нечто предметное, вне моего сугубо имманентного переживания "я"). В паттернах "эго", уже осознанных, и еще неосознаваемых, лежат все болезни - как нестыковки принципов. Прими и прости, и раскройся, и исчезни - вот окончание одного процесса, и начало нового - точка личностного роста. Исчезает "эго", но не исчезает "я" - как самосознание, мой разум.
- Как работать с эго-паттернами? - С одной стороны, имеем юнговский архетип как явление в психике феномена физики и эволюции человека, с другой стороны - символ как явление культуры, придающее значение архетипу. Точка совпадения архетипа и символа - экзистенциальное, сакральное чувство аутентичности, точного соответствия "здесь и сейчас" "я" и мира.

21.10.04. (23.02.04). PR. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ВРАГ

Быть может, ВВП потому не может назвать врага, который "нам объявил войну", что он являет собой не какую-либо организацию или конкретных людей, а определенный исторический (в т.ч. социально-психологический) процесс. Например, критику процесса глобализации. Если это так, то следовало бы заняться не войной, а процессуальной работой (хотя "война" может быть элементом этой работы); т.е. речь идет о качественно ином виде деятельности по сравнению с традиционным, переставшим давать нужные результаты.

PR. КАК НАЙТИ БЕН-ЛАДЕНА?

По сравнению с жизнью в лесной землянке, жизнь в большом цивилизованном городе обладает целым рядом преимуществ - комфортом, развлечениями, услугами профессионалов и проч. И действительно, зачем человеку, обладающему сотнями миллионов долларов (или даже сотнями тысяч) жить в лесу? Если он умен, он, конечно, делегирует такое "право" своим заместителям. Итак, если вы, в самом деле, хотите найти "Бен-Ладена", ищите его в соседней квартире.
- Но уверены ли вы, что найдя, сможете доказать его вину в суде?
- Кроме того, кто сказал, что найти человека в лесу труднее, чем во многомиллионном городе?

PR. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ PR

Технологии маркетинга, промоушн, промоушн, паблисити и более частные, как например, мерчедрайзинга или, скажем, логистики, предлагаемые как товар для большей или меньшей (более специализированной или специфической) аудитории, это все образы - варианты имиджа, вернее, типовых его составляющих; при этом обладающих некоей харизматичностью, архетипической силой, абсолютной убедительностью - и не важно, рядятся они в одежды науки или эзотерики.
- Создание имиджа (образа) подразумевает как узкое толкование - создание именно внешнего вида, так и широкое - создание единого, целостного вида, действительно образа или представления о предмете внимания. Что может избегнуть такого подхода?

PSY. ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

Измененное состояние сознания - просто состояние сознания. "Забвение себя", боль, тоска, депрессия, упадок сил - плохие состояния; при этом мир, если на него обращаешь внимание, кажется замкнутым, безвыходным, тяжелым, необходимо материальным. И наоборот, чувство волшебного, сакральное или мистическое переживание мира - радостные, открытые, хорошие состояния. Все это состояния сознания и все они отличны от бытовой нормы. Если обыденное (бытовое) состояние считать нормой, то все другие (темные и светлые) будут измененными состояниями сознания. Либо измененным состоянием можно считать следующее по отношению к предыдущему. Темные состояния - это настоящий ад; светлые - рай. Расстояние между разными состояниями ничтожно, можно сказать, что его вообще нет:

Случайно на ноже карманном
Найдешь былинку дальних стран
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
(Александр Блок)

- Вот прекрасное описание измененного состояния сознания. Но разве оно необычно? Разве это не обычное, пусть и несколько просветленное состояние (светлое, в отличие от темного или серого, бытового)?

PSY. ПРОСВЕТЛЕННОСТЬ

Чувство просветленности, святости зависит от точки самостояния. Если я на нем - светлом - сделал упор, то так оно и есть. Мы изучаем "истину" для того, чтобы ее создавать. Восприятие и творение неотделимы друг от друга. Неограниченное количество энергии, просветление, в норме возможно, если я эту норму принял как позицию самостояния. Это часть той парадоксальной позиции, согласно которой и жизнь, и смерть мои зависят от меня - я волен.

