|
|
|
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ОПЫТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ. А.
Коляда, психолог
|
|
Психоактивность действий так или иначе связанных с сексуальностью свидетельствует
о возможности их использования в психотерапевтических це-лях. Однако полнота
реализации этих целей в значительной степени определяется, каким образом
человек воспринимает секс. Иными словами, можно утверждать, что если секс
воспринимается преимущественно как физическое и физиологическое действие,
то возможность получения терапевтического эффекта минимальна.
В этой связи обращает на себя внимание то, что практически все известные
традиционные культуры относятся к сексуальности как к сакральному явлению,
связанному с необычными состояниями сознания. В этой связи проявления
сексуальности обставляются разнообразными обрядами, либо сами они являются
составной части обрядовой практики, связанной с интенсивным проживанием
изменённых состояний. Особенно ярко это проявляется в оргиастических культах,
отголоски которых можно найти в самых разных культурных традициях. При
этом принципиально важно то, что традиционная точка зрения предполагает
предельно широкое понимание сексуальности. Она видится как система разноплановых
( в том числе и на тонкоматериальных уровнях) взаимодействий между мужчиной
и женщиной, причём генитальный контакт не всегда является их непременным
условием или следствием. Для удобства обсуждение такое видение можно обозначить
как аутентичную модель сексуальности.
К сожалению, в сознании большинства современных людей закреплена совершенно
другая модель сексуальности. Анализируя самые разные проявле-ния общественного
сознания (а точнее – бессознательного), начиная от образов массовой культуры
и кончая результатами интервьюирования на психотерапевтических сеансах
можно сделать вывод, что само понятие сексуальности крайне сузилось относительно,
её аутентичной модели. Сводится оно в основном к половому акту и действиям,
так или иначе с ним связанным. Причём все эти действия понимаются весьма
механистично.
Рассматривая аутентичную модель сексуальности, я должен отметить, что
взаимодействия на уровне осознавания, соответствующем этой модели, явля-ются
эффективной психотехникой, большим терапевтическим потенциалом. В чём
он состоит?
1. Опыт аутентичной сексуальности даёт глубокое осознавание собственного
тела, чувств, мыслей и движения в них происходящих. Соответственно, осознаются
разноплановые зажимы и связанные с ними психологические проблемы.
2. Секс становится естественным средством достижения изменённых состояний
сознания, которые могут использоваться как в целях личностного роста,
так и для психотерапевтической работы, например, связанной с динамикой
перинатальных матриц. Особенную ценность такая практика имеет для решения
проблем, связанных с пересмотром сложившейся системы ценностей, в частности
психологических зависимостей.
3. Само движение к реализации аутентичной модели сексуальности требует
определённой психотерапевтической работы, а её достижение оказывается
мощным стимулом к этой работе.
Последнее требует некоторых пояснений. Известно, что как сама работа в
изменённых состояниях, так и её эффективность определяется тем, с какими
целями человек идёт в эту работу. Особую важность в этом случае приобретают
тайные и скрытые, т.е. неосознаваемые цели. Практика же показывает, что
у достаточно большого числа людей секс оказывается связанным с достижением
большого числа целей, зачастую совершенно разнонаправленных и не имеющих
никакого отношения к сексуальности. Естественно, что до тех пор, пока
человек не начинает осознавать эти цели и освобождаться от них, полноценная
психоло-гическая работа в контексте сексотерапии оказывается невозможной.
Приведу краткий перечень таких целей и проблем. Условно их можно объединить
в три группы.
Первая группа объединяет системные цели, связанные с задачами, вы-страивающими
человеческое мышление как операционную среду.
1. Секс используется как инструмент управления партнёром или сообще-ством.
2. Использование секса как инструмента мести. Как правило связано с существованием
обширного пласта накопленных обид, в частности на родителя противоположного
пола и переносимых на партнёров, а так-же обид, полученных в следствии
фрустраций на сексуальной почве.
3. Стремление определённым образом выглядеть, производить впечатле-ние,
и потому замена естественности на соответствующие стереотипы.
4. Стремление к неуязвимости, проявляющееся в закрытости и сдержан-ности.
Вторая группа – проблемы, кроющиеся в общественном бессознательном, являющиеся
мифами, навязываемыми общественной средой образцами поведе-ния. Число
их велико, потому назову наиболее распространённые.
1. Секс – это нечто постыдное, запретное, грязное.
2. Секс – это нечто значимое престижное, иногда составляющее смысл жизни.
3. Отношения между мужчиной и женщиной – сплошные страдания.
4. Мужчина должен быть гиперсексуален, а женщина – холодна.
Третья группа – это личные болезненные переживания, самого разного происхождения.
