В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


 

 СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ОПЫТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ. А. Коляда, психолог

 

Психоактивность действий так или иначе связанных с сексуальностью свидетельствует о возможности их использования в психотерапевтических це-лях. Однако полнота реализации этих целей в значительной степени определяется, каким образом человек воспринимает секс. Иными словами, можно утверждать, что если секс воспринимается преимущественно как физическое и физиологическое действие, то возможность получения терапевтического эффекта минимальна.
В этой связи обращает на себя внимание то, что практически все известные традиционные культуры относятся к сексуальности как к сакральному явлению, связанному с необычными состояниями сознания. В этой связи проявления сексуальности обставляются разнообразными обрядами, либо сами они являются составной части обрядовой практики, связанной с интенсивным проживанием изменённых состояний. Особенно ярко это проявляется в оргиастических культах, отголоски которых можно найти в самых разных культурных традициях. При этом принципиально важно то, что традиционная точка зрения предполагает предельно широкое понимание сексуальности. Она видится как система разноплановых ( в том числе и на тонкоматериальных уровнях) взаимодействий между мужчиной и женщиной, причём генитальный контакт не всегда является их непременным условием или следствием. Для удобства обсуждение такое видение можно обозначить как аутентичную модель сексуальности.
К сожалению, в сознании большинства современных людей закреплена совершенно другая модель сексуальности. Анализируя самые разные проявле-ния общественного сознания (а точнее – бессознательного), начиная от образов массовой культуры и кончая результатами интервьюирования на психотерапевтических сеансах можно сделать вывод, что само понятие сексуальности крайне сузилось относительно, её аутентичной модели. Сводится оно в основном к половому акту и действиям, так или иначе с ним связанным. Причём все эти действия понимаются весьма механистично.
Рассматривая аутентичную модель сексуальности, я должен отметить, что взаимодействия на уровне осознавания, соответствующем этой модели, явля-ются эффективной психотехникой, большим терапевтическим потенциалом. В чём он состоит?
1. Опыт аутентичной сексуальности даёт глубокое осознавание собственного тела, чувств, мыслей и движения в них происходящих. Соответственно, осознаются разноплановые зажимы и связанные с ними психологические проблемы.
2. Секс становится естественным средством достижения изменённых состояний сознания, которые могут использоваться как в целях личностного роста, так и для психотерапевтической работы, например, связанной с динамикой перинатальных матриц. Особенную ценность такая практика имеет для решения проблем, связанных с пересмотром сложившейся системы ценностей, в частности психологических зависимостей.
3. Само движение к реализации аутентичной модели сексуальности требует определённой психотерапевтической работы, а её достижение оказывается мощным стимулом к этой работе.
Последнее требует некоторых пояснений. Известно, что как сама работа в изменённых состояниях, так и её эффективность определяется тем, с какими целями человек идёт в эту работу. Особую важность в этом случае приобретают тайные и скрытые, т.е. неосознаваемые цели. Практика же показывает, что у достаточно большого числа людей секс оказывается связанным с достижением большого числа целей, зачастую совершенно разнонаправленных и не имеющих никакого отношения к сексуальности. Естественно, что до тех пор, пока человек не начинает осознавать эти цели и освобождаться от них, полноценная психоло-гическая работа в контексте сексотерапии оказывается невозможной. Приведу краткий перечень таких целей и проблем. Условно их можно объединить в три группы.
Первая группа объединяет системные цели, связанные с задачами, вы-страивающими человеческое мышление как операционную среду.
1. Секс используется как инструмент управления партнёром или сообще-ством.
2. Использование секса как инструмента мести. Как правило связано с существованием обширного пласта накопленных обид, в частности на родителя противоположного пола и переносимых на партнёров, а так-же обид, полученных в следствии фрустраций на сексуальной почве.
3. Стремление определённым образом выглядеть, производить впечатле-ние, и потому замена естественности на соответствующие стереотипы.
4. Стремление к неуязвимости, проявляющееся в закрытости и сдержан-ности.

Вторая группа – проблемы, кроющиеся в общественном бессознательном, являющиеся мифами, навязываемыми общественной средой образцами поведе-ния. Число их велико, потому назову наиболее распространённые.
1. Секс – это нечто постыдное, запретное, грязное.
2. Секс – это нечто значимое престижное, иногда составляющее смысл жизни.
3. Отношения между мужчиной и женщиной – сплошные страдания.
4. Мужчина должен быть гиперсексуален, а женщина – холодна.