18.10.04. (20-22.02.04). LVD. ДОСТОЕВСКИЙ. КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

В романе "Идиот" проявляются герои трех планов. Прежде всего, те, кто видят и действуют - главные (Мышкин, Рогожин, Настасья Филипповна); затем те, кто видит, но не действует (например, жена генерала, Лебедев); и, наконец, те, кто не видит, но иногда действует, захваченный общим процессом (Иволгин, Аглая).

Достоевский в своих романах как бы ставит эксперимент - а что будет, если… Особенно очевиден такой подход в "Идиоте". А что будет, если в современном обществе вновь объявится Иисус Христос? - И вот на сцене появляется герой с нелепым именем "князь Мышкин". Можно ли в таком, юродивом, по сути, распознать Бога? При том, что ему всю дорогу удивительно везет - тут и встреча с Рогожиным в первых строках романа, и баснословное состояние, невесть откуда падающее на первой волне драмы. В конце концов, как в библейском сюжете, люди (Рогожин) убивают красоту (Настасью Филипповну), которая и есть реальная, действительная жизнь, а Христос (князь Мышкин) возвращается туда, откуда пришел - на небеса (в далекую Швейцарию в психиатрическую лечебницу; в бессознательное). Мир устроен так, что быт несовместим с жизнью - остаются лишь герои второго и третьего планов.

- ДНЕВНИК. К вопросу о том, что такое архетип и как с ним быть? Как "работать" с архетипом.

ДНЕВНИК. 12 ЧАСОВ В СУТКИ

Олег Тиньков, известный (?) брэнд-мастер, как его представили, в "Школе злословия" Татьяны Толстой и Дуни Смирновой говорил о том, что он работает по 12 часов в сутки и как это хорошо с точки зрения заработков и здорового тонуса жизни. А я сегодня подумал, что у меня, возможно, другая проблема. - Я без труда могу найти себе занятие, которое мне интересно и которое займет у меня все активное время моего бодрствования - те же, пресловутые 12 часов. Но что если на какую-то часть этого времени рассчитывают близкие мне люди? Ждут от меня внимания, но не говорят мне об этом, уважая мои занятия, которые к тому же кормят семейство? А я с головой уйду в работу и, по сути, буду откупаться от моих домашних деньгами и прочими материальными благами, проистекающими от моей деятельности. Разумеется, это в случае успешного стечения обстоятельств - когда за работу платят. Правильно ли это будет? Не слишком ли эта позиция эгоистична? Но, с другой стороны, что я могу дать людям, если я столь тотально инровертирован в свою работу? - Просто побыть рядом. Просто побыть рядом, ничего не делая, будучи ничем. Просто быть рядом - трудная вещь! - Это, "пустое", время легкая добыча для развлечения, которое просто гипнотически погружает тебя в ритуал шоу-бизнеса, будь то телевизионный боевик, кроссворд, детектив…
- Шоу-бизнес - религия XXI века.

PR-PHI. ПРОБЛЕМА ВОСТОКА И ЗАПАДА

Проблема Востока и Запада в XXI веке уже значительно потеряла в своем содержании - за этим делением уже почти ничего не стоит, как нет проблемы между "разделением" человеческого мозга на правое и левое полушария. - Ведь на деле оба полушария нераздельны. И уж точно этот подход превращается в политическую спекуляцию - верный признак того, что проблема мертва.

PSY. МНОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ

В радости или в депрессии, в норме, в спокойствии, в обыденном расположении духа и т.д. - это все один и тот же я - просто в разных состояниях, в разных настроениях. Но можно посмотреть на этот факт иначе и представить себе эти настроения как разные личности внутри меня. - Размножиться! И этот взгляд так же будет справедлив.

PSY. ЦИТАТЫ. ЮНГ.


- ВРЕМЯ. (684) Я не знаю, но могу вам это сказать: у бессознательного времени нет. Часть нашего психического пребывает вне времени и пространства. Это всего лишь иллюзия - время и пространство, и поэтому в определенной части психического время вообще не существует (Юнг, с.322).
- DIRECTEUR DE COSCIENSE. (613) В католической церкви существует старая традиция directeur de cosciense - своего рода вожака душ, духовного пастыря, поводыря (Юнг, с.299).
- ХРИСТОС КАК ТЕНЬ. (638) То есть в нас самих мы имеем тень, мы имеем очень плохого собрата в нас самих, очень плохого человека, и его должно принять. Что сделал Христос - давайте будем здесь вполне банальными - что сделал Христос, когда мы считали его всецело человеческим существом? Христос не послушался своей матери; Христос не следовал своей традиции; Христос исказил самого себя и доигрался до печального конца: он прошел через свою версию к печальному концу. Как родился Христос? В величайшей нищете. Кто был его отец? Его отец был незаконнорожденным ребенком. Это самая жалкая ситуации: у бедной девушки маленький сын. Это и есть наш символ, это и есть мы сами. Мы все в этом. И если кто-то живет согласно своей собственной гипотезе вплоть до печального конца (возможно, расплачивается смертью), то он знает, что Христос его - его брат (Юнг, с.313).

PSY. ЦИТАТА. МИНДЕЛЛ. ЦЕЛИ КАК АРХЕТИПЫ

Вкратце типичные современные и древние цели развития таковы: следование бессознательному (как в аналитической психологии), повышение уровня и высвобождение энергии (как в акопунктуре и других системах работы с телом), интуитивное понимание Дао (как в "Ицзин"), путь воина (как у Кастанеды и Трунгпа), отрешение от иллюзий (как в буддизме) и вхождение в поток (как в медитации випасана).
- Минделл А. На краю жизни и смерти: Кома: Ключ к пробуждению; Самостоятельная работа над собой: Внутренняя работа со сновидящим телом / Пер.с англ. В.В. Самойлова. - М.: Независимая фирма "Класс", Изд-во трансперсонального института, 2000, с.138.

15.10.04. (17-19.02.04). PR. ДИНАМИКА Х.

Каждое проигранное экономическое очко добавляет Ходорковскому (далее, - Х.) два выигранных политических. Неужели люди, которые хотят его уничтожить, этого не понимают? Поистине Бог ослепляет тех, кого хочет наказать.
- Имея же политический капитал, нетрудно отыграть экономический.

PR. ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Еще раз о Ходорковском. Человек, который имел все, что хотел, мог уехать в любой момент и отлично себе представлял ход развития событий (на примере Гусинского и Абрамовича), тем не менее, остался. Что бы это значило? О чем это говорит? - Это говорит о том, что это человек способен принимать действительно ответственные решения и мужественно их исполнять. На российской политической арене сегодня нет ни одного персонажа, обладающего таким же политическим капиталом, каким обладает Х. Лишь об одном-двух политиках, я мог бы сказать, что они способны на такой же поступок, но это будет лишь моя гипотеза. В то время как Х. демонстрирует реальность.
- Фигура одного Х., казалось бы полностью удаленная с российской политической сцены, спасает сразу две партии - "Яблоко" и СПС - весь правый блок.
- Теперь если Х. откажется от политических амбиций, сломается, то независимо от того, насколько успешен он мог бы быть как политик, шансы России в ближайшем будущем на эффективное развитие сильно понизятся.
- У нас много хороших политиков, но лишь у одного достало мужества поставить на карту свою жизнь. Это впечатляет.

PR. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Система службы безопасности и криминальная система (в т.ч. система террора как глобальный аспект криминальной парадигмы) - два аспекта одного и того же феномена. Как его обозначить? - Может быть, как технологию информационной власти? Как насилие (основу власти как таковой), опирающееся на информацию и психологию (манипулирующее ими).
- Информационно-психологический феномен (по аналогии с паранаучным энерго-информационным).

РЕПЛИКА. PSY. MADE THE AKTOR

Женщина делает из мужчины актера.

PSY. ПО ПОВОДУ ТАНАТО-

По поводу теории танатотерапии, танатологии и прочих танато-. В какой момент времени наступает, так называемая, "терминальная" (конечная, окончательная) стадия жизни? У отца Милтона Эриксона она началась, по-видимому, лишь когда он грохнулся на пол, потеряв сознание из-за инсульта (от которого и умер тут же) на девяносто пятом году жизни, - очень короткая стадия. А у Якоба Морено - когда он принял решение умереть, и вступил в голодание. Все зависит от того, как эту стадию осознавать в контексте "смысла жизни". У кого-то, надо думать, она может начаться и детском возрасте.
- Быть может, вступление на "Путь" не отличимо от вхождения в терминальную стадию? Ведь "Путь" это нечто окончательное, завершенное, хотя жизнь человека физически еще и не прекратилась (а в некотором смысле - только лишь началась).

ДНЕВНИК. ЧТО ДАНО

Я получал всегда только то, что брал, не замечая того, сколь многое мне давалось.

11.10.04. (13-15.02.04). PR. КАК ПОНЯТЬ?

Почему бы не попытаться понять смысл действий западных правозащитников и государственных деятелей, предоставляющих политическое убежище Ахмету Закаеву и иже с ним. Нынешние российские тележурналисты, во всяком случае, не дают нам такой возможности. Если только не считать этой возможностью (подобно фиге в кармане) их упрямое тыканье нам в морду этого факта (госполитзащиту Закаеву и пр.), позорного для российских ястребов.
- PR-ВОЙНА. Ну, предоставили убежище и предоставили. Но разве с точки зрения госпиара (правильней сказать, в данном случае, - пропаганды), не лучше ли было бы просто забыть об этом? - Чтобы люди думали, что ничего такого нет, или что международную защиту с представителей террористов уже сняли и т.д. С точки зрения военного принципа (российский PR против западноправозащитного PR) такое поведение было бы в высшей мере правильным. - На войне, как на войне. И т.д.
- В конце концов, мы приходим к вопросу: кто выигрывает? - Тот, кто воюет? Или тот, кто строит мир?
- Если же воевать всерьез - до полного уничтожения чеченских террористов - следует, по логике вещей, интроецировать (сделать своими) их цели. Как, по большому счету, учит военное искусство.

PSY. КОГДА ГОВОРИТ САМОСТЬ

Когда говорит самость, сознание умолкает. Оно стягивается в точку и почти не имеет сил, как это бывает во сне, даже для того, чтобы осознать себя. Его просто нет в переживании приступа острой боли, неважно болит ли зуб, голова, живот или просто порезанный палец. И только задним числом, вспоминая пережитый отрезок времени, мы можем судить о присутствии в нем сознания, а может, только догадываться о нем? - Отсюда цель - обрести сознание в самости. Говорят, что духовные практики, религия, достигают этой цели. Или только верят в достижение этого?

PHI-PSY. ПРАВИЛА ВОЙНЫ

Чтобы по-настоящему победить врага, надо перевоплотиться в него. Если ты не готов или не способен сделать это, приготовься к тому, что с какого-то момента враг станет другом, либо возьмет твою жизнь - победит тебя. Победы же того, кто нарушает правила войны, иллюзорны - он в проигрыше еще до начала сражения, каким бы ни был его исход, и будет уничтожен если не извне, то изнутри.

PSY. КОГДА ГОВОРИТ САМОСТЬ

Когда говорит самость, сознание умолкает. Оно стягивается в точку и почти не имеет сил, как это бывает во сне, даже для того, чтобы осознать себя. Его просто нет в переживании приступа острой боли, неважно болит ли зуб, голова, живот или просто порезанный палец. И только задним числом, вспоминая пережитый отрезок времени, мы можем судить о присутствии в нем сознания, а может, только догадываться о нем? - Отсюда цель - обрести сознание в самости. Говорят, что духовные практики, религия, достигают этой цели. Или только верят в достижение этого?

ДНЕВНИК. КРИЗИС ПЕРВОЙ ЛЮБВИ

Тут мне хотелось бы сказать, что проблема в том, что у любого человека всегда есть возможность получить то, что он хочет и именно так, как он хочет. Что в таком контексте проблемы чувства покинутости нет. Что прямо сейчас все можно исправить. Но я ничего этого не сказал ей, потому что это были слова.
- Проблема свободы и, соответственно, всевластия тяжелее проблем "эго", какими бы трагичными они не были. Свобода стоит дорого. Свобода дороже жизни.
- Я мог бы, даже не особо задумываясь, выдать десяток интерпретаций причин любовного кризиса в любом конкретном случае. Проблема, однако, не в том, чтобы выбрать из этих интерпретаций единственно верную, а в том, что все интерпретации, даже взаимно уничтожающие друг друга, верны. Интерпретация не решает ситуации, решает решение каким бы оно не было.

PHI. ОШИБКА ГОСПОДА БОГА

Новое творение - это ошибка Господа Бога; по-научному - мутация. Это касается не только естественной природы, но и культуры. Культуры - особенно, ибо никак иначе, чем ошибившись, невозможно вырваться за пределы локальной логики, изощренной миллиардами культурных образцов. Вывод: цените свои ошибки. Они даны свыше.
- Болезнь служит ключом к здоровью.

ДНЕВНИК. DRIVE

Он сказал, обращаясь к группе:
- У меня для вас две новости - плохая и хорошая. Хорошая заключается в том, что я понял, что должен больше давать людям. А плохая - в том, что я понял, что должен делать это в форме директивного руководства окружающими меня людьми.

Понятно, что именно так можно сказать лишь в идеализированном мире романа, а не в реальной жизни, которая, не будучи идеальной, никогда не даст достаточно времени, чтобы выразить весь объем реальности. Такая фраза имеет право на существование только при недостатке времени - чтобы успеть сказать основное. Она литературно оформлена. В реальности, конечно, в существе моего героя носились бы бури эмоций, а в голове - сплетение мыслей. И говорить бы он начал с чего-то, Бог знает с чего, что произвело бы на него наиболее сильное последнее впечатление или, скорее всего, с какого-то ничего не значащего штампа. Например, "я не знаю, что сказать…". Или "мне хочется сказать одну вещь, которая, я думаю, не всем понравится…" Или "у меня противоречивое чувство, но все же я хотел бы сказать одну вещь…"

PSY. ТИПИЧНЫЕ МОТИВЫ СНОВ

По поводу снов. Мне кажется, у меня были все типичные мотивы сновидений, о которых упоминает Юнг: использование негодного оружия для того, чтобы поразить врага - нестреляющего пистолета или неколющего ножа; нахождение в публичном месте голым; полеты над кронами деревьев и под облаками; борьба с ужасным, иногда даже наделенным сакральным статусом (например, статусом колдуна или ведьмы), преследователем; препятствие к совершению полового акта во сне. Впрочем, последнее, кажется, уже выпадает из списка типичных сюжетов. Что касается ужасного существа (как я понимаю, "тени", по Юнгу), то однажды все же мое оружие сработало, и я проснулся с ошеломляющим чувством страха и пустоты - как будто вот-вот за мной должен был явиться наряд милиции, чтобы арестовать меня за убийство. И мне стоило известного труда убедить себя, что никакого преступления я не совершал, что все это было во сне. Казалось, что я чего-то забываю, путаю, не помню - а на самом деле все это было наяву, только я не вполне сознавал сам себя. Как маньяк.

06.10.04. (11-12.02.04). PR. ДНЕВНИК. ДВА ОБРАЗА СИЛЫ

"Все во мне и я во всем", - написал Федор Тютчев, сведя, таким образом, воедино две стратегии организационного действия. Окружность и точка, круг и точка - его центр. Круг можно представить себе как большую точку или точку - как маленький круг. Одна стратегия, один вариант усилия суть действие, направленное от периферии к центру - к некоей цели. Так поступает вождь, властитель (или организатор, менеджер) силой принуждения собирающий массы и направляющий их к цели. Это эстравертное поведение; такой человек говорит: "все под контролем". Другая стратегия - точка, как магнит, притягивающая к себе страждущих, цель явленная воочию как тайна некоего, владеющего ею. А уж среди собравшейся вокруг этого ядра толпы (тусовки) находятся свои организаторы, охранники и прочие деятели необходимые, необходимые для превращения этой массы в организм. Так поступает монах, гуру, отец основатель (патриарх, Будда и пр.) Это интравертное поведение; такой человек говорит: "ничего контролировать не надо". В первом случае логично вести речь об организации, государстве - некоей иерархической, функциональной структуре; во втором, - об организме, сетевой, холистической, целостной структуре.