Большую их часть составляют проблемы, возникшие при столкновении с проявлением
у партнёра целей из первой группы и усугублённые мифами второй, а также
принятые на этой почве решения
Перечисленное заставляет считать ситуацию, в которой партнёр воспри-нимается
как устройство для снятия сексуального напряжения, чуть ли не как идеальную.
А использование сил, связанных с сексом, в психотерапевтическом контексте,
делом требующим определённой подготовительной работы.
К счастью, как показывает опыт, большинство людей знакомо с психологическим
состоянием очень точно соответствующим аутентичной модели сексуальности.
Причём это состояние переживается во вполне сознательном возрасте, во
время пубертатного периода и потому достаточно легко актуализируется.
Когда сексуальность уже осознаваемая как таковая начинает заполнять мысли
и мечты подростка, они оказываются направленные не столько на половой
акт, сколько на предвкушение нового, принципиально важного состояния.
Это состояние можно приблизительно описать как ощущение возможности достичь
некоей экзистенциальной цельности в теле, чувствах, мыслях, блаженного
состояния единства и трансценденции собственных границ. Причём существует
точное знание о том, что достижение этого состояния невозможно без человека
другого пола. Это своего рода необходимое условие для того, чтобы вызвать
движение силы, которое даёт переживание всеобъемлющего блаженства.
Не вдаваясь в обсуждение природы знаний об этом состоянии, отмечу, что
с одной стороны, память о нём может служить своего рода ориентиром, а
с дру-гой стороны, реальное его переживание, даёт значимый психотерапевтический
эффект.
Из сказанного следует, что вне зависимости от того, следует ли человек
аутентичной модели сексуальности в повседневной жизни, самый опыт проживания
этой модели или приближения к ней позволяет решить многие проблемы. Практика
показывает, что наиболее оптимально получение такого опыта в процессе
тренинговой работы, включающей в себя два основных направления. Первое
предполагает знакомство с аутентичной моделью сексуальности и проживание
различных её аспектов. Второе – это самоисследование направленное на обнаружение
неосознаваемых целей, являющимся помехами при работе по первому направления
и их последующую проработку. Соответственно, в программу включается обучение
техникам самоисследования.
Каковы, на мой взгляд, наиболее существенные для тренинга аспекты ау-тентичной
сексуальности?
1. Отход от поверхностного, механистического восприятия мира. Это не означает
того, что в программу тренинга должны вводиться специаль-ные упражнения
на раскрытие экстрасенсорных способностей. По-скольку задача эта в большой
степени мировоззренческая, то решаться она должна через контекст тренинговой
работы.
2. Глубокое и разноплановое осознание себя, партнёра и происходящих взаимодействий.
3. Сакральное, мифологическое, обрядовое понимание сексуальности и связанных
с ней взаимодействий.
Далее, возникает вопрос о средствах, которые могли бы обеспечить про-живание
этих аспектов. Здесь я должен сделать важное пояснение: сам образ описываемого
тренинга, его теоретическое и практическое содержание родились из исследований
этнографических материалов, касающихся способов выхода в изменённые состояния
сознания существовавших в русской культурной традиции.
Большую роль в этой работе сыграло изучение и освоение этнографических
материалов по скоморошьей традиции, описываемых покойным А. Андреевым
в кн. «Очерки русской этнопсихологии» Эта традиция унаследовало многое
восходящее к древнейшим культам плодородия, что делает её особенно интересной
относительно рассматриваемой темы. Кроме того, в практическую часть тренинга
в этнографическом или адаптированном виде вошли некоторые знахарские практики,
взаимодействия, составляющие дополнительные смыслы или «тонкий план» многих
народных игр, материалы по взаимодействию через движение, звук, некоторые
специфические формы работы с голосом и т.д.
Не вдаваясь в подробное описание технологии тренинга, поясню на про-стых
примерах, как некоторые практики помогают решать тренинговые задачи.
«Лажение»
Название является производным от слова ладить, отлаживать. Лажение это
этнографическая знахарская практика, с некоторыми вариациями встречающаяся
в разных регионах России. В сущности, это особый вид массажа, по форме
близкий к различным видам спонтанного массажа. Оно включает в себя самые
разнообразные формы воздействия – от силового, по интенсивности приближающегося
к мануальной терапии или рольфингу до воздействия без физического контакта.
Однако эта техника имеет ряд черт, делающих её по-своему уникальной. Лажение
предполагает наличие способности видения или, если угодно, чувствования
и одновременно является прекрасным способом развить эту способность. Такое
чувствование, суть возникающее в процессе лажения точное знание о встретившемся
телесном напряжении и о том, как его устранять. Далее, для успешной работы
в этой технике, необходима способность воспринимать тело (своё и партнёра)
как некое пространство. К сожалению, на эту тему более ничего сказать,
т.к. этот образ практически невозможно передать в словах. И, наконец,
лажение косвенно использует силы, связанные с сексуальностью. По крайней
мере, традиционно работа в этой технике осуществляется только между мужчиной
и женщиной или двумя женщинами. При том, что лажение не имеет непосредственного
отношения к сексу, по свидетельствам людей освоивших эту технику, оно
сильно увеличивает возможности и качество сексуального общения, интенсивность
и глубину получаемых переживаний. Одна из причин этого явления состоит
в том, что секс связан с большим количеством разнообразных напряжений,
значительная часть которых является помехами для получения «правильных»
переживаний.
Работа с голосом
Имеет два аспекта. Во-первых, очень широко используется тот факт, что
способность сойтись, совместиться через звук голоса с другим человеком,
яв-ляется своего рода тестом на психологическую совместимость. Соответственно
это явление в разных формах, от ритуализированных (как в некоторых племенах
населяющих Вьетнам), до существующих в бытовом контексте, применялось
при подборе пар. Этот факт имеет и оборотную сторону – голос можно исполь-зовать
как своего рода вход в психотерапевтическую работу, направленную на увеличение
психологической совместимости.
Во-вторых, определённые техники парной или групповой работы с голо-сом,
вызывают эффект единого сознания и другие необычные состояния, что определило
повсеместное их применение в самых разных духовных практиках, как правило
в форме пения. Некоторые тантрические практики предполагают использование
голоса без слов и интонирования, в виде гудения.
Скоморошье «гудошничание», будучи близким по форме к этим техникам, является
основой для работ с сознанием самой разной направленности – от пси-хотерапевтической
до совершенно мистических с выходом в глубокие изменённые состояния. Применение
гудошничания в парной работе позволяет осуществлять осознанное взаимодействие
на самых разных уровнях сознания. Соответственно, если взаимодействие
включает в себя сексуальный аспект, то оно может принимать трансцендентный
характер. Полученный опыт может дать основание для пересмотра сложившейся
системы ценностей. Кроме того, возможно проявление и проживание трансперсонального
материала.
Рассмотренные в этих примерах техники не имеют непосредственного отношения
к сексу. Однако они хорошо иллюстрируют аутентичную модель сексуальности
и её терапевтический потенциал.
Каков возможный механизм психотерапевтического действия аутентич-ной модели
сексуальности вообще и описываемого тренинга в частности? В принципе,
это тема для объёмного междисциплинарного исследования. Положение усугубляется
ещё тем, что большинство важнейших понятий относящихся к этой темы не
имеют удовлетворительного научного определения. Например – «изменённое
состояние сознания». Обзор работ посвящённых этому вопросу приводит примерно
к такому определению: изменённое состояние сознания, это нечто, возникающее
в следствии …(перечисление) и сопровождающееся …(перечисление). Сам вопрос
о природе сознания тоже очень не ясен. Можно исходить из гипотезы, что
оно является следствие функционирования нейронов головного мозга. Но именно
проблемы связанные с изменёнными состояниями заставляют сомневаться в
правильности этой гипотезы.
Однако поскольку понимание механизма действия той или иной техники является
желательным условием её применения, попробую на примере описан-ных выше
техник обсудить этот вопрос.
Итак, что происходит? Те, кто участвовал в подобного рода работах ска-жут
однозначно и очень точно – расширение сознания. Здесь я буду исходить
из гипотезы противоречащей действующей в психологии парадигме, но зато
очень традиционной и обладающей, на мой взгляд, большей объяснительной
силой. Сознание – это тонкоматериальная среда, тесно взаимосвязанная не
только с мозгом, но и со всем телом. Гипотеза эта в последние годы всё
чаще выдвигает-ся и обосновывается разными исследователями (см. например
А. Шевцов «Введение в общую культурно-историческую психологию»). Однако
привычка редуцировать психические процессы к физиолого-биохимическому
уровню ещё очень сильна.
В частности расширение сознания означает, что человеку становятся доступны
образы большего объёма. А это, в свою очередь, создаёт своего рода новые
измерения и как следствие – возможность решать задачи ранее не разрешимые.
Уместная параллель – примеры из геометрии, когда задача не имеющая решения
на плоскости легко решается в объёме.
Поскольку практически все составляющие аутентичной модели сексуальности,
как показывают её исследования направлены на поддержание расширенного
сознания, то это, как я считаю, и является причиной её психотерапевтичности
и популярности тренинговых программ этой направленности. А также объяснением
того факта, что традиционные сообщества отличаются от индустриальных большим
душевным здоровьем входящих в них людей.
|