Третья группа – это личные болезненные переживания, самого разного происхождения. Большую их часть составляют проблемы, возникшие при столкновении с проявлением у партнёра целей из первой группы и усугублённые мифами второй, а также принятые на этой почве решения

Перечисленное заставляет считать ситуацию, в которой партнёр воспри-нимается как устройство для снятия сексуального напряжения, чуть ли не как идеальную. А использование сил, связанных с сексом, в психотерапевтическом контексте, делом требующим определённой подготовительной работы.
К счастью, как показывает опыт, большинство людей знакомо с психологическим состоянием очень точно соответствующим аутентичной модели сексуальности. Причём это состояние переживается во вполне сознательном возрасте, во время пубертатного периода и потому достаточно легко актуализируется. Когда сексуальность уже осознаваемая как таковая начинает заполнять мысли и мечты подростка, они оказываются направленные не столько на половой акт, сколько на предвкушение нового, принципиально важного состояния. Это состояние можно приблизительно описать как ощущение возможности достичь некоей экзистенциальной цельности в теле, чувствах, мыслях, блаженного состояния единства и трансценденции собственных границ. Причём существует точное знание о том, что достижение этого состояния невозможно без человека другого пола. Это своего рода необходимое условие для того, чтобы вызвать движение силы, которое даёт переживание всеобъемлющего блаженства.
Не вдаваясь в обсуждение природы знаний об этом состоянии, отмечу, что с одной стороны, память о нём может служить своего рода ориентиром, а с дру-гой стороны, реальное его переживание, даёт значимый психотерапевтический эффект.
Из сказанного следует, что вне зависимости от того, следует ли человек аутентичной модели сексуальности в повседневной жизни, самый опыт проживания этой модели или приближения к ней позволяет решить многие проблемы. Практика показывает, что наиболее оптимально получение такого опыта в процессе тренинговой работы, включающей в себя два основных направления. Первое предполагает знакомство с аутентичной моделью сексуальности и проживание различных её аспектов. Второе – это самоисследование направленное на обнаружение неосознаваемых целей, являющимся помехами при работе по первому направления и их последующую проработку. Соответственно, в программу включается обучение техникам самоисследования.
Каковы, на мой взгляд, наиболее существенные для тренинга аспекты ау-тентичной сексуальности?
1. Отход от поверхностного, механистического восприятия мира. Это не означает того, что в программу тренинга должны вводиться специаль-ные упражнения на раскрытие экстрасенсорных способностей. По-скольку задача эта в большой степени мировоззренческая, то решаться она должна через контекст тренинговой работы.
2. Глубокое и разноплановое осознание себя, партнёра и происходящих взаимодействий.
3. Сакральное, мифологическое, обрядовое понимание сексуальности и связанных с ней взаимодействий.

Далее, возникает вопрос о средствах, которые могли бы обеспечить про-живание этих аспектов. Здесь я должен сделать важное пояснение: сам образ описываемого тренинга, его теоретическое и практическое содержание родились из исследований этнографических материалов, касающихся способов выхода в изменённые состояния сознания существовавших в русской культурной традиции.
Большую роль в этой работе сыграло изучение и освоение этнографических материалов по скоморошьей традиции, описываемых покойным А. Андреевым в кн. «Очерки русской этнопсихологии» Эта традиция унаследовало многое восходящее к древнейшим культам плодородия, что делает её особенно интересной относительно рассматриваемой темы. Кроме того, в практическую часть тренинга в этнографическом или адаптированном виде вошли некоторые знахарские практики, взаимодействия, составляющие дополнительные смыслы или «тонкий план» многих народных игр, материалы по взаимодействию через движение, звук, некоторые специфические формы работы с голосом и т.д.
Не вдаваясь в подробное описание технологии тренинга, поясню на про-стых примерах, как некоторые практики помогают решать тренинговые задачи.

«Лажение»

Название является производным от слова ладить, отлаживать. Лажение это этнографическая знахарская практика, с некоторыми вариациями встречающаяся в разных регионах России. В сущности, это особый вид массажа, по форме близкий к различным видам спонтанного массажа. Оно включает в себя самые разнообразные формы воздействия – от силового, по интенсивности приближающегося к мануальной терапии или рольфингу до воздействия без физического контакта. Однако эта техника имеет ряд черт, делающих её по-своему уникальной. Лажение предполагает наличие способности видения или, если угодно, чувствования и одновременно является прекрасным способом развить эту способность. Такое чувствование, суть возникающее в процессе лажения точное знание о встретившемся телесном напряжении и о том, как его устранять. Далее, для успешной работы в этой технике, необходима способность воспринимать тело (своё и партнёра) как некое пространство. К сожалению, на эту тему более ничего сказать, т.к. этот образ практически невозможно передать в словах. И, наконец, лажение косвенно использует силы, связанные с сексуальностью. По крайней мере, традиционно работа в этой технике осуществляется только между мужчиной и женщиной или двумя женщинами. При том, что лажение не имеет непосредственного отношения к сексу, по свидетельствам людей освоивших эту технику, оно сильно увеличивает возможности и качество сексуального общения, интенсивность и глубину получаемых переживаний. Одна из причин этого явления состоит в том, что секс связан с большим количеством разнообразных напряжений, значительная часть которых является помехами для получения «правильных» переживаний.