Одно усилие суть сила как таковая, как положительная, внешняя энергия, сила как насилие. Другое усилие суть сила, направленная внутрь, не толкающая, но тянущая, базирующаяся не на напряжении, но на расслаблении, на спонтанности, на тайне и интуиции. Как две перлзовские собаки - "собака сверху" и "собака снизу" - сила силы и сила бессилия.
- Я научился работать с "кругом"; теперь мне хочется стать "точкой". И я умею свои "круги" передавать другим, как мне кажется. А в редкие минуты жизни удается достигнуть единства обеих стратегий - в сущности, это чудо.

PHI. КАК ВЕРУ СВЕСТИ К ЗНАНИЮ

Интуиция - орган веры. В локальной ситуации (замкнутой системе) она вырождается до рационального мышления и, соответственно, - знания. Утрируя, я бы сказал, что в горизонте веры властвует логика парадокса (верую, ибо абсурдно), а в горизонте логики - логика причинности (непротиворечивого знания).

PR. "ЧЕТВЕРТЫЙ ПОЛЮС"

У всякой многосоставной страны, "большой семьи", есть своя "паршивая овца": в России - Чечня, в Англии - Ирландия, в Индии - Пенджаб.
- По Юнгу "Троица" не полна без Четвертого - центра, являющего источником зла.
- ЧЕЧЕНСКИЙ ВОПРОС. Теперь уже ясно, что "замочить придурков в сортире" не удалось и вряд ли удастся во весь оставшийся срок путинского президентства. Но проблема в том, на мой взгляд, что и переговоры с Масхадовым ничего не дадут, и отделение Чечни от России (если бы такое было возможно), из-за чего, якобы, все началось. Что же сработает? - Очевидно, ответ есть и он, что называется, у нас под носом; он настолько очевиден, что незаметен именно в силу своей очевидности. (Гештальтистски - как фигура, которая никак не может выйти из фона).

PSY. УРОВНИ КАК ЦЕНТРЫ

Я бы говорил не об уровнях, но о центрах сознания, хотя они и обозначаются как уровни: сознание - бессознательное - архетип - тайна. А, кроме того: я, эго, ребенок (в системе трансактного анализа Берна), бессознательные личности (в гипнотической реальности Милтона Эриксона) и пр.

ДНЕВНИК. PHI-PSY. О ЧЕМ РЕЧЬ? - СОЗНАНИЕ В ГОРИЗОНТЕ ИНТЕРЕСА

Очередной раз пришло в голову, что мне не интересны всякого рода уровни и/или формы сознания, в том числе, архетипы, сатори, нирваны, бессознательные личности и пр., если при этом нет моего самосознающего, локального, убогого "я", если я не осознаю себя. Если меня нет, о чем тогда говорить? Если я невыразим, о чем речь?
- Впрочем, я не могу отождествить это "я" ни с гештальтистской функцией self, ни с фрейдистским ego, ни с юнговской "самостью" и т.д.… Я - это я, и этим все сказано.

PHI. ПРОБЛЕМА НЕЛОКАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

Проблема нелокальной логики заключается в том, что в тот самый момент, как она идентифицируется как логика - т.е. нечто определенное: наблюдаемое и описываемое - в этот самый момент она перестает быть другим типом логики, противоположным механическому (локальному), - она перестает быть волновой (или нелокальной, или холистической) логикой, как я ее называю. Осознанная, она перестает быть тем, что она есть.

03.10.04. (02-10.02.04). PR. ТЕРМИНЫ КОНСАЛТИНГА: ПРОЦЕСС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Процесс - это волновая функция. В отличие от обычного функционирования, которое проходит в локальной (каузальной) логике, механически. Процесс идет от целого состояния к целому состоянию - целое движется целиком. Функция же всегда локальна - эпизодична, фрагментарна, изолирована, искусственна - только так она доступна для восприятия, наблюдения.

PHI. НАУКА И ИСКУССТВО КАК КЛАССИЧЕСКАЯ И КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

Наука и искусство - две стороны одной медали. Они сходятся в жизни. Жизнь обычного (массового) человека все больше интегрирует в себя и то, и другое, даже если он и не подозревает об этом, потребляя свои, массовые, продукты. Синоним науки (области локальных эффектов) в жизни - решительность; синоним искусства (области холистических, волновых эффектов) - смысл. Таким образом, жизнь в своей полноте суть смысл решительности; решительность, навостренная целью. Жизнь с целью - целостная жизнь.
- Используя научный жаргон, наука - локальная функция, искусство - волновая функция.
- Интеллигентность, культурность и решительность - разные и, в общем, не связанные между собой вещи или, вернее сказать, - сложно связанные.

PSY. К ТЕОРИИ СНА

Несомненно, сон является неким состоянием оторванности, изолированности бессознательного от сознания, поскольку между настоящим, глубоким, сновидческим сном и бодрствованием существует бесконечное число градаций, в коих видения лишь с известной натяжкой могут быть названы сном, но могут подходить неотличимо близко к, так называемой, реальной действительности.

F-PSY. FUTUR-КОМПЛЕКС

Если бы человек мог жить бесконечно долго, то, вероятно, страх несчастного случая по силе мог бы стать эквивалентным страху смерти, порождая новые неизмеримо более сильные комплексы.

PSY. ЕЩЕ РАЗ О ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Действительно, терапевт - "Бог", но Бог, связанный по рукам и ногам. Освободить его - задача терапии.

PHI-PR. "НОВАЯ НАУКА"

В последние 100 лет происходит становление (и статуирование) области знания (логико-практической деятельности), комплементарной классической (ньютоновской) науке и расположенной в области между наукой и религией. И в авангарде этого движения (со стороны науки) идут психология, или скорее психотерапия (как более научная часть) и консалтинг (как более практическая часть).

PSY. ТЕЗИСЫ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ


- Для меня очевидно, что психотерапию следует отличать от психологии и, тем более, от психиатрии. Последнее - что-то и вовсе уж клиническое.

Болезнь (психическое заболевание или, мягче, - ненормальность), как паттерн препятствия, которое может и должно быть преодолено. Социальный статус болезни - некий образ (паттерн) поведения должен быть назван, статуирован, как болезнь. Типовые, как, скажем, образ "невротической личности нашего времени" Хорни, и индивидуальные болезни. В последнем случае я бы взял слово болезнь в кавычки (в подавляющем большинстве случаев). Превращение индивидуальных случаев в типовые в результате процедуры описания их, как случаев заболевания или ненормальности. Профессиональное конструирование болезни - к вопросу о том, что мы видим, и что есть "на самом деле"? Принципиальная условность психологических (и медицинских) теорий - в отличие от "объективности" физических и прочих естественных наук.

ДНЕВНИК. "ОШИБКИ"

Некоторые мои ошибки не так глупы, как может показаться на первый взгляд. Например, у меня есть склонность использовать слово герменевтика, производя его от понятия герметичности (замкнутости, изолированной системы), а вовсе не от Гермеса, как это принято нормально - исторически, академически. И, пожалуй, я всегда буду считать, что в привносимом мною смысле этого слова есть смысл, как бы ошибочна не была процедура его включения в традиционное смысловое пространство.
- На эту (или схожую) тему очень интересно, в свое время, написал Вадим Кожинов (литературовед), разбирая технологию написания Пушкиным стихотворения "На холмы Грузии легла ночная тьма", когда он заметил, что на окончательный вариант - слово "тьма", кажется, поэта натолкнула небрежность его правописания.

01.10.04. (30-31.01.04). TXT-LIT. ДИАЛОГ

Это похоже на анекдот. Наш клиент, человек весьма состоятельный, говорит рекламному банковскому агенту, с которым его случайно соединила секретарь:
- Что нужно столь высокочтимому представителю банка от столь низкочтимого российского предпринимателя? (На мой взгляд, очень художественно).

PR. LVD. ФАНТАСМАГОРИЯ

Клички бесланских бандитов: Манас, Фантомас и Полковник. В духе фантасмагорий Булгакова или Пелевина.

PHI. ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?


- Только не спрашивайте, что такое мышление о философа. Спросите лучше у обычного среднего человека, - говорит Юнг (Тавистокские лекции).
- Что может сказать ученый (философ) о том, чего нет? - Очень много, а фактически ничего.

PSY. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ТАЙНА ПРИРОДЫ

Если бессознательное взаимодействует с сознанием, то его уже нельзя считать бессознательным. Если же такого взаимодействия нет, то мы ничего не можем о нем знать. Вот почему я говорю, что бессознательного нет. Есть лишь еще неидентифицированные нами взаимодействия уже открытых и еще неизвестных нам частей или свойств сознания. Правильней считать бессознательное сущностью сознания, которая, как и любая другая природная сущность, непознаваема до конца.
- Бессознательное - та часть сознания, которую мы вправе назвать тайной природы. Наука раскрывает тайны, вера овладевает ими.
- (439) Человек развивал свое сознание медленно и трудно. Потребовались бессчетные века, чтобы достичь современного цивилизованного состояния (которое произвольно датируется со времени изобретения письменности около 4000 лет до н.э.) Эта эволюция и сейчас далека от завершения, поскольку значительные области человеческого разума погружены в темноту. То, что мы называем "психическим", "душой", ни в коей мере не идентично нашему сознанию и его содержанию. Тот, кто отрицает существование бессознательного, предполагает, что наше нынешнее знание психики фактически является полным. Но эта вера с очевидностью ложна, так же как ложно и предположение, что мы знаем все, что можно знать о вселенной. Наша психика - лишь часть природы, и тайна ее безгранична, поэтому мы не можем дать полное определение ни психическому, ни природе. Мы можем лишь заявлять, что верим в их существование и описываем, как умеем, - лучшее из того, что мы можем, - каким образом они действуют (Юнг, с.211).

PHI. СИНХРОНИЯ - ГАРМОНИЯ

Юнговская синхрония, если говорить по-простому, - гармония. Хотя, разумеется, философски и теологически понятие гармонии глубже более научного термина "синхрония".

PHI. ИСКУССТВЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Для того чтобы добиться успеха в деле создания искусственного разума, надо каким-то образом присоединить его к процессу эволюции. Однако если искусственный разум станет естественным следствием естественного процесса эволюции, он сам поистине должен будет считаться естественным. Коротко говоря, создавая искусственное сознание нельзя обойтись без создания искусственного бессознательного. Самый грубый аналог такого "бессознательного" (грубый в силу своего технического несовершенства) генератор случайных чисел. Искусственный разум, в некотором роде, должен стать естественным подобно тому, как "искусственное" произведение искусства, например, картина Рембрандта, в некотором роде, по уровню своего совершенства может быть поставлена в один ряд с естественными природными объектами; артефакт, становящийся природным явлением. Тайна картины гения соразмерна тайне природы, над которой бьется ученый.
- Размышления о технологии создания искусственного разума приводят к идее о том, что, образно говоря, искусство должно сойти со стен художественных галерей и раствориться в жизни. Жизнь должна стать искусством! Кстати, быть может, шоу-бизнес, несмотря на всю свою вульгарность, по большому счету служит именно этой идее, именно в этом его смысл (ведь не в пошлых же текстах песен и глупых шутках!)
- Полнота "искусственного интеллекта" (искусственного сознания) требует создания "искусственного бессознательного".
- 31.10.04. Технология создания ИИ (Искусственного Интеллекта): создавать его так же, как художник создает свою картину. ИИ - как результат искусства в сфере техники.

PR. VIP-ЭКОНОМИКА

Люди готовы платить большие деньги за точечное, разовое удовольствие (например, на дорогом горнолыжном курорте купить часы за $10 000 или бутылку вина за $5000), и очень большие деньги - за статусные вещи (например, те же часы - за $500 000). Цена - часть жизни или часть имиджа.
- Я могу брать большие или очень большие деньги лишь за то, что я мог бы отдать и бесплатно.