Работа с голосом

Имеет два аспекта. Во-первых, очень широко используется тот факт, что способность сойтись, совместиться через звук голоса с другим человеком, яв-ляется своего рода тестом на психологическую совместимость. Соответственно это явление в разных формах, от ритуализированных (как в некоторых племенах населяющих Вьетнам), до существующих в бытовом контексте, применялось при подборе пар. Этот факт имеет и оборотную сторону – голос можно исполь-зовать как своего рода вход в психотерапевтическую работу, направленную на увеличение психологической совместимости.
Во-вторых, определённые техники парной или групповой работы с голо-сом, вызывают эффект единого сознания и другие необычные состояния, что определило повсеместное их применение в самых разных духовных практиках, как правило в форме пения. Некоторые тантрические практики предполагают использование голоса без слов и интонирования, в виде гудения.
Скоморошье «гудошничание», будучи близким по форме к этим техникам, является основой для работ с сознанием самой разной направленности – от пси-хотерапевтической до совершенно мистических с выходом в глубокие изменённые состояния. Применение гудошничания в парной работе позволяет осуществлять осознанное взаимодействие на самых разных уровнях сознания. Соответственно, если взаимодействие включает в себя сексуальный аспект, то оно может принимать трансцендентный характер. Полученный опыт может дать основание для пересмотра сложившейся системы ценностей. Кроме того, возможно проявление и проживание трансперсонального материала.
Рассмотренные в этих примерах техники не имеют непосредственного отношения к сексу. Однако они хорошо иллюстрируют аутентичную модель сексуальности и её терапевтический потенциал.
Каков возможный механизм психотерапевтического действия аутентич-ной модели сексуальности вообще и описываемого тренинга в частности? В принципе, это тема для объёмного междисциплинарного исследования. Положение усугубляется ещё тем, что большинство важнейших понятий относящихся к этой темы не имеют удовлетворительного научного определения. Например – «изменённое состояние сознания». Обзор работ посвящённых этому вопросу приводит примерно к такому определению: изменённое состояние сознания, это нечто, возникающее в следствии …(перечисление) и сопровождающееся …(перечисление). Сам вопрос о природе сознания тоже очень не ясен. Можно исходить из гипотезы, что оно является следствие функционирования нейронов головного мозга. Но именно проблемы связанные с изменёнными состояниями заставляют сомневаться в правильности этой гипотезы.
Однако поскольку понимание механизма действия той или иной техники является желательным условием её применения, попробую на примере описан-ных выше техник обсудить этот вопрос.
Итак, что происходит? Те, кто участвовал в подобного рода работах ска-жут однозначно и очень точно – расширение сознания. Здесь я буду исходить из гипотезы противоречащей действующей в психологии парадигме, но зато очень традиционной и обладающей, на мой взгляд, большей объяснительной силой. Сознание – это тонкоматериальная среда, тесно взаимосвязанная не только с мозгом, но и со всем телом. Гипотеза эта в последние годы всё чаще выдвигает-ся и обосновывается разными исследователями (см. например А. Шевцов «Введение в общую культурно-историческую психологию»). Однако привычка редуцировать психические процессы к физиолого-биохимическому уровню ещё очень сильна.
В частности расширение сознания означает, что человеку становятся доступны образы большего объёма. А это, в свою очередь, создаёт своего рода новые измерения и как следствие – возможность решать задачи ранее не разрешимые. Уместная параллель – примеры из геометрии, когда задача не имеющая решения на плоскости легко решается в объёме.
Поскольку практически все составляющие аутентичной модели сексуальности, как показывают её исследования направлены на поддержание расширенного сознания, то это, как я считаю, и является причиной её психотерапевтичности и популярности тренинговых программ этой направленности. А также объяснением того факта, что традиционные сообщества отличаются от индустриальных большим душевным здоровьем входящих в них людей.

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта